PEDAGOGICAL JUSTIFICATIONS OF RUSSIAN PEOPLE’S TRADITIONS OF EDUCATION IN EARLY RELIGIOUS AND PEDAGOGICAL WRITTEN MONUMENTS OF THE X-XVII CENTURIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
the article presents an analysis of religious and pedagogical written monuments of the X - XVII centuries: the collection of aphorisms of the outstanding thinkers of the past, compiled in Byzantium, "The Bee", translated into Russia at the end of the XI century; "The instruction of Vladimir Monomakh to children" (XI century); "Prayer" by Daniel Zatotnik (HP in.); "Domostroy" - "Instruction and punishment to every Orthodox Christian" (XVI century); "The citizenship of the customs of children" Epiphany Slavinetsky (XVII century.) in order to identify the pedagogical grounds for the use of Russian folk traditions in the education of children and youth. The article specifies that the content of upbringing of this period was determined by the influence of the environment, the traditions of popular education, customs, and religion. Children from an early age formed the belief that it was necessary to follow the folk traditions: moral, labor, religious, which promoted the assimilation of traditional moral values, everyday norms and rules of behavior: at home, in society, with older, younger, parents.

Keywords:
traditions; Folk pedagogy, ethno-pedagogy; Family education; Christianity; Ethnopedagogical knowledge.
Text

Актуальность данной ст. в том, что педагогам российского поликультурного общества приходится работать в детских многонациональных коллективах, что требует знаний о традиционной народной педагогической культуре, которая содержит богатый воспитательный потенциал. Традиционный народный воспитательный опыт первоначально обобщался и сохранялся устно в фольклоре, а затем, с появлением письменности, уже  письменно.

Эти знания представлены молодой наукой – этнопедагогикой и обозначены в ней как этнопедагогические знания. На наш взгляд,  этнопедагогические знания – это знания о культуре определенной этнической общности; о действительности и общей этнической картине мира; о сущности и содержании сложной системы родственных отношений, этносоциальных ролей и их значении в регулировании отношений между субъектами этнической общности; о цели, содержании, методах и средствах традиционного народного воспитания этносов.

В своем развитии этнопедагогика прошла несколько этапов: первый этап – с древних времен примерно до X в., представленный в фольклоре в устной форме; второй этап – с X по XVII в.; третий этап – с XVIII по 40-е гг. XIX в.; четвертый этап – с 50-х гг. XIX по 70-е гг. XX в.: этот этап охватывает три периода: (с 50-х гг. XIX в. по 80-е гг. XIX в.), (конец XIX – начало XX в.), (с 1917 по 1974 г.); пятый этап – (80-е гг. XX по начало XXI в.) – этот этап охватывает два периода: первый – последняя четверть XX в.); второй – начало XXI в.

Историко-педагогический анализ позволил выявить, что в разные периоды и на разных этапах генезиса этнопедагогики существовал круг этнопедагогических идей, являющихся объектом преемственности в историко-педагогическом процессе, но среди них есть «ядро» – идеи, функционирующие на всех этапах генезиса: гуманистические религиозные идеи (эволюционировавшие от идей о превосходстве духовного над телесным, христианских идей о воспитании души, воспитании веры, надежды, любви, послушания, терпения до общечеловеческих ценностей) и идеи демократии (идеи народности, равенства, справедливости). На развитие этнопедагогики, на ее периодизацию и этапы становления значительное влияние оказали следующие факторы: основные исторические события и их влияние на последующее развитие образования; социальные процессы, происходящие в обществе; борьба идей, направлений, взглядов в обществе, литературе, образовании; потребность общества в выражении и распространении идей; готовность общества к их восприятию.

Носителями этнопедагогических идей в отечественной педагогике выступали наиболее образованные и прогрессивно настроенные, гуманистически направленные представители общества в лице педагогов, ученых, писателей, общественных деятелей.

В данной  ст. мы остановимся на втором этапе становления отечественной этнопедагогики, т.к., на наш взгляд, он является недостаточно изученным. Анализ научной литературы по истории, этнографии, истории педагогики и др. показал, что на втором этапе развития отечественной этнопедагогики (с X по XVII в.) сложились объективные условия для ее дальнейшего развития: появление письменности, принятие христианства, распространение грамотности, открытие первых школ на Руси, развитие книгопечатания и распространение учебно-методической литературы, первые этнографические экспедиции, зарождение научной педагогики и др.

Его особенностью является то, что в основу традиционного воспитания подрастающего поколения заложена православная традиция; религиозный гуманизм. В это время, ведущее место занимает семейное воспитание, осуществляемое на основе народных традиций: трудовых, нравственных, воспитательных и др. Отличительная особенность его в том, что опыт народной педагогики обобщается уже письменно. На основе изучения русских народных традиций разрабатываются педагогические рекомендации, правила по воспитанию детей и молодежи того времени. Они носят практический характер.

С этого времени отечественная этнопедагогическая мысль развивается в русле зарождающейся научной  педагогики России и получает развитие в первых письменных памятниках религиозно-педагогического содержания: сборник афоризмов выдающихся мыслителей прошлого «Пчела», переведенный на Руси в конце XI в., «Поучение Владимира Мономаха детям» (XI в.), Домострой XVI в., Епифаний Славинецкий «Гражданство обычаев детских» (XVII в.). Эти произведения целенаправленно приобщали детей и молодежь к русским духовным ценностям и традициям.

Важное значение в истории, культуре России, в развитии этнопедагогической мысли имело принятие христианства. Христианство пришло на Русь из Византии, в форме православия и начало́ распространяться первоначально в высших слоях общества. Крещение Киевской Руси, объединявшей тогда всех восточных славян, было совершено в 988 г. князем Владимиром. По преданию, первым проповедником христианства на землях российских был Андрей Первозванный. Введение христианства не смогло произвести существенных мировоззренческих изменений в душе народа. Этому, по мнению ученых,  есть несколько причин. Главнейшая – отсутствие метафизических противоречий между язычеством и христианством.

По словам историков, русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы с учетом духовных потребностей русского народа. С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету, а сохранит себя и свою культуру. Ведь православный русский народ противостоял одновременно как единому католическому Западу, так и единому мусульманскому Востоку.

Примером первых педагогических обоснований отечественных народных традиций воспитания может служить составленный в Византии сборник афоризмов выдающихся мыслителей прошлого «Пчела», переведенный на Руси в конце XI в.. Его педагогические идеи носят общечеловеческий характер. Многие  положения этого сборника созвучны мировоззрению и характеру русских людей, традиционным основам русского народного воспитания. Ряд изречений аналогичен русским народным пословицам, например: «Кто ставит другу своему силки, тот сам попадет в них ногою» – русская: «Не рой другому яму – сам в неё попадешь»; «Все, что чрезмерно, пагубно» – русская:  «Что много, то нездорово», «Тяжелее всего умному человеку умного и упрямого учить» – русская:  «Ученого учить – только дело портить» и др.  [1 с. 189–191].

Как следует из афоризмов «Пчелы», многие нравственные поучения интернациональны. О почитании родителей говорится: «Таким будь для родителей своих, каким хотел бы видеть детей своих». Нравственное поведение, согласно древней мудрости, дает освобождение от страха, что возможно при «чистой совести»  [1, с. 191]. Это произведение является ярким примером, что традиционные народные системы воспитания содержат как его варианты, так и инварианты.

Среди ранних памятников педагогической литературы одно из главных мест занимает «Поучение Владимира Мономаха детям» (XI в). Это один из первых письменных памятников, содержащих научно–практические обобщения народной педагогики, что является определенным вкладом в развитие этнопедагогической мысли этого периода. Оно выражает нравственные принципы и народные идеалы русского человека XI в. Ценность его в том, что автор объединил в нем принципы народной педагогической мудрости воспитания и обобщил важнейшие традиции русского народа: добротворческие, нравственные, патриотические и др.

Особо ценны сделанные Владимиром Мономахом обобщения русских традиций нравственного воспитания. В силу склонности детей к подражанию, именно пример взрослых, по мнению автора, обеспечивает усвоение моральных норм. Призывая к доброте, справедливости в обыденной жизни, автор учит: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». Гуманизм русского человека, по его мнению, проявлялся во внимательном отношении к неимущим, страждущим, что необходимо учитывать в повседневном поведении: «Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете, по силам, кормите и подавайте сироте и вдовице, не давайте сильным губить человека»  [6, с. 105–106].

«Поучение» рекомендует воспитывать важнейшее качество русского человека – гостеприимство: «Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком – то пищей и житьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям». В повседневной жизни Мономах наставлял творить добро, избегать конфликтов: «Больного навестите, покойника проводите... Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой»  [205, с. 106]. Учитывая религиозность русского человека, основой нравственности в «Поучении» превыше всего считается «страх Божий». Кроме того, оно призывает людей к доброте, справедливости в обыденной жизни; рекомендует уважать и почитать семью, старших («старых чтить, как отца, а молодых, как братьев»); подчеркивает, что гуманизм русского человека должен проявляться во внимательном отношении к неимущим, страждущим, и этому надо следовать в повседневном поведении. Владимир Мономах советует в повседневной жизни творить добро, избегать конфликтов. Основным отрицательным качеством, приводящим ко многим бедам, автор считал лень и призывал не поддаваться ей ни в труде, ни в ратных делах. Он советовал развивать свои таланты и умения и учиться тому, что еще не умеешь. «Леность – всему худому мать: – писал Мономах, – что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее»  [6, с. 106]. Раскрывая красоту родной природы, Мономах понимал её существенную роль в развитии у детей чувств, эмоций, эстетических ощущений.

Воспитательные идеи, зафиксированные в «Поучении», ориентированы на развитие в подрастающем поколении лучших черт русского национального характера: доброты, милосердия, гостеприимства, религиозности и др. Приведенные в нем педагогические мысли о воспитании были обобщением лучшего традиционного опыта народной педагогики. Они предназначались молодежи, родителям для использования этих рекомендаций в семейной жизни, и, прежде всего, в воспитании детей.

Этнопедагогические общения традиционного народного русского воспитания освещены также в известном поучительном произведении Древней Руси «Молении» Даниила Заточника (ХII в.). Его можно назвать гимном уму, мудрости, образованности. Обращаясь к великому князю Ярославу Всеволодовичу, автор советует ему опираться на умных людей, так как лучше один умный, чем десять властелинов без ума, владеющих городами [1, с. 183]. Даже в ратных делах, по мнению автора, умные воины надежнее глупых: «Храброго, князь, скоро добудешь, а умный дорог. Мудрых полки крепки и города тверды; храбрых же полки сильны, но безумны; они терпят поражение [1, с. 183]. Эти мысли также являются обобщением народного опыта в области воспитания, так как важнейшими качествами идеала русского народа всегда считались ум, мудрость, образованность.

Наряду с зарождавшейся отечественной системой образования в народе продолжала развиваться народная педагогика. Характерной чертой рассматриваемого периода было то, что специально организованного воспитания в это время еще не было. Школа только нарождалась. Особенность воспитания этого времени, по словам Корнетова Б.Г.,  заключалась в том, что оно определялось воздействием среды, традициями народного воспитания, обычаями и др. В нем все было направлено на усвоение ценностей, житейских норм и правил, традиционного образа жизни. В народном воспитании одновременно переплетались и сосуществовали внимание и любовь к человеку, забота о нем и ярко выраженные авторитарные установки. Это, в частности, отразилось в фольклоре, который обобщал и сохранял опыт традиционной народной педагогики. В пословицах и поговорках, сказках, легендах, былинах и др. в емкой и сжатой форме давались рекомендации по воспитанию и обучению детей, излагались правила и нормы поведения в различных ситуациях, определялись предпочтительные для русского народа идеалы, ценности и предпочтения. Утверждая власть родителей над детьми, народная педагогика рекомендовала широко применять наказания: «Родительские побои дают здоровье», «За одного битого двух не битых дают», «Нелюбимого сына лозою, а любимого – железом». Физическим наказаниям противопоставлялись другие более эффективные меры воздействия: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом», «Ласковое слово пуще дубины», «Где таской, а где и лаской». В то же время многовековой опыт позволял представить все возможные издержки применения наказаний, особенно физических. Наказания иногда порождали страх, мешали установлению нормальных доброжелательных отношений между родителями и детьми и воспитывали жестокость: «Где страх, там принуждение», «Он забит и смолоду запуган», «Не груби молодому, не вспомнят старому», «Малый вырастет все выместит», «Не бей, батька, сына, побереги свою спину», «Кулаком ума не вобьешь, а выбьешь» и мн. др. [5, с. 104–105].

Наиболее значительным произведением средневековой Руси XVI в., имевшим педагогическую направленность и значительно продвинувшем развитие этнопедагогической мысли этого периода был «Домострой» – «Поучение и наказание всякому православному христианину».

Это произведение также как и «Поучение князя Владимира Мономаха детям» создано на основе изучения и обобщения традиционного воспитания русского народа. «Домострой» учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения».

Ряд глав «Домостроя»: «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий», «Како дети учити и страхом спасати» и др. целиком посвящен вопросам воспитания детей.

Вобрав в себя педагогические традиции многовекового уклада, воспитательный опыт народа, он представляет собой свод нравоучений, норм, отношений, царивших в русской семье. Основу семейной жизни составляли отношения к детям, их воспитанию. «А пошлет кому бог детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку»  [4, с. 27]. Об ответственности родителей за воспитание детей в «Домострое» говорится: «Если же дети согрешат по отцовскому или материнскому небрежению, о таких делах им и ответ держать в день Страшного суда»  [4, с. 27].

Важнейшими нравственными заповедями традиционной русской семьи были любовь и почитание родителей, что также  нашло отражение в «Домострое»: «Любите отца и мать свою, слушайте их, повинуйтесь им в Боге, во всем, и старость их чтите, и немощь и всякую скорбь от всей души на себе понесите»  [4, с. 27]. В то же время «Домострой» обязывает родителей заниматься воспитанием детей. Особо обращается внимание на воспитание благорассудства, почитания Бога, обучение промыслам и рукоделию. Важнейшим качеством русского человека, которое многократно отмечается в «Домострое», является трудолюбие. Его вершиной считается мастерство или «рукоделие», выучить которому своих детей надлежало родителям.

Лейтмотивом текста «Домостроя» является равенство между людьми. В нем опровергается бытующее мнение об униженном положении женщины на Руси. Напротив, подчеркивается необходимость уважительного отношения детей к матери. Не делается разграничений в отношении к сыновьям или дочерям. И тех и других надлежит любить, беречь, заботиться, воспитывать, учить рукоделию – мать дочерей, отец – сыновей, кто, в чем способен, какие кому Бог возможности дает.

«Домострой» рекомендует воспитывать детей в труде, в учении, в страхе Божьем. Ответственность за воспитание детей возлагается на отца и мать. Советует применять физические наказания, следуя народной пословице: «За одного битого – двух небитых дают». Дети должны соблюдать строгий режим, постоянно трудиться, молиться, чтобы от безделья не поддаться всяким соблазнам, ибо, как гласит народная пословица: «Безделье – мать всех пороков»  [4, с. 27].

Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая книга под названием «Гражданство обычаев детских», представлявшая собой свод правил поведения детей в обществе (в этом смысле и употреблен термин «гражданство»), сверстников, в школе и дома. [4, с. 35–39]. Необходимо отметить, что советы, которые дает педагог, психологически обоснованы и проникнуты любовью к детям. Главной задачей отечественного воспитания Епифаний Славинецкий считал – воспитание христианина, которую обеспечивает религиозно-православное воспитание, а затем уже светское. В связи с этими установками в книге содержатся правила «благонравия» – «благочинного», приличного поведения детей. Они  касаются манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром. Особое внимание он уделяет поведению детей в обществе, в церкви, за столом во время еды, при встречах со сверстниками, старшими, в училище.

Заслуга автора еще и в том, что он одним из первых затронул тему о детских играх, раскрытой в специальной главе «Об игрании». В ней подробно излагается, в какие игры должны играть дети, как они должны себя вести во время игр, зачем нужны игры и др.

Говоря о нравственном поведении детей, Епифаний Славинецкий подчеркивает, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывает также на связь нравственности детей с их умственным развитием. Все эти ценные указания в области светского воспитания базировались на опыте традиционного народного воспитания, что способствовало  развитию этнопедагогических знаний.

Таким образом, изучение ранних письменных памятников религиозно-педагогического содержания показало, что особенность рассматриваемого этапа  заключается в том, что специально организованного воспитания в это время еще не было – школа только нарождалась. Содержание воспитания определялось воздействием среды, традициями народного воспитания, обычаями. У детей с раннего возраста формировалось убеждение о необходимости следовать народным традициям: нравственным, трудовым, религиозным. В воспитании все было направлено на усвоение традиционных ценностей, житейских норм и правил поведения: дома, в обществе, со старшими, младшими, родителями и др.

References

1. Antologiya pedagogicheskoy mysli Drevney Rusi i Russkogo gosudarstva HIV-HVII vv. [Tekst] / cost. S.D. Babishin, B.N. Mityurov. – M.: Pedagogika, 1985. – 363 s.

2. Bush V.V. Pamyatniki starinnogo russkogo vospitaniya: K istorii drevnerusskoy pis'mennosti i kul'tury [Tekst] / V.V. Bush. – Pg., 1918. – 118 s.

3. Vodovozov V.I. Russkaya narodnaya pedagogika [Tekst] / V.I. Vodovozov // Izbr. ped. soch. – M.: Pedagogika, 1986. – S.379–406.

4. Egorov S.F. Hrestomatiya po istorii shkoly i pedagogiki v Rossii (do Velikoy Oktyabr'skoy socialisticheskoy revolyucii) [Tekst]: ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov / S.F. Egorov; pod red. d-ra ped. nauk, prof. Sh.I. Ganelina. – M.: Prosveschenie, 197– 527 s.

5. Kornetov G.B. Istoriya pedagogiki: Vvedenie v kurs «Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli» [Tekst]: ucheb. posobie / G.B. Kornetov. –M.: Izd-vo URAO, 2002. – 268 s.

6. Latyshina D.I. Istoriya pedagogiki. Vospitanie i obrazovanie v Rossii (X-XX veka) [Tekst]: uchebnoe posobie / D.I. Latyshina. – M.: Forum, 1998. – 584 s.

7. Modzalevskiy L. Ocherk istorii vospitaniya i obucheniya s drevneyshih do nashih vremen [Tekst] / L. Modzalevskiy. – SPb., 1866. – 949 s.

8. Salamatova T.A. Istoki. Pamyatniki drevnerusskoy literatury [Tekst] / T.A. Salamatova. – M.: Nauka,1993. – 145 s.

Login or Create
* Forgot password?