Rostov-na-Donu, Russian Federation
Article is devoted to the one of the most relevant directions of the modern world, and specifically cross-border Internet trade. In this work the main prerequisites of expansion of scales of remote trade on the Internet are revealed. Fresh statistical data on the basis of which the analysis is carried out are reflected. The question of legal regulation in this sphere is opened, and introduction of the customs duties for deliveries of goods to the Russian Federation from abroad is concrete and to introduce the VAT.
Internet trade, cross-border Internet trade, market, Internet, cross-border purchases, online store.
Интернет-торговля – является одним из динамично развивающихся технологичных рынков мирового масштаба. Быстрый рост обуславливается достаточно быстрым распространением широкополосного (фиксированного и мобильного) доступа к глобальной сети Интернет. Стоит отметить, что рост розничной торговли в глобальной сети Интернет упрощает приобретение товаров покупателями на территории Российской Федерации, которые, в свою очередь, экспортируются из-за рубежа посредством международных почтовых отправлений[1]. По состоянию на конец 2016 г. объем трансграничной торговли достиг 35% от объема всего рынка электронной коммерции в России и составил 300 млрд руб. В среднем, каждый год в 2 или 3 раза темп роста трансграничной торговли опережает темпы роста локальной торговли[2].
В качестве основного фактора, способствующего росту интернет-торговли, выступает расширение торговых площадок электронного вида, таких как (alibaba, eBay и т.д.). Аналогичным образом влияет возможность приобретения товара посредством заказа покупки через Интернет (см. рис. 1), а также высокое качество работы Почты России по доставке международных отправлений на современном этапе развития.
Активный рост трансграничной интернет-торговли также связан с более дешевыми китайскими онлайн-магазинами. По оценкам экспертов, доля розничной онлайн-торговли с Китаем составляет около 50% в денежном выражении и 90% в общем объеме посылок (в штуках) (см. рис. 2).
Еще одной наиболее значимой экономической предпосылкой для расширения масштабов дистанционной торговли по Интернету являются существенным образом отличающиеся условия налогообложения внешней и внутренней дистанционной торговли, онлайн и офлайн торговли.
Рис. 2. География российской трансграничной интернет-торговли по состоянию на 2016 г.[4]
Отметим, что правовое регулирование в области защиты прав потребителей, налогообложения, а также технического регулирования распространяется только на онлайн продавцов, осуществляющих торговлю в пределах Российской Федерации. Приобретение товаров из-за границы посредством сети Интернет регулируется Соглашением таможенного союза «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». При этом товары, купленные онлайн нашими соотечественниками, доставляются при помощи международных почтовых отправлений, приобретённые для личного пользования. В тоже время зарубежные магазины не несут издержек по ведению бизнеса на территории Российской Федерации и не вправе выставлять более низкие цены на свои товары[5]. Широкое распространение это получило в период экономического кризиса 2014–2015 гг.
Подчеркнем, что отечественные онлайн-магазины в полном объеме уплачивают определенный российским законодательством ввозной НДС, который составляет 18%, иные виды ввозных пошлин, что порядка 8% и налоги и сборы. Помимо этого рыночные участники, развивающие легальный бизнес в Российской Федерации, несут как прямые, так и косвенные издержки[6], которые, в свою очередь, связаны с обеспечением соответствия ввозимых товаров требованиям законодательства Российской Федерации (к примеру, декларирование или прохождение сертификации), от которых напрямую зависит отпускная цена на товар.
Отсутствие правового регулирования в данной сфере способствует росту доли зарубежных представителей на отечественном рынке. Помимо этого, на современном этапе развития отмечается вывод крупного и среднего отечественного интернет-бизнеса из юрисдикции Российской Федерации. Основная масса в Китай, Латвию и иные государства, находящиеся за рамками ЕАЭС, именно такие данные предоставляет Ассоциация компаний интернет-торговли (далее – АКИТ)[7]. Продавцы розничной торговли формируют трансграничные каналы реализации товаров (строят логистические терминалы), оптимизируют издержки, переводя их в таможенные пошлины и налоги, а также оптимизируют маркировку, сертификацию и гарантийное обслуживание реализуемой продукции.
В целях уравнивания условий осуществления онлайн-торговли планируется введение таможенных пошлин для поставок товаров в РФ из-за рубежа и ввести НДС. С данной инициативой, в отношении зарубежных онлайн-продавцов, выступила АКИТ еще в начале 2016 г.[8] В результате данных предложений Министерством финансов был включен в проект «Основных направлений налоговой политики на 2017 г. и период 2018 и 2019 гг.» НДС товаров, приобретаемых россиянами на торговых интернет-площадках, расположенных за границей.
Подводя итог, подчеркнем, что введение данного НДС будет выступать в качестве шага, который отрицательным образом отразится на легальной трансграничной интернет-торговле. Таким образом, велика вероятность, что будет произведено перераспределение грузов между легальными и нелегальными потоками, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для снижения уровня налоговых поступлений, как минимум на начальном этапе развития. И это при всем том, что нами не затрагивается еще вопрос сложного администрирования взимания НДС с иностранных торговых представителей. На сегодняшний день остается не понятным сам механизм осуществления уплаты НДС иностранными онлайн-магазинами. Однако, отметим, что данный НДС или налог с продаж будет взыскиваться с российских граждан, поскольку НДС оплачивает конечный заказчик.
Конечно, для создания равных условий деятельности компаний интернет-торговли, нельзя утверждать, что эта мера будет эффективной, тут должен быть разработан целый комплекс мероприятий. В первую очередь, необходимо принимать во внимание тот факт, что важна не сама идея взимания налога, а механизм ее реализации.
[1]Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru
[2] Ассоциация компаний интернет-торговли [Электронный ресурс] // URL: http://www.akit.ru/
[3]J’son& Partners Consulting [Электронный ресурс] // http://www.json.ru/
[4]Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли [Электронный ресурс] // http://www.namo.ru/
[5]Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» [Электронный ресурс] // http://ekonomika.snauka.ru
[6]Интернет-магазины могут как самостоятельно импортировать товары, так и закупать их у оптовых посредников в РФ. В последнем случае издержки, связанные с легализацией импорта в РФ, уже включены, как правило, в оптовую цену товара.
[7]Ассоциация компаний Интернет-торговли [Электронный ресурс] // http://www.akit.ru/
[8]Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru
1. Federal'naya Antimonopol'naya Sluzhba (FAS) [Elektronnyy resurs] // URL: http://fas.gov.ru
2. Associaciya kompaniy internet torgovli [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.akit.ru/
3. J’son & Partners Consulting [Elektronnyyresurs] // URL: http://www.json.ru/
4. Nacional'naya Associaciya Distancionnoy Torgovli [Elektronnyy resurs] // http://www.namo.ru/
5. Elektronnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal «Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologiy» [Elektronnyy resurs] // URL: http://ekonomika.snauka.ru
6. Internet-magaziny mogut kak samostoyatel'no importirovat' tovary, tak i zakupat' ih u optovyh posrednikov v RF. V poslednem sluchae izderzhki, svyazannye s legalizaciey importa v RF, uzhe vklyucheny, kak pravilo, v optovuyu cenu tovara.
7. Associaciya kompaniy Internet-torgovli [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.akit.ru/
8. Federal'naya Antimonopol'naya Sluzhba (FAS) [Elektronnyy resurs] // URL: http://fas.gov.ru