TO THE PROBLEM OF STUDYING AND DEVELOPMENT OF AMATEUR AND FOLK CRAFTS: HISTORY AND CONTEMPORANEITY. SURVEY RESEARCH
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the general problems of studying folk arts and crafts, the attention is paid to some periods in the history of folk crafts, the formation of knowledge about real historical phenomena and processes in the industry, the activities of art workshops in Abramtsevo, Talashkin, Solominky and other places, exhibitions of folk art crafts, research work, conducted in order to preserve and develop folk art and folk crafts. The author refers to the creative work of scientists and artists, such as: V.V. Stasov, G.Yu. Sternin, etc. Also an overview of some design solutions with ornamental motifs of the most famous national crafts of Russia is presented. The purpose of this paper is to analyze the main trends in the industry, the current state and prospects of the direction in question.

Keywords:
science, art, folk art crafts, tradition, modernity.
Text

Корни народных промыслов лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились ещё в промысловой деятельности монастырей и в дворянской помещичьей культуре. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. Виды промыслов, не требовавшие отрыва от земельного надела, назывались кустарными.

В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков, как например, холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро.

В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мстерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Нередко монастыри являлись не только центрами духовной жизни, но и  были местами, где создавались мастерские иконописи, золотого шитья, ковроделия, резьбы по дереву и т.п.

В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с экономическими формами существования [5].

К началу XIX в. и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах наряду с домашним производством продолжают развиваться художественные промыслы.

Труды В.В. Стасова положили начало изучению русского народного искусства, отмечал влияние на него искусства народов Востока [10]. Его исследования способствовали в дальнейшем изучению факторов, определивших специфические черты русского народного искусства. В 1872 г. выходит в свет труд В.В. Стасова «Русский народный орнамент».

Надо отдать должное тем собирателям, коллекционерам, меценатам, которые на рубеже XIX–XX вв. спасали народные художественные промыслы. Так, например, в 80-е годы XIX в. в подмосковном имении крупного промышленника и мецената С.И. Мамонтова в Абрамцеве было создано своеобразное творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства как Абрамцевский кружок [12].

Рис. 1. Усадьба Абрамцево, Дом-изба (Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево») [12]

 

Продукция мастерской пользовалась спросом, экспонировалась и продавалась на выставках за границей. В Абрамцеве находились столярно-резчицкая мастерская, которой руководила жена Мамонтова – Елизавета Григорьевна, и музей народного творчества. В связи с этим следует упомянуть об истории происхождения русской матрешки, которая существует в нескольких версиях.  Одна из них непосредственно связана с Е.Г. Мамонтовой, которой пришла идея сделать игрушку в игрушке в виде молодой крестьянской девушки. Один из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве художник Сергей Малютин по некоторым источникам также имел отношение к созданию деревянной куклы с российской спецификой [6]. За  оригинальность формы и своеобразную роспись матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, получила призовую медаль и за границей появились заказы на её изготовление.

Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские появились в Талашкине, Соломинках и других местах. Некоторую попытку поддержать художественные промыслы пытались оказать и губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 г. был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства. Однако все попытки облегчить положение кустаря, защитить народные промыслы от чужеродных влияний были обречены на провал. Обусловлено было незначительностью всех проводимых земских мероприятий по сравнению с огромным размахом деятельности кустарной России, подверженной законам капиталистического развития.

В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX – начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

Предпринимаются первые экономико-статистические исследования кустарной промышленности России. Выход в свет целого ряда подобных исследований непосредственно связывается с выставками, их подготовкой или изучением представленного на них материала, ибо кустарные промыслы получают, наконец, достойное место в экспозициях.

После октябрьских событий 1917 г. начинается новый период истории развития народных промыслов и деятельности музея, в основу организации которых был положен ленинский кооперативный план, который создал благоприятную почву для развития художественной промышленности [7]. В этот период  характер кооперации носит массовое явление, и многие ремесленники объединяются в промысловые артели.

Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы уже известный Кустарный музей. В 20-х годах при музее создаётся ряд экспериментальных мастерских [8].

После образования СССР большое политическое, хозяйственное и культурное значение имели выставки народных художественных промыслов [2].

Наиболее значительной выставкой 20-х годов была первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, прошедшая в 1923 г. Москве.

В 1925 г. на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В 1932 г. на базе Кустарного музея был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, призванный оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.

В период с начала 30-х годов отделом научно-исследовательского института художественной промышленности, выросшего на его базе, стал Музей народного искусства, который, как и весь институт, постоянно поддерживал связь с мастерами и предприятиями народных художественных промыслов.

В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников. В 1960 г. решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты.

До рубежа 80–90-х годов следует отметить характерные тенденции в отрасли: существовала государственная поддержка, предпринимались комплексные меры в отдельных регионах, создавались многоуровневые программы.

Так, например, конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых областях России были созданы региональные системы сохранения и развития народной художественной культуры, в структуре которых были широко представлены социально-культурные и образовательные учреждения. Деятельность этих социальных институтов строилась на основе единой комплексной программы и координационного плана [3].

Однако, в 90-е годы в большей мере давал себя знать потребительский подход к искусству, поддерживавшийся и поощрявшийся массовыми салонно-академическими поделками и быстрым превращением изделий декоративно-прикладного мастерства в заурядную промышленную продукцию [11].

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики в 1990 г. для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

Активное освоение «профессиональным искусством композиционных приёмов народного искусства» породило во второй половине XX в. такое особое стилевое явление, как «произведения по мотивам народного искусства» [4]. Также для данного периода характерно проявление коммерческого подхода, который сложился в течение этих последних лет.

В своей массе художественные промыслы функционируют как производители сувенирной продукции, в том числе, корпоративных сувениров. В современных условиях рыночной экономики развитие народного декоративно-прикладного искусства представляет собой сложный и противоречивый процесс. Как считает М.Ю. Спирина, возрождение народных промыслов вполне могло бы стать локомотивом в развитии малого и среднего бизнеса в провинциальной России [9].

В  2011 г.  в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» был представлен необычный проект «Русские росписи в современном дизайне», связанный с народным искусством, народной живописью [14].

      


Рис. 2, 3. Оформление витрин и одежды с включением орнаментальных мотивов. Сочи-2014; Элементы орнамента на форменной одежде [14]

Рис. 4. Северная Двина, элементы преображенного паттерна [14]

   
Рис. 5.
Важская роспись, элементы преображенного паттерна [14]

В качестве успешного использования традиционных принтов и техник можно привести пример Саровбизнесбанка, который выпустил серию карт с дизайном, посвященных народным промыслам Нижегородской области, в частности, Казаковской филиграни [17].

   

Рис. 6. Саровбизнесбанк карты «Мир» с дизайном по мотивам городецкой росписи и казаковской филиграни [17]

 

Важно учитывать  реалии современности и специфику маркетинга на рынке товаров народных промыслов. Нельзя не согласиться с тем, что «культурные коды считываются, только если они качественно упакованы. Маркетинг решает» [12, 1, с. 216–242]. Необходимо обстоятельное исследование рынка народных промыслов, проводить анализ и изучение существующих и планирование перспективных товаров народного промысла, рассматривать традиционные народные   ремёсла как  стратегический ресурс декоративно-прикладного искусства, всесторонне способствовать процессу обучения по дизайнерским и художественно-прикладным специальностям в местах бытования центров народных промыслов, разрабатывать на платной основе спецкурсы, ориентированные на экономику соответствующей индустрии и так далее.

Весной текущего года наметилась важная положительная тенденция: президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать план по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел. По поручению президента, должны быть созданы условия для увеличения закупок юридическими лицами изделий народных художественных промыслов «признанного художественного достоинства» [15].

Рис. 7. Владимир Путин, роспись матрешки [15]

References

1. Bagnovskaya N.M. Kommunikacii brendov v kontekste razlichnyh sociokul'turnyh sistem // Brend-kommunikacii: v 2 kn. – M.: FGBOU «REU im. G.V.Plehanova», 2017. Kn. 2. Gl.22.

2. Dekrety Sovetskoy vlasti. T.V. M., 1971. S. 102–105.

3. Zhirov M.S. Regional'naya sistema sohraneniya i razvitiya tradiciy narodnoy hudozhestvennoy kul'tury: dissertaciya… doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.05 Moskva, 2001 486 c. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://www.dissland.com.

4. Koshaev V.B. Avtoref. doktor iskusstvovedeniya. Dom - obraz: Hudozhestvenno-obraznye processy slozheniya tradicionnogo zhilischa Zapadnogo Priural'ya 17.00.04. M., 2001.

5. Koshaev. V.B. Narodnye promysly. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://finam.fm.

6. Legenda o russkoy matreshke. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/legenda-o-russkoy-matreshke.html.

7. Muzey narodnogo iskusstva i hudozhestvennye promysly [Sbornik statey. M., «Izobrazitel'noe iskusstvo», 1972]. Vyp. 5. S. 12.

8. NIIHP. M., Sb. tr. Vyp.2. Gosmestpromizdat, 1962-72. S. 15.

9. Spirina M.Yu.: «Vsegda na Rusi narodnye mastera byli predprinimatelyami» / [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://polygamist.narod.ru .

10. Stasov V.V. Russkiy narodnyy ornament: Shit'e, vyshivka, kruzheva. SPb., 1872. S. 372.

11. Sternin G. Yu. Hudozhestvennaya zhizn' Rossii na rubezhe XIX – XX vekov. Izd-vo «Iskusstvo». M., 1970. S. 15.

12. Usad'ba Abramcevo (Gosudarstvennyy istoriko-hudozhestvennyy i literaturnyy muzey-zapovednik «Abramcevo») / [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://ru.wikipedia.org.

13. Shumskiy Aleksandr. Kul'turnyy kod v epohu globalizacii. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://iz.ru/638187/kulturnyi-kod-v-epokhu-globalizatcii.

14. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://Ru.brending (proekt «Chereshnevyy les).

15. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://nazaccent.ru/content/24024-putin-poruchil-pravitelstvu-prodvigat-narodnye-promysly.html.

16. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://www.sbbank.ru/news/20462/

Login or Create
* Forgot password?