Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
BBK 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
In terms of the progressive growth of the needs of modern society should be provided with appropriate speed and quality of economic development of the regions and the state as a whole. Conclusively a direct relationship between the economic development of the region and the degree of innovation activity and investment attractiveness. The achievement of such state of the region is possible subject to the active support of scientific research, formation of regional innovation infrastructure and the implementation of innovative strategies with the aim of promoting innovation in the region. Because innovation lead to economic growth, it is advisable to use the benefits of project management with the purpose of increase of efficiency occurring in the region's innovation processes. Project management as integrated management of integration activities in the region in modern science is not fully understood. It is important to create conditions for the development and implementation of innovative strategies in the region as an instrument for innovation and investment development of the region in terms of mechanisms and principles of project management
innovation strategy, innovation development, region, project management
Введение. В настоящее время отечественная экономика претерпевает базисные изменения. Меняется мировоззрение относительно используемых моделей и инструментов экономического развития. В приоритете сегодня инновации, новейшие знания и технологии, таким образом, инновационная модель экономики требует применения принципиально иных методологических и практических подходов, то есть необходимо научиться формировать и реализовывать инновационные стратегии развития региона в условиях проектного управления.
В современной науке под инновационной стратегией ученые понимают интеграционную деятельность, которая нацелена на реализацию управленческих решений в целях выполнения обозначенных задач и достижения стратегических результатов инновационного развития региона [1]. Инновационные стратегии реализуются для достижения стратегических целей, а именно: стимулирования инновационной деятельности региона, укрепления его инновационного и, как следствие, инвестиционного потенциалов, обеспечения эффективности инновационных процессов, протекающих в регионе и др., что приведет к возникновению долгосрочных конкурентных преимуществ.
Инновационное развитие региона закладывает фундамент его социально-экономическому процветанию. Принципы проектного управления предопределяют возможности использования совместных, объединенных ресурсов и управленческих решений, что является необходимым условием для эффективного создания и применения на региональном уровне различных видов инноваций (от процессных до маркетинговых). Сегодня Правительством РФ перед регионами поставлена задача проработать стратегические пути их социально-экономического развития. При этом инновационную составляющую за основу стратегии развития региона приняли далеко не все структурно-территориальные единицы страны, что отражается на уровне инновационного развития государства.
Е.В. Пестерева в своих трудах отмечает, что формирование и реализация стратегических ориентиров инновационного развития регионов есть ничто иное как «динамический процесс, отражающий структурные изменения спроса субъектов экономики на инновации и возможности реализации предложения инновационного продукта». В целях инновационного развития региона важно не только обозначать стратегические целевые ориентиры, гораздо важнее их достигать, вследствие чего и с методологической, и с практической точки зрения устранение сложностей взаимодействия представителей власти и стратегических субъектов экономики приведет к повышению эффективности инновационных процессов в экономике [7].
Вопросам недостаточной методологической изученности проблем формирования и выбора механизмов реализации инновационных стратегий региона отечественными учеными сегодня уделяется повышенное внимание. Как отмечают Ю.А. Дорошенко и И.В. Сомина, на начальном этапе формирования инновационной стратегии необходимо обозначить инновацию, которая будет применяться с целью достижения обозначенных стратегических результатов. Последующие этапы формирования инновационной стратегии должны быть связаны с выявлением целей и задач, а также форм, инструментов, методов и параметров организации данной стратегии, основанной на применении инновации. Выбор параметров формирования инновационной стратегии должен происходить, исходя из принципа необходимости их успешной адаптации при изменении условий реализации стратегии как на мезо-, так и на макроуровне [2].
Реализация инновационных стратегий региона приведет к формированию региональной инновационной системы и инновационной инфраструктуры и, как следствие, обеспечит протекание в нем эффективных инновационных процессов и создаст предпосылки для стимулирования инновационной деятельности, в том числе в отрасли промышленности строительных материалов. Однако данные процессы и результаты могут быть реализованы и достигнуты быстрее и прогрессивнее, опираясь на проектное управление. Принцип интеграционной деятельности в проектном управлении будет заключаться в объединении промышленности, науки, государственной власти, образования для наиболее эффективного решения обозначенных в инновационной стратегии задач.
Методология. Отметим вклад отечественных и зарубежных ученых, исследовавших и разрабатывавших методологию и методики формирования и реализации инновационных стратегий региональных систем, а именно И. Ансоффа, А. Чандлера, Р. Литана, Ф. Хедоури, М. Мескона, М. Альберта, Ю.А. Дорошенко, И.В. Соминой, Е.Н. Чижовой, М.А. Гершмана и др.
Понятие «инновационная стратегия» относительно молодое и активно исследуется как в российской науке, так и в зарубежной. Действительно, можно выделить значительные различия в подходах к трактовке сущности стратегии. Так, А. Чандлер определяет стратегию как совокупность долгосрочных целей и задач, а также инструментов управления ресурсами для достижения обозначенных целевых ориентиров [10].
Коллектив ученых М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури убеждены, что стратегией является «детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей» [6].
Опираясь на опыт ученых и оперируя научной терминологией, представим авторское определение данной экономической категории. Так, инновационная стратегия – это совокупность объективных и необходимых для развития региональной системы целей, инструментов их достижения и ресурсов, обеспечивающих эффективность инновационных процессов и стимулирование ее инновационной активности.
В развитии методологических и научно-практических подходов к формированию проектного управления велика роль таких ученых, как Й.А. Шумпетера, П. Мартина, К. Фридмана, П. Друкера, К. Тейта, С.Ю. Глазьева, Ю.В. Яковца, О.А. Овсянникова, М.Л. Разу, К.Л. Жихарева и др.
Как полагает К.Л. Жихарев, проектное управление - это развитие региональных инновационных систем, в рамках которого предполагается выделение трех уровней управления: инновационными проектами, программами и портфелем региона [3].
При этом М.Л. Разу под проектным управлением понимает особый вид управленческой деятельности, который основывается на предварительной коллегиальной разработке комплексно – системной модели действий для достижения оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели [8].
Проектное управление – это комплекс квалифицированных управленческих решений в профессиональных областях относительно управления всеми ресурсами организации, основанного на применении принципов, методов и средств инновационного менеджмента в целях максимально результативного достижения поставленных целей с учетом имеющихся требований по времени, финансам и индивидуальным особенностям проекта [4].
Основная часть. Одной из наиболее сложных проблем формирования и реализации инновационных стратегий региона является недостаточность их практического освоения на всех этапах: от формирования идеи до оценки результатов. При этом протекающие в региональной системе инновационные процессы требуют квалифицированного управления, отсутствие которого приводит к возникновению диспропорций и торможению инновационной деятельности. Отметим, что наблюдается отсутствие согласованности действий между федеральными и региональными представителями власти, в чьих компетенциях находится принятие управленческих решений относительно стратегического развития региональных и национальной инновационных систем. Более того, процесс инновационного и, как следствие, инвестиционного развития регионов сдерживает недостаточная степень развития инновационной инфраструктуры, а в отдельных регионах и полное ее отсутствие. При этом процессу целеполагания необходимо уделять повышенное внимание, поскольку от качества поставленной цели зависит конечный результат, поэтому, с точки зрения методологии регионального инновационного развития, постановка целей – очень ответственный этап.
Эффективной реализации инновационных стратегий в целях стимулирования инновационной деятельности региона препятствуют следующие ограничения [7]:
- недостаточная квалификация менеджеров, ответственных за реализацию инновационных стратегий региона;
- недостаточная проработанность правовой базы, создающей условия для реализации новых инновационных стратегий региона;
- слабая система обратной связи между представителями органов власти и хозяйствующими субъектами при реализации инновационных проектов, требующих совместных действий;
- недостаточная обоснованность стратегических приоритетов инновационного развития региона;
- отсутствие эффективных способов стимулирования инновационно активных хозяйствующих субъектов.
Реализация инновационных стратегий происходит в рамках действующей в регионе инновационной системы. Рассматривая инновационную систему как «движущую силу», способную объединить усилия инновационно активных хозяйствующих субъектов, исследовательских организаций и представителей реального сектора экономики с целью создания, распространения и использования инноваций, процесс реализации инновационных стратегий на данном уровне представляется наиболее эффективным. Поскольку важнейшей функцией инновационной системы региона является обеспечение максимально эффективного процесса разработки инноваций и их практического применения, основной проблемой является отсутствие у представителей реального сектора экономики устойчивого спроса на них [5].
Успешная коммерциализация инноваций подразумевает применение маркетинговых инструментов организации продаж. Если рассматривать инновацию как товар, который необходимо продать, необходимо организовать оповещение потенциальных потребителей об инновационном продукте, чему должна содействовать региональная инновационная инфраструктура [9]. Определяя понятие инновационной инфраструктуры региона, представим ее как комплекс взаимосвязанных и тесно взаимодействующих структур различных областей народного хозяйства в интересах обеспечения эффективного инновационного процесса на всех его этапах: от разработки инновационной идеи до коммерциализации инновации. При этом в рамках проектного управления протекание названных выше процессов будет происходить быстрее и эффективнее.
Отметим, что при проектном управлении достигается эффективное взаимодействие субъектов, задействованных в нем. При этом наблюдается наибольшая рациональность использования ресурсов, по природе всегда ограниченных. Также установление временных границ реализации проекта мобилизует его участников. Подчеркнем, что методы проектного управления сегодня все активнее используются при достижении целей, связанных с участием государства в регулировании экономики в части ее модернизации.
Выводы. Подводя итог, отметим некоторые аспекты, создающие условия для формирования и реализации инновационных стратегий региона. Так, необходимость их формирования обусловлена объективными причинами, в числе которых важность стимулирования инновационной деятельности региона с применением методов и принципов проектного управления в целях его инновационного развития. Для успешной реализации инновационных стратегий региона, прежде всего, необходимо обеспечить соответствие целей, а также форм и способов реализации национальной и региональных инновационных стратегий. Они должны образовывать единую систему, приводить к появлению синергетического эффекта. Важно оценить ресурсный потенциал региона и квалифицированно управлять ресурсами для максимально эффективной реализации инновационной стратегии. Также стоит отметить, что эффективность функционирования региональной инновационной инфраструктуры прямо влияет на активность инновационной деятельности и укрепление инновационного потенциала региона, поэтому в целях успешного формирования и реализации инновационных стратегий региональные власти должны обеспечить максимально эффективное функционирование инновационной инфраструктуры.
1. Doroshenko Yu.A., Kapustin E.V. Upravlenie proektami, svyazannymi s sozdaniem i ispol'zovaniem ob'ektov intellektual'noy sobstvennosti // Reformirovanie sistemy upravleniya na sovremennom etape: Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Penza, 2004. S. 80-82.
2. Doroshenko Yu.A., Somina I.V. Modelirovanie rezul'tativnosti innovacionnoy deyatel'nosti // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2012. № 8. S. 172–177.
3. Zhiharev K.L. Proektnoe upravlenie razvitiem regional'noy innovacionnoy sistemy. M.: Izd. Socium, 2011. 207 s.
4. Malyhina I.O., Brezhnev A.N. Proektnoe upravlenie kak instrument razvitiya inzhiniringovogo centra, sozdannogo na baze vuza // Nauchno-teoreticheskiy zhurnal Vestnik BGTU im. V.G. Shuhova. 2017. №1. S. 240–244.
5. Mahotaeva M.Yu., Fihtner O.A., Grigor'eva O.V. Mehanizm realizacii strategii innovacionnogo razvitiya // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Pravo. Upravlenie. 2014. №4. S. 76–88.
6. Meskon M. H., Al'bert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta. Per. s angl. M.: Delo, 1992. 385 s.
7. Pestereva E.V. Formy i metody realizacii innovacionnoy strategii regiona // Izvestiya gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014. № 11 (138). S. 88–95.
8. Razu M.L. Upravlenie proektom. Osnovy proektnogo upravleniya: uchebnik. M: Izd. KNORUS, 2007. 768s.
9. Chizhova E.N., Brezhnev A.N., Kondrashova E.A. Osnovnye vidy pokazateley kachestva innovacionnogo proekta i trebovaniya k ih vyboru // Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuhova. 2012. №3. S. 119–121.
10. Chandler A. Strategy and structure. London, 1962. 421 s.