THE FORMATION OF THE POLICE AS PARTICIPANTS OF CIVIL TURNOVER
Abstract and keywords
Abstract (English):
At the present stage of development of the organs of internal Affairs are the full participant of civil turnover, therefore, have the status of legal person in a state institution. In this article the analysis of the participation of the police in civil matters in terms of various socio-economic and political changes at various historical stages.

Keywords:
Civil turnover, police, internal Affairs bodies, juridical personality, property, contract
Text

Становление органов внутренних дел и их развитие прошло огромный путь фундаментальных преобразований на протяжении времени, начиная от появления в истории нашей страны военизированных образований с полицейскими функциями и оканчивая формированием специализированных государственных органов исполнительной власти, предназначенных для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства [1].

Согласно  Указу Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее – сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел [5].

На данном этапе развития органы внутренних дел являются полноправным и активным участником гражданского оборота, следовательно, имеют статус юридического лица в виде организационно-правовой формы государственного учреждения и соответствующим образом регистрируются. Правовое положение  организации системы МВД определяется гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных ведомственным правом. Но такое положение вещей образовалось сравнительно недавно. Обратимся к истории.

Учение о юридическом лице берет свое начало из римского права. О юридических лицах, относящихся к правоохранительным органам на данном этапе становления общества говорить не приходится. Так, в период рассвета городов полисов, в Греции появляются первые формирования с правоохранительным (полицейским) уклоном, так называемые «скифские лучники», являющиеся в то время рабами. Они представляли собой скорее современные внутренние войска или Национальную гвардию и, напротив, не представляли из себя какого-то ни было обособленного «учреждения» с признаками имущественного обособления [11, с. 135]. В более позднее время, в период принципата, или ранней Римской империи была создана Преторианская гвардия – личная охрана императора, военизированное формирование с полицейской и охранной функциями. В данном случае так же будет справедлив тезис об отсутствии какого-либо имущественного обособления и наличия правоспособности у этих формирований. На наш взгляд такое положение этих формирований можно связать с этимологическими истоками слова «полиция».  Этимология этого термина берет свое начало в Древней Греции (ἡ πολιτεία ), а так же из латинского языка (politia), что означает – «государственное устройство» или «государственное управление», «городское управление» – аналогия с городами-полисами, то есть не прямая правоохранительная деятельность, а больше военная и административная, что не требовало создания отдельного «имущественного комплекса» [12, с. 164–172].

Данное положение дел будет актуально и для времени средних веков. Полицейские функции выполняются военизированными формированиями. На Руси это была дружина под управлением князя, а так же избираемые десяцкие, сотские, тысяцкие. В более поздний период появляется институт губных изб. В VIVII вв. новая система государственного управления, основанная на Приказах, в том числе берет на себя ношу по охране общественного порядка (Разбойный приказ и т.д.). Правовая мысль в то время только развивается. Появляются так называемые первые обычаи гражданского оборота. На фоне догматического религиозного учения на просторах бывшей Римской империи продолжает развиваться понятие «юридического лица». Происходит рецепция Римского права в западноевропейских странах. Но даже при условии развития такого понятия, как «учреждение», органы и подразделения с полицейскими функциями образуются на военных началах и снабжаются всеми видами довольствия централизовано, следовательно, не было необходимости их участия в гражданском обороте и преобразования в обособленный имущественный комплекс.  Целесообразность именно такой организации этих подразделений диктуется историческими и политическими и социально-культурными обстоятельствами того времени [13, с. 7–8].

Начиная с реформ Петра I и образования полицейского ведомства, в начале XVIII в. и заканчивая событиями октября 1917, на государственном уровне превращались в жизнь различные реформаторские решения в отношении полицейских органов, начиная от определения понятия и сферы действия и заканчивая вопросами их материального обеспечения. На закате времени Империи, при закономерном возникновении социально-экономических кризисных ситуаций в обществе по инициативе Петра Аркадьевича Столыпина в 1906 г. была создана Особая междуведомственная Комиссия под председательством товарища (заместителя) министра внутренних дел, впоследствии тайного советника, сенатора Александра Александровича Макарова по преобразовании полиции в Империи. Из краткой объяснительной записки к заключению этой междуведомственной Комиссии можно подчеркнуть следующее: «По закону, расходы на содержание полицейских команд относятся полностью на средства городов, на обязанности которых так же лежат отвод или наем городовым помещений с отопление и освещением, снабжение этих чинов вооружением и пользование их в больницах. Кроме того, на городские средства «…» отнесены расходы по устройству и содержанию местных полицейских управлений, квартирному довольствию, выдачи прибавочного жалования и т.п., причем многие городские поселения согласно закону 25 декабря 1862 года (№ 39087), должны ежегодно уплачивать пособие казне на содержание полицейских управлений». Из данных положений можно сделать вывод о том, что полицейские подразделения полностью снабжались городскими властями и эти власти, видимо каким-то образом участвовали в гражданском обороте (наем помещений для жилья), но никак не сами подразделения полиции, следовательно создание обособленного имущественного комплекса с делегированием возможности участия в гражданском обороте было не целесообразно [15, с. 72].

Становление рабоче-крестьянской милиции в советский период ознаменовалось падением интереса к классическим правовым учениям и развитием права в парадигме марксизма-ленинизма на фоне становления плановой модели экономики. Вместе с этим конструкция юридического лица упоминается уже в нормативных актах 1918 г. С изданием постановления ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.») появляется понятие юридического лица [1]. Но при этом молодая рабоче-крестьянская милиция носит военизированный характер. 28 октября 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел принимает Декрет «О рабочей милиции». 24 мая 1922 г. ВЦИК утвердил «Положение об НКВД».  Декретом ВЦИК и СНК от 28 сентября 1925 г. введено в действие «Положение о службе рабоче-крестьянской милиции». Постановлением СНК СССР от 25 мая 1931 г. № 390 вводится в действие «Положение о рабоче-крестьянской милиции». В данных документах имеются пункты, указывающие на централизованное снабжение милиции «на одинаковых с Красной Армией началах», а «постройка, ремонт оборудования помещений для частей и учреждений милиции производятся органами коммунального хозяйства и Комгосором по принадлежности» [8]. «Расходы на содержание милиции, за исключением ведомственной, относятся на бюджеты союзных республик, краевые (областные) бюджеты и бюджеты автономных республик, а также на районные и городские бюджеты» [9].

Это все может говорить нам о том, что на данном этапе милицейским органам не нужно обособление в отдельный имущественный комплекс и наделение их правовым статусом для участия в гражданском обороте. Но вместе с тем будет справедливо заметить, что в этих документах говорится об «учреждениях милиции» в то время как Гражданский кодекс 1922 г. в ст. 137 предусматривал гражданскую правоспособность  у «учреждений». То есть, возможно, на этапах становления молодой советской милиции, у ее учреждений, все же впервые появляется гражданско-правовой статус [7].  

Об этом свидетельствует организация работы ведомственной милиции в период НЭПа. Ее деятельность заключалась в охране имущества предприятий и имущественных комплексов на договорной основе, причем создавались эти отряды милиции по заявке самого предприятия и содержались за счет предприятия. Заявление рассматривалось губернскими (областными) исполкомами, решение о формировании ведомственной милиции принималось совместной комиссией с участием представителей милиции и администрации предприятия и учреждения.

Со временем в отношении деятельности ведомственной милиции по охране имущества и объектов накопилось множество вопросов, главным образом об определении юридической природы заключаемых договоров. Отдел Прокуратуры НКЮ РСФСР настаивал на гражданско-правовой природе таких договоров, а с другой стороны Отдел кодификации законодательства НКЮ указывал об административной природе договоров и называл их «административными распоряжениями». В итоге была официально принята вторая точка зрения, обоснованная тем, что подразделения полиции осуществляли не «частноправовые функции, а так называемые публично-правовые функции, подобно тому, как она выполняет их при охранении общественного порядка» [14, с. 30–33].

Постановлением Совета министров СССР от 22 июня 1972 г. № 467 «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» можно выделить акцент на появление государственных учреждений в гражданском обороте, которые, конечно же, не имели частной собственности на средства производства. В документе говорится, что: «Юридический отдел, юрисконсульт министерства, ведомства: проводит работу по повышению роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их выполнение, по укреплению договорной дисциплины; участвует в разработке особых условий поставки, типовых договоров и других нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения; разрабатывает методические указания по организации договорной работы в системе министерства, ведомства; принимает меры к обеспечению своевременного и правильного заключения хозяйственных договоров, учета выполнения договорных обязательств, применения экономических мер воздействия при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам». [10]. Все это говорит об участии учреждений МВД СССР на данном этапе в хозяйственных отношениях. Так же с принятием Закона РСФСР от 11 июня 1964 г. «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР» (вместе с «Гражданским кодексом РСФСР») в кодифицированном праве появляется понятие «оперативного управления» имуществом. То есть на данном этапе можно отметить обособление органов внутренних дел в отдельный имущественный комплекс с наличием определенной, узкой правосубъектности, отвечающей социально экономической модели функционирования общества того времени [6].

После 1991 г. и развала СССР наступает время бурного развития товарно-рыночных отношений в обществе. Милицейское ведомство вступает в новое время, пытаясь максимально приспособиться к существующим товарно-рыночным реалиям. Принимается Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Органы внутренних дел и различные, обеспечивающие их, подразделения начинают участвовать в гражданских правоотношениях в таких организационно-правовых формах юридического лица, как бюджетные учреждения, унитарные предприятия. Органы внутренних дел получают возможность осуществлять так называемую «приносящую доход деятельность». Она представляла собой широкий спектр возможных гражданско-правовых сделок. В то время государство сталкивается с различными проблемами социально-экономического характера, заключающимися в недофинансировании государственных органов, учреждения и предприятий. Различные исследователи правового статуса органов внутренних дел того времени по-разному трактуют наделение милиции, как участника гражданского оборота, возможностью, если можно так выразиться, самой зарабатывать на свое обеспечение.

С вступлением в силу  Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 ФЗ «О полиции» [1] и Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органы внутренних дел преобразовываются в такую организационно-правовую форму юридического лица, как казенные учреждения. Возможность осуществления «приносящей доход» деятельности исчезает [2].

С 2011 г. по настоящее время происходят масштабные переформирования в области Гражданского законодательства. Так вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» определяющий коренные изменения в области  юридических лиц и Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», формирующий новый порядок и условия участия органов внутренних дел в обязательственных отношениях [3].

На данном этапе органы внутренних дел представляют собой обширный имущественный комплекс, учреждения которого активно выступают в гражданском обороте в статусе юридических лиц [4].

References

1. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O policii».

2. Federal'nyy zakon ot 08.05.2010 № 83-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozheniya gosudarstvennyh (municipal'nyh) uchrezhdeniy».

3. Federal'nyy zakon ot 05.05.2014 № 99-FZ «O vnesenii izmeneniy v glavu 4 chasti pervoy Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federacii i o priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozheniy zakonodatel'nyh aktov Rossiyskoy Federacii».

4. Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd».

5. Ukaz Prezidenta RF ot 21.12.2016 № 699 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve vnutrennih del Rossiyskoy Federacii i Tipovogo polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii po sub'ektu Rossiyskoy Federacii»

6. «Grazhdanskiy kodeks RSFSR» (utv. VS RSFSR 11.06.1964) // Vedomosti VS RSFSR — 1964. — N 24. S. 407.

7. Postanovlenie VCIK ot 11.11.1922 «O vvedenii v deystvie Grazhdanskogo kodeksa R.S.F.S.R.» // SU RSFSR. – 1922. – N 71. S. 4

8. Postanovlenie VCIK i SNK RSFSR ot 24.05.1922 «Polozhenie o NKVD RSFSR» // SU RSFSR. – 1922. – № 33. S. 386

9. Postanovlenie SNK SSSR ot 25.05.1931 № 390 «Polozhenie o raboche-krest'yanskoy milicii» // Sobranie zakonov i rasporyazheniy Raboche-Krest'yanskogo Pravitel'stva SSSR za 1931 god. – S. 429–437.

10. Postanovlenie Sovmina SSSR ot 22.06.1972 № 467 «Ob utverzhdenii Obschego polozheniya o yuridicheskom otdele (byuro), glavnom (starshem) yuriskonsul'te, yuriskonsul'te ministerstva, vedomstva, ispolnitel'nogo komiteta Soveta deputatov trudyaschihsya, predpriyatiya, organizacii, uchrezhdeniya».

11. Frolov E.D. Skify v Afinah. / Frolov E.D. // Vestnik Drevney Istorii – 1998. – №1. – S.135.

12. Matveev S.P. Institut policii: istoricheskiy ekskurs. / Matveev S.P. // Vestnik VI MVD Rossii – 2014. – №1. – S. 164–172.

13. Voytenko O.N. Rol' organov policii v sisteme gosudarstvennogo upravleniya na razlichnyh istoricheskih etapah. / Voytenko O.N. // Gosudarstvo i pravo: evolyuciya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya (navstrechu 300-letiyu rossiyskoy policii): Materialy mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferencii. Sankt-Peterburg, 28 aprelya 2016 g. / pod red. N. S. Nizhnik. V 2-h tomah. – 2016. – T. II. – S. 7–8.

14. Erin D.A. Dogovor kak osnovanie ohrany sobstvennosti vedomstvennoy miliciey RSFSR v period vtoroy poloviny 20-h godov XX veka. / Erin D.A. // Istoriya gosudarstva i prava –2012. – № 23. – S. 30–33.

15. Kratkaya ob'yasnitel'naya zapiska k zaklyucheniyu Mezhduvedomstvennoy komissii, pod predsedatel'stvom senatora A.A. Makarova po preobrazovaniyu policii v Imperii. Sankt – Peterburg: izd-vo Gos.tip, – 1911. – S. 72

Login or Create
* Forgot password?