Russian Federation
In the article the object of analysis is the text of the oath, brought by participants of the national youth military-patriotic movement "YUNAME". The oath is regarded as the programme of action and the fact of taking the oath as a ritual of membership of a citizen in a particular social community - Junior military brotherhood. The author develops the thesis that, when uttered, the oath should be implemented. This requires the motion of creating conditions for the realization of the vows by the person giving the oath. A system of measures is offered, which may contribute to the formation of these conditions. The article outlines the components of the Junior military culture of brotherhood.
the vow, the realization of the vows, YUNARME, youth military-patriotic movement, Patriotic education, Junior military fraternity, Motion control.
В 2016 г. получило организационное оформление и начало свою работу Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ» (далее – Движение, ЮНАРМИЯ). Темпы прироста числа его участников впечатляют – 114% за 4 месяца с момента создания Движения. Так, в мае 2016 г. в рамках пилотного проекта по созданию и развитию Движения в Ярославской области в юнармейцы вступили первые 104 школьника [1], в августе этого же года в рядах Движения было уже 12 тыс. юнармейцев [2].
Вступая в ряды юнармейцев, участники дают клятву. Текст клятвы приведен на сайте Движения. Она произносится следующими словами:
«Я, вступая в ряды "Юнармии", перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: Всегда быть верным своему Отечеству и юнармейскому братству, соблюдать устав "Юнармии", быть честным юнармейцем. Следовать традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки.
Всегда быть защитником слабых, преодолевать все преграды в борьбе за правду и справедливость. Стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества.
Чтить память героев, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины, быть патриотом и достойным гражданином России.
С честью и гордостью нести высокое звание юнармейца» [3].
Для целей статьи важно упоминание в клятве такой социальной общности, как «юнармейское братство». Его формирование, создание условий для развития, наполнение содержанием деятельности, персонифицирование активных участников являются первоочередными задачами Движения. От качества их выполнения зависят процессы расширения Движения, востребованности его идей и ценностей. Инструментом осуществления названных задач видится создание Движением и его партнерами условий для реализации юнармейцами данной клятвы.
Данная статья – рассуждение о содержании клятвы юнармейца, оценка ее потенциала как объединяющего, обеспечивающего устойчивое взаимодействие участников Движения инструмента.
Автор полагает, что:
– решение об участии в движении ЮНАРМИЯ есть форма реализации гражданином его права на личную гражданскую позицию и форму ее выражения;
– клятва, будучи ритуалом, имеет взаимно обязывающий характер. Движение должно создавать материальные, организационные, нравственные условия для реализации произнесенной клятвы. Участники Движения должны осознавать свою личную ответственность за взятые на себя словами клятвы обязательства.
Анализ смыслов и содержания приведенного выше текста клятвы юнармейца показывает следующее.
Клятва указывает на тех, перед кем она дается – «перед лицом своих товарищей», т.е. определен социум, вместе с которым клянущийся намерен делать общее дело, чьи ценности он принимает и будет защищать как свои.
Сформулирована роль нового социума в жизни клянущегося. Он становится частью юнармейского братства, которое, как полагает автор статьи, является больше чувством, культурой поведения. Вместе с тем, юнармейское братство имеет четкие социальные характеристики. Каждый отдельно взятый участник «юнармейского братства» должен стремиться быть их носителем, транслировать их в общество, а вместе они и есть юнармейское братство. Братством юнармейцев делает общее понимание верности Отечеству, совместное следование традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки, уважение памяти героев. Юнармейское братство осознает, что может возникнуть необходимость сражаться за свободу и независимость нашей Родины, готовит себя к служению и созиданию на благо Отечества.
Произнося слова клятвы клянущийся понимает, что несет эту ответственность постоянно, по крайней мере все время, пока находится в рядах «юнармейского братства». Проявляется роль клятвы и в том, что она становится мотиватором смены поведения для юнармейца. Например, обязывает к ведению здорового образа жизни, подготовке к служению Отечеству и др.
В совокупности с символикой Движения (эмблемой, флагом, формой одежды) клятва способствует оформлению собирательного образа тех, кто составляет юнармейское братство – честный, защитник слабых, патриот, достойный гражданин.
Таким образом, принесение клятвы выступает важным инструментом согласования лично с каждым участником совместных действий по достижению целей и выполнению задач Движения. Учитывая, что принесение клятвы для участника Движения не обязанность, а скорее ритуал, ее основной эффект в осознании клянущимся присоединения к некой социальной общности (юнармейскому братству) и принятия на себя ответственности за реализацию клятвы.
Хроника ЮНАРМИИ дает немало примеров принесения участниками клятвы. Однако, в учредительные и распорядительные документы Движения текст клятвы юнармейца не включен, не описана процедура ее принесения. Поэтому наблюдается многообразие практик использования и трактовок клятвы юнармейца. Признание этого факта требует от организаторов и участников Движения определения статуса клятвы, обеспечение методического сопровождения ее принятия. Так, размещенный на официальном сайте Движения текст не поименован как клятва. Заключение делается на основании слов «торжественно клянусь». На сайте Министерства обороны Российской Федерации, по инициативе которого создано Движение, текст называется «клятва». Однако содержательно это лишь часть вышеназванного текста [4].
Региональные и местные отделения Движения практикуют включение текста клятвы в собственные Положения о юнармейском отряде. Их анализ также дает факты разночтений текста клятвы. Например, есть отряды, где юнармейцы не клянутся, а обещают; из текста исключен важнейший атрибут клятвы – указание на то, перед кем дается клятва и др. [5]. В большинстве же Положений о юнармейских отрядах вопрос принесения клятвы не отражен.
Особого внимания требует создание Движением условий для реализации клятвы. Таковыми видятся:
– нормативно-правовые и распорядительные решения Движения. Статус клятвы целесообразно определить. Клятва может быть обязательной, добровольной, символической, ритуальной и др. Слова клятвы и процедура ее дачи могут быть включены в Устав Движения как объекты самостоятельного регулирования. Однако, в этом случае процесс становится жестко регламентированным, его изменение и дополнение возможно только через внесение изменений в Устав. Чтобы сохранить гибкость процедуры клятвы для различных ситуаций, можно ограничиться указанием в Уставе на назначение клятвы и описанием ее общего содержания. Сам же текст клятвы может быть утвержден распорядительным актом Главного штаба Движения;
– методические решения. Текст должен быть поименован как клятва. Также необходимо исключить домысливание и выработать общепринятую для целей Движения трактовку положений клятвы. Каждому участнику (кандидату в участники) должно быть понятно какие компетенции и личные качества требуются для выполнения, например, обязательства быть верным своему Отечеству; в чем выражается юнармейское братство; как, кем и чем определяется (измеряется, констатируется) честность юнармейца; что такое традиции доблести и отваги, в чем проявляется следование им юнармейцем т.д. В ряду требующих предварительной методической проработки также стоит и вопрос о том, в чем проявляется несоблюдение участником клятвы и об ответственности за ее несоблюдение. Она может быть моральная, дисциплинарная, правовая и др. Для этого необходимо методическое обобщение практической деятельности Движения;
– процедурные решения. Эффект принесения клятвы можно усилить за счет введения единых для Движения стандартов дачи клятвы, в том числе определения круга принимающих клятву и присутствующих лиц, обязательных атрибутов торжественности процесса и др. Отдельного решения требует вопрос о времени (моменте) принесения клятвы. Как показывает практика, клятва может приноситься одновременно с приемом в Движение (например, положение о юнармейском отряде «Звездный десант», Самарская область, городской округ Тольятти) [6], после приема в участники Движения (например, положение о юнармейском отряде Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в Республике Коми) [7]. Имеет право на применение и метод, когда изучение клятвы и ее принятие предшествуют вступлению в Движение;
– просветительские мероприятия. Движением принят план работы на юнармейский 2016–2017 г. Однако, в нем нет мероприятий по разбору и изучению участниками смыслов и содержания клятвы юнармейца [8]. Следовательно, добиваться понимания того, что прием в участники есть в том числе, выражение Движением доверия к новому участнику предстоит через усиление просветительской функции культурно-спортивных, образовательных и иных мероприятий, проводимых Движением;
– проектно-программные решения. Их влияние на реализацию клятвы определяющее. Согласно информации на сайте, Движение реализует комплекс программ и проектов духовно-нравственного, интеллектуального, социального, физического и спортивного развития молодежи. Безусловно, они создадут материальную, организационную, финансовую, информационную, культурно-образовательную основу для реализации юнармейцами произнесенной клятвы, будут демонстрировать предоставляемые Движением своим участникам социальные возможности, формировать понимание того, где будут востребованы личные качества участника Движения и др.
Выводы. Клятва чаще всего воспринимается и используется как зрелищная и мощная по эмоциональному воздействию часть ритуала. Но будучи произнесённой, она должна быть реализована. Весь путь, который в организации проходит давший клятву, должен пониматься и ощущаться им как реализация данной клятвы. Инициаторы клятвы должны еще до ее принесения доказать клянущемуся, что располагают или понимают, как совместными стараниями создать условия, чтобы клятва, а, следовательно, и личные цели, ожидания клянущегося были реализованы. Организация-инициатор клятвы должна также иметь внутреннюю систему контроля и оценки качества выполнения клятвы. Клятва не должна быть далекой целью. Она должна быть концентрированным выражением смысла повседневной деятельности, культуры поведения юнармейца.
1. Pervye 104 shkol'nika vstupili v «Yunarmiyu» v Yaroslavle - [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201605222018-d6ti.htm
2. Yunarmiya Rossii: dlya chego vozrodilos' vserossiyskoe voenno-patrioticheskoe dvizhenie. - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://tass.ru/armiya-i-opk/3577097
3. «Ya, vstupaya v ryady "Yunarmii", pered licom svoih tovarischey torzhestvenno klyanus':». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://yunarmy.ru/about/
4. «Klyanus' stremit'sya k pobedam v uchebe i sporte…». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://mil.ru/youtharmy/oath.htm
5. «Polozhenie o yunarmeyskom otryade «Zvezdnyy desant». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://school49.tgl.ru/sp/pic/File/DOKUMENTI_2016-2017/YuNARMIYa.pdf
6. «Polozhenie o yunarmeyskom otryade «Zvezdnyy desant». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://school49.tgl.ru/sp/pic/File/DOKUMENTI_2016-2017/YuNARMIYa.pdf
7. «Polozhenie o yunarmeyskom otryade Vserossiyskogo detsko-yunosheskogo voenno-patrioticheskogo obschestvennogo dvizheniya «YuNARMIYa» v Respublike Komi» - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ags29.narod.ru/pages/ychenikam/unarmia/pologenie.pdf
8. «Yunarmeyskiy god 2016-2017. Plan osnovnyh meropriyatiy vserossiyskogo detsko-yunosheskogo voenno-patrioticheskogo obschestvennogo dvizheniya «Yunarmiya». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org2395/files/%D0%9F%D0%9B%D0%90%D0%9D%20%D0%AE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8.pdf