AGE REGRESSION TECHNIQUES AS A FORM OF TRAINING SESSIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY DEPARTMENTAL RUSSIAN INTERIOR MINISTR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the effective use of educational organizations of the Russian Interior Ministry hypnotic techniques in the training forms of work with students as a way to develop personal competencies. The article analyzes the experience and the result is a group of the training process, which was built on the use of dissociated regression. The application of these techniques has a positive effect on the processes of adaptation and integration of the personality ofeach member in the group, and also makes it possible to judge the important events and people in the life of the participants of the training, the motives of joining the Russian Interior Ministry, life values, available psychological traumas.

Keywords:
training methods, hypnotic techniques, hypnotic induction, dissociated regression, personality and communicative competence
Text

    Важным фактором успешности профессиональной деятельности, профессионального долголетия, отсутствия личностных деформаций и девиантных форм поведения является гармоничное развитие личности носителя профессии. В служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов и образовательной среде ведомственных вузов присутствует достаточно много стрессовых воздействий вызывающих дезадаптивные нарушения психоэмоциональной сферы, нарушения интеллектуальных функций, снижение психической устойчивости и адаптационных возможностей организма, повышение тревожности.
    Одной из эффективных форм развития и формирования личности будущего сотрудника правоохранительных органов, повышения ее стрессоустойчивости и развития социально-личностных компетенций является психологический тренинг. В ходе психологических тренингов решаются задачи по развитию коммуникативных, перцептивных, творческих, прогностических, организаторских способностей; по снятию психологических барьеров и познанию себя и своих возможностей; по повышению уровня социальной адаптации, по формированию навыков активной самостоятельной деятельности и умению принимать решения в неопределенных, нестандартных и проблемных ситуациях, по развитию волии снижению уровня агрессии; по коррекции поведения и созданию программы собственного личностного развития.
    Отличительными признаками психологических тренингов является наличие двух планов – содержательного и личностного. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга. Личностный план – это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности[9].
Эффективность тренинговых форм групповой работы как метод развития личностных компетенций у курсантов и позитивно-развивающего воздействия на личность в целом являются актуальными для образовательных организаций МВД России [1, 3, 4, 5, 6, 10, 13 и др.].
    Существует множество концепции, на которых строится работа в тренинговом процессе, например, гештальт-подход (Ф. Перлз), личностно-центрированный подход (К. Роджерс), телесно-ориентированный подход (В. Райх, И. Ролф, А. Лоуэн и др.), трансперсональный подход (А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер, В.В. Козлов, В.В. Майков и др.).
    Десятилетняяпрактика ведения тренинговой работы с курсантами, показала, что наиболее удачно тренинг проходит в рамках разработанной интегративной трансметодической модели психологической помощи [7, 8], в основе которой лежит субъектно-соучаствующая методология [11, 12] и концептуальный синтез идей из разных теоретических систем психотерапии, психокоррекции и психоконсультирования, готовность быстро и гибко менять подход, стремление к органичному использованию методик из различных направлений психологической помощи. Данная модель выходит за пределы отдельных подходов. Она подразумевает согласованность основных теоретических направлений на основе субъектно-соучаствующей методологии, обеспечивающей взаимодополняемость методов психологической помощи из различных направлений и подходов, но при субъект-субъектном взаимодействии психолога – клиента или психолога – группы – отдельного участника группового процесса и с учетом «зоны ближайшего развития» каждого участника тренинга. Интегративная трансметодическая модель позволяет использовать в работе такие средства, методы и приемы, которые приводят к наиболее эффективному результату, оптимально подходят длярешения конкретных проблем в конкретной ситуации, соответствуют индивидуально-психологическим особенностям личности как клиента (или участника тренинга), так и специалиста-психолога, индивидуальным особенностям и профессиональным возможностям.
    В процессе ведения тренинга в русле интегративной трансметодическоймодели необходимо гармонично сочетать весь имеющийся у психолога-тренера инструментарий групповой работы из различных концепций и подходов, чтобы упражнение или этюд из одной парадигмы проведения тренинга плавно и логично переходили в другую. Критерием адекватности используемых средств, методов и приемов является эффективность тренингового группового воздействия сразу в двух ракурсах: результативность и приемлемость для конструктивного развития личности участника тренинга.
    Опыт тренинговой работы с курсантами в период начальной профессиональной подготовки и в группах повышенного психолого-педагогического внимания по использованию в качестве базовой техники возрастной регрессии и построении вокруг нее других тренинговых упражнений показалхорошие результаты личностного развития, повышения самооценки, уверенности в себе и своих силах, осознанию неуникальностии неисключительности своих проблем, усиление эмпатию и интерес к своим сокурсникам и в целом к другим людям.
    Возрастная регрессия – классический гипнотический феномен, мощный психотерапевтический инструмент. В процессе возрастной регрессии как бы происходит мысленно-эмоциональное возвращение в какой-то из прошлых моментов своей жизни. С помощью гипнотической индукции человек очень ярко, очень подробно вспоминает какой-то эпизод из своей жизни и как бы повторно эмоционально проживает его еще раз. Однако, часть сознания субъекта, поддерживающая контакт с реальностью, с одной стороны не дает возможности повторной психотравматизации при негативном воспоминании, а с другой позволяет перенести ресурсный опыт в настоящий период времени, «оживить» его через повторное переживание момента радости или успеха, уверенности или компетентности. Диссоциированная возрастная регрессия связана с возможностью посмотреть на себя со стороны в определенном возрасте, оставаясь в реальном возрасте, а также осуществить какие-то действия, приводящие к позитивному изменению или соединению с ресурсным чувством.
    Подобный поиск ресурса очень удачно вписывается в период адаптации к условиям службы и обучения в высшей образовательной организации МВД России во время начальной профессиональной подготовки, а также способствует преодолению негативных адаптационно-личностных проблем у курсантов, входящих в группу повышенного психолого-педагогического внимания.
    Во время психологического тренинга возможно использовать различные техники диссоциированной возрастной регрессии. Одной из них является разработана М.Р. Гинзбургом ресурсная техника «Доска почёта» [2], которая повышает самооценку, укрепляет внутреннее «Я». Суть заключается в продвижении вперед по своей линии жизни от момента своего рождения до реального возраста, отыскивая в каждом возрастном периоде ресурсные моменты.
    Во время проведения групповых психологических тренингов с курсантами на начальной профессиональной подготовке техника выполнялась без предварительной формальной гипнотической индукцией, а как «Упражнение на углубленное воображение через образы памяти» через создание внутреннего фокуса внимания и ратификации минимальных признаков транса. В работе с курсантами из группы повышенного психолого-педагогического внимания использовалась предварительная формальная гипнотическая индукция.
    Проведение данной техники в тренинговой группе проходило в несколько этапов.

  • Подготовительный этап. Каждому участнику потребуется чистый лист бумаги и ручка. Перед началом техники с группой обсуждается то, что называется в организациях доской почета. Как она выглядит? Для чего используется? Смысл ее предназначения? 
  • Этап поиска ресурсов. Участников тренинга просят закрыть глаза и мысленно представить доску почета, на которой написано его имя. Далее предлагается представлять поочередно свои фотографии, начиная с той, на которой изображен новорожденный или младенец (или свою самую первую фотографию), каждая фотография имеет подпись, выражающую то, за что хорошее она помещена на доску почета. Это – то хорошее, значимое, тот успех или отличие от других в данном возрасте. После представления каждой фотографии и надписи под ней, участников просят открыть глаза и записать на листе ту подпись под фотографией, которую они представили. Каждая подпись должна начинаться со слов «За то, что…». Глаза предлагаем опять закрыть и представить следующую фотографию и подпись. Таким образом, с каждой фотографией осуществляется внутренний поиск, направленный на обнаружение позитивного опыта в заданном возрасте, т.е. поиск ресурсов. Если на какой-либо возраст участникам трудно найти подпись, необходимо настаивать и давать чуть больше времени, как правило, соответствующая подпись находиться, в противном случае попросите её придумать. 

Внутреннее внимание участников фиксируется на следующих возрастах: новорожденный или младенец (0-3 месяца), один год, три года, пять лет, семь лет, десять лет, 12-13 лет, 15 лет, 17 лет (в нашем случае, как правило, это будет год окончания школы и год поступления в высшую образовательную организацию МВД России). Если вы знаете, что в группе присутствуют курсанты старше 17 лет, предложите представить «фотографию этого года» или «фотографию, сделанную недавно», или «одну из последних фотографий». Как видно, подбор возрастов опирается на психологические представления о периодизации возрастного развития. Заключительной фотографией предлагаем представить фотографию из будущего и подпись к ней. 
Итогом работы каждого участника становиться список подписей, т.е. ресурсных моментов и предполагаемой цели самореализации.

  • Этап обобщения и осознавания ресурсов. Далее участником предлагается на основе полученного списка составить небольшой рассказ о себе и озвучить его, на том уровне открытости, который они считают возможным для себя, с правом опустить какой-либо момент. Таким образом, происходит обобщение и осознание ресурсов личности, укрепление внутренних сил, повышение самооценки. 
  • Этап интеграции. Целью дальнейшей работы является нахождение схожих фрагментов в линиях жизни участников, схожих ресурсов, нахождения общего в целях самореализации, что позитивно влияет на адаптационные процессы личности и интеграцию каждого участника в группу в целом.

    Данная техника включает в себя определенный диагностический момент. Психолог может судить о значимых событиях и людях в жизни участников тренинга, мотивах поступления на службу в МВД России (заключительная фотография), жизненных ценностях, наличии психотравм, при категорическом отказе или пропуске фотографии и (или) подписи к ней. Весь полученный материал целесообразно использовать для дальнейшей психологической работы с обучаемыми.

 

References

1. Anashkin O.A., Gorach N.N. Vozmozhnosti psihologicheskogo treninga na osnove modelirovaniya professional'nyh situaciy v profilakticheskoy rabote s lichnym sostavom pravoohranitel'nyh organov // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. 2017. T. 2. №. 1. C. 4-4. DOI: 10.12737/23964.

2. Ginzburg M.R., Yakovleva E.L. Eriksonovskiy gipnoz: sistematicheskiy kurs. – M. : Moskovskiy psihologo-social'nyy institut, 2008. S. 233-237.

3. Ishakov E.R. Osobennosti celepolaganiya i samomotivacii u sotrudnikov organov vnutrennih del // V sbornike: Moral'no-psihologicheskoe obespechenie operativno-sluzhebnoy deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del: sostoyanie, problemy i puti sovershenstvovaniya Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 2015. S. 63-66.

4. Makarenko Yu.B. Osobennosti professional'nogo samoopredeleniya kursantov vuza MVD Rossii // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii – № 1. – 2013, S. 88–91.

5. Mal'ceva T.V. Praktiki transpersonal'noy psihologii v treningovyh formah raboty s kursantami v rusle integrativnoy transmetodicheskoy modeli // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti 2016. №1 S. 328-333.

6. Mal'ceva T.V., Petrov V.E. Konceptual'naya model' psihologicheskogo treninga c operativnymi sotrudnikami policii // Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v podgotovke specialistov pravoohranitel'nyh organov : Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii 10 iyunya 2015 g. – Ruza : Moskovskiy oblastnoy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2015. S. 103-106.

7. Mal'ceva T.V. Psihologicheskoe konsul'tirovanie kursantov i slushateley vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdeniy MVD Rossii v situaciyah vnutrilichnostnyh konfliktov professional'nogo stanovleniya: Monografiya. – M.: Moskovskiy universitet MVD Rossii, Izd-vo URAO, 2005.

8. Mal'ceva T.V., Reuckaya I.E. Professional'noe psihologicheskoe konsul'tirovanie. – M.: YuNITI-DANA, 2012.

9. Mihaylova V.K., Mal'ceva T.V. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya v professional'no-psihologicheskoy podgotovke lichnogo sostava podrazdeleniy policii: uchebno-metodicheskoe posobie. – Ruza: Moskovskiy oblastnoy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2015. S. 125-126.

10. Petrov V.E.,Filipenkova N.Yu. Osobennosti raboty s sotrudnikami policii, nuzhdayuschimisya v dopolnitel'nom vnimanii so storony psihologa: uchebno-metodicheskoe posobie. – Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2011.

11. Pozdnyakov V.M. Penitenciarnaya psihologiya v Rossii: genezis i perspektivy: Diss. ... d-ra psihol. nauk. – M., 2000.

12. Pozdnyakov V.M., Reuckaya I.E. Problemy v professional'no-lichnostnom roste rukovoditeley organov vnutrennih del i psihologicheskaya pomosch' pri ih razreshenii: nauchno-prakticheskoe posobie. – M: VNII MVD Rossii, 2005.

13. Urazaeva G.I. Strategiya psihologicheskoy podgotovki sotrudnikov policii v processe professional'nogo obucheniya // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. – № 2 (8). – 2012.


Login or Create
* Forgot password?