Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
GRNTI 15.81 Прикладная психология
OKSO 37.05.02 Психология служебной деятельности
TBK 8342 Инженерная психология. Психология труда и профессиональной деятельности
The article deals with theoretical and practical aspects of the formation of a positive individual image of a specialist. The results of a study of significant starting conditions for the process of image formation, in the form of individual qualities and components of the personality (trends and determinants of individual behavior) that characterize modern police officers at the stage of their professional development are presented.
personality, individuality, specialists of dangerous occupations, image, positive individual image, personality trends, determinants of personality
Как известно, личность каждого человека имеет только ее характеризующее сочетание психологических черт, качеств, особенностей. В таком случае говорят об индивидуальности, своеобразии человека, или его уникальном отличии от окружающих его людей. «Каждый человек похож на всех, каждый человек похож на группу и в то же время ни на кого не похож» - писал по этому поводу У. Джеймс [цит. по 1]. Индивидуальность человека проявляется во всем: в привычках и преобладающих интересах, темпераменте и чертах характера, в качествах познавательных процессов и способностях. Не менее ярко индивидуальность проявляется в индивидуальном стиле деятельности, а значит, в конечном счете, будет накладывать свой отпечаток и на профессиональную деятельность, осуществляемую человеком. С другой стороны, любая профессия и сама предъявляет к личности и индивидуальности специалиста определенные требования, которые обусловлены, главным образом, спецификой надлежащей к исполнению профессиональной деятельности, в связи с чем они нередко противоречат характеру индивидуальности человека. Как известно, индивидуальность – всегда выход за некие стандарты, поэтому в условиях стремительно разворачивающихся во всем мире изменений в разных сферах жизнедеятельности человека проблема проявления индивидуальности в деятельности выступает чрезвычайно остро, заодно актуализируя к изучению и проблему подготовленности специалистов в соответствии с требованиями времени.
Рассматривая проблему формирования специалиста-профессионала для правоохранительных органов, необходимо отметить, что профессия сотрудника органов внутренних дел входит в особый ряд профессий, от качества реализации которых зависят жизнь и судьбы людей. Более того, этот вид профессиональной деятельности принято относить к категории специалистов опасных профессии, что вне всякого сомнения и обуславливает предъявление особого рода требований к знаниям, умениям и навыкам таких специалистов. Их общее целевое предназначение - борьба с преступностью и охрана общественной безопасности, являются отправной точкой для обоснования предъявления к ним закономерно более высоких требований со стороны общественного сознания. К тому же сотрудник правоохранительных органов, как представитель власти, постоянно находится на виду. В результате, на первый план в связи с тем, что для повышения авторитета закона принципиальное значение имеет признание обществом тех людей, которые этот закон олицетворяют, с полным основанием выдвигаются такие качества, как высокая степень культуры и интеллигентности, порядочность, честность и иные качества морального характера на фоне добротной профессиональной подготовленности и компетентности [2]. Таким образом факты все больше убеждают, что формирование профессионального мастерства довольно тесно соотносится с личностью и индивидуальностью сотрудника.
Давно замечено: хочешь изменить мир – измени себя (согласно одной из версий автором данной фразы является Махатма Ганди «Хочешь изменить мир - стань этим изменением»). Поэтому в настоящее время современная психология и закладывает в основу своих исследований смещение акцентов «с социума на человека». В контексте данного подхода одним из способов оказания психологически конструктивного влияния на эффективность решения профессиональных задач может служить создание позитивного индивидуального имиджа специалиста [3; 4].
Термин «имидж» берет свое начало от английского слова «image» («образ», «представление») и обозначает впечатление о себе, образ себя, который человек создает в глазах других людей. Выходит, что имидж – это как бы «визитная карточка» человека, создаваемая им для других, причем совсем не являющаяся суммой его настоящих личностных качеств. То есть имидж – это как будто бы вовсе не то, кем на самом деле является человек.
Вместе с тем в последние годы такая позиция, утверждающая, что имидж человека порядком отличается от его личности и индивидуальности, теряет свою актуальность. Во всяком случае, в ряде научных исследований признается, что исходным этапом технологии формирования имиджа следует считать этап определения стартовых условий, или говоря иначе, индивидуальных качеств и компонентов личности, на основе которых далее и должен строиться имидж специалиста. Все больше исследователей утверждают, что залог успеха индивидуального имиджа в его правдивости. Нетрудно заметить, что речь в этом случае идет о конгруэнтности или согласованности его основных компонентов. Как известно, наша деятельность достигает максимальной эффективности, когда ее составляющие не противоречат друг другу. Именно поэтому наиболее перспективным способом достижения соразмерности между раскрываемой человеком индивидуальностью и требованиями, предъявляемыми обществом к выполняемой им профессиональной деятельности, видится установление индивидуальных качеств и компонентов личности и выбора из их числа наиболее пригодных ресурсов, которые по сути и станут стержнем для создания образа истинного специалиста [4]. На этом основании, напрашивается вывод, что установление индивидуальных качеств и компонентов личности в процессе формирования позитивного индивидуального имиджа специалиста выступает ключевым моментом, требующим своего обязательного урегулирования, поскольку максимально содействует снижению количества вероятных противоречий между реальной личностью и тем образом специалиста, который от нее требуется обществу. А принимая во внимание довольно высокий уровень криминологической тревоги населения по отношению к деятельности сотрудников правоохранительных органов, изучение психологических условий, механизмов, факторов и иных аспектов, раскрывающих особенности формирования позитивного индивидуального имиджа сотрудников органов внутренних дел, приобретает особое значение. Думается даже, что в конечном счете, это окажет воздействие на процесс формирования позитивного имиджа и всей правоохранительной системы в целом (через индивидуальный имидж к социальному).
В этом смысле наша работа по изучению индивидуальных качеств и компонентов личности курсантов учебных заведений МВД России видится принципиально значимой. Дело в том, что одним из ведущих стимулов развития личности и условий формирования индивидуальности в «студенческие» годы является именно профессиональная деятельность. С поступлением в вуз у молодых людей начинается целенаправленное формирование профессионального самосознания. Это, по большому счету, означает, что именно на вуз может быть возложена задача заблаговременного формирования необходимых для создания позитивного индивидуального имиджа сотрудника полиции стартовых условий, которые в дальнейшем выступят действенной опорой для овладения ими служебной деятельностью. В итоге, чем успешнее будет целенаправленное развитие профессионального самосознания, тем более психологически состоятельным в профессии, а значит и соответствующим необходимой социальной роли (позитивный индивидуальный имидж) окажется в дальнейшем специалист.
Экспериментальное исследование по выяснению стартовых условий в виде индивидуальных качеств и компонентов личности, характеризующих современных сотрудников полиции, проводилось на базе одного из учебных заведений МВД России, то есть как раз на том временном промежутке, когда профессиональное самосознание только начинает формироваться. Было обследовано 30 человек, средний возраст 19-20 лет (26 юношей и 4 девушки). При этом по результатам диагностики не было обнаружено достоверных гендерных различий, в связи с чем при анализе эмпирических данных фактор половой принадлежности не учитывался. Статистическая обработка полученных в исследовании данных проводилась с использованием пакета STATISTICA 6.
Обследование осуществлялось с помощью поисково-ориентировочной методики (ПОМ) Л.Б. Филонова, целевое назначение которой заключается в установлении у испытуемых тех внутренних стимулов, в результате действия которых деятельность человека приобретает выраженный индивидуальный характер. Речь идет о преобладающих моделях поведения, возникающих в широком диапазоне обстоятельств (тенденциях), а также факторах, или причинах, определяющих возникновение такого поведения (детерминантах). В наиболее общем виде поисково-ориентировочная методика позволяет посредством анализа преобладающих векторов поведения установить базовый композиционный конструкт личности современного курсанта [4; 5].
Из полученных данных следует, что наиболее выраженными у курсантов поведенческими моделями являются тенденции к проявлению кооперативности и осмотрительности, дополняют их предпочтения действовать энергично, эгрессивно, управляя при этом самим собой настолько, чтобы не было заметно явных признаков проявления каких-либо чувств (см. табл.1).
Таблица 1
Иными словами, содержательно модель самоподачи курсантами себя обществу, представляет собой следующий композиционный конструкт: активный, но осмотрительный субъект, направленный на взаимодействие и коммуникацию, мечтающий о самостоятельности и независимости. Это хорошо согласуется с данными исследования по установлению базового композиционного конструкта личности современного курсанта, проведенного А.В. Соловьевой ранее [4].
В детерминационном поле молодых сотрудников полиции наиболее выраженной является парадигма «готовности» (см. рис.1). Остальные парадигмы не имеют выраженных отличий друг относительно друга.
Рис. 1. Детерминационное поле курсантов
Это означает, что в основе поведения курсантов лежит постоянное ожидание какого-либо воздействия со стороны окружения. Притом имеется в виду не столько констатация ожидания вероятных воздействий, сколько заведомая соотнесенность с ними (как бы мысленная предварительная проработка по отношению к ним возможного алгоритма действий).
В наиболее общем виде, результаты демонстрируют следующие индивидуальные качества и компоненты личности современного курсанта: энергичный, и неутомимо активный субъект взаимодействия, деятельность которого по большей части направлена на поиск возможностей к установлению контактов с окружающим миром. Молодые люди открыты окружению, не противопоставляют себя ему, но вместе с тем предпочитают действовать с осторожностью, без какого-либо глубокого эмоционального включения в эти контакты. К автономным действиям они готовы только в тех ситуациях, где им, хотя бы приблизительно, известен алгоритм действий.
Подводя итоги, можно констатировать, что свое мнение об органах внутренних дел люди формируют на основе личного опыта восприятия конкретных представителей органов правопорядка. Как следствие, для повышения уровня доверия населения к полиции необходимо, чтобы граждане на собственном опыте увидели в сотрудниках МВД защитников интересов общества и государства [4]. Ключевым аспектом в решении этого вопроса видится персонализация работы по формированию позитивного имиджа, или направленность правоохранительной системы на формирование индивидуального позитивного имиджа каждого конкретного сотрудника, начиная с самых ранних этапов их профессионального становления.
1. Anan'eva N.A. Kompleksnyy podhod k psihologo-antropologicheskoy diagnostike // V sbornike «Problemy psihologo-pedagogicheskoy antropologii». Materialy ezhegodnika nauchno-metodologicheskogo seminara. 2010, s. 7-18.
2. Dubnyakova A.I. Obraz sotrudnika policii v soznanii grazhdan // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. – 2013. - № 4 – str. 19-22.
3. Nekrasov S.I., Nekrasova U.S. Osnovnye modeli sozdaniya imidzha // Fundamental'nye issledovaniya. – 2007. – № 10 – str. 32-35
4. Solov'eva A.V. Rol' diagnostiki ishodnyh lichnostnyh potencialov v formirovanii pozitivnogo imidzha sotrudnikov organov vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. – 2014. - № 3 – str. 76-79.
5. Filonov L.B., Solov'eva A.V. Metodika kompleksnogo issledovaniya individual'nosti // V sbornike: Otklonyayuscheesya povedenie cheloveka v sovremennom mire: problemy i resheniya. Materialy II Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii, GOU VPO "Vladimirskiy gosudarstvennyy universitet im. A.G. i N.G. Stoletovyh". 2011. S. 287-290.