CRIMINAL LIABILITY FOR VIOLATION OF LEGISLATION ON FREEDOM OF ASSEMBLY IN THE COUNTRIES OF THE POST-SOVIET SPACE: COMPARATIVE-LEGAL RESEARCH
Abstract and keywords
Abstract (English):
Na segodnyashniy den' v nauke otsutstvuet kompleksnoe sravnitel'no-pravovoe issledovanie ugolovnoy otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva o svobode sobraniy vo vseh stranah postsovetskogo prostranstva. Cel'yu nastoyaschego issledovaniya yavlyaetsya poisk obschih i osobennyh chert v sostavah ugolovnoy otvetstvennosti v stranah byvshego SSSR, sravnenie razmerov takoy otvetstvennosti. Osnovnym metodom, obuslovlennym cel'yu issledovaniya, yavlyaetsya sravnitel'no-pravovoy. Krome togo, v hode issledovaniya nami byli ispol'zovany obschenauchnye i chastnonauchnye metody, takie kak dialekticheskiy, formal'no-logicheskiy, sistemnyy, analogii, obobscheniya i dr. V stat'e avtory privodyat polozheniya ugolovnyh zakonodatel'nyh aktov postsovetskih stran, soderzhaschih usloviya nastupleniya otvetstvennosti i razmery otvetstvennosti takih sub'ektov publichnyh meropriyatiy kak: organizatory, uchastniki, dolzhnostnye lica organov gosudarstvennoy vlasti. V zaklyuchenie stat'i avtory ukazyvayut na obschie i osobennye cherty issleduemyh otnosheniy, opredelyayut srednie razmery maksimal'noy otvetstvennosti po shozhim sostavam prestupleniy. Dannoe issledovanie yavlyaetsya cennym s prakticheskoy tochki zreniya, poskol'ku predstavlyaet novye sposoby regulirovaniya otnosheniy svyazannyh s narusheniem zakonodatel'stva o svobode sobraniy, pozvolyaet opredelit' stepen' ugolovnogo nakazaniya v Rossii v sravnenii s drugimi stranami postsovetskogo prostranstva, vnosit novye voprosy v otechestvennuyu nauchnuyu diskussiyu.

Keywords:
svoboda sobraniy, pravo na publichnye meropriyatiya, postsovetskoe prostranstvo, postsovetskiy region, ugolovnaya otvetstvennost', razmery otvetstvennosti.
Text

 

Введение

Правоотношения в области реализации свободы собраний являются многогранным и сложным правовым явлением. Проведение публичного мероприятия приводит к ограничению прав и интересов других лиц, не участвующих в таком мероприятии, создает неудобства для обычного хода общественной жизни. Вместе с тем организаторы и участники публичных мероприятий могут быть жертвами несогласных с их идеями граждан, представителей государственной власти. Наличие эффективной ответственности позволит без ограничений реализовывать институт публичных мероприятий, а уголовная ответственность призвана предотвращать наиболее опасные деяния как со стороны враждебно настроенных протестующих, так и со стороны посягающих на такое фундаментальное политическое право, как свобода собраний.

В странах постсоветского пространства основными субъектами уголовной ответственности являются организаторы, участники публичных мероприятий, должностные лица органов государственной власти. Рассмотрим подробно составы уголовной ответственности за нарушение законодательства о свободе собраний данными субъектами, выявим общие и особенные черты.

 

Уголовная ответственность организаторов публичных мероприятий

Организаторов публичных мероприятий привлекают к уголовной ответственности за организацию и проведение несанкционированных публичных мероприятий или собраний, в результате которых был причинен значительный вред охраняемым правам и свободам, за неоднократное нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий. Отсутствует уголовная ответственность организаторов публичных мероприятий в Украине, Молдове, Армении, Киргизии, Латвии и Литве.

В Беларуси караются уголовной ответственностью публичные призывы к организации или проведению публичных мероприятий с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере. Данные деяния наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок [3, ст. 369 прим. 3].

В России нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 ч, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок [8, ст. 212.1].

В Азербайджане организация и проведение собраний в случаях, запрещенных законом, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, наказывается штрафом в размере от 173 356 до 277 369 руб. (от 5000 до 8000 манатов), либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет [1, ч. 1 ст. 169].

В Грузии нарушение порядка проведения собраний или манифестаций организаторами этих акций, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом или ограничением свободы на срок до 2 лет либо исправительными работами на срок до 1 года [4, ст. 347].

В Таджикистане нарушение порядка организации и (или) проведения публичных мероприятий организатором таких мероприятий, если такое деяние совершено в течение года после наложения административного взыскания, наказывается штрафом от 83 363 до 120 044 руб. (от 250 до 360 показателей для расчетов) или лишением свободы на срок до 2 лет [9, ч. 1 ст. 160].

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения или применением насилия либо угрозой применения насилия, или повлекшее повреждение либо уничтожение имущества либо другие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового [9, ч. 2 ст. 160].

В Туркменистане нарушение установленного законом порядка организации или проведения публичного мероприятия, совершенное организатором после применения мер административного взыскания за такие же действия, наказывается штрафом в размере от 96 041 до 192 083 руб. (от 5 до 10 среднемесячных размеров оплаты труда), или исправительными работами на срок до 1 года, или лишением свободы на срок 6 месяцев [10, ст. 223].

В Узбекистане нарушение порядка организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций, совершенное их организатором, после применения административного взыскания за такие же действия, наказывается штрафом от 217 803 до 326 704 руб. (от 200 до 300 минимальных размеров заработной платы), или обязательными общественными работами до 360 ч, или ограничением свободы от 1 года до 3 лет, либо лишением свободы до 3 лет [11, ст. 217].

В Казахстане организация и проведение незаконных публичных мероприятий, если эти деяния причинили существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказываются штрафом в размере до 119 569 руб. (до 300 месячных расчетных показателей), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 240 ч, либо арестом на срок до 75 сут [5, ст. 400].

В Эстонии нарушение требований, установленных в отношении проведения публичных собраний, наказывается штрафом в размере до 110 877 руб. (до 200 штрафных единиц) [13, ст. 264.1]. А организация несанкционированного публичного собрания или призывы к участию в таком собрании наказываются тем же штрафом или до 1 года лишения свободы [13, ст. 265].

Особый вид уголовной ответственности для организаторов предусмотрен в Республике Беларусь. Так, получение, а равно хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок до 2 лет [3, ст. 369, прим. 2].

 

Уголовная ответственность участника публичных мероприятий

Уголовная ответственность участника наступает, когда вследствие его действий причиняется существенный вред правам и свободам, охраняемым государством, здоровью людей и целостности имуществу. Отсутствует уголовная ответственность участников в Украине, Беларуси, Молдове, Армении, Грузии, Киргизстане, Туркменистане, Узбекистане, Латвии и Литве. 

В России нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 ч, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок [8, ст. 212.1].

В Азербайджане участие в запрещенных собраниях, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, наказывается штрафом в размере от 173 356 до 277 370 руб. (от 5000 до 8000 манатов), либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет [1, ч. 1 ст. 169]. В том случае, если участник во время публичного мероприятия будет иметь при себе огнестрельное или холодное оружие либо взрывчатые вещества и устройства, а также другие вещества и предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих, он наказывается штрафом в том же размере либо лишением свободы на срок до 3 лет [1, ч. 2, ст. 169].

В Таджикистане нарушение участником порядка организации или проведения собраний, митингов, демонстраций, пикетирований или уличных шествий, если такое деяние совершено в течение года после наложения административного взыскания, наказывается штрафом от 83 364 до 120 044 руб. (от 250 до 360 показателей для расчетов) или лишением свободы на срок до 2 лет [9, ч. 1 ст. 160]. В случае если при совершении данного деяния было применено насилие, либо угроза применения насилия, или в результате действий было повреждено либо уничтожено имущество, либо наступили другие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет [9, ч. 2 ст. 160].

В Казахстане участие в незаконных публичных мероприятиях, если эти деяния причинили существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до 119 446 руб. (до 300 месячных расчетных показателей), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 240 ч, либо арестом на срок до 75 сут [5, ст. 400].

В Эстонии нарушение требований, установленных в отношении проведения публичных собраний, наказывается штрафом в размере до 110 887 руб. (до 200 штрафных единиц) [13, ст. 264.1].

 

Уголовная ответственность должностного лица органа государственной власти за нарушение законодательства о публичных мероприятиях

Уголовная ответственность должностных лиц государственных органов наступает, как правило, за незаконное воспрепятствование проведению публичного мероприятия, т.е. грубое нарушение свободы собраний, посягающее на само право, либо за принуждение к участию в собрании с использованием своих должностных полномочий. Наличие уголовной ответственности должностных лиц государственных органов – это хорошая гарантия свободы собраний. При этом такой вид ответственности отсутствует в Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Латвии и Литве.

В Украине незаконное воспрепятствование организации или проведению собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, если это деяние было совершено должностным лицом или с применением физического насилия, наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок [12, ст. 340].

В Беларуси незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или лишением свободы на срок до 5 лет [3, ст. 196].

В Молдове нарушение права на свободу собраний путем незаконного воспрепятствования проведению митинга, демонстрации, манифестации, шествия или любого иного собрания либо участию в них граждан, а равно путем принуждения к участию наказывается штрафом в размере от 34 088 до 68 177 руб. (от 200 до 400 условных единиц), или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 180 до 240 ч, или лишением свободы на срок до 2 лет [7, ч. 1 ст. 184]. В том случае, если эти действия были совершены с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия либо специально приспособленных для причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, или были сопряжены с насилием, опасным для жизни или здоровья, или повлекли причинение ущерба в крупных размерах или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет [7, ч. 2 ст. 184].

В России незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового [8, ст. 149].

В Армении воспрепятствование проведению законных собраний, митингов, шествий, демонстраций или участию в них либо принуждение к участию в них, а также в незаконных собраниях, митингах, шествиях или демонстрациях, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом в размере от 668 464 до 2 005 393 руб. (от 100-кратной до 300-кратной минимальной заработной платы), либо арестом на срок не свыше 2 месяцев, либо лишением свободы на срок не свыше 2 лет [2, ст. 163].

В Грузии незаконное воспрепятствование осуществлению права на проведение собрания или манифестации либо участие в них с использованием служебного положения наказывается штрафом или исправительными работами на срок до 1 года либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до 3 лет [4, ч. 1 ст. 161]. То же деяние, совершенное с применением оружия или повлекшее массовые беспорядки, причинение смерти или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до 3 лет [4, ч. 2 ст. 161].

В Киргизии незаконное воспрепятствование проведению мирного собрания или участию в нем либо принуждение к участию в нем, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом в размере от 25 306 до 42 177 руб. (от 300 до 500 расчетных показателей) либо ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового [6, ст. 148].

В Казахстане незаконное воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, иного законного публичного мероприятия или участию в них либо принуждение к участию в них с использованием своего служебного положения наказывается штрафом в размере до 1 195 690 руб. (до 3000 месячных расчетных показателей), либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового [5, ч. 2 ст. 155].

В Эстонии вмешательство в организацию и проведение законного публичного мероприятия, а равно его разгон наказываются штрафом или до одного года лишения свободы [13, ч. 1 ст. 158].

 

Выводы

Уголовная ответственность субъектов публичных мероприятий существует во многих постсоветских странах.

Организаторов публичных мероприятий привлекают к уголовной ответственности за организацию и проведение несанкционированных публичных мероприятий или собраний, в результате которых был причинен значительный вред охраняемым правам и свободам. Отсутствует уголовная ответственность организаторов публичных мероприятий в Украине, Молдове, Армении, Киргизии, Латвии и Литве. К специфическим видам уголовной ответственности относится лишение свободы организаторов за получение, а равно хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для организации публичного мероприятия.

Размеры уголовной ответственности организаторов во всех странах разные. Мы высчитали средний размер уголовной ответственности в виде максимального лишения свободы за грубое нарушение порядка организации и проведения собраний, неоднократное привлечение к административной ответственности. Определяется он следующим образом: складывается размер ответственности всех стран и делится на 15 (количество исследуемых стран). Средний размер лишения свободы составляет 1 год и 3,5 месяца. Выше среднего размера уголовная ответственность в Таджикистане (2 года), Грузии (2 года), Азербайджане (2 года), Узбекистане (3 года), Беларуси (3 года) и России (5 лет).

Уголовная ответственность участника наступает, когда его действия причиняют существенный вред правам и свободам, охраняемым государством, здоровью людей и целостности имуществу. Отсутствует уголовная ответственность участников в Украине, Молдове, Армении, Грузии, Киргизстане, Туркменистане, Узбекистане, Латвии и Литве. 

Средний размер максимальной уголовной ответственности участника в виде лишения свободы за грубое нарушение порядка проведения собрания, причинения вреда здоровью и правам других лиц, в том числе с использованием оружия, неоднократное нарушение правил проведения собраний составляет 10,5 месяца. Выше среднего размера уголовная ответственность в Азербайджане (3 года), Беларуси (3 года), Таджикистане (5 лет) и России (5 лет).

Уголовная ответственность должностных лиц государственных органов наступает, как правило, за незаконное воспрепятствование проведению публичного мероприятия либо за принуждение к участию в собрании с использованием своих должностных полномочий. При этом такой вид ответственности отсутствует в Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Латвии и Литве.

Средний размер максимальной уголовной ответственности должностного лица органа государственной власти в виде лишения свободы за воспрепятствование проведению собраний, в том числе с использованием оружия, равняется 1 году и 8,5 месяца. Соответствует среднему показателю уголовная ответственность в Армении (2 года), Казахстане (3 года), России (3 года), Грузии (5 лет), Молдове (5 лет), Беларуси (5 лет) и Украине (5 лет).

 

 

References

1. The criminal code of the Azerbaijan Republic dated 30 December 1999, No. 787-IQ (in comp. on 31.05.2016) // Access of information. system "Continent" http://continent-online.com.

2. The criminal code of the Republic of Armenia dated April 29, 2003 №SP-528 (in comp. on 14.01.2017) // Access of information. system "Continent" http://continent-online.com.

3. Criminal code of the Republic of Belarus of 9 July 1999 No. 275-Z (in comp. on 18.07.2017) // Access of database "Legislation of CIS countries" http://base.spinform.ru/index.fwx.

4. The criminal code of Georgia, dated 22.07.1999 g. [Electronic document]. - URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/download/16426/143/ru/pdf. (date accessed: 02.05.2017).

5. The criminal code of the Republic of Kazakhstan from July 3, 2014 № 226-IV (in comp. on 11.07.2017 g) // Access of information. system "Continent" http://continent-online.com.

6. The criminal code of the Kyrgyz Republic of 01.10.1997, No. 68 (ed. on 02.08.2017) // Access of information. system "Continent" http://continent-online.com.

7. Criminal code of the Republic of Moldova dated 18 April 2002 № 985-XV (in comp. on 13.07.2017) // Access of database "Legislation of CIS countries" http://base.spinform.ru/index.fwx.

8. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (ed. on 26.08.2017) // Access from reference-legal system "ConsultantPlus" http://base.consultant.ru.

9. The criminal code of the Republic of Tajikistan of 21 may 1998, No. 574 (in comp. on 24.02.2017) // Access of information. system "Continent" http://continent-online.com.

10. The criminal code of Turkmenistan of 12 June 1997, № 222-I (comp. on 23.11.2016 g) // Access of information. system "Continent" http://continent-online.com.

11. The criminal code of the Republic of Uzbekistan of 22 September 1994, No. 2012-XII (for comp. on 29.03.2017 g) // Access of information. system "Continent" http://continent-online.com.

12. The criminal code of Ukraine of April 5, 2001 n 2341-III (as 18.05.2017) // Access of information. system "Continent" http://continent-online.com.

13. The criminal code of the Republic of Estonia from 06.07.2001 G. RT I 2001, 61, 364 (comp. on 10.01.2017) - [Electronic document]. - URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=432563.


Login or Create
* Forgot password?