To modernize the current educational system, a powerful mechanism for accumulating and imparting knowledge should be created, capable to develop qualitative competences of prospective specialists. As requirements for the professional competences of teaching staff are becoming increasingly stringent, the need arises to search for and implement powerful incentives and methods of staff motivating with regard to the specifics of teaching at the high school. Supportive institutional environment, facilitating for academics to unlock their intellectual potential and get appropriate compensation, is conditional to maximal fulfillment of teachers’ needs and motives, fundamental to the academic and teaching activities. Schools of thought, created in many higher educational establishments of this country, provide a sustainable framework of such a supportive environment in the sphere of science and education.
schools of thought, motivation system, needs, creativity and self-actualization challenges, incentives and compensation.
Современные преобразования, происходящие в стране в последнее время, затрагивают фундаментальные основания высшей школы как социального института. В эпоху экономики знаний неуклонно повышается роль образования в обеспечении устойчивых темпов технологического, экономического, политического прогресса, состояния культуры и духовности в обществе.
Решение поставленных задач требует наличия в высшей школе России высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать развитие научно-технического и инновационного потенциала. Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений является тем ключевым субъектом высшей школы, от квалификации, педагогической компетентности, человеческих и моральных качеств, общей культуры которого зависит не только качество подготовки специалистов, но и устойчивость экономического развития страны. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска и применения на практике эффективных форм мотивации и стимулирования, учитывающих специфику трудовой деятельности в системе высшего образования.
СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ И ОПЛАТЫ ТРУДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Труд преподавателя высшей школы характеризуется повышенной сложностью, связанной с необходимостью сочетать ряд взаимосвязанных функций и направлений деятельности (рис. 1).
По своему характеру научно-педагогический труд относится к категории высокоинтеллектуальных и социально значимых видов деятельности с широким спектром функциональных обязанностей, которая должна стимулироваться в соответствии со сложной структурой образующих ее мотивов.
Согласно теории А. Маслоу, для людей, стоящих на верхних ступенях пирамиды потребностей, определяющими являются не материальные стимулы, а социальные и моральные потребности. Признание значимости научно-педагогического труда обществом, а также соответствие места в профессиональной иерархии месту в иерархии доходов подразумевает адекватность социального статуса экономическому. Однако специфика современных российских условий такова, что преподаватели высшей школы не входят в группу высокооплачиваемых профессий и не получают адекватного материального вознаграждения, несмотря на огромный интеллектуальный вклад в развитие общества и значительные временные затраты, связанные с приобретением профессиональной квалификации. Такая ситуация приводит к возникновению противоречия между интеллектуальным потенциалом персонала вузов и текущими условиями его труда. Ориентированные на вторичные социальные потребности, преподаватели и ученые сталкиваются с отсутствием удовлетворения первичных потребностей, а это, в свою очередь, порождает внутриличностный конфликт между стремлением к творчеству и самореализации и необходимостью искать дополнительные источники средств существования.
1. Smirnov V.V. Novaya sistema oplaty truda v vysshey shkole: otsenka i mneniya prepodavateley (po rezul´tatam sotsiologicheskogo issledovaniya) / Rabota vypolnena po grantu № RNP.2.2.2.4/4101 Ministerstva obrazovaniya i nauki RF.
2. Zamfir K. Udovletvorennost´ trudom. Mnenie sotsiologa. M., 1983.
3. Bogdan N.N., Mogilevkin E.A. Motivatsiya i demotivatsiya professional´noy deyatel´nosti personala vuza. Universitetskoe upravlenie. 2004. № 3. S. 89–97.
4. Vedushchie nauchnye shkoly Rossii: Spravochnik. M.: Yanus-K, 1998.
5. Zerbino D. Nauchnaya shkola kak fenomen. URL: http://www.zn.ua/3000/3100/46209/
6. Viner N. Ya — matematik. M., 1967.
7. Allakhverdyan A.G. Psikhologiya nauki. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/allahverdjan_psihologija/03.aspx
8. Polani M. Lichnostnoe znanie. M., 1985.
9. Petrovskiy A.V., Yaroshevskiy M.G. Osnovy teoreticheskoy psikhologii. M.: INFRA-M, 1998.
10. Dezhina I.G., Kiseleva V.V. Tendentsii razvitiya nauchnykh shkol v sovremennoy Rossii. M.: Moskva, 2008.
11. Zabelina I.N., Trubina I.O. Formirovanie pozitivnoy motivatsii personala v protsesse obrazovaniya i razvitiya nauchnykh shkol. Kreativnaya ekonomika. 2011. № 1.