Penza, Penza, Russian Federation
The article analyzes the articles of the Journal "Russian journal of management", which reveal the actual problems of modern marketing and logistics. The use of marketing tools substantiated in these articles, partnerships in activities, in particular small businesses, provides long-term relationships between consumers, producers / sellers and key business partners on the basis of meeting the individual needs of all participants in the process. Recommendations to ensure long-term marketing policy are given.
marketing, logistics.
В 2015–2016 гг. «Russian journal of management» были опубликованы статьи, раскрывающие актуальные проблемы современного маркетинга и логистики. Данный журнал носит статус «ваковский», публикуемые научные статьи носят инновационный характер. Ознакомиться с обзором статей, опубликованных в журнале в 2015–2016 гг., можно в ряде публикаций [1–10].
В рубрике «Маркетинг и логистика» представлены девять статей, рассматривающие важные проблемы маркетинга и логистики.
Г.А. Резник, Ю.С. Пономаренко и А.С. Колесникова в статье «Оценка имиджа вуза субъектами рынка образовательных услуг» [8] раскрыты подходы к понятию имиджа вуза, изучены основные составляющие имиджа вуза, выявлены особенности имиджа вуза, представлены результаты оценки имиджа вуза различными субъектами рынка образовательных услуг. По мнению авторов, имидж вуза многоаспектная проблема, которая включает в себя следующие составляющие: имидж образовательной услуги, имидж потребителей образовательных услуг, внутренний имидж, визуальный имидж, социальный имидж вуза, имидж персонала, бизнес – имидж вуза, имидж руководства. Проведено исследование различных субъектов рынка образовательных услуг: потенциальных абитуриентов; родителей потенциальных абитуриентов; студентов вуза; выпускников вуза; работодателей в рамках анкетного опроса. Результаты исследования позволили выявить факторы конкурентоспособности вуза, к ним относятся: имидж вуза, качество и ассортимент образовательных услуг, кадровый потенциал, комфортность среды обучения, оснащенность технической базы. Предложена модель по совершенствованию имиджа вуза, которая включает такие компоненты, как социальный имидж, визуальный имидж, имидж потребителей образовательных услуг и бизнес – имидж вуза, имидж персонала вуза. Данная авторская модель нацелена на совершенствование имиджа вуза на основе корректировки всех его компонентов, способствуя повышению его конкурентоспосбности.
В статье [7] автора А.В. Остапчук «Тенденции и перспективные направления развития международного туризма в России» проведено исследование изменения количества международных туристов с 2000 по 2013 г. На основе статистических данных UNWTO выделены страны – лидеры въездного туризма, проанализирована доходность туристической деятельности. Раскрыты теоретические аспекты развития международного туризма в различных трудах российских и зарубежных ученых. Рассмотрены располагающиеся на территории России ресурсы для продвижения и развития культурного туризма. Проанализирована динамика въездного туризма в Россию по странам мира. Выделен ряд стран, лидирующих по въезду их граждан в РФ, определены основные приоритеты на долгосрочную и краткосрочную перспективу по въездному туризму. Оценен прямой и косвенный вклад туризма в занятость по десяти странам мирового въездного туризма, определен эффект туризма для экономики РФ.
Е.А. Неретина в статье [6] проанализировала проблемные области, обозначившиеся во многих развитых странах мира в связи с формированием общества потребления, идеализирующего потребительство, и адекватные ему образцы поведения людей. Раскрыты инструменты маркетинга и их влияние на формирование общества потребления. Поэтому автором была обоснована необходимость государственного регулирования процессов производства и потребления и усиления солидарности граждан в целях реализации принципов устойчивого социально-экономического развития.
Авторы Н.Б. Изакова, Л.М. Капустина в статье «Применение метода деревьев классификации для сегментирования корпоративных клиентов на промышленном рынке» [3] рассмотрели теоретические подходы к применению статистических методов для сегментирования рынков, где приведены статистические методы их обоснование различными российскими и зарубежными авторами, а так же возможность применения статистического анализа методом деревьев классификации при сегментировании корпоративных клиентов на промышленных рынках как наиболее универсальный метод. Приведены результаты сегментирования рынка профилей из поливинилхлорида для изготовления оконных и дверных блоков методом деревьев классификации с помощью программного комплекса Statistical Package for the Social Science. Особенность состоит в том, что приведена характеристика профиля целевого сегмента крупных корпоративных клиентов. Даны рекомендации по формированию маркетинговой программы для работы с потребителями данного сегмента, основанной на индивидуальном подходе к клиенту.
Статья Н.П. Горидько, Т.К. Соломина «Эконометрическое моделирование пассажиропотока гражданской авиации России» [2] отражает динамику пассажиропотока гражданской авиации и его регрессионное моделирование. Приведена структура пассажиропотока по направлениям, где наибольшие изменения наблюдались в международных авиаперевозках. Исследована связь пассажиропотока и двух независимых переменных: среднедушевых доходов населения и стоимости перелета в салоне экономкласса в расчете на 1000 км пути. На основании построенных моделей регрессии сделаны содержательные выводы о характере связи между результативной переменной и факторами, выполнено краткосрочное прогнозирование значений факторов и динамики объема перевозок пассажиров воздушным транспортом.
В статье А.В. Коростиева «Анализ направлений экономически эффективной утилизации и использования полимерных отходов бытового потребления» [4] исследуется эколого-экономические аспекты проблемы накопления отходов бытового потребления. Приведены статистические данные о структуре материалов товарной упаковки, где большую долю занимают полимеры. Выделяются два аспекта проблемы формирования ТБО, это экономическая и экологическая. Поэтому проведен анализ социально-экологических последствий современных способов утилизации отходов бытового потребления и опыт ведущих стран в области управления ТБО. В результате проведенного анализа разработана авторская статистическая оценка данных об объемах текущего образования полимерных отходов бытового потребления в Ростовской области с их последующей экстраполяцией на территорию РФ. В результате исследования выявлены и проанализированы направления промышленного использования полимерных отходов бытового потребления, включающие их сжигание для получения электроэнергии, а также предложены мероприятия социальной мотивации населения по эффективной утилизации ТБО. Так же в рекомендациях выделены два подхода к процессу утилизации, это централизованный и децентрализованный [5, с. 123–126].
Статья «Трансформация обратной связи при осуществлении маркетинговых коммуникаций в интернет-пространстве» Ю.В. Шурчковой [10] показывает изменение процесса обратной связи, получаемой от потребителя современными компаниями, происходящее в цифровой среде. Анализируется иерархия возможных вариантов реакции потребителя на информацию, получаемую от компании. Выделены причины низкого уровня реакции потребителей на получаемую маркетинговую информацию. Предлагается типология ответной реакции потребителей на коммуникативное воздействие со стороны компании российских и зарубежных ученых, при этом выделены типы ответных реакций. Анализируется отрицательный тип реакции потребителей, а также причины, по которым потребитель вообще не доводит свое мнение до компании. Рассматриваются инструменты, с помощью которых организуется обратная связь в сети Интернет, особенности взаимодействия с потребителями. Выделены основные характеристики, отличающие коммуникации со службой поддержки компании. Обозначена проблема оценки и анализа эффективности обратной связи вследствие комплексного использования инструментов маркетинговых коммуникаций.
Гайдук В.И., Бунчиков О.Н., Мирошников Д.М. статья «Система информационной инфраструктуры реализации промышленной политики» [1] показывает информационно-аналитическое взаимодействие субъектов промышленной деятельности, которое является одним из важнейших приоритетов системы отраслевого управления и предполагает структурно-функциональную реорганизацию системы инфраструктурного обеспечения как на микроуровне, так и на макроуровне. Инструменты использования информационно-аналитической инфраструктуры могут быть изменены в зависимости от типа отрасли промышленности. Проведено сегментирование каналов использования информационно-аналитической инфраструктуры промышленной деятельности в рамках процессно-ориентированного подхода, что позволяет определить роль информационно-аналитической инфраструктуры, которая повышает эффективность каждого из описанных бизнес-процессов. Предложена модель инфраструктурного обеспечения реализации промышленной политики, которая охватывает как уровень районов и промышленных округов, так и уровень Федерального округа. Обоснован подход по снижению условно-постоянных издержек за счет активного использования идеи информационно-аналитического аутсорсинга, реализуемой на базе предлагаемой системы информационно-инфраструктурного обеспечения промышленной политики, целенаправлен на наращивание объемов основной деятельности, повышение деловой активности и развитие каналов информационного обмена.
Авторы Г.А. Резник, И.В. Никитина «Маркетинг взаимодействия как основа формирования долгосрочных партнерских отношений в бизнесе» [9] раскрывают сущность концепции маркетинга партнерских отношений. Дают трактовки к определению российских и зарубежных авторов при этом делают акцент на создание эффективных механизмов управления взаимоотношениями компании с партнерами, что является источником повышения конкурентоспособности компании. Проанализирована эволюция развития концепций маркетинга партнерских отношений. Сущность управления взаимоотношениями с партнерами раскрывается через следующие принципы:
1) прозрачность деятельности компании для всех деловых партнеров;
2) ориентация деятельности предприятия на долговременную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке;
3) доступность и оперативность в предоставлении достоверной информации для деловых партнеров;
4) индивидуальный подход и сотрудничество предполагает применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям партнеров с одновременным целенаправленным воздействием на них;
5) клиентоориентированность означает соблюдение баланса интересов компании и удовлетворенности деловых партнеров. Промышленные компании строят бизнес, исходя из потребностей партнеров.
Система управления партнерских отношений промышленных компаний с деловыми партнерами предполагает использование комплекса инструментов:
- CRM – управление взаимоотношениями с потребителями;
- SCM – управление цепочками поставок;
- PRM – управление взаимоотношениями с партнерами.
Представлены результаты исследования маркетинга партнерских отношений на примере малого предприятия на основании экспертного опроса. Результаты исследования показали также, что рынок полуфабрикатов достаточно велик и существует огромная конкуренция между поставщиками. Для того чтобы для всех оптовых покупателей предприятие занимало ключевое место в снабжении полуфабрикатами, нужно иметь прочные доверительные отношения, выработанные годами сотрудничества, разнообразную линейку ассортимента и достаточно приемлемую ценовую политику. Применение инструментов маркетинга партнерских отношений в деятельности, в частности, малых предприятий, обеспечивает долгосрочные взаимоотношения между потребителями, производителями / продавцами и ключевыми партнерами по бизнесу на основе удовлетворения индивидуальных потребностей всех участников процесса, даны рекомендации по обеспечению долгосрочного взаимодействия между потребителями, производителями и ключевыми партнерами по бизнесу.
1. Gayduk V.I. Sistema informacionnoy infrastruktury realizacii promyshlennoy politiki/ V.I.Gayduk, O.N.BunchikovD.M., Miroshnikov // RussianJournalofManagement. – 2016 – №3 s. 363–373. DOI: 10.12737/21967
2. Gorid'ko N.P. Ekonometricheskoe modelirovanie passazhiropotoka grazhdanskoy aviacii Rossii/ N.P.Gorid'ko, T.K.Solomina// Russian Journal of Management. – 2016 – №1 s. 54–64. DOI: 10.12737/17903
3. Izakova N.B. Primenenie metoda derev'ev klassifikacii dlya segmentirovaniya korporativnyh klientov na promyshlennom rynke/ N.B.Izakova, L.M. Kapustina // RussianJournalofManagement. – 2016 – №1 – s. 47–53. DOI: 10.12737/17902
4. Korostiev A.V. Analiz napravleniy ekonomicheski effektivnoy utilizacii i ispol'zovaniya polimernyh othodov bytovogo potrebleniya // Russian Journal of Management. – 2016. – №2. – S. 170–177. DOI 10.12737/19816
5. Malyshev A.A., Tolokonceva T.A. Formirovanie marketingovogo mehanizma upravleniya ohranoy okruzhayuschey sredy v Penzenskom regione/ A.A.Malyshev, T.A.Tolokonceva//Problemy regional'noy ekologii. – 2013. – № 6. – S. 123–126.
6. Neretina E.A. Problemy social'noy identifikacii i solidarnosti grazhdan v obschestve potrebleniya: marketingovye aspekty// RussianJournalofManagement. – 2015. – №6. – S. 594–600. DOI: 10.12737/16618
7. Ostapchuk A.V. «Tendencii i perspektivnye napravleniya razvitiya mezhdunarodnogo turizma v Rossii» // Russian Journal of Management. – 2015. – №5. – S. 458–464. DOI: 10.12737/14561
8. Reznik G. A. Ocenka imidzha vuza sub'ektami rynka obrazovatel'nyh uslug/ G. A. Reznik, Yu.S. Ponomarenko, A.S. Kolesnikova // RussianJournalofManagement. – 2015. – №2. –S. 173–182. DOI: 10.12737/11869
9. Reznik G.A. Marketing vzaimodeystviya kak osnova formirovaniya dolgosrochnyh partnerskih otnosheniy v biznese/ G.A.Reznik, I.V.Nikitina // Russian Journal of Management. – 2016. – №4.
10. Shurchkova Yu.V. Transformaciya obratnoy svyazi pri osuschestvlenii marketingovyh kommunikaciy v internet-prostranstve// RussianJournalofManagement. – 2016. – №2. – S. 178–184. DOI 10.12737/19826