SOCIAL AND HUMANITARIAN ANALYSIS IN THE METHODOLOGY OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article studies the method of social and humanitarian analysis in the system of methods of scientific knowledge. The possibility of applying social and humanitarian analysis as a private scientific methodology in the study of social phenomena is suggested. Its specificity is examined in the study of social facts, phenomena and processes.

Keywords:
social and humanitarian analysis, social analysis, humanitarian analysis, social phenomenon, method, methodology of scientific knowledge.
Text

В зависимости от специфики объекта научного исследования методы подразделяются по областям науки: естественнонаучные, математические, технические, медицинские, социальные, гуманитарные. Для всех типов объективной реальности – физической, химической, геологической, информационной, биологической и социальной – существуют свои частные методы познания. К ним относится и социально-гуманитарный анализ. Выделенные по разным основаниям в классификации методы научного познания пересекаются [1, С. 15–16]

Исследование социальных фактов, явлений и процессов предполагает использование методологии, которая должна включать, прежде всего, методы социального и гуманитарного анализа.

Социальный анализ – это метод научного и философского познания, объектом которого выступают общественные процессы и явления, их элементы. Цель – выявление в них закономерных, повторяющихся связей и явлений, определении тенденций развития.

Объектом гуманитарного анализа выступает сам человек и предполагает выявление его целей, мотивов, ориентаций, понимание помыслов, побуждений и намерений.

Гуманитарный анализ включает:

  1. прецедентный (эмпирический) анализ конкретных социальных фактов и событий;

б) феноменологическое описание случаев и ситуаций личного действия (деятельность человека в конкретных, связанных с рубежными этапами его жизни, или экстремальных ситуациях, влекущих угрозы  жизни или здоровью);

в) реконструкцию опыта – типологизацию эмпирических признаков, характеристик, зависимостей, определяющих явление (выделение оснований для проведения реконструкции – по месту и времени, количеству привлеченных сил и средств и качеству принимаемых решений, планируемым и полученным результатам);

г) обобщение эмпирического материала для определения эффектов и результатов.

Гуманитарный анализ есть не столько отражение, сколько преобразование, субъективная интерпретация и реконструкция социального процесса, что практически всегда ведет к его изменению. Получается, чтобы социальный факт стал научным, его следует интерпретировать (то есть, осознать, объяснить, сделать правильные выводы, чтобы не повторять совершённых ошибок).

Через интерпретацию социальных феноменов возможна актуализация типичных связей типичных элементов в типичных ситуациях. В условиях высокой динамичности и манёвренности современной жизни, отсутствия полной информации о деятельности иных социальных субъектов именно конструирование типов событий, явлений, процессов и связей обеспечивает возможность специалисту объяснить и организовать социальную реальность по своему усмотрению таким образом, чтобы она приобрела характер целостности и объективности [2, С. 145–146]

Социально-гуманитарное познание помимо того, что занимается поиском истины, выявлением закономерностей и формулированием законов, обеспечивает:

а) упорядочение самой человеческой и социальной жизни;

б) выявление условий, обеспечивающих вписывание человека в им же творимую и преобразуемую реальность под названием общество, или ее конкретные формы бытия – историю, культуру, цивилизацию.

Спецификой социально-гуманитарного анализа является:

  1. субъект-объектное познание. Предметом вступает мир человека, но данный предмет имеет субъективное измерение;
  2. теоретическое объяснение событий и фактов происходит на двух уровнях: объективными обстоятельствами, которые закономерно объясняют возможность (или необходимость) их осуществления, и субъективными мотивами и замыслами тех, кто их совершает;
  3. исторический подход: каждое достойно внимания и потому, что несет в себе и что-то общее, и само по себе;
  4. главный интерес – динамика общественных феноменов: социальное познание ориентировано, прежде всего, на исследование развития социальных процессов и явлений;
  5. ценностно-идеологическая  оценка социальных явлений и процессов обязательна, неразрывна связь с предметными ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого). Исследователи могут придерживаться разных ценностных ориентаций. Поэтому здесь важен анализ  арены идеологической борьбы, а рассуждения об отсутствии законодательно закрепленной государственной идеологии целенаправленно заводят исследователей в тупик;
  6. отражение диалогической природы социального познания;
  7. использование всех общенаучных и философских методов и принципов, конкретизированных с учетом предмета социально-гуманитарного познания его (общество, культура, человек).

Основным средством социально-гуманитарного анализа представляется социальный эксперимент, проводимый в исследуемой области познания с учетом единства пространства и времени, целей и задач, замыслов и действий [3, С. 241–245]

Задачами социально-гуманитарного анализа социального феномена выступают своевременное установление истинности и достоверности получаемых сведений, восполнение недостающей информации путем реконструкции объективной реальности для обеспечения целей познавательной деятельности и успешной реализации социальных планов.

Направлениями такого исследования выступают: фактор времени, психологический фактор, прогнозирование социальных процессов, приближение к объективной истинности теоретических выводов.

Ведущей ценностной формой научного познания выступает научная картина мира, посредством которой осуществляется передача фундаментальных идей, принципов, ценностей от одной науки к другой. В современной жизни все больше осознается значимость понятия картины мира и для методологии социально-гуманитарных наук. Например, В. Дильтей понятие научной картины мира успешно применял при анализе наук о духе (культуре), тесно связывая с нею такие базовые ценности (сущности), как жизнь, цель, человек-субъект. Проведенный им анализ подходов к исследованию человека, – метафизика греков, воспитание воли у римлян, религиозные (христианские) жизненные идеалы, «теория жизненного поведения», выявление основных типов антропологии в культуре XVI – XVII вв. – представляет собой исследование различных форм отношения человека к миру, определения своего места в мире и способы представленности человека в культурно-исторической картине мира [4, С. 192–193].

В конце XIX – начале XX вв. произошло противопоставление наук о природе и наук о культуре. Главным аргументом в защиту такого подхода выступал факт ценностной нагруженности самого познания и его исследования, что связано с включенностью исследователя в общественные связи, в процессы социальной и человеческой жизни

Отражение социальных фактов и явлений в человеческом сознании носит активный характер, ввиду того, что происходит в процессе целенаправленной практической деятельности и опосредуется ею. Идеальные образы действительности, вырабатываемые сознанием (Родина, честь, достоинство, семья, любовь, профессия, безопасность и т.д.) [5, с. 146], представляют собой результат диалектического взаимодействия субъекта и объекта познания. Они формируются под воздействием политических интересов, практических целей, знаний и ценностных ориентаций познающего субъекта. В процессе практической деятельности в той или иной сфере общественной жизни сознание людей обогащается новым опытом деятельности, который дополняют имеющиеся знания, осмысливается, перерабатывается мышлением и дает материал для дальнейшего развития отрасли социальной науки, а также чувств, интересов, практических потребностей.

Научные исследования в сфере социальных и гуманитарных дисциплин подтверждают, что «мы не можем работать с феноменами социального мира так, как мы работаем с феноменами, относящимися к природе. В последнем случае мы собираем факты и регулярности, которые нам понятны и которые мы можем лишь соотнести с теми или иными фундаментальными допущениями о мире... Социальные феномены мы хотим и можем понять только  в рамках определенной схемы человеческих мотивов, целей и средств, человеческих планов, в категориях человеческого действия» [6, С. 91–92]. Именно поэтому исследование социальных феноменов должно осуществляться посредством специальной методологии, применяемой к сфере социально-гуманитарного знания. 

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социально-гуманитарный анализ представляет собой метод научного познания, заключающийся в исследовании общественных процессов и явлений, выявлении в них закономерных явлений на основе исследований целей, мотивов, ориентаций самого человека, понимании его помыслов, побуждений и намерений. Метод социально-гуманитарного анализа позволяет комплексно и объективно исследовать социальные феномены.

References

1. Berkut V.P. Social'no-filosofskiy analiz v metodologii nauchnogo poznaniya // Vestnik MGOU. Seriya «Filosofskie nauki». – 2016. – №1. – M.: Izd-vo MGOU. S.14–24.

2. Molchan E.M., Pesockiy V.A., Berkut V.P., Bondareva Ya.V., Maykova V.P. Metodologicheskie i aksiologicheskie podhody k resheniyu problem konsolidacii obschestva v epohu globalizacii Elektronnyy resurs // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. ElectronicJournal. – 2018. – tom 8. – № 1. – S. 138–157. [sayt].URL: http:// www.vestnik.nspu.ru. (data obrascheniya: 1.03.2018).

3. Bahtin M.M. Formy vremeni i hronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoy poetike / Voprosy literatury i estetiki. M.: Hudozhestvennaya literatura, – 1975. – S. 234–407.

4. Dil'tey V. Vozzrenie na mir i issledovanie cheloveka so vremen Vozrozhdeniya i Reformacii / per. M.I. Levina.2-e izd. SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2013. 464 s.

5. Arhipenko A.I., Grigor'eva M.A. O nekotoryh problemah podgotovki voennyh specialistov // Psihologiya obucheniya. 2018. №2. Izd. SGA. S. 144-150. 0,63 p.l.

6. Shyuc A. Problema racional'nosti v social'nom mire // Izbrannoe: Mir, svetyaschiysya smyslom. M.: ROSSPEN, 2004.S.69–96.

Login or Create
* Forgot password?