THREATS AND PROSPECTS FOR ENSURING RUSSIA'S FOOD SECURITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
V rabote vypolnena ocenka sostoyaniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii, vyyavleny ugrozy i proanalizirovany meropriyatiya po obespecheniyu politiki importozamescheniya, napravlennoy na povyshenie prodovol'stvennoy bezopasnosti.

Keywords:
prodovol'stvennaya bezopasnost', gosudarstvennaya podderzhk, porogovye znacheniya, importozameschenie, fermerskie hozyaystva.
Text

Введение. Приватизация предприятий России в 1990-х гг привела практически к полному разрушению не только промышленности, но и сельскохозяйственного сектора. Россия последние 25 лет находилась в зависимости от поставок зарубежных продовольственных товаров, что представляет прямую угрозу не только продовольственной независимости страны, но и ее национальным интересам, территориальной целостности и суверенитету страны в целом. После введения двусторонних санкций стратегически важной задачей государственной политики стало обеспечение качественного импортозамещения по основным продуктам питания в короткие сроки, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны, т.е. наладить производство и выращивание отечественных продуктов питания не ниже порогового уровня, который составляет 80% от нормы. Также необходимо привлечение инвестиций в реальный сектор экономики для развития производства отечественной продукции. 

Анализ последних исследований и публикаций. Многие ученые-экономисты проводят исследования в области экономической и продовольственной безопасности государства [1-4], изучают и анализируют угрозы экономической безопасности, исследуют направления совершенствования управления продовольственной безопасностью. Однако вопросы обеспечения импортозамещения продовольственных товаров, проблемы в области продовольственной безопасности РФ и их решение исследованы недостаточно.

Поэтому целью данного исследования является оценка состояния продовольственной безопасности России, выявление угроз ее обеспечению  и анализ мероприятий государства по обеспечению политики импортозамещения, направленной на повышение продовольственной безопасности.

Методы исследования. В работе использованы следующие общенаучные методы: системный подход, анализ, синтез, методы индукции и дедукции, табличный, группировки.

Результаты. Чтобы поднять уровень жизни населения, необходимо развитие реального сектора экономики, инвестирование в обновление основных фондов, что создаст условия для роста производительности труда и создания новых рабочих мест. В России необходимо начать выпускать качественные, высокотехнологичные отечественные товары. Европейские продовольственные товары, в отношении которых приняты санкции, несмотря на свой привлекательный внешний вид, содержат различные заменители, потенциально опасные для здоровья потребителей. Цены таких товаров существенно ниже, чем у нашего производителя из натурального сырья, который не может выдержать такую конкуренцию.

Поэтому в настоящее время государственная политика по импортозамещению должна быть направлена на поддержание отечественного производителя, инвесторов, которые вкладывают капитал в развитие реального сектора экономики и, в первую очередь, в развитие сельского хозяйства.

Например, в животноводческих личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) государству необходимо обеспечить ветеринарную безопасность, в противном случае это влечет огромные риски, как для отрасли, так и для потребителей. Чтобы решить эту проблему правительство РФ, Министерство сельского хозяйства РФ выдает гранты владельцам ЛПХ на создание и развитие фермерских хозяйств.  Наряду с крупными сельскохозяйственными производителями фермерские хозяйства вынуждены соблюдать ветеринарные нормы безопасности по содержанию животных. По словам главы Минсельхоза А.Н. Ткачева, за 2015 г. поддержка фермеров выросла почти в 2 раза с 8 млрд до 14,4 млрд руб. Это позволило поддержать 2,8 тыс. начинающих фермеров и 540 семейных животноводческих ферм [2].

С ростом увеличения спроса на отечественные продукты, многие бизнесмены хотят заниматься аграрным бизнесом, инвестировать в него. За 2014-2015 гг. достигнуты положительные результаты: по свинине и птице в России полностью обеспечена продовольственная безопасность. 10 лет назад собственное производство продовольственных товаров достигало всего 60%, остальное составлял импорт. При этом страны-импортеры вытесняли отечественного производителя с внутреннего рынка, используя агрессивную политику демпинговых цен, т.е. продавая продукцию по искусственно заниженным ценам. Причем такая ценовая политика пользуется серьезной государственной поддержкой стран - экспортеров ЕС, где фермеры получают от государства субсидии для завоевания новых рынков сбыта. После вытеснения конкурентов они поднимают цену, при этом налоги, прибыль, рабочие места растут в стране-производителе, а отечественная экономика испытывает кризис и угрозу потери экономической безопасности, включая продовольственную. Для борьбы с конкуренцией во всех странах принято защищать своих товаропроизводителей от демпингового влияния. Однако у российских фермеров такой поддержки государства не было, поэтому они были вытеснены недобросовестными иностранными конкурентами, что создало нашей стране серьезную угрозу в виде зависимости от поставок продовольственных товаров иностранными производителями.

В результате введения двусторонних санкций Российская Федерация начинает инвестировать в развитие собственной экономики. На современном этапе агропромышленный комплекс России стал одним из ведущих отраслей страны, растет объем производства, улучшается  качество продукции. Россия начала производить конкурентоспособные продукты. По заверениям А.Н. Ткачева: «За пять-семь лет мы сможем заместить большинство заграничных продуктов» [2].

В настоящее время государство разработало программы поддержки сельхозпроизводителей, правительство предоставляет субсидии из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса (постановление Правительства РФ от 24.06.2015 № 624) [5]. Имеющийся потенциал, научные разработки, практический опыт необходимо использовать для возрождения отечественного аграрного сектора и экономики в целом.

Ранее импортированных продовольственных товаров в стране было 80%. Российским фермерам невозможно было выдержать конкуренцию ни с Европой, ни с Китаем. Высокие кредитные ставки, которые составляют в России 20-28% для малого и среднего бизнеса, не позволяют отечественным фермерам конкурировать с европейскими товаропроизводителями-импортерами, у которых процентная ставка составляет 2-4%.

Производители отмечают, что за 2-3 года санкций Россия сможет осуществить импортозамещение по основным продуктам питания, в том числе овощей и фруктов, за счет собственного производства. Поэтому можно говорить о том, что санкции играют положительную роль для обеспечения продовольственной безопасности.

В табл. 1 проанализирована динамика государственной поддержки агропроизводителей за 2010-2015 гг. (по данным Минсельхоза РФ) [6].

                                                                                                              Таблица 1

Государственная поддержка развития сельского хозяйства

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

1015

Вложено средств, млрд руб.

111

125

138

198

189

222

 

Таким образом, государственные вложения в развитие российского АПК за 6 лет увеличились в два раза и имеют тенденцию к дальнейшему росту.

По итогам 2014 г. Россия находилась на шестом месте среди стран-лидеров по экспорту зерновых, уступив США, Индии, Франции, Канаде и Австралии. При этом по экспорту пшеницы – на третьем месте, незначительно уступая лишь США и Канаде [3]. Поэтому, если начать использовать нераспаханные земли, которых в России 10 млн га, продав их фермерам, то можно собирать урожай не только 100-105 млн т зерна за год, а 120-130 млн т. Зерно – это золотовалютный стратегический запас, объемы которого необходимо наращивать.

По данным Минсельхоза РФ за 2014 г., основной бюджетообразующий экспорт России составил следующие виды товаров (табл. 2) [2].

                                                                                                           Таблица 2

Российский экспорт товаров за 2014 г.

Виды товаров

Стоимость, млрд долл.

Газ

50

Продовольственные товары

20

Продукция ВПК 

15

 

Таким образом, впервые продовольственных товаров было продано больше, чем продукции военного назначения, что свидетельствует о начале выхода из кризиса. Именно благодаря санкциям государство начало оказывать поддержку отечественным сельхозпроизводителям, что позволило им не только насыщать отечественный рынок, но и успешно конкурировать за рубежом.

По данным Росстата за 2016 г. [7, 8], сельское хозяйство стало лидирующим сектором по росту производства — производство сельхозпродукции увеличилось на 4,8%, тогда как рост промышленного производства в 2016 г. составил всего 1,1%. За 3-4 года Россия сократила затраты на закупки продуктов питания за рубежом почти в 2 раза: с 42-44 млрд до 23-24 млрд  долл. в 2015 г. За 10 лет Россия увеличила экспорт продукции в 6 раз — с 3 млрд долл. в 2005 г. до 20 млрд. долл. по итогам 2015 г. [6].

В 2015 г. в России собрали 103,4 млн т зерна, а в 2016 г. был получен крупнейший урожай в новейшей истории России – 116 млн т. В 2016 г. Россия вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы (в сельскохозяйственном году с 1 июля 2015 по 30 июня 2016 г. российский экспорт составил 24-25 млн т) [7]. Таким образом, впервые за последние 50 лет Россия сместила с первого места по экспорту пшеницы США.

При профессиональном подходе к импортозамещению Россия может не только себя прокормить, но еще и производить на экспорт зерно и другую сельхозпродукцию. С некоторыми странами уже заключены контракты, например с Китаем и другими странами, на экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, что позволит обеспечить России продовольственную безопасность и внутреннее развитие экономики.

В условиях, когда цена на энергоносители резко снизилась, а 44% бюджета России составляют доходы, полученные от продажи нефти и газа, необходимо развивать реальный сектор экономики.

Государством предусмотрены субсидии по кредитам, субсидии на 1 кг молока, гранты на создание семейных животноводческих ферм. Впервые, используя опыт западных стран Европы, государство будет возмещать прямые затраты на строительство молочных комплексов в размере 20% [5]. Такая практика широко используется во Франции, в Германии,  Италии.

Также существует проблема нехватки тепличных хозяйств по выращиванию овощей в зимний период года. Населению России требуется ежегодно 2 млн т овощей, а производство составляет только 1,3 млн т в год. Необходимо строить новые теплицы ежегодно около 300 га. Разработана государственная программа по строительству тепличных комплексов, в соответствии с которой предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам и 20% возврата прямых затрат от стоимости строительства теплиц. В стране за 2015 г.  производство тепличных овощей выросло на 10%. В условиях, когда отношения с Турцией меняются в сторону потепления и санкции России на эмбарго турецких овощей и фруктов сняты, существует угроза, что отечественные производители, не окупив инвестиции, будут вытеснены с рынка более конкурентоспособными производителями. Поэтому государству  необходимо продлить льготный дотационный режим и ввести квоты на импорт данной продукции.

70% территории нашей страны является сложной для ведения сельскохозяйственного производства из-за не простых природно-климатических условий. Во многих регионах России себестоимость единицы сельскохозяйственной продукции будет значительно выше, чем, например, в Европе, за счет продолжительной зимы и короткого лета. Поэтому при планировании мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности страны эту специфику территорий необходимо учитывать и соответственно использовать потенциал каждого региона России, чтобы аграрный бизнес был рентабельным на всей территории страны.

К середине 2016 г. экономика России стабилизировалась, рубль укрепился, экономика адаптировалась к новым реалиям в условиях санкций и падения цен на нефть [9]. Со второй половины 2016 г. благодаря усилиям АПЕК по замораживанию и ограничению объемов нефти, а также ратификации договора по "Турецкому потоку" цены на нефть стабилизировались и начали устойчиво расти: 50-55 долл. за баррель, что благоприятно сказывается на экономике в целом, оказывая стабилизирующее действие. Согласно информации Института экономики РАН [1], задача Правительства  РФ состоит в том, чтобы достичь к 2018 г. пороговых значений по всем макроэкономическим показателям.

Однако в российском аграрном секторе существует много сдерживающих факторов, представляющих угрозу для обеспечения продовольственной безопасности, в частности:

  • высокие процентные ставки под кредиты сельхозпроизводителям;
  • недостаток или отсутствие собственного капитала для реализации крупных проектов;
  • падение потребительского спроса на дорогостоящие продукты питания;
  • угроза отмены санкций и господдержки;
  • зависимость от импорта сельхозтехники, оборудования, семян в растениеводстве, племенного стада;
  • низкий уровень производительности труда;
  • снижение спроса вследствие падения уровня жизни населения, особенно пенсионеров;
  • высокий уровень износа основных фондов.

В разработанной Доктрине продовольственной безопасности РФ до 2020 г. [10] определены следующие критерии обеспечения продовольственной безопасности, разработанные по производству основных продуктов питания, ежегодные объемы которых должны составлять:

  • зерна – не менее 95%;
  • сахара – не менее 80%;
  • растительного масла – не менее 80%;
  • мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85%;
  • молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90%;
  • рыбной продукции – не менее 80%;
  • картофеля – не менее 95%;
  • соли пищевой – не менее 85%.

По оценкам Росстата РФ [11], проведенным за 2016 г., по производству основных видов импортозамещающих пищевых продуктов было выявлено, что практически по всем продуктам питания достигнута продовольственная безопасность, кроме свежей рыбы, которая составила 76,9% и фруктов – 84,4%. По всем остальным группам продуктов превышен минимальный порог продовольственной безопасности.

Заключение. Современная стратегия развития экономики России – это обеспечение импортозамещения с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.

В настоящее время действует государственная программа по поддержке отечественного производителя в области продовольствия. В связи с экономическими санкциями, действующими в отношении России, необходимо быстрыми темпами в течение 5 лет увеличить объемы производства овощей, фруктов, молока, мяса, чтобы ликвидировать дефицит, который существовал десятилетиями.

Используя государственную поддержку в виде льгот, грантов, субсидий и т.д., предприниматели получили возможность развития своего бизнеса по производству отечественных продовольственных товаров. Программа государственного регулирования по импортозамещению начинает реализовываться. Появляется надежда, что продовольственная безопасность в России будет обеспечена. Но следует отметить, что господдержка сельхозпроизводителей должна быть комплексной, длительной, системной на постоянной основе, для чего необходимо создать фонд развития АПК.

Для обеспечения продовольственной безопасности России необходимо вывести экономику, в том числе и АПК, на устойчивую траекторию экономического роста, сократив число административных проверок малого и среднего бизнеса, ограничив коррупцию, модернизировав организационно-правовые формы предприятий.

Следует также учитывать, что развитие аграрного сектора является необходимым условием для развития села, поддержки доходов сельского населения и предотвращения его деградации.

Таким образом, продовольственная безопасность может быть обеспечена в комплексе с устойчивыми национальной экономикой и финансовой системой страны.

References

1. Senchagov V.K. Structure of the mechanism of modern monitoring of Russia's economic security / V.K. Senchagov, E.A. Ivanov. – M., 2016 [Elektronnyy resurs] // Access mode: https://inecon.org/docs/Senchagov_Ivanov.pdf (15.03.17) (in Russian)

2. Tkachev A.N. Within five to seven years we will be able to replace the majority of foreign products / A.N. Tkachev // KP Russia 22.09.2015 [CT Russia] (in Russian)

3. Galstyan R. Growth rates of production of agricultural products in Russia in 2015. Amounted to 3% at comparable prices / R. Galstyan [Electronic resource] // Access mode: https://www.agroxxi.ru/stati/tempy-rosta-obemov-proizvodstva-produkcii-selskogo-hozjaistva-v-rossii-v-2015-godu-sostavili-3-v-sopostavimyh-cenah.html (15.03.17) (in Russian)

4. Burenina N.B. Strategy of effective management of economic security of the Russian Federation // NovaInfo. – 2015, vol.1, i. 30 (2015, T.1., №. 30). - pp. 35-39. [Electronic resource] // Access mode: http://novainfo.ru/ (in Russian)

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of June 24, 15, No. 624 [Electronic resource] // Access mode: http://rusteplica.ru/publications/official-information/determination-624-20150634.html (15.03.17) (in Russian)

6. Current state and development trends of the agro-industrial complex in Russia - 2015 // Access mode: https: //www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/consumer-business/russian/current-issues-of- Agribusiness-in-russia-2015.pdf (15.03.17) (in Russian)

7. Federal State Statistics Service [Electronic resource] // Access mode: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/20vvp1.htm (07.12.16) (in Russian)

8. Industrial production. Agriculture / Rosstat // Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/# (08.04.17) (in Russian)

9. Burenina N.B. Evaluation of the criteria for economic security in Russia in comparison with the threshold values / N.B. Burenina // Materialy XII mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii c mezhdunarodnym uchastiyem «Integratsiya Respubliki Krym v sistemu ekonomicheskikh svyazey Rossiyskoy Federatsii: teoriya i praktika upravleniya», g. Simferopol', 2016 g. [Materials of the XII Interregional Scientific and Practical Conference with International Participation "Integration of the Republic of Crimea into the System of Economic Relations of the Russian Federation: Theory and Practice of Management", Simferopol, 2016] - Simferopol: DIAIPI Publ., 2016. - pp. 236 -238 (in Russian)

10. The Doctrine of Food Security of the Russian Federation [Electronic resource] // Access mode: http://www.kremlin.ru/events/president/news/6752 (15.03.17) (in Russian)

11. Production of main types of import-substituting food products / Rosstat // Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/importexchange/# (08.04.17) (in Russian)

Login or Create
* Forgot password?