Analysis technology of ergatic system operator’s control movements and results of its use in the interests related to ergonomic expertise of aiming algorithms at discharge a cargo from maneuvering aircraft, conducted on-loop modeling complex is presented.
aviation ergonomics, control movements, flight safety, ergatic systems.
1. Введение
Важным аспектом инженерно-психологических и эргономических исследований является оптимизация законов управления эргатическими системами с точки зрения психофизиологических возможностей оператора [1–8]. К числу показателей, наиболее полно характеризующих функциональную надежность оператора, относятся характеристики управляющих воздействий (УВ) оператора на органы управления эргатической системой при решении задач профессиональной деятельности [1–4, 8, 9]. Анализ моторного компонента деятельности — УВ на органы управления — важен по следующим причинам:
- во-первых, УВ характеризуют функциональную надежность профессиональной деятельности оператора и эффективность выполнения ее задач;
- во-вторых, УВ непосредственно связаны с процессами восприятия, анализа, переработки информации, существенно влияющими на структуру деятельности оператора.
Если восприятие приборной и неинструментальной информации является основой для формирования психологического образа профессиональной деятельности, то УВ отражают характер и качество реализации программы действий и направлены на выдерживание заданных значений показателей функционирования эргатической системы и устранение (адаптивную компенсацию) отклонений от них.
Анализировать УВ целесообразно с позиций концепции физиологии активности Н.А. Бернштейна в той ее части, которая утверждает, что «…формирование навыка есть активная психомоторная деятельность» [9]. В результате этой деятельности формируется иерархия уровней регуляции — ведущего и фонового. По мнению Н.А. Бернштейна, ведущий уровень обеспечивает смысловую коррекцию действий, а фоновый — элементарные движения. Исходя из этих положений, УВ подразделяют на действия и движения.
Управляющее действие определяется как манипуляция оператором органом управления эргатической системой (руля, штурвала и т.п.) в интервале времени от момента его отклонения от нейтрального положения более чем на величину порога абсолютной чувствительности по отклонению до момента возвращения в исходное положение. Например, исследования показывают, что величина порога абсолютной чувствительности летчика по отклонению ручки управления самолета (РУ) составляет 2,5–3,5 мм, а по усилиям на РУ — 1,96–5,88 Н [2—4].