Moskva, Moscow, Russian Federation
Members of the Russian Academy of Education, teachers of educational institutions, representatives of federal agencies and public patriotic associations took part in the meeting of the Round Table on "Patriotism - the basis of the national and civil consolidation of the society", held on February 21, 2017 and organized by the Presidium of the Russian Academy of Education.
Round table.
В состоявшемся заседании Круглого стола на тему «Патриотизм – основа национальной и гражданской консолидации общества», состоявшемся 21 февраля 2017 г. и организованного Президиумом Российской академии образования, приняли участие сотрудники Российской академии образования, педагоги образовательных учреждений, представители федеральных ведомств и общественных патриотических объединений. С приветственным словом при открытии Круглого стола выступил вице-президент РАО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Юрий Петрович Зинченко. Ведущим Круглого стола был вице-президент РАО, академик РАО, д-р пед. наук, профессор Владимир Валентинович Лаптев. На Круглом столе с научными докладами выступили: директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», канд. пед. наук, профессор Татьяна Владимировна Волосовец, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», академик РАО, д-р пед. наук, профессор Владимир Пантелеймонович Борисенков, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», д-р пед. наук Наталья Анатольевна Савотина, заведующая Центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, д-р пед. наук Наталья Леонидовна Селиванова, первый вице-президент Общероссийского союза общественных объединений «Всероссийский молодежный центр "Олимп"», соруководитель инновационной площадки Центра развития образования РАО Владимир Владимирович Зотов, ответственный секретарь Конкурса «Моя страна – моя Россия» Лариса Сергеевна Пастухова, старший научный сотрудник Краснодарского высшего военного училища им. Генерала армии С.М. Штеменко д-р пед. наук, профессор Людмила Витальевна Котенко, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», канд. пед. наук, доцент Сергей Викторович Яковлев, художественный руководитель Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни «Зеленая карета» Леонид Петрович Беленький и др.
Заседание Круглого стола было посвящено обсуждению вопросов научного обеспечения реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.». Обсуждались:
– цели и задачи патриотического воспитания граждан Российской Федерации на современном этапе общественного развития;
– содержание национальной государственной идеи, важнейшим компонентом которой является патриотическое воспитание;
– теоретические подходы к разработке научного обеспечения реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.»;
– результаты фундаментальных и прикладных исследований процесса реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.».
В результате всестороннего обсуждения широкого круга проблем, озвученных в докладах и выступлениях, выработана и предлагается для реализации в различных формах система мер и действий, направленных на стабилизацию в общественном и субъектном сознании понимания ценностно-смысловой сущности патриотизма как приоритетного ресурса национальной и гражданской консолидации общества. Обоснованы примерные подходы к достижению эффективной научно-методической поддержки развивающихся современных практик патриотического воспитания детей и молодежи.
Особое внимание в дискуссиях было уделено рассмотрению практики взаимодействия и координации деятельности ведомств, общественных организаций и гражданских структур по научно-методическому и нормативно-правовому обеспечению эффективной реализации основных целевых установок государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.».
На основе всестороннего обсуждения ценностно-смыслового государственного статуса патриотизма, анализа системного социально-педагогического опыта патриотического воспитания подрастающих поколений детей и молодежи, граждан Российской Федерации предлагаются следующие меры и действия по развитию исследований и научно-методических разработок сопровождающих повседневную практику патриотического воспитания граждан, а также обеспечению планомерно организованной историко-патриотической и поисковой деятельности молодежных объединений и движений. В данном контексте рекомендуется развивать опыт патриотического воспитания, масштабно и эффективно сложившийся в период празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В школах, учреждениях дополнительного образования дети с участием родителей могут создать почетные памятные стенды «Бессмертного полка», приглашать на встречи родных и близких этих воинов-защитников отечества. Проводятся акции «Наследники победителей», «моя семья в летописи ВОВ», выставки детских рисунков «Внуки ветеранам», викторины на знание истории ВОВ и т.д.
Обращено особое внимание на предельно бережное отношение, гражданскую чистоту помыслов и смыслопонимание патриотизма, как приоритетной духовной субстанции, основы единения и гармонизации жизнедеятельности. В сложном и противоречивом лабиринте мнений и метафорических вариантов трактовки патриотизма главное – преодоление тенденции показного патриотизма, фарсового тиражирования, имитации патриотической идеи. Важно избирать убедительные формы и технологии, интегрирующие широкий диапазон качеств истинного патриота в народном представлении: человек, искренне любящий свою Родину, труженик, обеспечивающий своим трудом процветание Отечества, он стремится к миру, согласию с соседями.
Министр образования и науки РФ Васильева О.Ю. в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» весьма ярко и доступно единопониманию сказала, что «патриотизм должен быть в каждом человек настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, поселку, городу, стране, в которой ты живешь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится» (АиФ № 45, 2016 г.).
В ходе обсуждения методологических и прикладных проблем патриотического воспитания выявлена совокупность перспективной проблематики, касающейся раскрытия ретроспективной миссии патриотизма и патриотического воспитания, что естественно предполагает проведение фундаментальных исследований и научно-методических разработок по примерно следующим направлениям, которые могут быть включены в Госзадание Российской академии образования и институтов РАО:
– ценностно-смысловая сущность патриотизма, как ресурса национального и гражданского единения общества;
– основные направления функционального взаимодействия ведомств и гражданских структур в развитии общенациональной системы патриотического воспитания;
– методология междисциплинарных исследований и научно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания детей и молодежи;
– нормативно-правовая база устойчивого развития общенациональной системы патриотического воспитания граждан;
– социально-педагогические основы патриотического воспитания детей и молодежи в сферах общего и дополнительного образования;
– научно-методическое обеспечение инновационных практик в историко-патриотических поисковых объединениях и движений детей и молодежи;
– разработка научно-методического комплекса форм, средств и технологий координации и взаимодействия субъектов партнерской патриотической деятельности;
– разработка мониторинговых систем оперативного и пролонгированного контроля качества и эффективности деятельностных форм патриотического воспитания;
– обеспечение методической поддержки взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) и ветеранских организаций в системной постановке работы по формированию у молодежи готовности к защите Отечества и военной службе и др.
Предполагая необходимость подобных перспективных разработок, сопровождающих практику патриотического воспитания, в ходе диалога возникли некоторые спорные вопросы. Известно, например, что патриотическое воспитание сегодня культивируется наиболее масштабно в отраслевых номиналах (военно-патриотическое, героико-патриотическое, оборонно-спортивное и др.), односторонне отражающих сущностные стороны патриотизма. Эти форматы направлены на воспитание боеготовности патриота-защитника Отечества, что отвечает стратегическим целям государства, консолидирует идейно-мировоззренческий потенциал гражданского общества. Но реализуется ли при этом целостно и гармонично вся палитра проблем в пространстве патриотического воспитания? Участники дискуссии пришли к выводу, что при таком подходе неизбежно блокируется гражданско-нравственный потенциал патриотизма. Тем самым создаются риски появления в патриотизме тенденций деформации целостной структурно-образующей сущности патриотизма.
Обстоятельно обсуждалась проблема формирования патриотизма в семейном социуме. Семья в настоящее время находится в ряду общепризнанных мировым сообществом ценностей. В быстро меняющемся мире семья как первичный социальный институт сталкивается с глобальными рисками и вызовами, которые объективно обусловливают ее качественно новые позиции в обществе, закономерно полагая профилактику дестабилизации и необходимость углубленной работы по повышению воспитательного потенциала семьи и педагогической поддержке родительской внутрисемейной практики. В этих целях рекомендуется по месту жительства на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования организовать планомерную социальную работу с родителями путем проведения психолого-педагогических консилиумов, творческих вечеров и дискуссий, доверительных консультаций с участием психологов, педагогов, социальных работников, журналистов СМИ, сотрудников органов управления образованием. Нацеливая эту работу на оказание поддержки и помощи детям в выработке устойчивых жизненных позиций и преодолению социально и жизненно опасных проявлений (агрессия, самоубийство, алкоголизм, наркомания, экстремизм и др.), вполне уместно и социально значимо обращение к раскрытию духовного и нравственного потенциала патриотизма, всей ценностной совокупности его воспитательных воздействий, способствующих поддержанию стабильной жизнедеятельности личности.
Особая озабоченность участников «Круглого стола» высказана по поводу творческой деятельности средств массовой информации (СМИ) и, прежде всего, в адрес ТВ. Не разработано программно-методическое обеспечение реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.» через разнообразные, по гражданской и военно-патриотической тематике, документальные и художественные проекты (фильмы), историко-хроникальные циклы, отражающие многообразие реалий достойного выполнения патриотического долга на различных исторических этапах развития страны. Одновременно вызывают вопросы и недоумение отдельные программы ТВ, особенно с развлекательной тематикой. Они однозначно не способствуют воспитанию доброты и справедливости, укреплению нравственного здоровья общества, а повседневно и навязчиво предлагают зрителю однообразно криминальные сюжеты агрессии, заказных убийств, мошенничества и бандитизма. Ясно, что без кардинальных корректив телевизионных проектов в их обширном диапазоне телевидение не станет позитивно адекватным требованиям развития общенациональной системы патриотического воспитания граждан и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» в целом.
Весьма желательно также, чтобы Министерство культуры РФ и Союз кинематографии рассмотрели достаточные меры по расширению производства и актуализации тематики художественных, документальных, научно-популярных и учебных фильмов, приоритетно ориентированных на духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание и развитие подрастающих поколений.
Известно, что массовое увлечение детей компьютерными технологиями, сетевыми программами Интернета без сопровождающейся педагогической поддержки и отстраненности родителей и других взрослых, неизбежно приводит к тяжелым последствиям, касающимся ухудшения здоровья детей, угнетенности их психологического состояния под влиянием воспринимаемых как реальность виртуальных сюжетов, что нередко проявляется в агрессивном поведении, стремлении к экстремизму и суициду.
В целях обеспечения психолого-педагогической поддержки пользователей ИКТ рекомендуется разработка целевых учебно-методических комплексов (программы и пособия), определяющих условия, технологии и механизмы использования информационных ресурсов, особенно сети Интернет, в целях патриотического воспитания детей и обеспечения их защиты от негативных воздействий информационных потоков.
В целевых программах воспитания и социализации детей и молодежи, по мере их реализации, понимание детьми социальной и ценностной сущности патриотизма происходит в процессе совместной деятельности школы, семьи и трудовых коллективов (по месту жительства учащихся) посредством формирования у детей уважения к труду и людям труда, на основе выработки мотивации и навыков самоорганизации, самоуправления, потребностей в творческой деятельности.
Участники обсуждения отметили позитивный опыт системно-формативной организации патриотического воспитания в отдельных регионах Российской Федерации, который необходимо поддерживать административными и др. ресурсами.
Здесь широко обсуждаются и конкретно реализуются в действующих целевых программах задачи патриотического воспитания граждан РФ. Содержательно-методические конструкты задействованы в различных формах опытно-теоретической и культурно-организационной деятельности, расширяющих свои масштабы клубных объединениях студенческой молодежи, в проводимых вузами фестивалях и форумах, объединяющих студенческие сообщества самых разных регионов – от Дальнего Востока до Калининграда – 42 региона, 51 университет, 144 организации, 50 общеобразовательных школ.
Студенческие патриотические клубы проводят планомерную работу со студентами при активном участии профессионально подготовленных экспертов. В диалоговых встречах обсуждаются проблемы, отражающие стремления студенческой молодежи к формированию и самоорганизации их гражданско-патриотических позиций в реальной образовательной среде вуза.
Обобщая результаты состоявшегося обсуждения, участники «Круглого стола» полагают, что успешная реализация Государственной программы патриотического воспитания граждан РФ и перспективное развитие патриотизма как социально-ценностного общенационального ресурса национальной и гражданской консолидации общества требует, прежде всего, последовательной и функционально четкой координации действий федеральных региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо обеспечить активное участие в этой работе государственных, общественных и общественно-профессиональных организаций, некоммерческих и гражданских структур, специалистов в качестве экспертов. Необходимо сосредоточить внимание и экспертную поддержку в разносторонней деятельности по патриотическому воспитанию во всех образовательных структурах, периодически проводить мониторинговый анализ эффективности и качества достигнутых результатов.
На заседании Круглого стола было принято решение данные рекомендации направить основным исполнителям «Программы».
1. Tekst