employee
Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
The current state of the region housing and communal services and its role in carrying out the priority tasks of the state, i.e. in the political stabilization, in the comprehensive modernization of the economics, in the increasing of its efficiency and competitiveness, in the long-term sustainable development, are characterized in the article. In this regard, the need to increase integration efforts of the housing and communal services in the innovative processes is noted. The main problems and the tasks, that are needed to be overcome and solved at all levels of the management of the housing and communal services, so that this multifunctional socio-economic system after choosing of the innovative vector of the development could implement the innovative culture in all areas of the activities, became highly effective, and its products and services could match the highest quality standards, are shown
the modernization of the economics, the housing fund, the communal services, the favorable habitat, the homeowners, the innovative development, the innovative culture, the priority areas
Основной функцией жилищно-коммунального хозяйства, важнейшей составляющей народнохозяйственного комплекса государства, является создание благоприятной среды жизнедеятельности человека и постоянное повышение ее уровня. Деятельность ЖКХ по выполнению указанной функции сложна и многогранна. С одной стороны, она имеет ярко выраженную социальную направленность, поскольку пользователями услуг ЖКХ являются все без исключения граждане страны. Кроме того, эта сфера обеспечивает работой значительную часть населения. С другой стороны, призвана обеспечивать необходимый микроклимат производственных помещений предприятий и организаций различных отраслей национального хозяйства, чем способствует раскрытию их производственного потенциала. Поэтому успешная деятельность данной отрасли является чрезвычайно важным условием для выполнения важнейших современных задач государства – обеспечение политической стабильности, всесторонней модернизации экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития.
Достижение Россией стратегической цели инновационного развития национальной экономики в условиях современного переформатирования всего мирового порядка требует формулирования актуальных стратегических инициатив и их реализацию также и в области ЖКХ, как самостоятельной экономической системы, так и платформы, содействующей инновационному развитию других отраслей. При этом необходимо отметить, что нынешнее состояние ЖКХ в данном контексте не демонстрирует высоких показателей деятельности и требует скорейшего кардинального переосмысления и глубочайшей его модернизации во всех сферах деятельности: технической, экономической, управленческой, правовой. И, что очень важно - в условиях исполнения амбициозных планов построения экономики знаний, главной производительной силой которой может быть только человек высокоинтеллектуального и высокопроизводительного труда, подготовка государством кадров, способных эффективно управлять инвестиционно-инновационной деятельностью, и создание для них благоприятных и комфортных условий для проживания и производственной деятельности является приоритетной задачей [2, 3, 8, 13].
На рис. 1 представлен перечень основных проблем ЖКХ, которые сгруппированы по однородным признакам в три группы. К этому следует добавить, что в настоящий момент ряд критериев, характеризующих качество жилого фонда России не демонстрируют высокие значения, в частности, это такие ключевые показатели как доступность, безопасность и комфортность [9, 10].
На успешное решение перечисленных проблем оказывают влияние множество факторов на микро-, мезо- и макроуровне (рис. 2) [3, 4, 15]. Они сгруппированы по однородным признакам и представлены укрупненно. Как правило, влияние факторов не является величиной постоянной, обладает синергетическим эффектом, в разные временные периоды изменяется. При этом качественное изменение факторов может воздействовать на деятельности ЖКК, как в сторону увеличения ее эффективности, так и снижения.
По этой причине на разных уровнях управления необходимо исследовать и ранжировать факторы по степени их взаимовлияния на систему, а также своевременно осуществлять регулирование управляемых параметров для достижения их оптимального сочетания.
Рис. 1. Основные проблемы ЖКХ
Рис. 2. Основные факторы, оказывающие влияние на решение проблем ЖКХ
Современным специалистам, принимающим управленческие решения, следует учитывать следующие обстоятельства:
- объемы инженерно-технологических, управленческих и научных разработок растут в геометрической прогрессии;
- жизненный цикл цифровых технологий демонстрирует существенное сокращение и постоянное обновление;
- все виды продукции и услуг с большой скоростью заменяются новыми, обновленными, более эффективными;
- сокращаются циклы принятия различных решений и к ним предъявляются все большие требования по части достоверности, своевременности;
- информация становится стратегическим ресурсом бизнеса, зачастую более важным, чем материальные, финансовые и прочие ресурсы;
- все большее внимание при управлении уделяется человеческому фактору, в отличие от ориентации на технологические, производственные и материальные аспекты деятельности.
Все перечисленное не может не демонстрировать существенных отличий в традиционных и современных подходах к стратегически устойчивому функционированию и развитию жилищно-коммунального хозяйства, а также деятельности смежного ему строительного комплекса. Причем в современных условиях их необходимо рассматривать как целостную многофункциональную социально-экономическую систему. Их успешное взаимодействие невозможно без непрерывного стратегического анализа и разработки проектов и программ, в основе которых лежит использование продуктов научной, научно-технической, нововведенческой деятельности [14].
Чтобы результаты научной деятельности превратились в факторы обновления экономической динамики в ЖКХ, необходимо учесть и преодолеть проблемы, тормозящие инновационное развитие представленные на рис. 3.
Рис. 3. Проблемы инновационного развития ЖКХ
Прежде всего, обязательным условием видится внедрение инновационной культуры в повседневную деятельность на всех уровнях управления и производства, которую следует рассматривать как создание соответствующего инновационного климата или особой деловой атмосферы жизнедеятельности хозяйствующего субъекта. В свою очередь, инновационная культура должна согласовываться с генеральной стратегией организации и ее миссией в целом. А совокупность ценностных ориентиров и норм организационного поведения предопределят инновационный стиль хозяйствующего субъекта [12]. В современном мире это должен быть непрерывный процесс обучения и увеличение научного потенциала отрасли через накопление объектов интеллектуальной собственности, а затем трансформации знаний в технические новинки, передовые технологии, новые виды товаров и услуг, прогрессивные организационно-управленческие приемы [7]. В этой связи, важнейшей задачей стратегического управления должен стать процесс подготовки высококвалифицированных кадров с инновационным мышлением, а также обеспечение преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок. При этом следует учитывать, что специалисты должны обладать не только широчайшим диапазоном профессиональных знаний, но и высоким морально-нравственным уровнем, и как следствие большой ответственностью за порученное дело.
Инновационные процессы невозможны без значительных инвестиционных и интеллектуальных затрат, являются высокорисковыми, поэтому эффективная реализация инновационных проектов и программ возможна только при непрерывном осуществлении комплекса организационных, технических, экономических и законодательных мер, направленных на стимулирование взаимодействия всех субъектов жилищно-коммунального хозяйства региона, представленных на рис. 2 и смежных с ним отраслей. Данная деятельность может успешно осуществляться в различных организационных формах при участии нескольких участников, включая конкурентов, которых объединяет научная, информационная, образовательная деятельность через целевые инновационные программы. При этом должна быть установлена тесная связь на всех этапах цикла «идея – научная разработка – производство – рынок – конечный потребитель». Использование системного подхода для создания целостных научно-производственно-логистических комплексов объективно закономерно, обусловлено принципами устойчивого развития и потребностями рыночной ориентации хозяйствующих субъектов. Структура таких объединений не может быть типовой. Но одно бесспорно - объединяющей должна быть региональная площадка, инновационный центр, разрабатывающий и реализующий инновационную политику региона в сфере строительства и ЖКХ, формирующий ее инновационную культуру в данном направлении, производящий управляющие воздействия на указанный инновационный процесс. Целью деятельности таких инновационных структур должно быть стремление к постоянному расширению источников идей, поддержанию их непрерывного потока, альтернативности, а также создание благоприятного климата, содействующего инновационной активности всех участников в поиске возможностей оптимизации технико-экономических показателей программ и проектов [1, 5, 6, 11].
Данные процессы подразумевают необходимость использования программно-целевых и системных подходов к разработке и реализации региональных проектов, концентрируя при этом внимание, прежде всего, на следующих компонентах:
- в рамках существующего законодательства создание условий для увеличения интеллектуального потенциала ЖКХ региона;
- создание информационного специализированного банка данных о патентах, прогрессивных технологиях, изобретениях, научно-исследовательских организациях, ученых и т.д.;
- объединение и координация деятельности субъектов ЖКХ по инновационному развитию;
- способствование насыщению рынка труда высококвалифицированными специалистами в области ЖКХ и др.
В заключение хотелось бы отметить тот факт, что в современном мире жесточайшая конкурентная борьба требует от стран, претендующих на мировое лидерство и сохранение суверенитета, разрабатывать управленческие концепции таким образом, чтобы в крайне сложных условиях политической и нестабильной экономической ситуации они позволяли выстраивать экономическую модель, основанную на новейших знаниях, а также непрерывно совершенствовать ее с целью всесторонней устойчивости, преодоления постоянно возникающих неожиданных препятствий как за пределами страны, так и внутри ее на макро-, мезо- и микроуровне.
Чрезвычайно важным является и всестороннее повышение эффективности деятельности в области градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, как одной из компонент этой модели. Ведь данная отрасль обязана обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности населению России, которое определяет ее социальный и производственный потенциал, а также дальнейшее успешное функционирование и развитие.
1. Babaeva M.S. Ot interesov akcione-rov k interesam shirokih zainteresovannyh grupp v osnove strategicheskoy ustoychivosti biznesa // Vestnik MGSU. 2016. № 10. S. 94–104.
2. Bredihin V.V., Bredihina N.V. Ne-kotorye podhody k rekonstrukcii gorodsko-go prostranstva v usloviyah slozhivshey za-stroyki // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. 2014. № 2. S. 47–50
3. Gerasimova N.A., Kogteva A.N., Ni-kulina O.M., Korol'kova D.I. Regional'nyy rynok dostupnogo zhil'ya: formirovanie i razvitie. Belgorod: IP Ostaschenko A.A., 2015. 109 s.
4. Glagolev E.S., Glagoleva N.N., Mat-veeva O.P. Faktory, sderzhivayuschie razvitie innovacionnyh processov v kontekste for-mirovaniya social'no-ekonomicheskoy modeli strany // Strategiya investicionno-innovacionnogo razvitiya Rossii v usloviyah global'nyh ekonomicheskih vyzovov: mono-grafiya / Yu.A. Doroshenko, S.N. Glagolev, A.Ya. Arkatov i dr.; pod red. Yu.A. Doroshen-ko. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. S. 42–73.
5. Dzhemali Ol'tiona, Stryabkova E.A. Razvitie innovacionnoy ekonomiki Belgo-rodskoy oblasti // Vestnik BGTU im. V.G. Shuhova. 2017. № 8. S. 219–224.
6. Dorofeeva L.V. Stanovlenie vzaimo-svyazi mezhdu infrastrukturnym i innovaci-onnym razvitiem regionov // Vestnik obrazo-vaniya i razvitiya nauki rossiyskoy akademii estestvennyh nauk. 2014. № 3. S. 90–94
7. Doroshenko Yu.A., Malyhina I.O. Kommercializaciya i transfer rezul'tatov nauchno-tehnicheskoy deyatel'nosti vuza kak faktor aktivizacii innovacionnyh proces-sov v ekonomike // Strategiya investicionno-innovacionnogo razvitiya Rossii v usloviyah global'nyh ekonomicheskih vyzovov: mono-grafiya / Yu.A. Doroshenko, S.N. Glagolev, A.Ya. Arkatov i dr.; pod red. Yu.A. Doroshen-ko. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. S. 84–100.
8. Druzhnikova E.P. Znachenie rekon-strukcii grazhdanskih zdaniy v reshenii so-cial'no-funkcional'nyh problem razvitiya sovremennyh rossiyskih gorodov // Bezopas-nost' stroitel'nogo fonda Rossii. Proble-my i resheniya: materialy mezhdunarodnyh akademicheskih chteniy. Kursk: Izd-vo Kursko-go gos. un-ta, 2014. S. 216–221.
9. Nikulina O.M. Analiz problem eko-nomiko-pravovogo haraktera pri obespechenii bezopasnosti ob'ektov kapital'nogo stroi-tel'stva zhilogo naznacheniya // Bezopasnost' stroitel'nogo fonda Rossii. Problemy i resheniya: materialy mezhdunarodnyh akade-micheskih chteniy. Kursk: Izd-vo Kurskogo gos. un-ta, 2014. S. 221–228.
10. Nikulina O.M., Gerasimova N.A., Kogteva A.N., Korol'kova D.I. Innovacion-naya sostavlyayuschaya v povyshenii dostupnosti i komfortnosti zhiloy nedvizhimosti v regi-one [Elektronnyy resurs] // Fundamental'-nye issledovaniya. 2015. № 11-6. S. 1215-1219; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39722 (data ob-rascheniya: 11.10.2017).
11. Nikulina O.M., Druzhnikova E.P. Metodicheskoe obespechenie rynochno-orientirovannogo podhoda k rekonstrukcii zhilogo fonda pervyh massovyh seriy // Vestnik BGTU im. V.G. Shuhova. 2016. № 5. S. 232–238.
12. Ryapuhina V.N., Anzhelovich M., Kastratovich E. Rol' innovacionnoy kul'tu-ry v funkcionirovanii i razvitii organiza-cionnyh sistem // Strategiya investicionno-innovacionnogo razvitiya Rossii v usloviyah global'nyh ekonomicheskih vyzovov: mono-grafiya / Yu.A. Doroshenko, S.N. Glagolev, A.Ya. Arkatov i dr.; pod red. Yu.A. Doroshen-ko. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. S. 139–146.
13. Sarchenko V.I. Koncepciya racio-nal'nogo ispol'zovaniya gorodskih territo-riy s uchetom ih skrytogo potenciala // Zhi-lischnoe stroitel'stvo. 2015. № 11. S. 9–13.
14. Somina I.V. Infrastrukturnaya so-stavlyayuschaya innovacionnoy sistemy Rossii: suschnost', sostav, ocenka effektivnosti // Strategiya investicionno-innovacionnogo razvitiya Rossii v usloviyah global'nyh eko-nomicheskih vyzovov: monografiya / Yu.A. Do-roshenko, S.N. Glagolev, A.Ya. Arkatov i dr.; pod red. Yu.A. Doroshenko. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. S. 170–185.
15. Yas'kova N.Yu. Metodologicheskie as-pekty ucheta principa ciklichnosti v issle-dovanii ekonomicheskih yavleniy stroitel'-noy sfery // Vestnik MGSU. 2017. Tom 12. Vypusk 6 (105). S. 680–686.