employee
Saransk, Saransk, Russian Federation
employee from 01.09.2013 until now
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevjev (the selection committee, responsible secretary)
employee from 20.04.2016 until now
Saransk, Saransk, Russian Federation
student
Saransk, Saransk, Russian Federation
UDK 65 Управление предприятиями. Организация производства, торговли и транспорта
GRNTI 82.01 Общие вопросы организации и управления
OKSO 38.03.03 Управление персоналом
BBK 74 Образование. Педагогическая наука
TBK 7851 Основы управления персоналом
The article substantiates the need to prepare the secretariat of the admissions committee (responsible and technical secretaries of the faculties) of the university to fulfi ll their professional duties, primarily related to the organization of interaction with applicants and their legal representatives, and counseling. The procedure for checking the preparedness of the secretaries of the selection committee through a game form is described. A fragment of the business game is given, by means of which verifi cation is realized through game situations. The components of the business game are singled out - the gaming environment, roles, storyline, rules, the course of the game, game situations. The game situations are developed with the support of normative documents regulating the admission of entrants to the universities of the Russian Federation. It shows how this game can be modernized or by analogy to refi ne the situational tasks taking into account the characteristics of the university.
business game, admission committee, documents reception, training, secretariat.
Ежегодно в вузы осуществляется прием абитуриентов для получения последними высшего образования. Как правило, в приемных комиссиях на должностях ответственных и технических секретарей факультетов (институтов) находятся сотрудники или студенты старших курсов данной организации. Их состав не является постоянным, так как среди сотрудников (преимущественно лаборантов) велика миграция, а студенческий состав уже по самой своей сути изменчив. В этой связи в апреле-мае каждого года перед руководством приемной комиссии возникает проблема подготовки секретарей к грамотной работе в приемной комиссии. Сама подготовка может быть с успехом осуществлена в рамках дополнительных образовательных программ, где происходит обучение работе с документами абитуриентов, внесения данных в информационную систему (в частности, в нашем вузе — это 1С: Университет), общения с абитуриентами и их законными представителями. Но как бы качественно не обучался секретариат, проверить уровень подготовки секретарей зачастую можно лишь в реальных условиях в ходе приема документов. Как показывает практика, до этого момента проверку лучше не откладывать, а, используя определенные инструменты, сделатьэтозаранее. И здесь как нельзя лучше могут быть задействованы деловые игры. Данная разновидность игр широко применяется в образовании (см., например, [1, 3, 4, 6] и др.), но деловые игры можно эффективно использовать и в обучении секретариата приемной комиссии. В настоящей статье мы опишем вариант подобной игры, где через систему ситуационных задач, во-первых, проверяется уровень готовности секретарей взаимодействовать с абитуриентами, во-вторых, косвенное обучение секретарей ориентироваться во внештатных ситуациях. Предварительно отметим, на какие моменты следует обратить внимание при подготовке ситуационных задач. Работа с документами абитуриентов: знание необходимого для приема комплекта документов (копия или оригинал документа об образовании, ксерокопия паспорта, фотографии, дополнительные документы, например, дающие право на льготное поступление, и т.д.) и правильности оформления предоставляемых документов; знание нормативных актов по работе с персональными данными абитуриентов (ответственность за разглашение персональных данных, суть согласия на обработку персональных данных и необходимость его подписания абитуриентом, суть согласия на зачисление); знание документов, принимаемых для подтверждения индивидуальных достижений абитуриентов (грамоты олимпиад и конкурсов соответствующих уровней, документ о сдаче норм ГТО) и правильности их оформления; помощь в организации вступительных испытаний (назначение абитуриента на вступительные испытания, подготовка экзаменационных листов абитуриентов,
информирование абитуриентов о сроках проведения вступительных испытаний и полученных на них баллах).
1. Vagramenko Ya.A., Yalamov G.Yu., Krapivka S.V., Savostina E.V. Postroenie modeliruemyh i igrovyh sistem, adaptirovannyh k uchebnomu processu v obscheobrazovatel'noy shkole // Pedagogicheskaya informatika. - 2013. - № 4. - S. 3-24.
2. Zakon ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii: federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ // RG. - 2012. - 31 dek.
3. Zubrilin A.A. Zanimatel'nost' v obuchenii: monografiya / MordGPI. - Saransk, 2012. - 175 s.
4. Zubrilin A.A. Igrovaya deyatel'nost' v obuchenii matematike uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy: monografiya / Mordovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut. - Saransk, 2009. - 153 s.
5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.10.2015 №1147 «Ob utverzhdenii Poryadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» [Elektronnyy resurs]. - URL: http://4ege.ru/documents/51675-poryadok-priema-v-vuzy-na-2016-2017-uchebnyy-god.html.
6. Shukshina Yu.A. Praktiko-orientirovannye uchebnye zadaniya v sisteme obucheniya // Mir nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 4. - S. 11.