ISPI RAN ( glavnyy nauchnyy sotrudnik)
The book "Youth Segment of the Russian Labor Market” is the result of research conducted by the author during the period 2001-2016. The research is aimed at systemic study of the motivation of young people in the process of formation of professional competences, peculiarities of vocational guidance of young people in modern social and economic conditions, expectations of young people from the received professional competences in order to identify current trends in socio-economic behavior of young people in the process of professional development, identify existing disproportions, their socio-economic assessment. The basis of scientific work is monitoring research on the problems of professional formation and labor socialization of youth, the formation of professional competencies of young professionals through the system of higher professional education for the period 2001-2016. The monograph is devoted to the peculiarities of the interaction of the labor market and the market of educational services in the current trends of globalization and intercountry integration.
youth, youth segment of the labor market, higher vocational education, professional competence.
Современные условия развития общества существенно меняют многие социально-экономические сферы жизнедеятельности общества, в том числе активно участвуют в построении новых форм взаимодействия рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда. Максимальное обеспечение потребностей рынка труда требует максимальной приближенности предложения труда спросу, качеств рабочей силы потребностям работодателей, профессиональных компетенций работников структуре специальностей. Образование в современных условиях развития общества теряет черты исключительно социально значимой ценности, необходимой для перехода в общественном сознании, на более высокую ступень социализации, а приобретает черты экономического блага, тем самым трансформируя и его социальную функцию.
Рассматривая динамику занятости в переходном периоде в РФ, можно видеть, что она противоречива и неоднозначна. Наряду с общим ростом уровня занятости, существует и ряд депрессивных отраслей, секторов экономики, регионов, где ситуация не такая уж обнадеживающая, где все еще сохраняется высокий уровень безработицы, в том числе ее структурной компоненты. В исследовании представлен анализ экономических трансформаций в отраслях промышленности, по итогам которого можно отметить, что в отраслях, которые смогли преодолеть кризис и встать на путь развития, не хватает квалифицированных кадров, чтобы занять вакантные места, и в то же время есть безработные, которые не востребованы на рынке ввиду низкой или неподходящей квалификации или ее отсутствия. Вместе с тем многие учебные заведения продолжают не только выпускать, но и готовить студентов по специальностям, которые уже сейчас не пользуются спросом у работодателей. В связи с этим заметим, что наблюдается противоречие между реальным спросом на рабочую силу и способностью учебных заведений ее подготовить, в нужном объеме и с нужной профессиональной квалификацией. Важно, чтобы ресурсы общества, и в частности государства, затраченные в том числе на образование, были ориентированы на обучение по «нужным» специальностям – тем, которые сегодня востребованы рынком.
Сегментируя рынок труда России, следует обратить внимание на молодежный сегмент, и не только потому, что в мировой практике именно этот сегмент оценивается как наиболее социально и экономически уязвимый в вопросах, в том числе, труда и занятости, но и потому, что в современных условиях развития экономики он является индикатором стабильности интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг. Образование сегодня приобретает присущий ему характер «социального сита», определяя структуру занятости и спектр специальностей. В современном обществе социальным фактором является разноудаленность социальных групп от системы образования как по потребностям воспроизвести себя посредством образования, так и по возможностям это осуществить. Как отмечают многие современные исследователи, «система образования, объективно оставаясь инструментом социальной селекции, по инерции, логике своего самодвижения воспроизводит ситуацию социального неравенства, что во многом закономерно для сохранения устойчивости социальной структуры общества и современного социально-экономического развития»[1]. Современный молодежный рынок труда России, как часть мирового, характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточен), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск «подходящей» работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы. Неполное использование трудового потенциала молодежи – негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы, особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей не привлекательна. А растрата их трудового потенциала сегодня – это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем.
Период реформ предопределил развитие на российском рынке труда и некоторых, во многом уникальных, характеристик занятости, как то: скрытые и вторичные формы занятости, а также теневого рынка труда. Обширный теневой рынок труда сложился в российской экономике с начала 90-х годов. Характерной особенностью российского теневого рынка труда является размывание границ между формальной и неформальной занятостью. С одной стороны, происходит отток занятых из формального сектора в неформальный, с другой – занятость в формальном секторе приобретает такие черты, как массовое сокрытие доходов и несоблюдение трудового законодательства в части условий охраны и безопасности труда, а также социальной обеспеченности, социального страхования и социальной защиты населения. Значительная часть занятых в неформальном секторе поддерживает тесную связь с формальным. Достаточно широко теневой рынок труда представлен и в молодежном сегменте трудовых отношений. В рамках исследования «Особенности профессиональной ориентации молодежи», проведенного Институтом фундаментальных и прикладных исследований совместно с кафедрой социологии Московского гуманитарного университета, была дана оценка трудовых предпочтений молодежи и выявлены основные проблемы их занятости. Наблюдения проводились в Московском регионе для фиксации молодежного рынка труда, в частности теневой его составляющей, в этом субъекте РФ. В результате исследования было определено, что работа, к которой прибегают молодые люди для «зарабатывания» денег на определенные нужды (в том числе и на существование в прямом смысле этого слова) не носит для них какой-то значимости в плане роста профессиональных компетенций и перспектив трудовой деятельности. Главное для них – результат, определенный доход, который некоторым необходим как единственно возможный источник средств к выживанию. С точки зрения простой модели инвестиций в процесс формирования рабочей силы, опрошенные молодые люди, в большинстве своем, обладают высокой ставкой дисконтирования (что противоречит теоретическим представлениям о данной возрастной группе), они ценят сегодня, как, может быть, наиболее значимый и реальный момент их времени, перспективы будущего для них не играют столь значимой роли.
Для эффективного использования действующих и создания новых рабочих мест к решению проблем формирования рабочей силы необходимо подойти комплексно, определяя организационные и социально-экономические механизмы управления трудом. Оценив предложение труда, а также возможности работодателей, можно, создавая интегрированные схемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, повысить качество рабочей силы, сформировать конкурентные преимущества кадров, что позволит увеличить эффективность использования рабочей силы.
Выявленные проблемы диспропорций на рынке труда, и, в частности, на молодежном сегменте рынка труда, позволяют сделать ряд выводов в виде направлений развития молодежного сегмента рынка труда, а именно определить комплекс мероприятий макро- и микроэкономического регулирования развития молодежного сегмента рынка труда, основной целью которого является формирование механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, формирование инновационных университетских комплексов; воздействие последовательно на рынок труда путем изучения спроса и предложения труда, прогнозирования занятости, формирования баланса трудовых ресурсов; и на рынок образовательных услуг через государственные программы регулирования уровня подготовки специалистов, основываясь на накопленном отечественном опыте с учетов перехода на Болонскую систему подготовки кадров.
[1] Матвеева Н.А. Образовательный потенциал как составляющая жизненных сил человека и общества // Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека / Под ред.С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. В 3-х nn/ Т. 2. Барнаул : АРНЦ СО РАО, 1999. С. 48-62.
1. Gnevasheva V.A. Molodezhnyy segment rynka truda sovremennoy Rossii. M.:INFRA-M, 2014. 333 s.
2. Matveeva N.A. Obrazovatel'nyy potencial kak sostavlyayuschaya zhiznennyh sil cheloveka i obschestva // Sovremennoe obschestvo i lichnost' v sociologii zhiznennyh sil cheloveka / Pod red.S.I. Grigor'eva, L.D. Deminoy. Barnaul : ARNC SO RAO, 1999.
3. Novaya model' rynka truda Rossii: Rol' vneshnih faktorov / Pod red. chl.-korr. RAN S.V. Ryazanceva, d.e.n. V.A. Gnevashevoy. M.: Ekon- inform, 2014. 409 s.
4. Oficial'nyy sayt gosudarstvennoy statistiki. URL: http://www.gks.ru