Kazan, Russian Federation
employee
Russian Federation
Transportation is an important part of the logistics process and supply chain management, so it requires effective management, which is especially true when the organization seeks to meet the needs of its customers and achieve acceptable rates of return on its investments. Shippers should know the opportunities and bottlenecks of the company in terms of transportation at the entrance and exit, be able to choose the mode of transport and the carrier, conclude contracts with the right conditions, analyze the activities of transport brokers, understand the options for transportation by own forces, evaluate the performance of carriers, etc. The methods of optimization of operational planning problems that use linear programming models (LP), the analysis of the transport component in supply chain management, the characteristics of the basic methods of modeling transport problems and the problems of transport routing are considered in the article. The most promising direction in solving the problem of optimizing transport flows is the development of technologies that would combine the advantages of geoinformation systems, mathematical programming and heuristics.
transport, routing, mathematical modeling.
Проблема поиска методов оптимизации мелкопартионных перевозок грузов в транспортной сети городов актуально по целому ряду причин.
Во-первых, с развитием мелкого и среднего предпринимательства в торговой сфере возникает большая потребность в мелкопартионных перевозок грузов широкой номенклатуры большому числу потребителей.
Во-вторых, наличие большого количества автоперевозчиков значительно обострило конкуренцию на рынке автотранспортных услуг, что вынуждает владельцев автотранспорта искать новые конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества в сфере автомобильных перевозок сегодня – это повышение качества и снижение финансовых потерь от неэффективно организованных перевозок, предоставление большого спектра услуг, улучшение обслуживания клиентуры, своевременное реагирование на изменение транспортных услуг.
В-третьих, повышению эффективности доставки грузов в настоящее время уделяется недостаточное внимание, несмотря на то, что доля транспортных затрат, учитываемых при формировании цен на конечную продукцию, доходит до 50%.
В-четвертых, мелкопартионные перевозки большей частью приходятся на транспортные системы крупных и средних городов, которые накладывают ряд серьезных технических ограничений, усложняющих процесс организации перевозок: ограничения по скорости и направлению движения, ограничения по времени и др. Организация мелкопартионных перевозок в транспортных системах городов связана с анализом больших массивов данных (число поставщиков, число перевозчиков, число грузополучателей, количество и грузоподъемность автомобилей, объем спроса по каждому грузополучателю).
В-пятых, перевозки товаров широкой номенклатуры, предназначенные для удовлетворения потребностей большого числа потребителей, отличающихся разным уровнем спроса и его постоянными колебаниями организовать значительно сложнее, чем перевозки массовых грузов в условиях сформировавшихся стабильных и мощных грузопотоков между отправителями и получателями. В результате доставка мелкопартионных грузов становится значительно более дорогостоящей, чем доставка массовых грузов.[1]
Одной из основных проблем при решении задач маршрутизации является их большая размерность, вызванная тем, что маршруты необходимо прокладывать между десятками грузополучателей ежедневно. Второй не менее важной проблемой является необходимость выполнения жестких требований клиентов по времени доставки груза. Следствием чего является необходимость привлечения к перевозкам дополнительного подвижного состава при его не полной загрузке и, соответственно, увеличение транспортных затрат. Третьей проблемой является существенная неравномерность поставок по дням недели и месяцам года, вызванная колебаниями спроса.
Условия, материалы и методы исследования. Специфику логистического подхода к организации транспортных процессов можно рассмотреть на примере взаимодействия звеньев транспортной цепи в случае смешанной перевозки, как показано на рисунке 1.
1. Gadzhinskiy A.M. Logistika: Uchebnik. [Logistics: a texbook]. / A.M. Gadzhinskiy. – M.: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya “Dashkov i K”, 2005. – P. 432.
2. Logistika: Ucheb. posobie. [Logistics: a manual]. / Edited by B.A. Anikin. – M.: INFRA-M, 1999. – P. 327.
3. Uoters D. Logistika. Upravlenie tsepyu postavok: Per. s angl. [Logistics. Supply chain management: Translated from English]. – M.: YuNITI-DANA, 2033. – P. 503.
4. Takha Khemdi A. Vvedenie v issledovanie operatsiy: Per. s angl. [Introduction to the study of operations: Translated from English]. – M.: Izdatelskiy dom “Vilyams”, 2005. – P. 912.
5. www.transport.bit-integro.ru
6. Polozhenie o Filiale OAO “Vamin-Tatarstan” Kazanskaya realizatsionnaya baza khleboproduktov, utverzhdennoe Sovetom direktorov OAO “Tatarstan sete” ot 27 sentyabrya 2005g. (Regulations on the Branch of JSC “Vamin-Tatarstan” Kazan realization base of bread products, approved by the Board of Directors of JSC “Tatarstan Sete” of September 27, 2005).
7. Stok Dzh.R. Strategicheskoe upravlenie logistikoy. [Strategic logistics management]. / Dzh.R. Stok, D.M. Lambert. – M.: INFRA-M, 2005. – P. 797.
8. Bauersoks Donald Dzh. Logistika: integrirovannaya tsep postavok: Per. s angl. [Logistics: integrated supply chain: Translated frm English by N.N. Baryshnikova, B.S. Pinsker]. / Donald Dzh. Bauersoks, Deyvid Dzh. Kloss. – M.: ZAO “Olimp-biznes”, 2008. – P. 640.