Abstract and keywords
Abstract (English):
Article’s author considers the formal and informal continuous vocational training as a complete system of teacher’s education.

Keywords:
continuous professional education; educational system; competence.
Text

Принятие единой общенациональной стратегии инновационного опережающего развития российского образования является важным условием качественного прорыва в обеспечении нового качества жизни в стране.

Надо отметить, что ранее, в условиях индустриального общества, отечественная система профессионального образования успешно выполняла свои задачи, удовлетворяя потребности производства в необходимых для его развития кадрах. Однако динамичное изменение потребностей личности, общества, производства в период глубочайших социально-экономических сдвигов, вхождение России в постиндустриальную эпоху привели к несоответствию результатов профессионального образования этим запросам. Среди задач образования на первый план вышла задача «обучения человека в течение всей жизни». Сегодня в связи с осознанием роли непрерывного образования в образовании взрослых усиливается внимание к реализации всех его подструктур: формального, неформального и информального образования. В формальном образовании учебный процесс организован на нормативной основе: его характеризуют учебный план, программа, получение соответствующего удостоверения. В его рамках обеспечивается непрерывность обучения педагога посредством предоставления ему преемственных образовательных программ, направленных на развитие их профессиональной компетенции, что способствует постоянному повышению их образованности и, тем самым, качества жизни. В условиях динамичных изменений в обществе возможности для развития профессиональной компетенции педагога в формальной системе образования ограничены, так как она не успевает за требованиями, предъявляемыми к педагогу. Возникающие пробелы достаточно быстро позволяет устранить неформальное образование, осуществляемое в таких формах, как: семинары, лектории, мастер-классы и т.д., ориентированное на актуальный педагогический запрос и фактический результат: новое самоопределение, новая информированность, новые способы деятельности и др.; а также информальное образование, рассматриваемое как приобретение новых знаний через СМИ, посредством современных информационных технологий. (Колесникова И.А.) Таким образом, когда речь идет о такой форме образования взрослых, как повышение квалификации необходимо задействовать все подсистемы (формальное, неформальное и информальное образование), которые образуют целостную систему непрерывного обучения педагога и тем самым находятся в единстве и дополняют друг друга.

Реализация системы непрерывного обучения педагога на современном этапе основана на использовании компетентностного подхода. На это направлена государственная образовательная политика, представленная в программе «Наша новая школа». В числе важнейших направлений модернизации образования выделяется повышение качества педагогических кадров. Качественная подготовка педагогов обеспечивается не только овладением ими профессиональных знаний и умений, но и формированием их инновационного мышления и практико-ориентированного подхода у них, реализуемого при решении конкретных образовательных проблем.

References

1. Kuznetsov A.A. Problemy otsenki dostizheniya trebovaniy obrazovatel'nykh standartov. Obrazovatel'nye standarty i kontrol' kachestva obrazovaniya. — Vologda, 1996. —

2. S. 60—66.

3. Kunts G., O’Donnel S. Upravlenie: sistemnyy i situatsionnyy analiz upravlencheskikh funktsiy. — M.: Progress, 1981.

4. Sudakov V.V. Standartizatsiya obrazovaniya i tvorchestvo pedagoga. Federal'nyy i natsional'no-regional'nyy komponenty gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov. — Yakutsk, 1996. — S. 151—156.

Login or Create
* Forgot password?