CONFLICTS IN THE IMPLEMENTATION OF CSR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is based on the research materials conducted at the Department of Management Theory of the State University of Management on the problems of CSR. The article considers the possibility of using the positive function of conflicts in the implementation of CSR. The conflict reveals the problem existing in the organization, and the implementation of CSR programs allows it to be solved. This is one of the tools to achieve a balance of interests to overcome the contradictions in the implementation of CSR programs.

Keywords:
corporate social responsibility, conflicts, functions of conflicts, stakeholders.
Text

Выход на международные рынки для российских компаний означает необходимость осваивать множество новых практик и правил игры. Эти нововведения касаются не только изменений в рамках внутреннего менеджмента организации, построения эффективных взаимоотношений с иностранными участниками  бизнес-процессов,  выстраивания  грамотной  коммуникации  – необходимо быть готовым к тому, что ожидают местные сообщества, заинтересованные лица, потребители, контрольные органы от поведения компании,  осуществляющей  деятельность  на  иностранном  рынке.  Это  особенно трудно  в случае, когда жизнь бизнеса по «новым» правилам  отличается от того, к чему есть привычка, а сами эти правила зачастую являются обычаями, повсеместно распространенными стандартами делового поведения, не сформулированными в конкретном законе или инструкции. Именно к такой трудности, связанной с выходом предприятия на западные  рынки, относится необходимость  освоить  европейские  правила  корпоративной  социальной ответственности.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это практика особого поведения предприятия  и одновременно теоретический свод принципов и стандартов, о которых необходимо знать предпринимателю.

Основу современного подхода к институту корпоративной социальной ответственности заложила, опубликованная в 1953 г., книга американского экономиста Г. Боуэна Социальная ответственность бизнесмена, где данный термин упоминается впервые. По мнению Г. Боуэна, обязанностью бизнесмена является осуществление такой деятельности, принятие таких решений или следование такой линии поведения, которые отвечают целям и ценностям общества.

В целом КСО по целому ряду причин осознается как насущная необходимость для бизнеса, становится   одним из существенных факторов экономической и политической стабильности в обществе, кроме того, КСО обретает форму обязательной составляющей в корпоративных структурах.

В организационном плане это реализуется в создании специальных отделов, комитетов, комиссий, имеющих своих представителей в совете директоров.

Под  КСО будем понимать концепцию,  в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы [1].

Эти обязательства выходят за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагают, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Являются моделью стратегического поведения корпораций.

Важным  понятием в области КСО выступает термин «Стейкхолдеры».

Стейкхо́лдер  (англ. stákeholder),  заинтересованная сторона – физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств. Т.е. это – группы, организации или личности, на которых  влияет компания  и от которых она  зависит. Этот термин используется для описания корпоративных собственников помимо акционеров примерно с 1989.

В процессе реализации КСО принимает участие множество стейкхолдеров, т.е. заинтересованных сторон со своими интересами и целями, что не может не вызвать всевозможные их столкновения, переходящие конфликты.

Уточним  наше понимание конфликта.

Конфликт –  активные взаимонаправленные действия каждой из сторон  для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями [2].

Для выявления позитивных функций конфликтам целесообразно рассмотреть вопрос о возможных функциях этого явления.

Исследования функций конфликтов ведутся уже довольно давно,  в результате проведенных  нами исследований основные функции конфликтов в обобщенном виде    представлены в табл. 1  [2, 3].

Таблица 1

Функции конфликтов

позитивные

негативные

разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

диагностика возможностей оппонентов

увольнение сотрудников, снижение  дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о побежденных группах, как о врагах

стимулирование  к изменениям и развитию, творческая функция

чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

снятие синдрома покорности у подчиненных

после завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

выявление проблемы в организации (подразделении)

сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Поскольку при реализации КСО бывают затронуты интересы множества участников, то, естественно,  и столкновение этих участников, которые могут перерасти в конфликты.

Несмотря на общий негатив, который вызывают конфликты, но от них (конфликтов) может быть и немалая польза. Возникновение  конфликта приводит к снижению общего напряжения между участниками реализации программ КСО, в результате конфликтного взаимодействия  начальство может узнать о себе нелестное мнение подчиненных, которые те долго скрывали. Самое главное – конфликт выявляет проблемы, существующие в организации, иногда длительный период времени. А устранять эти проблемы возможно именно благодаря внедряемым программам КСО.

Видов  конфликтов между стейкхолдерами существует несколько[1]:

    • Интересов
    • Целей
    • Ожиданий
    • Агентов (наемных менеджеров)  – агентские конфликты

Конфликт интересов – наиболее распространенный вид конфликтов между стейкхолдерами, поскольку в деятельности компании принимают участие множество различных участников, интересы которых, естественно, не совпадают.

 Конфликт интересов – действия сотрудников, при котором личная заинтересованность человека влияет на процесс принятия решения и наносит ущерб  компании.

Примеры типичных КС (конфликтных ситуаций):

  1. выполнение иной оплачиваемой работы (за пределами данной организации);
  2. владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  3. получение подарков и услуг на сумму, превышающую величину, установленную в корпоративном кодексе корпорации;
  4. имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  5. взаимодействие с бывшим работодателем;
  6. явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации).

Причины конфликтов интересов:

  1. нарушение основных требований к служебному поведению;
  2. невыполнение (некачественное выполнение)  обязанностей работника;
  3. несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов организации;
  4. несоблюдение норм действующего законодательства;
  5. нарушение ограничений и запретов, связанных с Законом о противодействии коррупции и др.

Первый конфликт целей был между  Г. Фордом  и его  акционерами, которые  подали на Форда в суд из-за повышения ЗП рабочим вместо выплаты больших дивидендов и выиграли дело. Г. Форд ушел в отставку, передав  управление своему сыну, затем скупил все акции, тем самым убрав необходимость платить акционерам дивиденды [1].

Разнообразие и пересечение интересов стейкхолдеров порождает условия для конфликтов всех перечисленных видов в условиях ограниченности ресурсов.

Конфликт  ожиданий

Еще одним из видов конфликтов является конфликт ожиданий (рис. 1.)

Рис. 1. Конфликт ожиданий

 

Участники конфликтного взаимодействия по-разному настроены на ситуацию, на ее результат. Так наемные работники (один из стейкхолдеров) ожидают от организации достойного уровня заработной платы, быстрого карьерного роста. А корпорация, в свою очередь,  предполагает за это качественный труд со стороны наемных работников. Но дело в том, что каждая сторона по-своему понимает «достойный уровень заработной платы»  и «качественный труд со стороны наемных работников».

Предотвращение данного вида конфликта возможно, если в самом начале совместного  взаимодействия согласовать эти дефиниции, т.е. чтобы каждая сторона  одинаково понимала содержание ожиданий другой стороны.

Таблица 2

Характеристика ожиданий основных групп заинтересованных сторон  [1]

Ожидания корпорации от стейкхолдеров

Требования стейкхолдеров к  корпорации

Стейкхолдеры

Формирование акционерного капитала

Увеличение размера дивидендов, рост стоимости акций,  повышение стоимости компании

Акционеры

Создание  благоприятного инвестиционного климата, низкая ставка налога, отсутствие преград  для доступа к природным ресурсам

Соответствие деятельности корпораций требованиям законодательства РФ, обеспечение занятости населения, вклад в экономический рост и бюджеты регионов присутствия

Органы власти

Расширение рынка сбыта, повышение лояльности покупателей к торговой марке

Удовлетворение спроса ассортиментом качественных товаров и услуг по приемлемым ценам

Потребители

Наличие высококвалифициро-ванных специалистов

Создание рабочих мест, поддержка местной общественной жизни и забота об окружающей среде

Население регионов присутствия

Участие в реализации социальных программ и продвижение корпорации в регионах присутствия

Социальная поддержка и вложение корпораций в здоровье персонала, поддержка местной общественной деятельности в проведении социально-значимых акций

Некоммер-ческие организации, профсоюзы

Исполнение должностных обязанностей в срок и полном объеме, вовлеченность сотрудников в процесс становления и развития корпорации

Своевременная оплата труда, создание благоприятных условий труда и отдыха, обеспечение безопасности рабочего места, наличие льгот и скидок на производимые товары и услуги, возможности продвижения по службе

Сотрудники

Осуществление поставок качественных товаров и услуг в срок по приемлемым ценам

Стабильность заказов, оплата в срок и по условиям договора, послепродажное обслуживание

Поставщики и деловые партнеры

Доступность финансовых ресурсов, долгосрочность предоставления денежных средств

Соотношение уровня риска с уровнем доходности на приемлемом уровне,

сбалансированность их инвестиционного портфеля

Инвесторы, кредиторы

Будем рассматривать конфликт как инструмент диагностики проблемы, а КСО способ ее решения. Задача – найти баланс интересов и рисков для преодоления противоречия.

Появившийся конфликт сигнализирует о наличии ранее  или возникновении новой проблемы. Например, инвестор, вложивший деньги в фирму, хочет, чтобы она увеличила свою эффективность, для этого целесообразно сократить часть персонала, т.е. уменьшить количество существующих рабочих мест, что ведет к сопротивлению со стороны работников, а иногда и государства. О чем может свидетельствовать возникший конфликт: о нерациональной  системе организации труда, недостатках в работе с персоналом, низкой квалификации работников. Для налаживания отношений, выхода из создавшейся конфликтной ситуации  целесообразно расширить внедрение КСО в плане обучения сотрудников, их перепрофилировании.

Мы не  говорим, что конфликты надо устранять, а о том, чтобы уметь правильно реагировать на выявляемые ими проблемы, и уметь осуществлять  поиск вариантов  их решения за счет соответствующе выбранной программы КСО.

 

[1] Громова О.Н. Взаимосвязь и взаимообусловленность  КСО и репутации корпорации. //Евразийский научный журнал №1 (22) 2016, часть 1 с.42-44. Труды ХХI международной конференция «Актуальные проблемы в современной науке  и пути их решения.» ЕСУ. Европейский союз ученых.

References

1. Gromova O.N. «Korporativnaya social'naya otvetstvennost'». Uchebnoe posobie. M. GUU, 2015 g.

2. UChEBNIK I PRAKTIKUM «TEORIYa ORGANIZACII I ORGANIZACIONNOE POVEDENIE», ChAST' 1 «ORGANIZACIONNOE POVEDENIE» POD RED. LATFULINA G.R., GROMOVOY O.N., RAYChENKO A.V., SERIYa UChEBNIK I PRAKTIKUM DLYa BAKALAVROV I MAGISTROV. M.: YuRAYT, 2017, 301 STR.

3. Elektronnye sredstva informacii. Internet – resursy. Oficial'nyy sayt informacionno-analiticheskogo zhurnala «Biznes i Obschestvo»: http://b-soc.yarkie.ru

4. Elektronnye sredstva informacii. Internet – resursy. Oficial'nyy sayt PricewaterhouseCoopers: http://www.pwc.fr

Login or Create
* Forgot password?