Russian Federation
This article analyzes the national culture history facts which show the patristic spiritual tradition influence on formation of Russian female character’s psychological traits as embodied in charity activities, service to neighbors and family education. The course of life on earth and asceticism of prominent representatives of Russian society from different generations, mostly nobility, are used in the article as illustrations justifying author’s theoretical conclusions. These women’ images can serve as spiritual, social and cultural landmark in selection of sense-life values and basic fundamentals of personal enhancement for a certain part of modern Russian society.
sanctity traditions; Russian female character; native culture; Christian morality; Russian female character psychology; spiritual culture; piety; charity; psychology of morality.
В генезисе формирования русского женского характера как особом социокультурном и психологическом феномене существенную роль сыграла многовековая культура христианского воспитания. Духовная традиция фактически стала смыслообразующей детерминантой психологии нравственности большей части населения Руси — России, для которой православная культура, по своей сути, «...зиждется на святости и пронизана ею» [11, с. 10]. Христианская нравственность, непосредственно связанная с древнеаскетической традицией Востока, стала для отечественной национальной культуры своего рода «корневой системой», благодатным лоном, органично воспринявшим духовный потенциал русской души.
В воспитанной на идеалах святости женской ментальности постепенно формировалась та специфическая восприимчивость к прекрасному, которая с наибольшей полнотой была реализована в делах жертвенной любви и милосердия. Следует отметить, что речь идет, прежде всего, о любви к красоте, лежащей за гранью чувственных восприятий, красоте вне телесных форм. В этой божественной красоте, по выражению архимандрита Рафаила (Карелина), «...преображается сам человек, она заставляет трепетать и звучать какие-то глубокие струны в его сердце» [2, с. 79].
На наш взгляд, традиции святости и проявление духовной культуры в психологии русского женского характера следует анализировать не только в аспекте религиозном, но осмысливать данный феномен в широком контексте народной жизни, в которой, благодаря сочетанию святоотеческих и благочестивых светских традиций, создан уникальный женский образ, воспетый в классической литературе, искусстве и ставший ценностным ориентиром для немалого числа представителей разных социальных слоев российского общества. Говоря о силе и притягательности евангельского идеала — и по внешней форме, и по внутреннему содержанию — для жен и девиц различных сословий Древней Руси, следует указать на знаменательный факт: первый иноческий постриг был совершен великими русскими княгинями, показавшими пример того, что высоте социального статуса должна соответствовать высота святости жизни. К сожалению, этот идеал в настоящее время значительно отдален от его реального воплощения в обыденной, светской жизни и отнюдь не является психологической доминантой, но тем важнее о нем вспомнить, чтобы вычленить те базовые структурные характеристики женского образа, которые имеют вневременной, и над-этнический характер. В связи с вышесказанным считаем целесообразным актуализировать тему святости в русском женском характере на основе фактологического материала с целью сохранения этой самобытной духовной и психологической культуры для будущих поколений.
1. Akafist svyatoy prepodobnomuchenitse Velikoy Knyagine Rossiyskoy Elisavete. — M.: Izd-vo im. svyatitelya Ignatiya Bryanchaninova, 2002.
2. Arkhimandrit Rafail (Karelin). Khristianstvo i modernizm. — M., 1999.
3. Derzhavin G.R. Zapiski iz izvestnykh vsem proisshestviev. Sochineniya. — M., 1985.
4. Zhizneopisaniya. — O., 1909.
5. Zhizneopisaniya. — A., 1908.
6. Znamenskiy P.V. Rukovodstvo k russkoy tserkovnoy istorii. — M., 2006.
7. Kirichenko O.V. Dvoryanskoe blagochestie. — M.: Palomnik, 2002.
8. Miller L.P. Svyataya muchenitsa Rossiyskaya Velikaya knyaginya Elizaveta Fedorovna. — M.: Palomnik, 2006.
9. Mikhnevich V.O. Russkaya zhenshchina XVIII stoletiya. — M., 1990.
10. Monakhinya Taisiya. Russkoe pravoslavnoe zhenskoe monashestvo. — Mn.: Belorusskiy Ekzarkhat, 2006.
11. Sidorov A.I. U istokov kul'tury svyatosti. Pamyatniki drevnetserkovnoy asketicheskoy pis'mennosti. — M., 2002.
12. Strizhev A.N. Zhitie svyatoy blagovernoy knyagini Anny Kashinskoy. — M.: Palomnik, 2001.
13. Trofimov A. Svyatye zheny Rusi. — M.: Entsiklopediya rossiyskikh dereven', 1994.
14. Tsekhanskaya K.V. Zhenshchiny-podvizhnitsy v russkoy pravoslavnoy traditsii. PRNK — 1995. — № 5.
15. Chechulin N. Russkoe provintsial'noe obshchestvo vo vtoroy polovine XVIII v. — SPb., 1889.