Krasnoyarsk, Krasnoyarsk, Russian Federation
Stat'ya posvyaschena razvitiyu inzhenerno-tehnicheskogo obrazovaniya, neobhodimosti razvitiya nauchno-tehnicheskogo tvorchestva, sozdaniya opredelennyh issledovatel'skih laboratoriy po modelirovaniyu, robotokonstruirovaniyu, prototipirovaniyu i t. d. pri sovremennyh tendenciyah ekonomicheskogo rosta strany. Avtorom opisany rezul'taty ego dissertacionnogo issledovaniya i privedeny opredelennye dostignutye rezul'taty. Rassmotreny novye podhody organizacii inzhenernogo obrazovaniya v dopolnitel'nom obrazovanii na osnove lichnostno-centrirovannogo podhoda i raznovozrastnyh grupp s ispol'zovaniem sovremennyh obrazovatel'nyh metodov i sredstv obucheniya, a takzhe didakticheskih kart individual'nogo obucheniya, kotorye napravleny na dostizhenie opredelennyh obrazovatel'nyh rezul'tatov. Didakticheskie individual'nye karty obucheniya soderzhat v svoey strukture opredelennyy material: podrobnye instrukcii po konstruirovaniyu iz konstruktora Lego, instrukcii po programmirovaniyu robotov v opredelennoy srede Mindstorms Education Ev3, konstruktorsko-issledovatel'skie laboratornye raboty, gde kazhdyy etap soprovozhdaetsya prohozhdeniem i zapolneniem opredelennyh diagnosticheskih kart, kotorye pokazyvayut uroven' usvoeniya materiala, dayut vozmozhnost' uvidet', kak rebenok chuvstvuet sebya na zanyatii, kakie voznikayut trudnosti, motivaciyu, rabotu v komande i t. d. Organizaciya zanyatiy pri takom podhode k obucheniyu daet vozmozhnost' organizovat' individual'no-proektnuyu i nauchno-issledovatel'skuyu deyatel'nost' uchaschihsya i predpolagaet ispol'zovanie sovremennyh metodov, form i sredstv obucheniya, pravil'naya organizaciya raboty s kotorymi budet polozhitel'no vliyat' na vsestoronnee razvitie uchenika. Priveden primer razrabotannoy i aprobirovannoy avtorom diagnosticheskoy individual'noy karty po obucheniyu shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah priemam konstruirovaniya i programmirovaniya robotov, skonstruirovannyh iz obrazovatel'nyh konstruktorov Mindstorms Education Ev3.
lichnostno-centrirovannoe obuchenie, obrazovatel'naya robototehnika, raznovo- zrastnoe obuchenie, dorozhnaya karta, didakticheskaya individual'naya karta shkol'nika
В послании Президента В.В. Путина Феде- ральному Собранию РФ были сформулированы проблемы, стоящие перед Отечеством: «Сейчас наша задача – создать богатую и благополучную Россию… Ужесточается конкуренция за ресурсы: не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект… Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обре- чена на зависимое положение. Доля глобального «пирога», которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров.
1. Andreeva N.M., Pak N.I. O roli dorozhnyh kart pri elektronnom obuchenii informatike studentov klassicheskih universitetov // Otkrytoe obrazovanie. 2015. № 3. S. 101–109.
2. Demina V.A. Stanovlenie pedagogicheskogo obscheniya buduschego uchitelya kak process ego professional'no-lichnostnogo izmeneniya // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. T. 10. 2016. № 4 (10). S. 49–60.
3. Doroshenko E.G., Pak N.I., Hegay L.B. Uchebnye dorozhnye karty kak sredstvo lichnostno-orientirovannogo obucheniya // Obrazovanie i nauka. 2015. № 8. s. 97–111.
4. Doroshenko E.G., Pak N.I., Pushkareva T.P., Hegay L.B., Yakovleva T.A. Metodicheskaya sistema obucheniya informatike studentov pedagogicheskih vuzov v usloviyah FGOS VO // Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2015. № 1 (31). S. 36–44.
5. Pak N.I., Doroshenko E.G., Hegay L.B. Organizaciya student-centrirovannogo obucheniya s pomosch'yu uchebnyh dorozhnyh kart / V sb. nauchnyh trudov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Informaciya i obrazovanie: Granicy kommunikaciy», INFO”15, № 7(15), Gorno-Altaysk, 2015. S. 285–287.
6. Pak N.I., Doroshenko E.G., Hegay L.B. O neobhodimosti i vozmozhnosti organizacii lichnostno-centrirovannogo obucheniya v vuze //Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 7. S.16–23.
7. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. M.: IIO RAO, 2010. 140 s.
8. Yakimanskaya I.S. Trebovaniya k programmam, orientirovannym na lichnostnoe razvitie shkol'nikov. // Voprosy psihologii. 1994. № 2. S. 69–75.
9. Lee, S. and Park Y. (2005) Customization of technology roadmaps according to roadmapping purposes: overall process and detailed modules, Technology Forecasting & Social Change, 2005, 72, rr. 267–583.
10. Pak, N. (1998). Non-linear technologies in education. British Journal of Educational Technology. V. 29. rr. 273–277.
11. Wright, G.B. (2011). Student-Centered Learning in Higher Education. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education Vol. 23 (3). rr. 93–94.
12. Weimer, M. (2002). Learner-centered teaching: Five key changes to practice. San Francisco: Jossey-Bass/Wiley. 258 p.