Belgorod, Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
BBK 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
The article reveals the notion of a complex of cadastral works as a tool to streamline the boundaries of objects of real estate. Discusses a pilot project to conduct a comprehensive cadastral works and expected results. A comprehensive cadastral works – radically new technology for cadastral activities that have not previously been used in Russia as a whole. They differ in the scale of nature as they cover complex areas, and not limited to account separately taken of the land.
comprehensive cadastral works, property, boundary, cadastral activity, land parcel
Введение. В настоящее время около 30 млн. земельных участков (это почти половина участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) не имеют точного описания границ. Их суммарная площадь превышает 60 % земельного фонда страны. Еще хуже ситуация с объектами капитального строительства (порядка 70 млн. объектов): сведения о них были включены в Единый государственный реестр недвижимости на основе данных прежнего технического учета (его вели бюро технической инвентаризации), но при этом их местоположение не было привязано к земле посредством координат. Это создает определенные сложности и для правообладателей соответствующих объектов, и для государства. Таким образом, имеется общая заинтересованность в упорядочении границ. Осуществлять такое упорядочение целесообразно комплексно, охватывая как максимальное число таких земельных участков (с неурегулированными границами) в пределах квартала, так и иные объекты недвижимости [1].
Методология. При написании статьи использовались различные методы исследования: аналитический метод, метод системного анализа научной литературы и нормативных документов по заявленной теме исследования, метод обобщения, сравнительный метод, балансовый метод.
Основная часть. Федеральным законом от 22.12.2014 года № 447-ФЗ в федеральные законы «О кадастровой деятельности» и «О государственном кадастре недвижимости» была введена глава «4.1. Комплексные кадастровые работы» (ККР). Согласно ст. 42.1 под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:
1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;
3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке.
Выполнение ККР отнесено законодательством к ведению субъектов РФ и органов местной власти. В рамках своих полномочий органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют перечень работ для проведения массового кадастрового учета и оформляют техническое задание с описанием конкретных характеристик кадастровых кварталов, подлежащих комплексным кадастровым работам [2].
Поскольку проведение ККР было регламентировано относительно недавно, работы по их проведению сейчас находятся на начальном этапе. Так, в декабре 2016 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), подведомственная Минэкономразвития России, начала согласование с субъектами РФ соглашений о предоставлении субсидий на проведение ККР. Механизм предоставления Росреестром субсидий на проведение ККР заложен в федеральной целевой программе по развитию учетно-регистрационной системы [3]. В 2017 году субсидии на выполнение комплексных кадастровых работ предоставили трем пилотным регионам – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областям [4].
На основании вышесказанного Правительством Белгородской области было принято распоряжение от 19 декабря 2016 года № 613 «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области», в рамках которого Департаментом имущественных и земельных отношений был разработан проект: «Выполнение комплексных кадастровых работ на территории населенных пунктов Белгородской области (в пилотных муниципальных образованиях)» [5]. Одним из таких пилотных муниципальных образований стал Белгородский район.
Главой администрации Белгородского района был утвержден план мероприятий (дорожная карта) от 30 ноября 2016 года, который включает в себя следующие этапы (по май включительно):
- отбор садоводческих некоммерческих товариществ для проведения комплексных кадастровых работ;
- проведение конкурсных процедур в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг;
- заключение муниципального контракта на проведение комплексных кадастровых работ;
- направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в администрацию поселения, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы для размещения на официальном сайте поселения в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»
- формирование согласительной комиссии в соответствии со ст.42.10 Федерального закона от24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [6].
Распоряжением администрации Белгородского района от 3 февраля 2017 года № 109 «О проведении комплексных кадастровых работ на территории Белгородского района» определен перечень кадастровых кварталов, в отношении которых будут проводиться ККР (табл. 1) [7].
Таблица 1
Перечень кадастровых кварталов, в отношении которых планируется проведение
комплексных кадастровых работ в 2017 году
№ п/п |
Номер кадастрового квартала |
Площадь кадастрового квартала, га |
Местоположение кадастрового квартала |
Поселение, в границах которого расположен кадастровый квартал |
1 |
31:15:1204009 |
7 |
Мкр. «Тополек» |
в границах Дубовского с/п, п. Дубовое |
31:15:1204008 |
6,6 |
|||
31:15:1204007 |
7,5 |
|||
31:15:1204006 |
8 |
|||
31:15:1204005 |
9,3 |
|||
31:15:1204001 |
5,1 |
|||
31:15:1204002 |
4,9 |
|||
31:15:1204003 |
4,9 |
|||
31:15:1204004 |
8,2 |
|||
2 |
31:15:0311005 |
4,5 |
СНТ «Ягодка» |
в границах Беломестненскогос/п |
31:15:0311005 |
5,33 |
|||
3 |
31:15:0312029 |
2,79 |
СНТ «Белогорье» |
в границах Беломестненского с/п |
4 |
31615:1502001 |
79,1 |
СТ «Урожай» |
в границах Бессоновскогос/п |
5 |
31:15:1311001 |
16,15 |
СНТ «Феддеровское» |
в границах Майскогос/п |
|
31:15:1901001 |
6,7 |
|
в границах Головинскогос/п |
|
Итого: |
176,07 |
|
|
ККР – это прежде всего устранение некорректных сведений об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРН. Негативные последствия отсутствия и недостоверности сведений могут выражаться в: снижении качества и эффективности управления земельными ресурсами; низких гарантиях права собственности граждан и юридических лиц; снижении инвестиционной привлекательности территорий и объектов жилищного и иного строительства; выпадающих доходы бюджетов по налогам на недвижимость. Именно поэтому главной целью пилотного проекта является обеспечение гарантии защиты прав граждан, юридических лиц, публично-правовых образований на принадлежащие им земельные участки и объекты недвижимости на основе государственного учета полных и достоверных сведений о местоположении (координатах) границ таких объектов в кадастровых кварталах, на территории которых выполнены комплексные кадастровые работы [8].
Комплексные кадастровые работы включают одновременно мероприятия для земельного участка и объекта недвижимого имущества. Поэтому в порядок процедур по совершению комплексных кадастровых работ входит инвентаризация земель и инвентаризация объектов недвижимого имущества, расположенного на обследуемом участке. Для формирования массива кадастровой информации, необходимой для проведения комплексных кадастровых работ, используют сведения, полученные при проведении инвентаризации объектов недвижимости [9].
Инвентаризация земель представляет один из видов земельно-кадастровых работ, в результате выполнения которых должны быть получены достоверные сведения об использовании земель и земельной собственности.
Согласно данным инвентаризации, проведенной администрацией Белгородского района: общее количество земельных участков, расположенных в вышеуказанных кварталах по КПТ – 1574, количество земельных участков, расположенных в кадастровых кварталах, без наличия границ по КПТ – 1049, общее количество земельных участков, расположенных в данном СТ по проекту – 1083. Отсюда видно, что 30% земельных участков не имеют установленных границ, и существующие на местности земельные участки не совпадают прогнозируемыми в проекте. Это несоответствие еще раз доказывает необходимость проведения ККР [10].
Результатом комплексных кадастровых работ будет карта-план территории, содержащей сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. На сегодняшний день на сайтах муниципальных образований, в которых будет проводиться ККР, опубликованы извещения и идет сбор информации кадастровыми инженерами об исследуемых объектах.
Согласно Дорожной карте к декабрю 2017 года должно быть произведено внесении сведений о земельных участках и местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, по форме? установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и карты-плана территории, представленных исполнителем комплексных кадастровых работ в орган кадастрового учета.
Заключение. Комплексные кадастровые работы – это новая ветвь кадастровой деятельности, которая направлена на актуализацию фактических данных, характеризующих земельные участки и прочно связанные с ними объекты как индивидуально-определенные вещи. Проведя обзор основных нормативно-правовых актов и исследование в данном направлении на конкретном муниципальном образовании, трудно оценить действенность и эффект от проведения ККР, поскольку законодательством они регламентированы всего лишь несколько лет и находятся на стадии пилотных проектов. Но можно определить ожидаемый результат, который заключается во внесении в ЕГРН точных сведений о местоположении границ земельных участков, местоположении границ зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, наличие которых позволит осуществлять Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям качественное управление и распоряжение объектами недвижимости, приведет к повышению уровня юридической защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков, устранению кадастровых ошибок, допущенных при определении местоположения границ земельных участков, снижению количества земельных споров, а также увеличению поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций [11]. Так, например, на территории Белгородского района планируется внести в ЕГРН достоверных сведений о местоположении границ в отношении е менее чем 1500 земельных участков.
1. Lipski S.A. Kompleksnye kadastro-vye raboty kak neobhodimy shag po uporyado-cheniyu otnosheniy v sfere nedvizhimosti [Elektronnyy resurs]. URL: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/15677 (data obrascheniya: 30.05.2017).
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiy-skoy Federacii ot 10 oktyabrya 2013 g. N 903 "O Federal'noy celevoy programme «Razvi-tie edinoy gosudarstvennoy sistemy regi-stracii prav i kadastrovogo ucheta nedvizhi-mosti (2014 - 2019 gody)» [Elektronnyy re-surs]. URL: http://www.consultant.ru (data ob-rascheniya 29.05.2017).
3. Federal'nyy zakon ot 24 iyulya 2007 g. N 221-FZ «O gosudarstvennom kadastre ne-dvizhimosti» (s posled. dop. i izm.) [Elek-tronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya 29.05.2017).
4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy registracii, kadastra i kartografii [Elek-tronnyy resurs]. URL: https://rosreestr.ru/site/press/news (data obra-scheniya 30.05.2017).
5. Rasporyazhenie Pravitel'stva Belgo-rodskoy oblasti ot 19 dekabrya 2016 goda № 613 «Ob organizacii provedeniya kompleks-nyh kadastrovyh rabot na territorii Belgo-rodskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. URL: http://belrn.ru/category/docs/ (data obra-scheniya 30.05.2017).
6. PLAN MEROPRIYaTIY (DOROZhNAYa KARTA) po vypolneniyu kompleksnyh kadast-rovyh rabot na territorii Belgorodskogo rayona v ramkah realizacii federal'noy ce-levoy programmy «Razvitie edinoy gosudar-stvennoy sistemy registracii prav i kadast-rovogo ucheta nedvizhimosti (2014-2019 go-dy)» [Elektronnyy resurs]. URL: http://belrn.ru/category/docs/ (data obrascheniya 30.05.2017).
7. Rasporyazhenie administracii Belgo-rodskogo rayona ot 3 fevralya 2017 goda № 109 «O provedenii kompleksnyh kadastrovyh rabot na territorii Belgorodskogo rayona» [Elektronnyy resurs]. URL: http://belrn.ru/category/docs/ (data obrascheniya 29.05.2017).
8. Plan upravleniya proektom «Vypolne-nie kompleksnyh kadastrovyh rabot na ter-ritorii naselennyh punktov Belgorodskoy oblasti (v pilotnyh municipal'nyh obrazo-vaniyah)» ot 9 yanvarya 2017 goda [Elektronnyy resurs]. URL: https://belregion.ru/documents/ (data obrascheniya 31.05.2017).
9. Nasonova V.V. Informacionnye re-sursy dlya obespecheniya inventarizacii ob'-ektov nedvizhimosti // Molodezhnyy nauchnyy forum: Obschestvennye i ekonomicheskie nauki. Elektronnyy sbornik statey po mate-rialam HHHIH studencheskoy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Moskva: Izd. «MCNO». 2016. S. 269–273.
10. Informaciya o rezul'tatah in-ventarizacii kadastrovyh kvartalov, v ot-noshenii kotoryh zaplanirovano provedenie kompleksnyh kadastrovyh rabot na territo-rii Belgorodskogo rayona [Elektronnyy re-surs]. URL: http://belrn.ru/category/docs/ (data obrascheniya 30.05.2017).
11. Cubsidii na vypolnenie kom-pleksnyh kadastrovyh rabot // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy registracii, ka-dastra i kartografii [Elektronnyy resurs]. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/subsidii-na-vypolnenie-kompleksnykh-kadastrovykh-rabot/ (data obrascheniya 30.05.2017).