Russian Federation
Tourism is a complex of various services: accommodation, transportation, food of tourists, excursion services and services of guides-interpreters. This article provides a description of accounting in tourism business. The base of legislative and normative-legal acts regulating accounting in tourism in Kazakhstan is considered.
tourism, tourism product, tour operator, travel agent.
Согласно Закону РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан»: туроператорская деятельность – вид предпринимательской деятельности физических или юридических лиц, имеющих право на занятие данным видом предпринимательской деятельности по производству турпродукта, его продвижению и реализации.
Также в вышеназванном Законе дается определение турагентской деятельности: предпринимательская деятельность физических или юридических лиц по продвижению и реализации турпродукта, который формирует туроператор.
Кроме того, дается определение понятия «туристский продукт»: набор туруслуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия [1].
Туризм – один из важнейших компонентов экономики большинства стран. По сравнению с другими сферами экономики туризм не способствует сокращению природных ресурсов [2].
В целях защиты прав и интересов туристов в Республике Казахстан лицензируются туроператорская и турагентская деятельности.
Лицензирование производится в соответствии с Законом РК «О лицензировании» от 11 января 2007 г. №214 (с изменениями и дополнениями), Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 г. №481 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской и турагентской деятельности» [3].
Осуществление туроператорской и турагентской деятельности допускается при наличии у туроператора и турагента действительного договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора, турагента [3].
В соответсвии со статьей 14 Закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента», туроператоры и турагенты должны внести страховую сумму:
– туроператор – не менее 4 тыс. и не более 10 тыс. МРП на момент заключения договора;
– турагент – не менее 2 тыс. и не более 5 тыс. МРП на момент заключения договора [4].
Правила ведения бухгалтерского учета в туристском бизнесе регламентируются следующими законодательными и нормативно-правовыми актами, которые указаны в табл. 1 [3].
Таблица 1
Государственное регулирование туристской деятельности в РК
№п /п |
Название регулирующего Закона, Кодекса и т.д. |
1 |
Конституция РК (с изменениями и дополнениями по состоянию 10.03.2017 г.) |
2 |
Гражданский Кодекс РК (с изменениями и дополнениями по состоянию 01.07.2017 г.) |
3 |
Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию 15.06.2017 г.) |
4 |
Закон РК « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию 28.12.2016 г.) |
5 |
Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказам Минфин РК от 23 мая 2007 г. № 185 |
6 |
Рабочий план счетов организации |
7 |
МСБУ и МСФО |
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Республике Казахстан осуществляется Департаментом методологии бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан [5].
Кроме вышеперечисленных регуляторов, правовыми основами государственного регулирования туристкой деятельности являются нижеприведенные инструменты на рис. 1 [6].
Рис. 1. Регулирующие инструменты учета в туризме
Порядок учета туристских фирм в огромной степени зависит от классификации договоров, используемых в туризме и заключаемых со сторонними организациями – поставщиками прав на отдельные виды приобретаемых туристской фирмой услуг, с одной стороны, и туристами и турагентами – покупателями готовых туристских продуктов – с другой стороны.
Особенностью бухгалтерского учета в туроператорской деятельности является то, что туроператор, заключая договора с различными поставщиками туристских услуг, оплачивая эти услуги, становится частью его актива. Затем, суммируя эти услуги (права на услуги) соответственным образом, туроператор приобретает готовый продукт – совокупность прав на получение сформированного комплекса услуг, который через определенное время и реализует туристу, что наглядно можно увидеть на рис. 2[6].
Рис. 2. Взаимосвязь производителей туруслуг с туристами
Доход от реализации у туроператоров определяется на основании стоимости реализации туристических путевок по ценам, зафиксированным в договоре на оказание туристических услуг [6].
Целесообразно отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 212 НК РК оборот, совершаемый за пределами РК, не относится к облагаемому обороту по НДС. Место реализации услуг по формированию деятельности в туристическом бизнесе определяется пп. 4 п. 2 ст. 215 НК РК, в соответствии с которым местом реализации по услугам в области туризма является место, где располагается место предпринимательской или любой иной деятельности покупателя этой услуги, т.е. туриста [7].
Рассчитаем стоимость тура Алматы – Турция г. Анталья, предлагаемого туроператором как на одного человека, так и на группу, состоящую из 30 чел.
Общие условия: сроки: 15 дней – 14 ночей в июле. Количество туристов в группе, включающего сопровождающего, 30 чел. Питание – полупансион. (завтрак и ужин). Проживание – двухместные номера со всеми удобствами в курортном отеле «Imperial 5*». Перелет регулярным рейсом «Аэрофлота» Алматы-Т Турция г. Анталья – Алматы. Трансфер: аэропорт – гостиница –аэропорт автобусом «Мерседес». Смета расходов турфирмы по отправке туристов указана в табл. 2.
Таблица 2
Смета расходов турфирмы по отправке туристов
Составляющие стоимости тура |
Сумма |
Перелет |
700$* 30чел.=21 000 $ |
Трансфер |
400$ на группу |
Проживание |
50$*14ночлегов*30 чел.=21 000$ |
Экскурсионная программа |
400$ на группу |
Косвенные расходы |
10% от полной себестоимости = 4 255$ |
Затраты по сбыту (издержки обращения) |
0,5% от полной себестоимости = 212,75 $ |
Прибыль фирмы |
10% от полной себестоимости = 4 255$. Прибыль, закладываемая в стоимость туристского продукта, устанавливается в процентах к себестоимости затрат. Размер процента зависит от спроса на данный туристский продукт и может колебаться от 5 до 100% и более |
Налог НДС |
5106 $ (12% по РК) |
Общая стоимость тура на всю группу: 56 378,75 $
Стоимость тура на одного человека: 56 378,75 $/30 чел=1879,29 $
Итоговая сумма полной себестоимости с учетом НДС и прибыли компании и будет продажной стоимостью тура в Анталью на 15 дней и 14 ночей.
Идеи правовой основы туристкой деятельности базируются на отношениях купли-продажи турпродукта [6].
На рис. 3 приводится различие между 2 вариантами приобретения туристского продукта турагентами.
Рис. 3. Варианты приобретения турпакета турагентами
Для автоматизации бухгалтерского учета туристских организаций необходима настройка программного обеспечения на конкретный вид деятельности: для туроператоров (с учетом формирования себестоимости турпродукта для последующей реализации турагентам); для турагентов (с учетом продвижения и реализации турпродукта, произведенного туроператором за комиссионное вознаграждение).
Ведение бухгалтерского учета туристических организаций возможно в конфигурации «1С: Управление торговым предприятием» на базе версий 8.1,8.2 [8].
В казахстанской практике часто встречаются туристские фирмы, которые занимаются несколькими видами деятельности: туроператорской и турагентской одновременно.
В связи с данным обстоятельством возникает необходимость включения в учетную политику условия раздельного учета производственной, посреднической и торговой деятельности. Так, необходимо вести раздельный налоговый учет в соответствии с п.1 статьи 58 НК РК.
1. Zakon Respubliki Kazahstan ot 13 iyunya 2001 goda № 211-II «O turistskoy deyatel'nosti v Respublike Kazahstan» s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 15.06. 2017 g.
2. 2-e izd., pererab. i dop. – M.: KNORUS, 2016. – 208 s.
3. Nazarova V.L. Buhgalterskiy uchet v otraslyah. Uchebnik/pod red. Taygashinovoy K.T. Almaty: Izdatel'stvo «Ekonomika», 2014 g. – 426 s.
4. Zakon RK «Ob obyazatel'nom strahovanii grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti turoperatora i turagenta» ot 31.12.2003 g. № 513- II s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 29.03. 2017 g.
5. Nazarova V.L. Buhgalterskiy uchet hozyaystvuyuschih sub'ektov. Uchebnik/ pod red. Mamyrova N.K. -3 izd, pererab. i dop. Almaty: Izdatel'stvo «Ekonomika», 2005 g. – 315 s.
6. Dosmanbetova A.S. Buhgalterskiy uchet v turizme i gostinichnom biznese: uchebnoe posobie/A.S. Dosmanbetova. Mezhdunarodnaya Akademiya Biznesa. Almaty,2013 g. – 264 s.
7. Kodeks Respubliki Kazahstan «O nalogah i drugih obyazatel'nyh platezhah v byudzhet» (Nalogovyy Kodeks) (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 11.07.2017 g.).
8. N. Krotkova /Buhgalter plyus komp'yuter./Buhgalterskiy uchet v turisticheskih firmah v «1S» 8.1,8.2/ №7-8(171-172) Iyul'-avgust 2014g./s. 12–26.