Russian Federation
The article reveals the educational potential of technologies for familiarizing children and young people with cultural heritage, and specifies the conditions for their effective implementation. The characteristics and the main content of technologies are presented.
Technology of education. Cultural and educational project. Accession to the cultural heritage. Mastering of cultural values.
Приобщение детей и молодежи к культурному наследию является одной из актуальных проблем современного общества и важным целевым приоритетом воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
Согласно Основам государственной культурной политики, сфера культуры рассматривается как часть коллективной идентичности россиян, важнейшая составляющая информационной безопасности российского общества.
Актуальность обозначенных задач диктует необходимость разработки и внедрения в воспитательный процесс образовательных организаций, социально-культурных и досуговых центров технологий приобщения детей и молодежи к культурному наследию. Такие технологии, включающие в себя сочетание интеллектуальной и эмоционально окрашенной творческой деятельности, обладают высоким педагогическим потенциалом и становятся сферой становления индивидуальности и личностной самореализации.
В основе технологий лежит императив духовности, определяющий эмоционально-нравственное отношение личности к культурному наследию человечества. Эмоционально-эстетические переживания, развитие нравственных и эстетических чувств, способности к восприимчивости объектов и явлений художественной сферы, искусства, позитивный опыт взаимодействия с культурным наследием – все это в значительной степени способствует развитию общей культуры личности, являются актуальными характеристиками ее воспитанности.
При осмыслении феномена «культура» в контексте культурологического подхода в современном воспитании мы опирались на такие основополагающие понятия, как восхождение личности в контекст культуры, ее ориентация на духовно-нравственные ценности, постижение культурных традиций, ценностное отношение к культурному наследию, формирование личности подрастающего человека как субъекта культуры. Именно этот культурологический потенциал является наиболее значимым условием становления культуры личности, развития воспитанности детей и подростков.
Технологии приобщения к культурному наследию, воздействуя на духовное становление детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимодействия с культурной средой, обогащают мир эмоциональных состояний, развивают дар воображения, чувственной отзывчивости, образного восприятия окружающего мира, его культурных ценностей.
Доминирующими в развитии личности являются именно духовно-нравственные ориентиры. «Ценности – отношение – поведение» – вот те основные категории, которыми оперирует воспитание.
Освоение окружающего культурного пространства является необходимым условием реализации культурно-образовательных технологий.
Технология приобщения детей и молодежи к культурному наследию может быть реализована в форме культурно-образовательного проекта, который представляет собой относительно новую педагогическую категорию и направлен на исследование различных объектов, явлений и событий культуры, осмысление культурных доминант, определяющих развитие общества в разные исторические эпохи. Специфика культурно-образовательного проекта заключается в том, что культурологическая проблема анализируется в контексте культурных процессов и в котором явления, события, объекты, феномены культуры отражают идеи и мировоззренческие позиции.
Следует отметить жанровое разнообразие форм и средств реализации технологий приобщения детей и молодежи к культурному наследию. Это могут быть как долгосрочные, так и краткосрочные проекты, организация фестивалей, праздников. Технология, реализуемая в рамках школы, может лежать в основе деятельности этнографического кружка, студии и т.п.
Необходимость решения проблемы приобщения детей и молодежи к мировому культурному наследию приводит к поиску новых психолого-педагогических средств. Одним из таких средств является арт-педагогика – современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы и универсальные способы привлечения средств искусства для решения многообразных педагогических задач. Арт-педагогика представляет собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей и молодежи через искусство и художественно-творческую деятельность. Составляющая термина «арт» акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества и т.д.) в воспитании подрастающего поколения.
Педагогическая система арт-педагогики дает удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал личности.
В арсенале арт-педагогики существуют интересные и оригинальные методики, арт-технологии. Арт-технология – это творческое конструирование средствами искусства эмоционально значимых для личности творческих действий (взаимодействий), система педагогических методов, реализация которых способствует ее активному формированию, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании. Логика построения этой деятельности – поэтапная реализация игровых технологий с использованием языка искусства – музыки, поэзии, живописи.
Нами разработаны авторские арт-технологии, приобщающие детей и молодежь к классической музыке, живописи, поэзии, воспитывающие эстетический вкус, способность к образному мышлению, воображению, развивающие эмоционально-чувственную восприимчивость к объектам и явлениям культуры. К таким технологиям относятся: «Погружение в мир природы и музыки», «К тайникам своей души», «Звучащая Вселенная», «Путешествие за три моря: Открытий, Талантов и Творчества», «В стране Зазеркалья», «Карнавал животных», «Волшебный лес», «Планета Цветок», «В мире экофантазии», «Музыкальная живопись М.Чюрлениса», «Сияние» и др. [3]. Специальный музыкальный ряд, сопровождающий арт-технологии, включает произведения русских и зарубежных композиторов-классиков – Г. Генделя (сюита «Музыка на воде»), Д. Маруани («Космическая опера»), Н. Римского-Корсакова (музыкальная картина «Садко»), Я. Сибелиуса (сюита «Пеллеас и Мелисанда»), Б. Сметаны (концертная сюита для фортепиано «На морском берегу»), фортепианные прелюдии М. Чюрлениса и др.
В целом, технология приобщения детей и молодежи к культурному наследию в воспитательном процессе образовательных организаций предполагает:
- изучение ценностей культуры прошлого и активное освоение современных культурных достижений;
- построение образовательного процесса с учетом достижений, культурных традиций мирового, российского и регионального уровней, исторических, культурно-бытовых особенностей родного края;
- использование в учебном и внеучебном процессе произведений искусства и культуры, постижение учащимися культурных традиций предков;
- приобщение к национальным традициям художественного, музыкального, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, их истокам;
- создание учащимися современных образцов, изделий художественного, декоративно-прикладного искусства, народного промысла на основе преемственности традиций.
В российских школах накоплен богатый опыт технологического обеспечения процесса приобщения детей и молодежи к национальным культурным традициям. Так, реализация такой технологии предусматривает единство учебной и внеурочной деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению достижений мировой, российской и национальной культуры на уроках, а также организацию внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, кружков, тематическое содержание которых направлено на закрепление знаний о культуре, полученных на уроках, расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что народные традиции, национальная художественная культура – это часть нашей повседневной жизни. Как правило, основные направления реализации технологии, которая предусматривает как теоретические, так и практические занятия – изучение истории родного края, создание уголка старинного быта, пропаганда русских народных традиций. Основными формами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи родного края, проведение викторин, внеклассных мероприятий, составление родословной своей семьи. Лекции и беседы строятся в русле знакомства с историей, культурой и бытом жителей региона. Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, конкурсов и викторин являются важным компонентом учебно-воспитательного процесса в школе, воспитывают ответственность, развивают организаторские навыки и самостоятельность, расширяют кругозор учащихся. Составление летописи города, района, села и школы, родословной своей семьи воспитывают осознание того, что каждый человек имеет глубокие и давние корни на земле, важности описания происходящих сегодня событий, которые в скором времени станут нашей историей.
В Москве в настоящее время реализуется ряд культурно-образовательных технологий, направленных на постижение российского культурного наследия.
Уникальная технология «Открытый фестиваль искусств “Дню Победы посвящается…”» реализуется в рамках фестиваля искусств в России и представляет собой совместное сотворчество ВУЗ-школа. Миссия проекта – перелистать страницы истории Великой отечественной войны; осмыслить тему Великой отечественной войны через существующие в самых различных жанрах произведения искусства; способствовать сохранению культурной памяти о великих страницах нашей истории; обеспечить широкий доступ всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры, создать новую эффективную систему военно-патриотического воспитания детей и молодежи посредством искусства.
К целевым установкам проекта относятся:
1. Сохранение, исследование и приумножение исторического культурного наследия, выявление новых форм творчества.
2. Утверждение в сознании и чувствах детей и молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа отечественного образования.
3. Развитие отечественного просветительства, эстетическое воспитание и приобщение талантливой молодежи к ценностям музыкального искусства, знакомство с новым поколением молодых музыкантов – победителей всероссийских и международных конкурсов.
4. Укрепление культурных связей между регионами России в области образования в сфере искусства, возрождение практики шефства над учебными заведениями.
Фестиваль, основанный в 2013 г. силами творческих коллективов Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, проходит ежегодно в мае-июне и представляет концептуально продуманную серию событий. Он включает Федеральную программу (хоровые гала, в том числе детских и молодежных коллективов, концерты симфонической музыки, литературно-музыкальные композиции, драматические спектакли, круглые столы, творческие встречи с мэтрами российской культуры, мастер-классы) и региональную программу, важной частью которой является музыкально-просветительский проект патриотической направленности «Вахта памяти».
Широкую известность в Москве получил «Всероссийский арт-фестиваль семейной направленности "ЦветоМузыка"», который представляет уникальный проект современной городской культуры, призванный объединить лучшие творческие достижения в социокультурной сфере. «Цветомузыка» – это фестиваль идей, каждое мероприятие которого способствует личностному развитию и самореализации слушателей, укреплению семейных ценностей, проявлению внимания к лицам с ограниченными возможностями. Используя современные арт-, медиа-, цифровые технологии в гармоничной связи с высокопрофессиональными традициями классического искусства, фестиваль позволил определить и заполнить собственный сегмент городского культурного пространства событиями, направленными на расширение зрительской аудитории, воспитание эстетического и нравственного потенциала, художественного вкуса, интеллектуальное и духовное развитие как детей и молодежи, так и взрослого населения, их приобщение к культурному наследию.
Так, в программу Фестиваля, который был реализован в ноябре-декабре 2016 г., были включены такие культурные события, как художественная выставка известной московской художницы Ирены Грегор; перфоманс с 3D-видеоинсталляциями картин Ирены Грегор «Мистерия цвета»; концерты классической музыки и танца с использованием видеомэппинга; открытые мастер-классы известных музыкантов и арт-терапевтов для детей и взрослых; обучающие уроки игры на блок-флейтах; чтение сказки «Счастливые жирафики»; показ детского музыкального спектакля «Детский АльтБом»; видеопоказ симфонической поэмы «Прометей» со светом.
И. Грегор «Гармония»
В 2017 г., в год экологии, одним из направлений программы фестиваля стал проект «ЭкоМузыка», который пропагандирует ценности здорового образа жизни, бережного отношения к здоровью и природным ресурсам посредством музыкального и изобразительного искусства.
В фестивале приняли участие молодые талантливые музыканты, художники, мультипликаторы, актеры, в чьем творчестве большое место отводится социальной тематике и гармоничному развитию личности.
В мероприятия фестиваля были включены художественные выставки в различных выставочных залах Москвы; концерт-открытие фестиваля с классической музыкой, театрализацией, световым шоу и видеоинсталляцией «оживающих» картин; открытый концерт – эстафета «Детишник», в котором юные таланты смогли выразить себя в различных творческих жанрах – музыке, театре, танце, пении, живописи и ораторском искусстве; мультимедийный театрализованный концерт-перфоманс с участием оркестра инструментов, созданных из переработанных материалов; гала-концерт фестиваля, награждение участников дипломами, грамотами и памятными подарками. Проект включил в себя организацию образовательных мастер-классов для детей и взрослых различной направленности: обучение игре на различных инструментах; технологии эколого-эстетического воспитания посредством музыки; арт- и музыкотерапию; экологические мастер-классы «Вторая жизнь ненужных вещей»; уроки живописи; презентации актуальных работ в сфере мультипликации и мультимедийных проектов, посвященных детям с особенностями развития.
Реализация музыкально-просветительского проекта – арт-фестиваля семейной направленности «ЦветоМузыка» содействует укреплению культурных связей школа-Вуз, института российской семьи посредством искусства; созданию творческой и благоприятной культурной среды в Москве и других регионах Российской Федерации, поддержанию культурно-исторической идентичности и развитию культурного самосознания детей и молодежи, взрослого населения, используя современные арт-, медиа-, цифровые технологии в гармоничной связи с высокопрофессиональными традициями классического искусства. Участие в проекте расширяет доступ к национальному художественному наследию российских композиторов и художников, в том числе и проживающих в отдаленных регионах России; предоставляет новые возможности для реализации творческих способностей молодых музыкантов и художников, их профессионального роста; позволяет сосредоточить внимание на интеграции людей с ограниченными возможностями и особенных детей в социокультурную жизнь.
Результатом реализации культурно-образовательных технологий является повышение уровня воспитанности личности. Решение проблемы диагностики воспитанности личности заключается, прежде всего, в изучении всего спектра ее эмоционально-нравственных отношений с объектами и предметами культурного наследия. Следует отметить, что представленные ниже показатели и их содержательные характеристики тесно связаны между собой, а также зависят от психологических, возрастных особенностей и общекультурного развития. Итак, показателями эмоционально-нравственного отношения к культурному наследию являются следующие параметры:
– проявление эмоционально-чувственной восприимчивости к предметам и явлениям культуры, художественно-эстетическим объектам, искусству, их постижение и понимание;
– проявление эмоциональной отзывчивости, способность к эмоциональному настрою и реагированию на культурные объекты и явления;
– способность к развитию эмоционально-эмпатической впечатлительности, сопереживанию, «вчувствованию», вживанию в образы культурных объектов, искусства;
– способность к ассоциативному и образному восприятию художественных объектов, одухотворенное к ним отношение, способность к фантазии, продуктивному воображению;
– способность к рефлексии как к процессу самопознания личностью внутренних психических состояний, личностных форм восприятия и оценки культурных объектов;
– развитие опыта созидательной и художественно-предметной деятельности, творческая интерпретация многообразия окружающего мира посредством художественного образа.
В целом, реализация культурно-образовательных технологий, обладающих высоким воспитывающим потенциалом, способствует популяризации российских культурных, нравственных и семейных ценностей, сохранению, исследованию и приумножению исторического культурного наследия нашей страны, предоставлению к ним доступа разных слоев населения.
1. "Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda" (Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 29 maya 2015 g. N 996-r g. Moskva https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. M.: Prosveschenie, 2013.
3. Ekologicheskoe obrazovanie i vospitanie molodezhi: uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchiteley obscheobrazovatel'nyh shkol i pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya /Samkova V.A., Klemyashova E.M. i dr.– M.: IAEP, 2016. – 416 s.