The Rostov state economic university (RINH) (yuridicheskiy fakul'tet, studentka 3 kursa)
Rostov-na-Donu, Rostov-on-Don, Russian Federation
The article considers currency control exercised by customs authorities and to the largest violations of the currency legislation of the Russian Federation. The statistics of offenses of the currency legislation when moving through customs border of EEU is given. The priority areas of work of customs authorities at implementation of currency control are considered. Recommendations for increase in efficiency of identification, suppression and prevention of offenses in the sphere of currency control are made.
currency control; customs authorities; foreign exchange transactions; the Federal customs service of Russia; the Eurasian economic Union, the currency legislation.
Валютный контроль, осуществляемый органами российской таможни, выступает в качестве одного из основных направлений контроля, осуществляемого государственными органами Российской Федерации. Подобный контроль осуществляется с валютными операциями при перемещении товаров через границу ЕАЭС[1] в процессе ввоза и вывоза из Российской Федерации, согласно положениям международных договоров стран – участниц Таможенного союза, а также законодательством, регулирующим валютный контроль, и иными нормативными актами. В то же время подчеркнем, что целью валютного контроля выступает противодействие отмыванию (легализации) доходов, добытых преступным путем, а также противодействию финансированию терроризма в процессе осуществления контроля за ввозом и вывозом через границу валюты стран – участниц Таможенного союза, валютных ценностей и ценных бумаг, а также дорожных чеков.
Увеличить рост эффективности подобного контроля в условиях недоработанности законодательной базы, а порой и вовсе отсутствия правовых норм, а также сокращения численности в органах российской таможни являются основными государственными задачами[2].
Согласно положениям Указа Президента РФ «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»[3] принято постановление Правительства РФ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»[4], которое наделяет органы российской таможни статусом органа валютного контроля.
Наделение ФТС Российской Федерации статусом органа валютного контроля позволяет полноценно реализовать цепочку последовательных действий – от выбора объектов контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности и взыскания с них штрафов, призванных компенсировать урон, нанесенный экономическим интересам государства противозаконной деятельностью.
Основным направлением деятельности органов таможни в процессе осуществления валютного контроля выступает борьба с незаконным выводом и вывозом денежных средств за границу, которая основывается на развитии механизмов рискованных подходов в процессе реализации данной функции по валютному контролю, а также изменение объектно-ориентированного подхода, определенного Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[5], включая применение механизмов как межведомственного, так и международного взаимодействия в данной области.
Исследуя статистику по нарушениям валютного законодательства, можно отметить, что за период в 11 месяцев 2016 г. российскими таможенными органами было возбуждено порядка 5 тыс. административных дел о правонарушениях в данной сфере, по ст. 15.25 КоАП РФ[6], в результате чего общая сумма составила около 150 млрд руб. Данные правонарушения были выявлены в ходе проверок по соблюдению валютного законодательства, которых в целом было осуществлено более 4 тыс.[7]
Помимо этого, в результате совместных мер, предпринятых ФТС Российской Федерации и Банком России, отмечено снижение случаев декларирования ввозимых товаров с признаками завышения стоимости. При этом, исходя из данных статистики, отмечается, что за период в 11 месяцев 2016 г. объемы подобных операций сократились (в сравнении с аналогичным периодом 2015 г.) практически в 3 раза по числу деклараций на товары (с 366 до 115 ДТ), что в совокупности по сумме – свыше чем в 18 раз (со 170 до 9 млрд руб). Теперь ФТС Российской Федерации в рамках информационного взаимодействия с Банком России на регулярной основе передает сведения о таможенном декларировании товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с признаками значительного завышения их стоимости[8].
На современном этапе одни из крупнейших нарушений валютного законодательства выявляются у юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность на момент проверки (фирм-однодневок), что затрудняет процесс взыскания административных штрафов по данным правонарушениям, что ведет к росту дебиторской задолженности перед бюджетом.
Для правовой регламентации имеющихся проблем в сфере валютного контроля, возникающих в области однодневных фирм, ФТС Российской Федерации подготовила предложения по совершенствованию законодательства в сфере противодействия валютным операциям по притворным (мнимым) сделкам. Основываясь на данных, предложенных Министерством финансов Российской Федерации, разработан проект закона, который предусматривает изначально наделение полномочиями налоговые и таможенные органы, позволяющие им обратиться в суд в целях применения последствий ничтожности притворных (мнимых) сделок.
Ведя речь о развитии валютного контроля в будущем, осуществляющим достаточно молодым государственным органом, необходимо подчеркнуть, что в настоящем 2017 г. все усилия нацелены на совершенствование механизма, направленного на предотвращение нелегального оттока денежных средств за границу, а также расширение перечня полномочий государственных органов в области валютного контроля по противодействию притворных (мнимых) сделок и разработки новых подходов в данной борьбе.
В соответствии с инициативой ФТС Российской Федерации, в целях борьбы с незаконным оборотом денежных средств и возможной легализации крупных сумм наличной валюты, добытой преступным путем, перемещаемых «курьерами наличных», в проект Таможенного кодекса ЕАЭС включена норма, закреплено требование о представлении физическими лицами документов таможенным органам, подтверждающих факт происхождения денежных средств. Ранее подобное требование на законодательном уровне не было закреплено[9].
В условиях функционирования ЕАЭС в целях повышения эффективности выявления, пресечения, а также профилактики правонарушений в области валютного контроля необходимо обеспечить информационное взаимодействие с уполномоченными органами республик Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия в скорейшем времени, а также снизить риски к минимуму по неправомерному использованию конфиденциальной информации[10].
Деятельность органов таможни по осуществлению валютного контроля и выявлению правонарушений в сфере валютного законодательства Российской Федерации обладает следующими организационно-правовыми аспектами:
– выступление ФТС Российской Федерации с законодательной инициативой по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации, а также акты таможенного законодательства ЕАЭС;
– проведение рабочих встреч при участии представителей ФТС Российской Федерации (иных таможенных органов) с ФНС Российской Федерации и иными его государственными органами, в процессе которых разработаны определенные позиции и достигнуты соглашения по некоторым вопросам неоднозначного толкования норм права, осуществлению информационного обмена и по судебной практике в процессе рассмотрении дел, возбужденных по статье 15.25 КоАП РФ[11];
– проведение рабочих встреч при участии представителей ФТС Российской Федерации и Банка России. Так, к примеру, в рамках рабочих встреч определены мероприятия, направленные на совершенствование обмена информацией между ФТС Российской Федерации и Банком России, такие как совершенствование алгоритма по формированию информации для уполномоченных банков в случае ликвидации банка[12];
– разработка предложений о включении в состав передаваемой банкам информации о выпущенных декларациях на товары сведений о стоимости невыпущенных товаров и их согласование с Банком России и др.
Реализация ранее отмеченных мероприятий направлена на упрощение процедур валютного контроля в процессе формировании форм учета и отчетности по валютным операциям и совершенствование системы информационного обмена между таможенными органами, Банком России и уполномоченными банками.
[1]Евразийский экономический союз – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.
[2]Журнал «TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015» // Зыбина Е.В., заместитель начальника отдела организации автоматизированной технологии контроля Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России.
[3]Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // СПС «КонсультантПлюс»
[4]Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
[5]Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
[6]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СПС «КонсультантПлюс»
[7]Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.customs.ru/
[8]Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.customs.ru/
[9]Логистика в российском бизнесе, практика применения инновационных логистических технологий [Электронный ресурс] // URL: http://www.logistics.ru
[10]Евразийский экономический союз [Электронный ресурс] // URL: http://www.eaeunion.org/
[11]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СПС «КонсультантПлюс»
[12]Банк России [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru
1. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz – mezhdunarodnaya organizaciya regional'noy ekonomicheskoy integracii, obladayuschaya mezhdunarodnoy pravosub'ektnost'yu i uchrezhdennaya Dogovorom o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze.
2. Zhurnal «TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015» // Zybina E.V., zamestitel' nachal'nika otdela organizacii avtomatizirovannoy tehnologii kontrolya Upravleniya torgovyh ogranicheniy, valyutnogo i eksportnogo kontrolya FTS Rossii.
3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 2 fevralya 2016 g.№ 41 «O nekotoryh voprosah gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v finansovo-byudzhetnoy sfere» // SPS «Konsul'tantPlyus».
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 13 aprelya 2016 goda № 300 «Ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus»
5. Federal'nyy zakon ot 27 noyabrya 2010 goda № 311-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
6. Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 17.04.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus».
7. Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.customs.ru/
8. Logistika v rossiyskom biznese, praktika primeneniya innovacionnyh logisticheskih tehnologiy [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.logistics.ru
9. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.eaeunion.org/
10. Bank Rossii [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.cbr.ru