Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper considers the essence, role and types of services in the energy sector. The topic affects the interests of firms of different scale, households and government structures.

Keywords:
services, energy, energy services.
Text

В любой стране в производстве экономических благ непосредственно участвует электроэнергетическая сфера. Ускоренное развитие электроэнергетики приводит к усилению ее технологической и воспроизводственной взаимосвязи с институциональной средой, глубокому взаимопроникновению услуг во все виды общественного развития. Услуги в сфере развития электроэнергетики неоднозначно отражаются в повышении качества жизни населения. В частности, рост тарифов за использование энергоуслуг всегда оказывается в фокусе разных субъектов хозяйствования. Как было отмечено, что «в современных условиях в экономической науке и практике особое место должны занимать исследования, посвященные рассмотрению не только технико-технологических изменений, но и институциональных аспектов функционирования национальной экономики и ее отраслей» [1, с. 7].

Для определения сущностных аспектов развития сферы энергоуслуг необходимо выделить известные характерные черты самих услуг. Важной специфической чертой услуг является их неспособность к хранению. В частности, отношения с собственностью со временем исчезают. Например, билет в кинотеатр определяет право потребителя на наличие услуги, но после ее получения теряется смысл этого права. Важнейшей чертой сферы услуг является ее неоднородность, подвижность «границ». В теории маркетинга наиболее употребляемым стало понятие услуги, предложенное Ф. Котлером: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [2]. Таким образом, в теории подчеркивается рыночная сущность услуги (возможность обмена), ее нематериальный характер, невозможность владения.

Энергоуслуги имеют особое значение в системе услуг. В Федеральном законе РФ отмечено, что «отрасль экономики Российской Федерации, включающую в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии…» [3].То есть особо выделяется деятельность по обеспечению электрической энергией – производство, передача и распределение электроэнергии до потребителя.

Существуют два подхода к пониманию энергосервисных услуг. В широком смысле энергоуслуги включают в себя комплекс мероприятий по обеспечению энергопользования, другими словами – обслуживание энергетических систем. В узком смысле – энергосервис, т.е. более высокий уровень обслуживания потребителей энергоуслуг. Существует масса фирм, обеспечивающих установку различных электросчётчиков, ведущих деятельность в сфере утепления, монтажа и эксплуатации энергосетей, энергоаудита и т.д. В основном они действуют по договорам подряда и возмездного оказания услуг. Соответственно, возникает масса вопросов относительно влияния энергоуслуг на коррупции [4] и состоятельность энергокомпаний [5].

Однако, развитие российского рынка энергоуслуг сдерживается несовершенством институциональной инфраструктуры электроэнергетической сферы, недостаточным уровнем информационной обеспеченности оказания и получения энергоуслуг.

Российский рынок энергоуслуг имеет высокий потенциал для развития. Однако, чтобы сделать энергоуслуги драйвером экономического развития, необходима четкая государственная политика, учитывающая  дифференцированный подход к регулированию услуг в электроэнергетике [6].

Таким образом, особенности развития рынка энергоуслуг как объект научного анализа связаны с поведением как потребителей, так и производителей энергоуслуг при институциональной поддержке со стороны государства, которые имеют сложный характер проявления и реализации в национальной экономике.

References

1. Burganov R.A. Institucional'naya model' vzaimodeystviya nacional'noy ekonomiki i elektroenergetiki // Ekonomika. Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M». – 2016. – T. 4. – №. 6. – S. 7–12. DOI: 10.12737/22920.

2. Kotler F. Osnovy marketinga: Per. s angl. / Obsch.red. i vstup. st. E.M. Pen'kovoy. – M.: Progress, 1999.

3. Ob elektroenergetike. Federal'nyy zakon ot 26.03.2003 № 35-FZ (red. ot 29.06.2015) / Rossiyskaya gazeta 2003.1 aprelya.

4. Burganov R.A. Korrupciya i nesovershenstvo rynka gosudarstvennyh (politicheskih uslug) // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2009. – № – S. 23–27.

5. Burganov R.A. Teoriya nesostoyatel'nosti (bankrotstva): terminy, traktovka, suschnost' // Problemy teorii i praktiki upravleniya. –2009. – № 12. – S. 112–118.

6. Burganov R.A. Problemy institucionalizacii v elektroenergetike [Tekst] / R.A. Burganov, S.E. Zalyalieva // Ekonomika regiona. – 2014. – № 3. – S. 159–166.

Login or Create
* Forgot password?