employee from 01.09.1997 to 14.03.2018
Volgograd, Volgograd, Russian Federation
GRNTI 06.71 Отраслевая структура экономики
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
TBK 7959 Прочие
In modern conditions, each region of Russia solves the problem of training professional economists and management personnel for housing and communal services (housing) as a necessary condition for improving the efficiency of the industry. In article on the example of regions of Russia the reasons of the shortage of qualified personnel in Zikh; a review of trends and practices of the regions in the training of professional economists and administrative personnel for ICH given the scenario of a "smart city".
Current state and future in the field of professional
При сохранении негативных тенденций в жилищном и коммунальном хозяйстве (ЖиКХ) многих российских регионов: росте износа коммунальных сетей, росте нагрузки и малого масштаба модернизации коммунальной инфраструктуры, сохранения значительной доли несоответствующих требованиям энергоэффективности и экологичности зданий и сооружений, без принципиальных инноваций в ЖиКХ эффективная реализация в российских регионах концептов «умный город» («интеллектуальный», «цифровой») невозможна. Фрагментарные меры не дают должного эффекта и являются все более дорогостоящими.
На сегодня наблюдаются диспропорции в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и удельного веса расходов на оплату жилищно-коммунальных расходов среди российских регионов. Так, например, в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг волгоградского региона в 2015 году составили 9,6%, что выше общероссийского показателя и среднего показателя для Южного федерального округа. Тогда как удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных расходов в таких городах как Москва и Санкт-Петербург и в Краснодарском крае существенно ниже: 8,3%, 7,5%, 8,2% соответственно (табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг (%) (данные Росстата) [1]
Субъект/Годы |
В процентах от общей суммы потребительских расходов |
||||||
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
РФ |
8,3 |
9,2 |
9,5 |
8,8 |
8,8 |
8,9 |
9,5 |
ЮФО |
8,3 |
9,5 |
9,7 |
9,6 |
9,7 |
9,3 |
9,1 |
Волгоградская область |
8,6 |
10,8 |
10,7 |
8,9 |
9,5 |
9,6 |
9,6 |
Исходя из того, что уровень жизни населения волгоградского региона ниже столичного, сохранение этих диспропорций в 2016 и 2017 гг. является весьма тревожным. Одной из главных причин такого положения, на наш взгляд, является неблагополучная ситуация в региональном ЖиКХ и в части наличия дорогого в эксплуатации, не энергоэффективного по причине высокого износа жилья - возраст 60% жилых зданий составляет более 40 лет. Из имеющегося многоквартирного жилищного фонда износ до 30% - 45,5% многоквартирных домов (МКД); износ от 31 до 65% - 46,2% МКД; износ от 66% до 70% - 5.1% МКД; износ более 70% - 2.2% МКД. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 1,3% от жилищного фонда волгоградского региона.
Наблюдаются существенные проблемы в сфере управления эксплуатацией жилищного фонда - за 2017 г. рост обращений в инспекцию ГЖИ составил 60%, из них - 39% жалоб по техническому состоянию и эксплуатации жилищного фонда. В Волгограде работает в сфере управления эксплуатацией жилья 121 управляющая компания, 156 товариществ собственников недвижимости, укомплектованность их профессионально подготовленными специалистами, как технического, так экономического и управленческого профиля составляет не более 60 %, очень много новичков пришло в данную сферу, не имеющих базового строительного образования.
Так же 40% всех сетей водоснабжения нуждаются в замене, изношенность разводящих водопроводных сетей и износ основных фондов канализационного хозяйства составляют свыше 70%, за последние 10-15 лет не построено ни одного сооружения, улучшающего технологию очистки и подготовки воды, все станции очистки воды работают по технологии 50-60 гг. 20 века. Успешный опыт и результаты деятельности ООО «Концессия водоснабжения» в Волгограде позволили обновить 25 километров ветхих и аварийных внутриквартальных водопроводов, модернизировать первый участок магистрального водопровода на центральной набережной протяженностью 1,5 километра, обновить оборудование лабораторий горводоканала, внедрить мультикомплексную систему «Цифровой водоканал» [2].
Эти преобразования как никогда требуют подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров, поскольку реализация сценария «умный город» невозможна без специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ, и грамотных собственников жилья, готовых работать с умными системами, технологиями, коммуникационными и электронными сервисами. В сфере подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для жилищно-коммунальной отрасли соединились проблемы и непосредственно ЖиКХ как отрасли, и российского образования, и проблемы социально-экономического развития в целом.
По открытым данным, в настоящее время в сфере ЖиКХ России работает более 2 млн человек (доля занятых в ЖиКХ составляет примерно 1% от всех работающих в национальной экономике) (рис. 1), в рейтинге по количеству занятых ЖиКХ на втором месте после строительства.
Рис. 1. Среднегодовая численность работающих в ЖиКХ России [3]
Большое количество работающих в настоящее время в ЖиКХ — очевидный признак использования в отрасли устаревших технологий и низкой производительности труда в отрасли. При этом наблюдается устойчивый дефицит профессиональных кадров – составляет свыше 47%. Так, согласно данным исследований Академии коммунального хозяйства и строительства, доля работников ЖиКХ с высшим профильным профессиональным образованием в 2012 году составляла всего 7%, и при этом 80% руководящего состава в ЖиКХ ни разу после получения базового образования не повышали квалификацию. Так же наблюдается высокая текучесть кадров в сфере ЖиКХ – порядка 50% (оптимально она может составлять не более 20%), при этом укомплектованность персонала составляет не более 60% [4].
Например, в настоящее время в волгоградском регионе работает более 460 предприятий сферы ЖиКХ, в которых трудится более 20 тысяч человек. Средний возраст работников отрасли приближается к пятидесяти годам и старше, при сохранении такой ситуации в области кадровой политики в региональном ЖиКХ через 10 лет работать будет просто некому [5].
Назовем основные причины дефицита квалифицированных кадров в ЖКХ:
- на протяжении долгих отсутствовала система подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖКХ в цепочке «техникум-вуз»;
- длительный период отсутствовал госзаказ на подготовку кадров для ЖКХ при относительно небольшой доле госзаказа на подготовку отдельных технических и инженерных специалистов, экономистов и управленцев, которые могли работать в ЖиКХ;
- отсутствие системной работы с молодыми кадрами, профориентационной и агитационной работы с учащимися школ с участием предприятий и организаций ЖиКХ;
- малая степень заинтересованности предприятий ЖиКХ в подготовке вузами/техникумами специалистов, а особенно - экономистов и управленцев для ЖКХ для своих потребностей в виду отсутствия кадровой политики на местах;
- недостаточно методическое, опытно-лабораторное обеспечение системы подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖиКХ;
- проблемы введения новых образовательных и профессиональных стандартов, действенных механизмов персонификации ответственности, аттестации и сертификации персонала в ЖиКХ;
- малый престиж и привлекательность профессий ЖиКХ, отсутствие мер по популяризации профессий ЖиКХ.
Рассмотрим тенденции и перспективы в сфере подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖиКХ России и волгоградского региона в частности. Общемировая тенденция в социально-экономическом развитии всех стран, регионов, городов – реализация концепций и проектов строительства/модернизации «умных» регионов, городов, зданий, сооружений. Ведь традиционно под «умным городом» понимают информационно-коммуникационную технологию и/или концепцию интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий и Интернета вещей для управления имуществом, активами, связями и отношениями в области образования, медицины, транспорта, генерации топливных и энергетических ресурсов (ТЭР), систем распределения и снабжения ТЭР, водоснабжения, утилизации отходов, правоохранительной сферы и деятельности иных общественных служб региона и города. Частным случаем этих сценариев является строительство и/ или модернизация «умных» домов – все они, как правило, являются и энергоээффективными [6-8].
Важно отметить, что в 2014-2015 гг. разработаны ISO-стандарты, в которых выделены три уровня проектов построения умных городов: инфраструктурный уровень, уровень объектов и уровень городских услуг. В стандартах определен перечень целевых показателей, измерение и контроль которых позволяет городам оценивать их развитие. Это стандарты: ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» регламентирует 46 обязательных и 56 вспомогательных показателей по 17 направлениям [9]; ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» содержит методику оценки производительности коммунальной инфраструктуры умных городов по 14 категориям основных потребностей сообщества (с точки зрения жителей, руководителей и окружающей среды) [9]. Внедрение этих стандартов определяет новые рамки для ЖиКХ.
Многие крупные города России, в частности Волгоград, в полной мере участвует в реализации проектов Smart City в составе 18 крупнейших городов России, такие как (рис. 2): Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Краснодар, Саратов и Тюмень [10].
Рис. 2. Оценка потенциала развития «умных» городов в РФ [10]
Научно-исследовательский институт технологий и связи (НИИТС) в конце 2017 года составил рейтинг самых умных городов России на основе анализа развития городов-миллионников РФ. Цель данного рейтинга – выявление успешных практик внедрения умных систем и сервисов для повышения эффективности городского управления и простимулировать массовый переход на них других городов. В анализе и оценке городов учитывались 26 признаков, среди которых особое внимание обращено на:
- количество точек беспроводной интернет-связи;
- число и доступность банкоматов, оснащенность умными системами фото- и видеонаблюдения;
- система функционирования трафика;
- возможность онлайн-бронирования товаров и услуг и иных решений, на основе которых строится концепция умного города в России [11].
По данным рейтинга выделено 10 лидеров умных городов России: на первом месте Москва, и далее следуют Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Уфа, Сочи, Пермь и завершает десятку Ростов-на-Дону. Тенденция внедрения умных систем и технологий, электронных сервисов определяет множество направлений для модернизации и технологического развития экономики ЖиКХ.
Так, в начале 2018 года Минстрой России внёс в правительство России заявку об изменении приоритетного проекта "ЖКХ и городская среда", основным в этом изменении является предложение расширить проект направлением "Умный город" и включение в перечень целевых показателей этого направления создание онлайн-банка решений и технологий умного города, создание инструментов повышения качества управления городскими ресурсами, а так же доля вовлеченности населения в принятие ключевых решений [9].
На сайте Минстроя отмечается, что в состав рабочей группы входят эксперты по "повышению интеллекта городов, пространственному развитию и увеличению эффективности городской инфраструктуры и разработчики самых современных технологий в области городского развития". Не охватывая всех аспектов внедрения умных систем и сервисов в ЖиКХ, остановим внимание на подготовке профессиональных кадров – уже сегодня требуются специалисты, умеющие работать с умными системами и технологиями, а у нас их в традиционной подготовке среднего и высшего профессионального образования не хватает.
Хотя, определенные положительные тенденции и подвижки мы наблюдаем с 2013 года. Во исполнение принятого распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 года № 2077-р Плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2013-2015 годы. В 2015 году утверждены разработанные с участием Минстроя России, представителей профессионального сообщества, специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ образовательных организаций федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) по данным направлениям утверждены приказами Минобрнауки России:
1) федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.11 "Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома" [12];
2) федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (уровень "Бакалавриат)" [13];
3) федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (уровень "Магистратура)" [14].
Специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ в сфере ЖиКХ готовят в технических ВУЗах Ижевска, Ростова-на-Дону, Саратова, Пензы, а также двух Кемеровских ВУЗах, там в этом году обучение пройдут около 570 студентов. В Пензенском университете архитектуры и строительства, в Институте экономики и управления Удмуртского государственного университета в 2017 году стартовала подготовка по направлению 38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (уровень "Бакалавриат)". В Ставропольском крае на специальности, связанные с ЖКХ, зачислено 215 человек. В числе наиболее популярных направлений - дизайн городской среды. На базе Ульяновского технического университета по профилю «Управление и эксплуатация систем ЖКХ» с 2015 года ведется обучение с компенсацией из областного бюджета [5].
Специализацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно получить в средне-специальных учебных заведениях, в том числе в Кемеровской области и республике Удмуртия. В Калужской области специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ ЖиКХ готовит коммунально-строительный техникум. В этом году на специальности ЖиКХ набрано 105 студентов [5]. В последние годы возрос спрос на дополнительное образование в отрасли. Так, специализированные образовательные площадки работают в Кемеровской области, в Ленинградской области работает учебно-курсовой комбинат, который проводит обучение в сфере ЖиКХ и осуществляет предаттестационную подготовку руководителей и специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ [4].
В Тамбовской области в этом году открыт самый крупный инновационный образовательный центр «Школа Сколково-Тамбов», на территории которого действуют образовательные лаборатории по ЖКХ [4].
Образовательные курсы запущены общественной организацией ЖКХ-контроль. Центр управления ЖиКК Ярославской области открывает клуб общения для тех, кто хочет повысить свою грамотность в ЖиКХ и взаимодействии с УК, семинары рассчитаны на широкую аудиторию, а темы сформированы по запросам самих жителей.
Так, в настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгоградского региона требуется порядка 900 специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ [15]. 17 учреждений среднего профессионального образования уже приняли абитуриентов в этом году на различные программы подготовки специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ, в том числе Волгоградский строительный техникум сделан первый набор на новую программу среднего профессионального образования по специальности 08.02.11 "Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома". Кстати, техникуму выделено 25 бюджетных мест на эту программу.
Два вуза так же приняли абитуриентов по профильным программам, в том числе Волгоградский государственный технической университет в лице Института архитектуры и строительства по профилям «Городское строительство и хозяйство», «Экспертиза и эксплуатация объектов недвижимости», «Водоотведение и канализация», «Теплогазоснабжение и вентиляция» и мн. др. В вузе так же ведется подготовка кадров для ЖиКХ по широкому перечню программ дополнительного профессионального образования. В 1998-1999 гг. департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда с привлечением преподавателей кафедры проведена аттестация управленческих кадров предприятий ЖиКХ г. Волгограда и Волгоградского региона:
- 2000-2002 годы – разработка и реализации программы повышения квалификации управленческих кадров предприятий жилищно-коммунального хозяйства под эгидой Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда (обучено более 200 человек);
- 2001 год – разработка и реализация программы повышения квалификации руководителей ЖКХ под эгидой Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда (обучено более 20 человек), программа повышения квалификации руководителей Волгоград-Водоканал (обучено более 20 человек);
- 2000 год и по 2004 год – инициативное обучение работников ЖКХ по программам заочного и очно-заочного образования.
С 2004 года и по 2014 год наблюдается большой перерыв подготовки профессиональных управленческих кадров и экономистов для ЖиКХ. В 2014 год – совместно с РАНХиГС разработана и реализована программа ДПО «Экономика и управление в городском, жилищном, коммунальном хозяйстве, строительстве и предприятий промышленности: «ЗЕЛЕНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ» (обучено 120 чел.). И далее с введением 21 июля 2014 года Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и определение порядка и требований к лицензированию деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ [15], в Институте архитектуры и строительства в 2014-2015 гг. разработана и реализована программа ДПО «Предаттестационная подготовка работников жилищно-коммунального хозяйства» и участие в ее реализации (обучено более 200 чел.).
Еще в 2014 году введены профессиональные стандарты "Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома" [17] и «Специалист по управлению жилищным фондом" [18] определившие новые рамки в подготовки профессиональных специалистов, в том числе экономистов и управленческих кадров для ЖКХ.
В Волгоградской области под эгидой Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и строительству Волгоградской областной Думы, в рамках Федерального стратегического партийного проекта «Управдом» [19], целью которого является создание системы эффективного взаимодействия собственников жилья и поставщиков услуг в сфере ЖКХ для повышения качества жизни людей, определены ключевые задачи в подготовке профессиональных кадров для ЖКХ: 1) сформировать систему обучения и повышения квалификации профессиональных управляющих многоквартирными домами; 2) сформировать класс грамотных собственников жилья, а не просто потребителей жилищно-коммунальных услуг; 3) стимулировать общественные инициативы, в том числе общественный контроль деятельности управляющих компаний и ТСЖ посредством организации советов МКД.
В рамках проекта в 2017 году разработаны и запущены в реализацию программы: «Управление жилищным фондом: создание и организация деятельности совета многоквартирного дома» (для населения и председателей многоквартирных домов)» (обучено более 200 чел.); «Управление жилищным фондом: требования профессиональных стандартов» (для специалистов руководителей предприятий и организаций ЖиКХ, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, ТСН) (обучено 40 чел.).
Все учебные заведения региона предлагают работодателям в сфере ЖиКХ подготовить специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ по договорам о целевом обучении. Благодаря такой форме обучения возможно подготовить профессионалов для конкретного предприятия с учетом его особенностей и, что немаловажно, с перспективой прохождения практики и трудоустройства. Кроме того, дополнительное профессиональное образование по специальностям сферы ЖиКХ можно получить в Волгоградском областном учебно-курсовом комбинате [20], в учебных центрах Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета:
- Межрегиональном центре повышения квалификации и аттестации по программам «Техническая эксплуатация зданий и сооружений», «Промышленное и гражданское строительство», «Теплогазоснабжение и вентиляция» и мн. др. [21];
- Учебно-методическом управлении дополнительного профессионального образования по широкому спектру программ [22];
- Учебном центре профессиональной подготовки «Центр подготовки экономистов и управленческих кадров для строительства и ЖКХ» [23] по основным программам профессионального образования и переподготовки «Экономика в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», «Управление персоналом в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», «Кадастровая деятельность»; «Производственный менеджмент»; «Проектный менеджмент в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве»; «Энергетический менеджмент в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», «Организация, планирование и управление строительством», программам повышения квалификации: «Анализ деятельности предприятия: практические аспекты организации. Современные подходы к управлению экономикой и финансами предприятия», «Управление жилищным фондом: требования профессиональных стандартов», «Управление жилищным фондом: организация и деятельность советов многоквартирных домов».
Повышение знаний в области жилищно-коммунального хозяйства доступно и активным собственникам, председателям домов и участникам ТОСов, всему активному населению, поскольку внедрение умных систем и технологий, сервисов в ЖиКХ требуя подготовки не только профессиональных кадров, но и профессиональных сособственников жилья. Планируется охватить всю Волгоградскую область, решая задачу привлечения в отрасль образованных, энергичных и готовых к инновациям людей.
В завершение сформулируем основные выводы:
1. История, современность и тенденции развития общества тому подтверждение, что комфортность проживания в большей степени индивидуум соотносит непосредственно с жильем в первую очередь. Стоимости покупки жилья и стоимость его эксплуатации – важные статьи затрат, которые индивидуумы планируют и готовы понести в достижении желаемого уровня комфортности проживания. Порой покупка желаемого жилья становится непосильным бременем по цене его эксплуатации, а многие регионы России имеют все природно-географические предпосылки для оптимизации их соотношения ввиду наличия всех условий и возможностей для массового строительства экологического и энергоэффективного, умного жилья, весьма экономных в эксплуатации, о чем говорит мировая практика, и в целом энергоэффективной и умной модернизации ЖиКХ.
2. Реализация концепций «умный город» требует подготовки принципиально нового и высокого уровня специалистов - экономистов и управленцев, в первую очередь для ЖКХ, на которое ляжет основная нагрузка по внедрению умных технологий и сервисов.
3. Ряд процессов, в формате которых происходит модернизация системы подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖиКХ, носят несвязанный характер, что может привести к неполучению ожидаемых эффектов в плане внедрения образовательных и профессиональных стандартов. Необходимо заинтересованное взаимодействие властей, образовательных учреждений, предприятий и организаций ЖиКХ с пониманием своей функциональной роли и места.
4. В настоящее время ЖиКХ является «слабым» звеном в деле подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для собственных же нужд, а ведь его роль одна из ведущих – реально социально ответственный ЖиКХ будет инвестировать в науку и в подготовку кадров. Участие ЖиКХ в подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров в качестве заказчика, инвестора в образовательные программы, в образовательные технологии, реальное участие в их реализации ускорит внедрение новационных технологий и сервисов ЖиКХ.
5. Новое качество кадров ЖиКХ может задать новое качество коммуникации между населением, предприятиями и организациями ЖКХ, властными структурами; создаст привлекательные рабочие места и снизит отток талантливых выпускников и высококомпетентных кадров.
В заключении отметим, что умный город является комфортным для жизни и деятельности не столько потому, что оснащен технически информационными и электронными сервисами, умными системами и коммуникационными технологиями, но в нем живут и работают умные люди. Выбор за нами.
1. Osnovnye demograficheskie pokazateli [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostu-pa: http://volgastat.gks.ru/ (data obrascheniya: 28.03.2016) 1. Dannye federal'noy sluzh-by gosudarstvennoy statistiki, [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156. (data obrascheniya 11.02.2017 g.)
2. OOO «Koncessiya vodosnabzheniya» proinformiruyut obschestvennost' o rezul'-tatah raboty v Volgograde za 2015 god [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://old.watermagazine.ru/23-glavnyj/news-compan/14622-ooo-kontsessiya-vodosnayuzheniya-proinformiruyut-obshchestvenn (data obrascheniya 09.03.2018 g.)
3. Otkrytye dannye [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://yandex.ru/images/search?text= &noreask (data obrascheniya 11.02.2017 g.)
4. Postovalova A., Dolmatov A. Podgotovka kadrov dlya ZhKH na sovremennom etape// Kommunal'nyy kompleks Rossii, № 9 (123), 2014
5. Sovremennoe sostoyanie i tendencii podgotovki kadrov dlya ZhKH [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.vestnik.info/archive/87/article1277.html (data obrascheniya 09.03.2018 g.)
6. Bogue, R. (2005). Use S.M.A.R.T. goals to launch management by objectives plan. [online] TechRepublic. Available at: [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.techrepublic.com/article/use-smart-goals-to-launch-management-by-objectives-plan/ [Accessed 4 May 2015] (data obrascheniya 21.12.2017 g.)
7. Meyer, Paul J (2003). What would you do if you knew you couldn’t fail? Creating S.M.A.R.T. Goals. Attitude Is Everything: If You Want to Succeed Above and Beyond. Meyer Resource Group, Incorporated. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://files.meetup.com/641217/smartgoals.pdf (data obrascheniya 12.02.2017 g.)
8. George T. Doran. There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objec-tives // Management Review. — Volume 70, Issue 11(AMA FORUM). — P. 35-36
9. Intellektual'nye goroda. Umnye goroda. Smart cities [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.tadviser.ru/index.php_Smart_cities (data obrascheniya 09.12.2017 g.)
10. «Smart Siti» kak novyy drayver razvitiya rossiyskih gorodov. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.myshared.ru/slide/1011696/ (data obrascheniya 11.02.2017 g.)
11. Top-10 intellektual'nyh gorodov RF [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostu-pa: https://robo-sapiens.ru/stati/10-samyih-umnyih-gorodov-rossii/ (data obrascheniya 09.03.2018 g.)
12. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.12.2015 N 1444 "Ob utverzhdenii fede-ral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 08.02.11 Upravlenie, ekspluataciya i obsluzhivanie mnogokvartirnogo doma" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 31.12.2015 N 40435) [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192657/ (data obrascheniya 09.03.2018 g.)
13. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.12.2015 N 1459 "Ob utverzhdenii fede-ral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po na-pravleniyu podgotovki 38.03.10 Zhilischnoe hozyaystvo i kommunal'naya infrastruktu-ra (uroven' bakalavriata)" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 18.01.2016 N 40625) [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192740/ (data obrascheniya 09.03.2018 g.)
14. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 3 dekabrya 2015 g. № 1403 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.04.10 Zhilischnoe hozyaystvo i kommunal'naya infrastruktura (uroven' "Magistratura)" [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/71300864/ (data obrascheniya 09.03.2018 g.)
15. V ZhKH Volgogradskogo regiona nuzhny kvalificirovannye kadry [Elek-tronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://vv-34.ru/v-zhkh-volgogradskoi-oblasti-nuzhny-kvalificirovannye-kadry.html (data obrascheniya 09.12.2017 g.-09.03.2018 g.)
16. Zakon o licenzirovanii upravlyayuschih kompaniy v sfere ZhKH [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://raschetgkh.ru/articles/181-zakon-o-licenzirovanyi.html (data obrascheniya 09.12.2017 g.-09.03.2018 g.)
17. Prikaz Mintruda Rossii ot 11.04.2014 N 238n "Ob utverzhdenii professio-nal'nogo standarta "Specialist po ekspluatacii i obsluzhivaniyu mnogokvartirnogo doma" [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-11042014-n-238n/prikaz/ (data obrascheniya 09.12.2017 g.-09.03.2018 g.)
18. Prikaz Mintruda Rossii ot 11.04.2014 N 233n "Ob utverzhdenii professio-nal'nogo standarta "Specialist po upravleniyu zhilischnym fondom". [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-11042014-n-233n/ (data obrascheniya 09.12.2017 g.-09.03.2018 g.)
19. Upravdom» pomogaet grazhdanam samoorganizovat'sya [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://volgoduma.ru/informacziya-press-sluzhby/news/22116-lupravdomr-pomogaet-grazhdanam-samoorganizovatsyar.html (data obrascheniya 06.03.2018 g.)
20. Portal Volgogradskogo uchebno-kursovogo kombinata [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.gkh-volga.ru/ (data obrascheniya 05.03.2018 g.)
21. Mezhregional'nyy centr povysheniya kvalifikacii i attestacii [Elektron-nyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://vgasu.ru/k-courses/mrcpk/ (data obrascheniya 06.03.2018 g.)
22. Povyshenie kvalifikacii i dopolnitel'noe obrazovanie [Elektronnyy re-surs]. – Rezhim dostupa: http://vgasu.ru/k-courses/umu-dpo/ (data obrascheniya 06.03.2018 g.)
23. Uchebnyy centr professional'noy podgotovki «Centr podgotovki ekonomi-stov i upravlencheskih kadrov dlya stroitel'stva i ZhKH» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://vgasu.ru/institutions/arch/urghis/ucpp/ (data obrascheniya 06.03.2018 g.)