Chelyabinsk, Russian Federation
In the article the ways of development of managerial abilities and skills of the teacher through research activity in the process of teaching natural science disciplines in school and university are determined. The main theoretical po-sitions and ideas of the monograph "The organization of research activity in the process of teaching natural science disciplines in school and university" of the au-thors' team (P.Yu. Romanov, T.P. Zlydneva, T.E. Romanov, A.S. Velikikh, L.V. Smirnov) are considered in the context of the formation of managerial and professional competence. Approaches, principles, pedagogical conditions and means for the effective organization of research activities of students, which the authors put in the basis of the structural-content model of the formation of research skills of students, are defined as the methodological basis for the personal and professional development of the teacher.
managerial skills, leadership skills, managerial skills, professional activity, communication, competitiveness, educational space, research activity, research skills, methodological approaches, principles and pedagogic conditions of de-velopment of research skills, creative task, estimated based activities, management of formation of research skills.
Кадровый потенциал является основой эффективной работы и развития современных образовательных учреждений. Поэтому вопросы кадрового менеджмента, вопросы отбора кадров в организации являются актуальными и определяют развитие педагогического образования, в котором наметился переход от предметно-центрического образования при подготовке специалиста к личностно-ориентированной подготовке, с приоритетом развития творческого потенциала учителя, широкого спектра его управленческих умений.
Управленческие умения являются не только следствием особых личностных качеств (лидерские умения) и приобретенных умений (администраторские умения), но и особым свойством осуществления профессиональной деятельности.
Потребность современного общества в специалистах с качественно новым уровнем подготовки и определяет необходимость поиска и внедрения универсальных научных методов познания в систему образования, использование исследовательских технологий в педагогической практике.
Принципиально новый подход к решению данных задач во многом обусловлен организацией исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования (на всех его уровнях, начиная с учащихся средней школы, и заканчивая бакалаврами и магистрами различных направлений подготовки). В связи с этим вышедшая работа [16] коллектива авторов под руководством профессора П.Ю. Романова «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе» является, несомненно, необходимой и значимой. Раскрывая факторы эффективной подготовки выпускника вуза, авторы отмечают, что она становится возможной в том случае, «…если сам процесс преподавания в вузе будет систематически, планомерно и органически включать в себя исследовательскую деятельность студентов, деятельность, направленную на познание и создание новых приемов, способов, идей, самостоятельное совершенствование и обновление знаний, овладение общими и частными методами исследования, способностью к самостоятельному, нестандартному решению профессиональных задач» [16, с. 8].Такой системный подход помогает сформировать в качестве основных результатов обучения многие компетенции не только в научно-исследовательской, но и управленческой деятельности в целом и является основой формирования творческой, неординарной личности учителя и руководителя.
В первой главе монографии, посвященной рассмотрению теоретических вопросов организации исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам, особое внимание уделяется факторам эффективной организации исследовательской деятельности, методологическим подходам к решению проблемы формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного образования, принципам моделирования и организации процесса формирования исследовательских умений.
По мнению авторов, основным средством формирования исследовательских умений являются творческие задачи: «Задача … является творческой, если: 1) решающему неизвестен способ ее решения (независимо от того, существует он или нет); 2) необходимые для решения знания и действия не актуализируются при восприятии условия задачи» [16, с.101].
Решение творческих математических и задач вооружает учащихся исследовательскими умениями, которые позволяют решать слабо структурированные проблемы, когда практически не известны цель и условия. Данные умения, совершенствуясь и видоизменяясь в процессе методической подготовки субъекта, переходят на соответствующий уровень, формируя такие администраторские умения будущего педагога, как обдумывание, предвидение и стратегическое планирование, создание рабочей обстановки, анализ сложных ситуаций, которые, в свою очередь, позволяют ему разрабатывать методики формирования исследовательских умений у школьников.
Особого внимания заслуживают педагогические условия, выявленные учеными, поскольку они, благоприятствуя эффективному формированию исследовательских умений обучающихся, способствуют формированию особых личностных качеств (лидерских умений) будущего педагога. Наиболее значимыми с точки зрения формирования управленческих умений являются следующие условия [16, с. 45]:
– оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения творческих задач, креативная организация учебного процесса способствуют развитию таких составляющих лидерства, как приоритеты и целеполагание. Умение ставить цели, достижимые в определенном временном интервале, управление временем основано на способности педагога планировать свою деятельность, на умении делегировать решение ряда задач своему окружению;
– создание ситуаций продуктивной совместной деятельности; необходимость рациональной диалогизации учебного процесса вместе с проблемностью изложения материала развивают навыки управления коммуникациями: гибкость поведения, умение услышать точку зрения другого, умение грамотно донести свою позицию для окружающих. Это обусловлено инновационным характером современной организации учебного процесса, все большей зависимостью от благоприятной социальной среды, которые выводят на первый план высокие требования к таким личностным характеристикам учителя, как предвидение и способность влиять на других людей, направлять их;
– обучение с учетом зоны творческого развития учащихся; реализация личностно-ориентированного подхода в обучении; оптимальное сочетание репродуктивных и творческих задач развивают умение конструировать желаемую ситуацию и организовывать переход из реального к желаемому, формируют способность системно анализировать ситуации, различать повод и причину возникающих проблем. Это и является основой умения принимать решение, необходимого для реализации профессиональной деятельности педагога.
Предложенные учеными системный, деятельностный, задачный, компетентностный подходы представляют собой целостный взаимосвязанный комплекс, который определяет стратегию формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного образования и направлен на формирование управленческих умений.
Во второй главе монографии авторы, раскрывая факторы эффективной подготовки выпускника вуза, особое внимание уделяют содержательному наполнению исследовательской деятельности, которая связана с профессиональными умениями и обеспечивает конкурентоспособность педагога в современном образовательном пространстве. Ученые констатируют, что «…исследовательская деятельность в области педагогики и методики преподавания, чтобы быть наполненной конкретным профессиональным содержанием, должна строиться на основе предметного материала исследовательского характера, а еще лучше, – на основе учебно-исследовательской деятельности в области специальных дисциплин» [16, с.18].
Успешность педагога складывается из двух одинаково важных умений: умения достигать учебной цели и умения управлять процессом обучения.
Достижению учебной цели способствуют разнообразные формы учебно-исследовательской деятельности: лекции проблемного характера; подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ в рамках учебных дисциплин; проведение практических, семинарских и лабораторных работ с элементами исследования.
Спектр математических дисциплин и тем, при изучении которых применяются различные методики организации исследовательской деятельности (решение задач с параметрами, изучение геометрических мест точек, теория нечетких множеств, решение дифференциальных уравнений); интерактивные методы обучения, ориентированные на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие обучающих и обучаемых, обеспечивают учащихся не только профессиональными знаниями, но и развивают управленческие способности. Они связаны с эффективными коммуникациями, кооперацией между людьми, мотивацией, созданием команд и умением работать в них. Проектная работа способствует развитию компетенций, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности на уровне управления процессом обучения и достижения поставленных целей. Умение управлять рабочими группами выражается в удовлетворенности учащихся от совместной деятельности, в улучшении функционирования и повышения сплоченности рабочих групп, что в целом и способствует реализации педагогических задач.
Таким образом, в условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс приобретает конкретное смысловое значение. Управление становится системообразующим фактором педагогической системы, а педагогический менеджмент представляет собой искусство управления процессом обучения и учебно-познавательной деятельностью учащихся, важной составляющей которой является деятельность исследовательская. Системный подход в организации исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе обеспечивает подготовку современного преподавателя и рассматривается как процесс раскрытия сущностных сил, деятельностных способностей человека, его возможностей, компетентного и ответственного выполнения социальных и профессиональных ролей.
Монография «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе» содержит новые научные результаты, полезные для ознакомления и использования не только исследователям в области педагогики и преподавателям школ и вузов, но и специалистам факультетов повышения квалификации и руководителям органов народного образования.
1. Vaseva O.H. Rol' otbora i podbora kadrov v sisteme upravleniya personalom // Nauka i innovacii v sovremennyh usloviyah: sb. statey mezhdunar. nauch.-prakt. konf-cii. – Ufa: Aeterna, 2017. – S. 96–99.
2. Vaseva O.H. Sistema stimulirovaniya truda rabotnikov sredney obscheobrazovatel'noy shkoly // Nauka i innovacii v sovremennyh usloviyah: sb. statey mezhdunar. nauch.-prakt. konf-cii. – Ufa: Aeterna, 2017. – S. 99–101.
3. Vaseva O.H., Malikova S.V. Upravlenie kak fenomen sozdaniya, funk-cionirovaniya i razvitiya obrazovatel'nyh sistem // Yuzhno-Ural'skiy pedagogicheskiy zhurnal. – Magnitogorsk, 2015.– № 3(4).– S. 102–107.
4. Vaseva O.H., Mel'nik M.A. Rol' lidera v upravlenii kommunikaciey // Nauka, obrazovanie i innovacii: sb. statey mezhdunar. nauch.-prakt. konf-cii. – Ufa: Aeterna, 2017. – S. 23–25.
5. Velikih A.S. Formirovanie umeniy issledovatel'skoy deyatel'nosti uchaschihsya pri izuchenii geometricheskih mest tochek // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova. – Vyp.3. – Magnitogorsk: MaGU, 2006. – S. 9–18.
6. Velikih A.S., Romanov P.Yu., Romanova T.E. Tehnologicheskie aspekty realizacii kompetentnostnogo podhoda metodom proektov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – Penza, 2016.– №2. – S. 221.
7. Velikih A.S., Sannikova E.S. Organizaciya issledovatel'skoy raboty odarennyh detey pri izuchenii geometricheskih mest tochek // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova. – Vyp.5.– Magnitogorsk: MaGU, 2008. – S. 25–30.
8. Gladysheva, M.M., Romanov, P.Yu. Modelirovanie sistemy formirovaniya issledovatel'skih umeniy buduschih inzhenerov-programmistov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2007. – № 6.– S. 150–161.
9. Dzamyhov A.H., Nimatulaev M.M., Romanov P.Yu. Aspekty metodologii pedagogiki v informacionnom obschestve / Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu (EEIA-2016): sb. nauch. trudov Mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf-cii. – M., 2016. – S. 57–67.
10. Zlydneva T.P. Modelirovanie sistemy organizacii issledovatel'-skoy deyatel'nosti studentov vuzov v processe professional'noy podgotovki // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – Chelyabinsk, 2006. – № 5. – S. 2230.
11. Zlydneva T.P. Obuchenie studentov issledovatel'skoy deyatel'nosti v ramkah disciplin informatiki // Fundamental'nye nauki i obrazovanie: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakt. konf-cii. – Biysk, 2006. – S. 289–293.
12. Zlydneva T.P. K voprosu ob organizacii uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti magistrantov // Razvitie nauki i obrazovaniya v sovremennom mire: sb. nauch. trudov Mezhdunar. nauchno-prakt. konf-cii. – Chast' 4. – Lyubercy: «AR-Konsalt», 2015. – S. 85–88.
13. Zlydneva T.P. Metodika organizacii issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov v processe izucheniya disciplin informatiki // Universitetskoe obrazovanie: materialy mezhdunar. nauchno-metod. konf-cii – Penza, 2007. – S. 241–243.
14. Zlydneva T.P. Opytno-eksperimental'naya rabota po organizacii is-sledovatel'skoy deyatel'nosti studentov v processe izucheniya disciplin in-formatiki // Psihologiya i pedagogika: puti i metody razvitiya: sb. statey IIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf-cii. – Penza, 2011. – S. 53–57.
15. Issledovatel'skiy podhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya / T.E. Klimova, V.A. Belikov, P.Yu. Romanov [i dr.]. – Magnitogorsk: MaGU, 2004. – 360 s.
16. Organizaciya issledovatel'skoy deyatel'nosti v processe obucheniya estestvennonauchnym disciplinam v shkole i vuze: monografiya / P.Yu. Romanov, T.P. Zlydneva, T.E. Romanova, A.S. Velikih, L.V. Smirnova—M.: INFRA-M, 2017. — 260 s.
17. Romanov P.Yu. Zadachi kak sredstvo podgotovki buduschego uchitelya matematiki v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Novaya nauka: teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad. – Sterlitamak: AMI, 2016. – S. 77–81.
18. Romanov P.Yu. Zadachnyy podhod kak osnova podgotovki uchitelya-issledovatelya / Razvitie sovremennoy nauki: teoreticheskie i prikladnye aspekty: sb. statey / pod red. T.M. Sigitova. – Perm', 2016. – S. 64–66.
19. Romanov P.Yu. Konceptual'nye osnovy formirovaniya issledovatel'skih umeniy v sisteme matematicheskogo obrazovaniya // Metodologiya i metodika formirovaniya nauchnyh ponyatiy u uchaschihsya shkol i studentov vuzov: materialy X Vseros. nauch.-prakt. konf-cii. – Chelyabinsk: ChGPU, 2004. – S. 283–286.
20. Romanov P.Yu. Modelirovanie processa formirovaniya issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. – Orenburg, 2003. – № 3. – S. 35–39.
21. Romanov P.Yu. Organizaciya issledovatel'skoy deyatel'nosti shkol'nikov v processe obucheniya resheniyu uravneniy s parametrom // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – Penza, 2016. – № 6.– S. 346.
22. Romanov P.Yu. Principy organizacii issledovatel'skoy deyatel'no-sti uchaschihsya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Ob'edinennyy nauchnyy zhurnal. – 2001.– № 7 (7). – S. 39–43.
23. Romanov P.Yu. Psihologo-pedagogicheskie osnovy resheniya tvorcheskih zadach // Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo universiteta. – Magnitogorsk, 2001. – № 2-3. – S. 340–345.
24. Romanov P.Yu. Sistemnoe upravlenie formirovaniem issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya pri podgotovke uchiteley matematiki // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova. – Vyp.4. – Magnitogorsk: MaGU, 2007. – S. 76–82.
25. Romanov P.Yu. Teoriya i praktika formirovaniya issledovatel'skih umeniy v processe matematicheskoy podgotovki studentov: uchebnoe posobie. – Magnitogorsk: MaGU, 2003.– 86 s.
26. Romanov P.Yu. Tehnologicheskie aspekty podgotovki pedagoga-issledovatelya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova.– Vyp. 9. – Magnitogorsk: MaGU, 2012. – S. 106–110.
27. Romanov P.Yu. Tehnologiya vospitaniya pedagoga-issledovatelya v sis-teme nepreryvnogo obrazovaniya // Nauchnye trudy MPGU. Seriya: Estestvennye nauki. – Moskva, 2001. – S. 290–294.
28. Romanov P.Yu. Upravlenie formirovaniem issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Gosudarstvennaya sluzhba. – M., 2002. – № 6 (20). – S. 99–105.
29. Romanov P.Yu. Formirovanie issledovatel'skih umeniy buduschih uchiteley matematiki v sisteme nepreryvnogo matematicheskogo obrazovaniya // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr./ pod red. P.Yu. Romanova. – Vyp.7. – Magnitogorsk, 2010.– S. 91–94.
30. Romanov P.Yu. Formirovanie issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: avtoref. diss…. d-ra ped. nauk. – Magnitogorsk, 2003. – 47 s.
31. Romanov P.Yu., Bannikova D.D. Osobennosti formirovaniya issledovatel'skih kompetenciy shkol'nikov na urokah matematiki // Yuzhno-Ural'skiy pedagogicheskiy zhurnal. – Magnitogorsk, 2015.– № 2.– S. 63–67.
32. Romanov P.Yu., Romanova T.E. Zadachi s parametrami: metodicheskie ukazaniya. – Magnitogorsk, MGPI, 1996. – 44 s.
33. Romanov P.Yu., Romanova T.E. Algoritm vydeleniya priema resheniya zadach s parametrami // Nauka v sovremennom informacionnom obschestve: materialy IXmezhdunarodnoy nauchno-prakt. konf-cii. – NorthCharleston, SC, USA, 2016. – S. 80–82.
34. Romanov P.Yu., Romanova T.E. Metodika postroeniya orientirovochnoy osnovy deystviy pri reshenii zadach s parametrami // Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike. — Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2016. – № 3 (9). – S.121–123.
35. Romanov P.Yu., Romanova T.E. Parametr v uravneniyah i neravenstvah s modulem: uchebnoe posobie. – PalmariumAcademicPublishing (Saarbrücken). – 2016. – 68 s.
36. Romanov P.Yu., Romanova T.E. Reshenie zadach s parametrami. // Matematika. Pervoe sentyabrya. – 2001. – №12.– S. 13–15.
37. Romanov P.Yu., Romanova T.E. Rol' graficheskoy interpretacii re-zul'tatov resheniya zadach s parametrami v organizacii issledovatel'skoy deyatel'nosti uchaschihsya // Sovremennye problemy obucheniya matematike v shkole / pod red. E.I. Zhilina. – Magnitogorsk, 2000. – S. 84–90.
38. Romanov P.Yu., Romanova T.E. Sistemnyy podhod v obuchenii uchaschihsya napisaniyu uravneniya kasatel'noy k grafiku funkcii // Sistematizaciya i obobscheniya pri obuchenii shkol'nikov matematike / pod red. E.I. Zhilinoy. – Magnitogorsk, 1998. – S. 36–41.
39. Romanov P.Yu., Romanova T.E., Velikih A.S. Reshenie zadach s parametrami na osnove simmetrii analiticheskih vyrazheniy // 3i: intellect, idea, innovation - intellekt, ideya, innovaciya. – Kostanay, 2016.– № 1. – S. 164–171.
40. Romanov P.Yu., Romanova T.E., Milov Yu.E. Formirovanie issledovatel'skih kompetenciy obuchayuschihsya v processe nepreryvnogo matematicheskogo obrazovaniya // Problemy razvitiya sovremennoy nauki sbornik nauchnyh statey po materialam I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Perm', 2016. – S. 218–222.
41. Romanov P.Yu., Romanova T.E. Uravnenie kasatel'noy k grafiku funkcii. // Matematika. Pervoe sentyabrya. – 2001. – №16. – S. 17–20.
42. Romanov P.Yu., Saygushev N.Ya., Romanova T.E., Milov Yu.E. Formirovanie issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya v usloviyah perehoda na Gosstandart novogo pokoleniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya.– 2015. – № 6(55).– S. 65–68.
43. Romanov P.Yu., Saygushev N.Ya., Tokmazov G.V. Model' formirovaniya issledovatel'skih umeniy v usloviyah obucheniya uchaschihsya po Gosstandartu vysshego obrazovaniya // Sovremennye naukoemkie tehnologii. – Penza, 2016.– № 9-3. – S. 550–554.
44. Romanov P.Yu., Tokmazov G.V. Metodicheskie aspekty formirovaniya issledovatel'skih umeniy v processe resheniya matematicheskih zadach // Fizi-ko-matematicheskie nauki i obrazovanie: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakt. konf-cii / pod obsch.red. V.P. Semenova, V.A. Kuznecova, T.P. Zlydne-voy. – Magnitogorsk: MaGU, 2012. – S. 52–57.
45. Romanov P.Yu., Tokmazov G.V. Formirovanie issledovatel'skih ume-niy v processe resheniya differencial'nyh uravneniy // Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2000. – № 1. – S. 156–159.
46. Romanov P.Yu., Tokmazov G.V., Pan'kina S.I. Ispol'zovanie orientirovochnoy osnovy resheniya zadach v kurse matematicheskogo modelirovaniya // Fiziko-matematicheskie nauki i obrazovanie: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakt. konf-cii / pod obsch.red. V.P. Semenova, V.A. Kuznecova, T.P. Zlydnevoy. – Magnitogorsk: MaGU, 2012. – S. 62–70.
47. Romanov P.Yu., Usanova O.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya tvorcheskih sposobnostey studentov vysshih uchebnyh zavedeniy // Yuzhno-Ural'skiy pedagogicheskiy zhurnal. – Magnitogorsk, 2015.– № 1(2). – S. 77–82.
48. Romanova T.E. Zadachi dlya obucheniya uchaschihsya resheniyu kvadratnyh uravneniy s parametrami // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova. – Vyp. 9. – Magnitogorsk: MaGU, 2012. – S. 110–116.
49. Romanova T.E. Zadachi kak sredstvo formirovaniya priemov nahozhdeniya kontrol'nyh znacheniy parametrov pri reshenii lineynyh i drobno-racional'nyh neravenstv // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P. Yu. Romanova. – Vyp. 3. – Magnitogorsk: MaGU, 2006. – S. 60–75.
50. Romanova T.E. Zadachi kak sredstvo formirovaniya u uchaschihsya priemov nahozhdeniya kontrol'nyh znacheniy parametrov pri reshenii sistem uravneniy s dvumya peremennymi // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P. Yu. Romanova. – Vyp. 7. – Magnitogorsk: MaGU, 2010. – S. 94–107.
51. Romanova T.E. Issledovanie sistem lineynyh uravneniy s dvumya ne-izvestnymi i parametrom // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova.- Magnitogorsk: MaGU, 2011. – S. 112–117.
52. Romanova T.E. Metodika vydeleniya neobhodimyh usloviy pri reshe-nii zadach s parametrami // Nauka segodnya: fakty, tendencii, prognozy: materialy mezhdunar. nauchno-prakt. konf-cii.– Vologda: Nauchnyy centr «Disput». – 2016. – S. 133–134.
53. Romanova T.E. Modelirovanie kak osnova realizacii preemstvennosti pri obuchenii uchaschihsya resheniyu tekstovyh zadach // Yuzhno-Ural'skiy pedagogicheskiy zhurnal. – Magnitogorsk, 2015.– № 2. – S. 90–95.
54. Romanova T.E. Obuchenie uchaschihsya priemam nahozhdeniya kontrol'nyh znacheniy parametrov // Pedagogicheskie i filosofskie aspekty obrazovaniya: sb. nauch. tr./ pod red. P. Yu. Romanova.– Vyp. 2.– Magnitogorsk: MaGU, 2005.– S. 62–68.
55. Romanova T.E. Obuchenie uchaschihsya resheniyu sistem lineynyh uravneniy s parametrami // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr./ pod red. P.Yu. Romanova. – Vyp. 5. – Magnitogorsk: MaGU, 2008. – S. 94–98.
56. Romanova T.E. Podgotovka shkol'nikov k issledovatel'skoy deyatel'nosti posredstvom sistemy klyuchevyh zadach // Razvitie sovremennoy nauki: teoreticheskie i prikladnye aspekty sbornik statey studentov, magistrantov, aspirantov, molodyh uchenyh i prepodavateley. – Perm', 2016.– S. 66–70.
57. Romanova T.E. Reshenie uravneniy i neravenstv pervoy stepeni. Uravneniya i neravenstva, soderzhaschie peremennuyu pod znakom modulya: uchebnoe posobie.– Magnitogorsk, 2004.– 63 s.
58. Romanova T.E. Simmetriya v zadachah s parametrami // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova. – Vyp. 8. – Magnitogorsk: MaGU, 2011. – S. 104–112.
59. Romanova T.E., Velikih A.S. Ispol'zovanie simmetrii analiticheskih vyrazheniy v zadachah s parametrami // Fiziko-matematicheskie nauki i obrazovanie; materialy Vserossiyskoy nauchno-prakt. konf-cii / pod obsch.red. V.P. Semenova, V.A. Kuznecova, T.P. Zlydnevoy.– Magnitogorsk: MaGU, 2012. – Magnitogorsk 2012.– S. 3–14.
60. Romanova T.E., Romanov P.Yu. Ispol'zovanie priemov nahozhdeniya kontrol'nyh znacheniy parametrov pri postroenii orientirovochnoy osnovy resheniya kvadratnyh uravneniy s parametrom // Sovremennye naukoemkie tehnologii.– Penza, 2016.– №12-1.– S. 186–191.
61. Smirnova L.V. Primenenie informacionnyh tehnologiy pri izuche-nii elektivnogo kursa po matematike «Teoriya grafov. Algoritmy optimiza-cii na grafah» dlya profil'noy podgotovki starsheklassnikov // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova. – Vyp. 7. – Magnitogorsk: MaGU, 2010. – S. 107–120.
62. Smirnova L.V, Smirnova S.S. Obuchenie studentov metodam prinyatiya resheniy v kurse teorii nechetkih mnozhestv // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. P.Yu. Romanova.– Vyp.9.– Magnitogorsk: MaGU, 2012.– S. 126–143.
63. Dzamyhov A.H., Nimatulaev M.M., Romanov P.Yu. Aspects of methodology of pedagogics in an informational society. – SHS Web of Conferences. 2016. – T.29. – S. 01020.