MEDIATION COMPETENCE OF THE MANAGER AS A TOOL FOR EFFICIENT STAFF MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article shows a model of conflict management as a new form of managing the conflict situations. Managing the conflict processes becomes of vital importance for managers, since the potential of conflicts is constantly increasing. Professional conflict resolution is one of the tasks of the manager. Thus, mediation is seen as conflict management, oriented at organization development. Mediation is increasingly being implemented in the sphere of professional activity — in disputes between employees of companies and non-profit organizations, during conflicts between employers and their employees, as well as in case of disputes between companies, such as between customers and suppliers. The article discusses the most important competences of a professional leader, using which, the leader ensures a productive promotion of his employees.

Keywords:
mediation competence, mediation approach, efficient management, mediation, model, conflict, the conflict situation, conflict resolution.
Text

Необходимость эффективного управления требует умения вести переговоры с самыми разными партнерами, а также поддерживать рабочую обстановку в организации. Урегулирование конфликтных ситуаций между сотрудниками своей организации входит в круг повседневных обязанностей руководителя.

В современных условиях медиация (лат. mediare — посредничать) — это особый метод разрешения спора, который может помочь эффективно и навсегда урегулировать тот или иной конфликт.

Медиация — это метод примирения, основанный на том, что независимая и нейтральная третья сторона помогает конфликтующим сторонам в сжатые сроки совместными усилиями и с учетом взаимных интересов прийти к решению, желательному или, по меньшей мере, приемлемому для каждой из них [1].

Руководитель, владеющий медиативными компетенциями, и сам процесс медиации могут принести большую пользу, если компания, организация или учреждение имеют интегрированную систему управления конфликтами и медиация является неотъемлемой частью этой системы.

С 1 января 2011 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Данный закон дает зеленую улицу эффективному способу разрешения споров и конфликтов в различных ситуациях жизнедеятельности как людей, так и организаций. Суть его в том, что стороны, попав в конфликтную или спорную ситуацию и желающие добровольно, без лишних потерь времени и денег, выйти из нее, обращаются к независимому посреднику — медиатору [2].

Согласно п. 2 ст. 2 данного закона процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Таким образом, решение, к которому стороны придут самостоятельно, на условиях взаимного уважения, окажется более жизнеспособным, взаимоудовлетворяющим, реалистичным, чем навязанное арбитром решение или компромисс, достигнутый в ходе переговоров.

Основной задачей медиации является возможность сохранения партнерских отношений [3, 4].

В любых компаниях, организациях может случиться, что руководители захотят уладить спор между сотрудниками и выберут для этого современный и эффективный метод медиации.

Итак, должен ли руководитель, менеджер обладать врожденными качествами медиатора, или, наоборот, инструментарий профессионального медиатора — табу для руководителя?

References

1. Makhtel´d Pel´. Priglashenie k mediatsii: Prakt. ruk. O tom, kak effektivno predlozhit´ razreshenie konflikta posredstvom mediatsii. M.: Mezhregional´nyy tsentr upravlencheskogo i politicheskogo konsul´tirovaniya, 2009.

2. Federal´nyy zakon ot 27.07.2010 № 193-FZ «Ob al´ternativnoy protsedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (protsedure mediatsii)». Sobranie zakonodatel´stva RF. 2010. № 31. St. 4162.

3. Orlova L.V. Osobennosti primeneniya mediatsii kak tekhnologii uregulirovaniya konfliktov. Izvestiya akademii upravleniya: teoriya, strategii, innovatsii. Samara. № 2. 2012. S. 45–49.

4. Orlova L.V. Mediatsiya v predprinimatel´skom soobshchestve. Sbornik nauchnykh statey po materialam mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: IV Chteniya, posvyashchennye pamyati izvestnogo belorusskogo i rossiyskogo uchenogo-ekonomista Mikhaila Veniaminovicha Nauchitelya «Aktual´nye voprosy ekonomicheskogo razvitiya: teoriya i praktika». Gomel´: Gomel´skiy gosudarstvennyy universitet im. F. Skoriny, 2012. S. 119–121.

5. Anita fon Khertel´. Professional´noe razreshenie konfliktov. Mediativnaya kompetentsiya v Vashey zhizni / Per. s nem. N. Babichevoy. SPb.: Izd-vo Vernera Regena, 2007. 272 s.

6. Stalberg Dzh., Lav L. Tretiy golos. Uspeshnaya mediatsiya konflikta. M.: Mezhregional´nyy tsentr upravlencheskogo i politicheskogo konsul´tirovaniya, 2014.

7. Shamlikashvili Ts. Azbuka mediatsii. M.: Mezhregional´nyy tsentr upravlencheskogo i politicheskogo konsul´tirovaniya, 2011.

8. Shvarts G. Upravlenie konfliktami situatsiyami: Diagnostika, analiz i razreshenie konfliktov / Per. s nem. L. Kontorovoy. SPb.: Izd-vo Vernera Regena, 2007.

9. Folberg J., Taylor A. Mediation. A Comprehensive Guide to Resolving Conflicts without Litigation, Jossey-Bass Publishers, San Francisco-Oxford, 1984.

10. Moore Christopher W.. The Mediation Process. Practical Strategies for Resolving Conflict, Jossey-Bass Publishers, San Francisco, 1986.

11. Mediation Training Institute, Conflict Transformation: A vision and skills for peacemaking and conflict resolution in our daily lives (Mediation Training Manual), Mennonite Conciliation Service, Akron, PA (USA), 1988.

12. Klimentov V.L. Mediatsiya v skhemakh i tablitsakh: Ucheb. posobie. M.: Radunitsa, 2011.

13. Allakhverdova O.V., Karpenko A.D. Mediatsiya — peregovory v situatsii konflikta: Ucheb. posobie. SPb., 2010.

14. Shamlikashvili Ts. Osnovy mediatsii kak protsedury uregulirovaniya sporov. Ucheb. posobie. M.: Mezhregional´nyy tsentr upravlencheskogo i politicheskogo konsul´tirovaniya, 2013.

15. Kennedi G. Dogovorit´sya mozhno obo vsem! Kak dobivat´sya maksimuma v lyubykh peregovorakh / Per. s angl. 5-e izd. M.: Al´pina Pablisher, 2012.

Login or Create
* Forgot password?