Moskva, Moscow, Russian Federation
The article reveals the views of the famous Russian philosopher on the problem of war and peace, focuses on the moral and ethical problems and axiology of the world.
A. S. Khomyakov; peace; war; society; spirituality; love; politics; people; humanism; philosopher; military conflict; international relations.
Глубокие идеи по вопросу сущности мира и его особенностей как внутри конкретного общества, так и на международной арене, были высказаны русскими мыслителями конца XIX – начала ХХ вв. В их взглядах, во-первых, указывается на связь политики государства и союза ряда государств Европы с миром, как определенным состоянием общества; во-вторых, отмечается необходимость осознания людьми нравственной ценности мира; в-третьих, подчеркивается приоритетность мира между народами перед войной и необходимость защиты мира.
В истории отечественной философской мысли особое место принадлежит одному из основателей славянофильства, гуманисту и мыслителю А.С. Хомякову. Именно он в первой половине XIX в. выдвинул перед русской общественностью ряд важнейших социальных и политических проблем, некоторые из которых не потеряли своей актуальности и в условиях современного развития России и Европы: исследование места и роли народа в историческом процессе; значение духовности в жизни общества и отдельной личности; анализ политики в деятельности государства в стране и на международной арене; о самобытности России и роли ее культуры в Европейском сообществе и др.
Вместе с тем философское наследие А.С. Хомякова характеризуется и тем, что им глубоко и всесторонне исследована одна из важнейших проблем истории и развития человеческой цивилизации, какой является война и мир. А.С. Хомяков, выступая с ярко выраженной гуманистической позиции, осуждал социальное насилие, а также политику, приводящую к нему в различных формах, в том числе и вооруженной.
Эта идея нашла свое отражение в задуманной А.С. Хомяковым в 1821 г., но не завершенной поэме «Вадим», посвященной событиям древней Новгородской вольности. В ней осуждается вооруженное насилие со стороны внешнего врага, антивоенные мотивы проявляются через трагическую краску событий – скорбь и печаль по погибшим:
В тяжелых Новгород цепях,
И торжествующий варяг
Над хладными славян гробами.
В Вадиме пылкий ух кипит,
Но кто за родину отмстит? [2, с. 475].
А.С. Хомяков, исследуя развитие человеческой цивилизации через проблему войны и мира, исходит из положения вечной борьбы духовного и материального начала в жизни людей. При этом его идея сводится к оценке войны как разрушительной силы, сокрушающей человеческое братство, уничтожающей начала духовности. В противоположность войне, по взглядам русского философа, мир, особенно христианский, покоится на духовности, объединяющей людей. Именно она и представляет собой истинное начало общественной жизни. Философия духовности выступала основой надежды русского мыслителя «увидеть весь мир под одним знаменем истины» [2, Т. 2. С. 320.].
По-своему философскому мировоззрению А.С. Хомяков выступал в качестве убежденного противника любых насильственных действий внутри общества. Поддерживая дружеские отношения с К.Ф. Рылеевым и А.И. Одоевским, он опровергал их политические взгляды, настаивал на том, что всякий военный бунт по своей направленности безнравственен. Так, в острой дискуссии, которая произошла в 1823 г. на одном из собраний у декабриста К.Ф. Рылеева, он выразил свое неприятие вооруженного насилия, во имя чего бы оно ни совершалось. По воспоминаниям офицера-однополчанина А.С. Хомяков сказал следующее: «Вы хотите военной революции. Но что такое войско? Это собрание людей, которых народ вооружил за свой счет и которым он поручил защищать себя. Какая же тут будет правда, если эти люди, в противность своему назначению, станут распоряжаться народом по произволу и сделаться выше его» [3, с. 13].
Такая позиция русского ученого вполне соответствовала доминирующей направленности гуманитарной идеи, постепенно проникающей в общественное сознание и закрепившейся в ней после неудачного восстания декабристов в 1825 г. Именно поэтому он и оказался по своим воззрениям близок к кругу той дворянской интеллигенции, которая положила начало критическому переосмыслению трагического опыта насильственного и, преимущественно военного, решения политических проблем общества в России. Говоря о развитии мира внутри российского общества, А.С. Хомяков обращает внимание на его нестабильность и противоречия в силу господствующего крепостного права. Он характеризует его как социальное зло, как насилие со стороны правящего в обществе класса. Давая осуждающую нравственную оценку такому явлению, ученый подчеркивает, что российское общество первой половины XIX в. разделено на два враждующих и противоположных лагеря: крепостников-помещиков и крепостных крестьян. На данное обстоятельство А.С. Хомяков обращает внимание в письме к графине А.Д. Блудовой от 26 ноября 1848 г.: «… как бы каждый из нас ни любил Россию, мы все, как общество, постоянные враги ее, разумеется бессознательные. Мы враги ее, потому его мы иностранцы, потому что мы господа крепостных соотечественников, потому что одуряем народ» [3, с. 22].
Война, как общественно-историческое явление, анализирует А.С. Хомяков, представляет собой зло, недопустимое состояние общества с точки зрения христианской морали.
Осуждая войну как социальное явление, А.С. Хомяков видит в ней опасность для народов, характеризует ее как зло, содержащее нарушение норм морали и права. «Война и завоевание, этот итог бесконечных убийств, бесстрастных и бескорыстных, это исполинское преступление всех законов человечества, эта мерзость, сопряженная с очаровательным величием и соблазном себялюбивой славы, война еще не получила имени у людей» [2, Т. 3. С. 366.], – пишет он.
Между тем необходимо подчеркнуть, что в своих воззрениях на войну А.С. Хомяков не предстает в качестве ярко выраженного пацифиста. Дело в том, что, хотя и в осторожной форме он дает краткую классификацию войны. Во-первых, он выделяет справедливую войну, называя ее «святой войной за Родину», во-вторых, неправедную (несправедливую), которую ведет завоеватель [4, с. 345–346].
Оценивая войну и ее последствия (многочисленные человеческие жертвы, разрушение среды обитания человека, уничтожение очагов его культуры), русский философ обращает внимание на изначально миротворческую миссию России среди других стран Европы. Именно с ненасильственным началом русской истории А.С. Хомяков связывает преимущество России перед Западом: «На нашей первоначальной истории не лежит пятно завоеваний. Кровь и вражда не служили основанию государства Русского и деды не завещали внукам предания ненависти и мщения» [2, Т. 3. С. 28].
А.С. Хомяков обосновал положение о том, что мирная политика российского государства отвечает интересам народа при условии, если она основывается на положении христианской морали о благе и добре. Русский философ, развивая свою идею по данному вопросу, признавал лишь «мирное направление политики, провозглашение законов Христа и правды как единственных законов, на которых должны основываться жизнь народов и их взаимные отношения» [2, Т. 3. С. 19–20].
Раскрывая свою миротворческую позицию, А.С. Хомяков подчеркивает единство положений христианства и идей просвещения по вопросам мира. Благо мира, отмечает он, представляет безусловный смысл бытия человечества в качестве имманентного и всеобщего начала, пронизывающего его существование. «В нас живет желание человеческого сочувствия: в нас беспрестанно говорит теплое участие к судьбе нашей иноземной братии, к ее страданиям, так же, как к ее успехам; к ее надеждам, так же, как к ее славе» [2, Т. 1. С. 3–4.].
Русский мыслитель, исследуя мир как состояние общественной жизни, обратил внимание на два основных положения. Во-первых, только сильное и объединенное государство вместе с народом способны защитить себя от внешнего нападения противника, обеспечить стабильное развитие общества. Во-вторых, сплочение различных групп и индивидов в обществе во имя мира и его укрепления возможны благодаря единой цели, в основе которой лежат нравственные ценности. В связи с этим отмечает: «Теперь, когда эпоха создания государственного кончилась, когда связались колоссальные массы в единое целое, несокрушимое для внешней вражды, настало для нас время понимать, что человек достигает своей нравственной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому» [4, с. 55].
Важным, сплачивающим началом в обществе, по мнению А.С. Хомякова, является просвещение. Именно оно способствует осознанию народами ценности мира как состояния общества. Отечественный философ отмечал в своих трудах, что только мирная производительная деятельность, проясненная разнообразным просвещением, а не война и призывы к ней, сплачивают нацию, утверждают подлинные интересы народов. Именно созидательная деятельность людей в обществе «рождает торговлю и промышленность, которые мирными отношениями сгоняют с лица земли дух кровожадной войны и соединяют золотым поясом рассеянные народы в одно дружелюбное государство» [5, с. 159].
Русский ученый подчеркнул значительную роль духовности в миротворчестве. Он уделил особое внимание развитию тезиса о том, что мир как специфическое состояние общества основывается именно на религиозной духовности, глубоко свойственной русскому народу на всех этапах его истории. В своих воззрениях на мир между народами философ отмечал искреннее желание русского народа находиться в доброжелательных отношениях со всеми пограничными государствами. Идеалы милосердия и сотрудничества для него выступали приоритетными и важными качествами. «Русский смотрит, – указывал А.С. Хомяков, – на все народы, замежеванные в бесконечные границы Северного царства, как на братьев своих… Мы будем, как всегда и были, демократами среди прочих семейств Европы; мы будем представителями чисто человеческого начала, благословляющего всякое племя на жизнь вольную и развитие самобытное» [2, Т. 5. С. 107].
В своем толковании данной проблемы А.С. Хомяков акцентирует внимание на том, что мир между народами опирается на такое духовное качество, как любовь. А она предстает в его философии в виде высшей мировой силы. «Любовь есть тот высший закон, которым должны определяться отношения человека к человеку вообще или лица разумного ко всему роду своему» [2, Т. 2. С. 249], – писал он в статье, посвященной памяти И.В. Киреевского. Именно философия любви питала надежду в перспективе «увидеть весь мир христианский, соединенный под одним знаменем истины» [2, Т. 2. С. 320]. Это положение проходит достаточно четко через фундаментальный труд А.С. Хомякова «Записки о всемирной истории». Русский мыслитель выразил осторожное предположение о том, что в грядущем «придет время, когда человечество, мужая разумом и образованностью, признает одни начала высшей истины» [2, Т. 5. С. 9]. При этом свой широкий гуманистический подход к человечеству, обладающему единой духовной сущностью, А.С. Хомяков сочетал с характерным для народа глубоким национальным чувством. Между тем, лишенная национального эгоизма и самодовольства, духовность, по его мнению, соотносилась с безусловным уважением специфики народности, всякого глубокого и истинного чувства, возникающего из исторической жизни.
По мнению А.С. Хомякова, философское понятие любви представляет весьма объемное по содержанию качество. Оно побуждает людей к благородным поступкам, обеспечивающим стабильность в общественном развитии, способствует укреплению состояния мира. Вместе с тем реализация человеком такого высокого нравственного качества требует и от него больших духовных усилий и воли, подвижничества. Эта идея нашла образное философское воплощение в оригинальной поэтической форме русского мыслителя:
«Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпенье,
Любви и мольбе» [1, с. 146].
Философско-нравственные взгляды А.С. Хомякова на войну и мир как социально-политические явления, отличающиеся глубокими и аргументированными положения, не потеряли своей актуальности в XXI в. В этой связи представляется возможным выделить ряд аспектов, вытекающих из концептуальных взглядов русского мыслителя на войну и мир и применимых к современным международным отношениям.
В условиях современных международных реалий в анализе взаимосвязи политики и войны во все в большей степени возрастает аксиологическая, прежде всего, нравственная, оценка данной взаимосвязи.
Масштабы и глубина моральной оценки проблемы войны и мира определяются характером, охватом и социальными последствиями вооруженной борьбы между государствами. По подсчетам ученых каждая новая война в истории увеличивала численность жертв. Так, только безвозвратные потери военнослужащих на европейских полях сражений в первой половине ХХ в. в 7 раз превышают потери за XIX в. и почти в 12 раз – за XVII в. Численность человеческих жертв, например, в войнах Европы XIX в. составила 17 млн, а в ХХ в. их было уже 60 млн. Общий ущерб от разрушений в годы Второй мировой войны в воюющих странах равен 316 млрд долл., что более чем в 11 раз превышает аналогичный ущерб за годы Первой мировой войны. Вместе с тем войны прошлого не грозили неминуемой гибелью всего человечества. В современных условиях ситуация изменилась. Возможное применение ядерного оружия грозит не только огромными разрушительными последствиями и людскими потерями, но и уничтожением самой жизни на Земле. Эволюция войн выявила такую печальную закономерность: в Первую мировую войну из всех погибших доля военнослужащих составляла 95%, на долю гражданского населения – 5%; во Вторую мировую войну – соответственно 52% и 48%; в период ведения США войны во Вьетнаме – 8% и 92%. В случае ядерной войны это соотношение может составить 1% и 99%.
Такое положение в соотношении политики и военной техники в современных условиях ведет к появлению новой реальной тенденции в отношениях между государствами. Ее суть в моральном осуждении войны как средства достижения политических целей.
Если войны доядерной эпохи способны были «укладываться» в такие ее категории, как долг, справедливость, честь и другие, за которыми стоял позиции определенных социальных групп, то возможная ядерная война по своим прогнозируемым последствиям отвергает такой подход. Трудно представить мораль и ее нормы, которые бы оправдывали трагедию всего человечества нашей планеты. С точки зрения общечеловеческих интересов и нравственности недопущение такой войны, ее предотвращение является подлинно гуманистическим императивом. Вот почему мир, международное сотрудничество, развитие безопасности народов превращаются в важную нравственную ценность человечества.
Наряду с этим в наши дни сохраняет свою актуальность и проблема мирного урегулирования отношений между государствами, вовлеченными в локальную, региональную войну, ведущуюся обычными средствами. Такие военные конфликты время от времени происходят в различных регионах земного шара, и они, как никогда прежде, оказываются сегодня на общей международной обстановке. Свидетельство тому – вооруженные столкновения на Ближнем Востоке (Палестина-Израиль), на Балканах (территория бывшей Югославии), в Афганистане, в других регионах. Они убедительно говорят о том, что развитие мира идет не просто, не однолинейно. Его становление сопряжено в современных условиях с рядом трудностей экономического, религиозного и иного характера. Вот почему изучение современных войн и вооруженных конфликтов, причин их возникновения, а также определение путей и способов их предотвращения являются важной задачей.
Ценность мира как основополагающего условия поступательного движения истории в исключительной степени возросла. Мир для нынешнего времени предстает не просто предпочтительным состоянием человеческой жизни или благоприятной предпосылкой международных отношений. Проблема предотвращения войн в жизни общества одновременно выступает и как проблема прочного и всеобщего мира, то есть необходимого условия самого существования и развития человечества. Она достаточно зримо встает в современную эпоху не только как теоретическая, в первую очередь, философская, но и как конкретно-практическая проблема, требующая своего основательного и взвешенного решения.
Таким образом, известный русский философ А.С. Хомяков, один из основателей славянофильства в России, в своих воззрениях уделил актуальное внимание проблеме войны и мира. В ее анализе он, во-первых, отдает приоритет миру, во-вторых, обстоятельно рассмотрел состояние мира внутри общества, и, в-третьих, дал взвешенную характеристику мира на международной арене. Особое внимание в связи с этим он обратил на нравственную оценку мира, что является весьма актуальным и в сложных международных реалиях XXI в.
1. Homyakov A.S. Stihotvoreniya i dramy. L., 1969.
2. Homyakov A.S. Polnoe sobranie sochineniy. M., 1915.
3. Egorov B.F. A.S. Homyakov – literaturnyy kritik i publicist // Homyakov A.S. O starom i novom. Stat'i i ocherki. M.: Sovremennik, 1988.
4. Homyakov A.S. K serbam. Poslanie iz Moskvy // Homyakov A.S. O starom i novom.
5. Moskovskiy vestnik. 1826 g. Ch. 2.