Moskva, Russian Federation
V usloviyah postoyanno menyayuscheysya social'noy situacii odnim iz vazhnyh issledovatel'skih voprosov stanovitsya neobhodimost' izucheniya psihologicheskih priznakov i pokazateley, harakterizuyu- schih svoeobrazie povedeniya cheloveka v sociume. Specifika tipizacii lichnosti v psihologicheskoy nauke sostoit v razrabotke takih modeley, kotorye budut otrazhat' zakonomernosti povedeniya lyudey. Na osnove etogo poyavlyaetsya vozmozhnost' predpolozhit' povedenie cheloveka, prognozirovat' ego deyatel'nost'. Na osnovanii etogo vozmozhno vystraivat' modeli razvitiya i obucheniya cheloveka s uchetom ego individual'nosti i prinadlezhnosti k opredelennomu psihologicheskomu tipu. Pri primenenii tipizacii vozmozhno opredelit' vnutrennie izmeneniya cheloveka, razvitie ego haraktera, a takzhe izmenenie ego predpochteniy. Na primere primeneniya tipizacii D. Keyrsi dlya studentov zaochnogo otdeleniya Moskovskogo politehnicheskogo universiteta vyyavlena dinamika psihologiche- skih harakteristik studentov i ee vzaimosvyaz' s social'nymi faktorami. V osnove klassifikacii Keyrsi nahodyatsya glubinnye interesy lichnosti. Za osnovu prinadlezhnosti k tomu ili inomu tipu prinimaetsya to, chem sam chelovek hotel by zanimat'sya, to, chto nravitsya samomu cheloveku, chto vyzyvaet u nego pozitivnye emocii. Pri provedenii testirovaniya kazhdyy otvechayuschiy issleduetsya po chetyrem bipolyarnym shkala: E, extravertion – I, introvertion; S – sensation – N, intuition; T, thinking – F, feeling; J, judgment – R, perception. Vyyavleno, chto v processe obucheniya v vuze, pri poluchenii professii, pri priobretenii novyh znaniy, a takzhe pri neobhodimosti adaptacii k menyayuschimsya social'no-ekonomicheskim usloviyam u studentov proishodyat izmeneniya v psihologicheskih harakteristikah, v tom chisle v haraktere, predpochteniyah, uchete faktorov, na osnovanii kotoryh prinimayutsya resheniya i delayutsya vyvody.
psihologicheskiy tip, tipizaciya Keyrsi, psihologicheskie predpochteniya, vliyanie social'nyh faktorov
В условиях постоянно меняющейся социальной ситуации одним из важных исследовательских вопросов становится необходимость изучения психологических признаков и показателей, которые характеризуют и объясняют своеобразие поведения человека в социуме. Специфика классификации и типизации личности в психологической науке состоит в разработке таких моделей, которые будут отражать закономерности поведения людей. Благодаря этому можно прогнозировать поведение человека в тех или иных случаях [3]. На основе это- го становится возможным разрабатывать методики обучения, выстраивать модели развития и совершенствования человека с учётом его индивидуальности и принадлежности к определённому психологическому типу.
1. Abel'skaya E.F. Tipovedcheskoe issledovanie psihicheskogo sklada lichnosti. Dis. … kand. psihol. nauk. Ekaterinburg, 2006.
2. Anastazi A. Differencial'naya psihologiya. Individual'nye i gruppovye razlichiya v povedenii. M.: Eksmo press, 2001.
3. Anis'kina M.S. Izmenenie psihologicheskih harakteristik studentov pri obuchenii v tehnicheskom vuze // Tezisy Mezhdunarodnogo simpoziuma «L.S. Vygotskiy i sovremennoe detstvo», M., 15–16 noyabrya, 2016.
4. Artemceva N.G., Gubankova N.G., Il'yasov I.I., Mironycheva A.V., Nagibina N.L. Psihologicheskie tipy. Kognitivnye stili. Ch. 4. M.: Moskovskiy gumanitarnyy universitet, 2003.
5. Artemceva N.G., Il'yasov I.I., Mironycheva A.V., Nagibina N.L., Fiveyskiy V.Yu. Poznanie i lichnost': tipologicheskiy podhod. M.: Kniga i biznes, 2004.
6. Ivlev Yu.V. Logiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskoy kul'tury // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. T. 10. 2016. № 3. S. 59–65.
7. Ivleva M.L., Saenko N.R. Osobennosti primeneniya keys-metoda v kurse «pedagogika i psihologiya vysshey shkoly» dlya aspirantov // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. T. 10. 2016. № 2. S. 59–68.
8. Il'in E.P. Psihologiya individual'nyh razlichiy. Seriya «Mastera psihologii». SPb.: Piter, 2004.
9. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnyh professiyah. M.: Izdatel'stvo MGU, 1995.
10. Labynceva I.S. Osobennosti dinamiki uchebnoy deyatel'nosti studentov s raznym otnosheniem k professii. Dis. … kand. psihol. nauk. Rostov n/D, 2013.
11. Chikesentmihayi M. Potok: Psihologiya optimal'nogo perezhivaniya. M.: Al'pina non-fikshn, 2011.
12. Seligman M. Novaya pozitivnaya psihologiya: Nauchnyy vzglyad na schast'e i smysl zhizni / Per. s angl. M.: Sofiya, 2006.
13. Yung K.G. Psihologicheskie tipy / pod red. V. Zelenskogo; per. S. Lorie. SPb.: Azbuka, 2001.
14. Courela C., César M., Crafting a neo-Vygotskian approach to adult education in Portugal: Collaborative project work in an alternative curriculum, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 3, rr. 100–113.
15. Dontsov A.I., Perelygina E.B., Interpersonal confidence as a factor in the prevention of disorganized interaction. Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, r. 40–49.
16. Dzherelievskaya M.A., Vizgina A.V., Pantileev S.R., Yashina L.L., A substantial psychometric analysis of the scales of the Minnesota Multiphasic Personality Inventory: F.B. Berezin’s version, the MMIL, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, rr. 105–121.
17. Kokurina I.G., Solina E.I., Representations of happiness and life satisfaction in the group of educated and socially active young people, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, rr. 83–95.
18. Kostromina S.N., Bordovskaia N.V., Rosum S.I., Moskvicheva N.L., Iskra N.N., Research potential and cognitive features of students, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 4, rr. 122–136.
19. Vorobyeva E.V., Ermakov P.N., Saakyan O.S., The relationships between the achievement motivations and temperaments of psychology students with different lateral organization profiles, Psychology in Russia: State of the Art, 2015, № 1, rr. 32–42.
20. Zotova O. Yu., Karapetyan L.V., Occupation as a factor of personality subjective wellbeing, Psychology in Russia: State of the Art, 2015, № 2, rr. 126–136.