PORA expert center ( expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The development of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF) is one of the priorities of the state policy of the Russian Federation including budget and financial policy. In his address to the Federal Assembly of 1.03.2012, the President of the Russian Federation identified the most important directions of the implementation of state policy in the Russian Arctic. This is the development of infrastructure, primarily the Northern sea route. In addition, the construction of fiber-optic communication lines to the majority of settlements with a population of more than 250 people will be completed, and remote, small settlements of the Far North, Siberia and the Far East they will receive stable access through the network of Russian satellites. Implementation of these projects is possible, with the involvement of extra-budgetary funds, with the use of public-private partnership and proper coordination of interaction between authorities, society and business.
President's address, Arctic, Arctic zone of the Russian Federation (AZRF), finance of Arctic zone.
Президент России Владимир Путин 1 марта 2018 г. обратился с ежегодным Посланием (далее – Послание) к Федеральному Собранию [1]. Обращение Президента с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. Ранее это послание трактовалось бюджетным законодательством Российской Федерации как «бюджетное послание» и составлялось в рамках бюджетного процесса относительно федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с пунктом «е» ст. 84 Конституции РФ Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, которые в предстоящем году планируется закрепить в законодательстве. Послания в силу конституционного статуса Президента, его полномочий, приоритетного места в системе разделения властей и политической практики, акцентированием внимания на финансово-бюджетных вопросах обладают обязательностью для исполнительной власти и носят рекомендательный характер для законодательной власти, используются в целях составления проекта бюжета. Важно то, что Послания обладают стратегически- направляющей функцией и задают тон развитию всей страны минимум на год. С учетом того, что мы живем в год выборов, то на весь новый президентский срок.
Естественно, что политические и юридические, финансово-бюджетные задачи, поставленные Президентом в Послании, актуальны для всей страны и касаются всех ее регионов и их бюджетной политики. Однако, в данной работе, мы посчитали актуальным проанализировать именно те части Послания, которые непосредственно касаются Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) и вопросов ее финансово-бюджетного обеспечения.
Очевидно, что важную часть Послания заняли социальные проблемы страны, которые в силу объективных причин в Арктике более остры и требуют повышенного финансово-бюджетного обеспечения. Естественно, реализация этой части Послания, направленной на народосбережение, главным, ключевым фактором которого являются благополучие людей, достаток в российских семьях, сыграет огромную роль в развитии АЗРФ, формирование нормативной правовой базы деятельности соответствующих субъектов, их финансово-бюджетной обеспеченности. Конкретные задачи сформулированы в Послании в демографии, продолжительности жизни, жилищной политике, здравоохранении и т.д. [1].
В своем Послании Президент отметил, что одна из важнейших задач, стоящих перед страной, – это преодоление технологического отставания. И это должно воплощаться в законодательстве как общеотраслевом, так и, собственно, финансовом. В настоящее время в мире стремительно нарастает скорость технологических изменений, она идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнёт, утопит.
Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и финансово-бюджетных и политико-правовых возможностей страны, а в результате – потерю государственного суверенитета. Именно так, а не иначе обстоит дело. Отставание неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития.
Россия к этому вызову готова и многие современные инновационные технологии уже начинают внедряться, либо готовиться к внедрению и в АЗРФ, планируется их бюджетное финансирование. С этого года началась реализация новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФот 31.08.2017 N 1064 (Далее – Программа) [2]. Программа как правовой документ включает в себя три подпрограммы:
– подпрограмма 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»;
– подпрограмма 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»;
– подпрограмма 3 «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации». Вот лишь некоторые примеры высокотехнологичных проектов, предполагаемых к реализации в АЗРФ [2]: введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»; создание мощного атомного ледокольного флота, обеспечивающего безусловный приоритет страны в арктическом морском регионе как в части транспортировки круглогодично по Северному морскому пути углеводородов и высокотехнологичных грузов, так и в обеспечении обороноспособности страны в этом регионе и безопасности арктического судоходства; создание 3-х испытательных полигонов: Западно-Арктического (г. Мурманск), Восточно-Арктического (пос. Тикси) и Ненецкого (Ненецкий автономный округ, побережье Печорского моря) для проведения испытаний и сертификации новых образцов нефтегазового и промышленного оборудования, предназначенного для геологического изучения и промышленного освоения полезных ископаемых.
Реализация таких сложных проектов в суровых условиях Арктики, с учетом ее хрупкой экосистемы, безусловно, потребует самых высоких технологий, технологий будущего и они должны получить адекватную юридическую основу в законодательстве Российской Федерации, как и финансово-бюджетных затрат.
Одной из важнейших задач развития страны, сформулированных в Послании, это на основе Стратегии пространственного развития (на сегодняшний день МЭР России разработана только Концепция стратегии пространственного развития [3]) подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны. Для АЗРФ наличие такого документа актуально, ее развитие с существующей инфраструктурой обречено на провал. Все регионы России, а арктические особенно, обладают слабо развитой дорожной сетью, особенно межрегиональной и региональной; наблюдается и нехватка бюджетных ресурсов. Ярким примером тут является такая многолетняя проблема, как строительство автодороги Нарьян-Мар-Усинск, которая должна соединить НАО и Республику Коми. Поэтому, в предстоящие шесть лет необходимо удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, и на эти цели будет направлено более 11 триллионов руб. из всех источников. Соответственно, это потребует пересмотра юридической основы расходов бюджета на предстоящий период.
Актуальным для АЗРФ является предложение Президента реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России, чтобы через шесть лет половина межрегиональных рейсов выполнялась напрямую. Еще в 2017 г. Президент поручил Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение в составе Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. стратегии развития региональных и местных авиаперевозок в Российской Федерации, предусматривающей комплексное и взаимосвязанное решение вопросов развития авиатранспортного комплекса, включая развитие авиационной промышленности, сети авиационной инфраструктуры и авиапредприятий, а также подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.
Однако, хотя середина текущего десятилетия была мощной с точки развития региональной авиации, но недостаточной для поддержки местных аэропортов, и необходимо не только непосредственно развивать авиаперевозки, но и стыковки с другими видами транспорта, например, пересадок на самолеты с поездов или автобусов, а также морского или речного транспорта (создание региональных хабов).
В Послании отмечено, что «Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь (СМП). К 2025 году его грузопоток возрастёт в десять раз, до 80 миллионов тонн. Наша задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией».
Важнейшим фактором развития магистральной инфраструктуры страны, и соответственно СМП, является развитое и с адекватными мощностями портовое хозяйство. В Послании подчеркнута важность его дальнейшего развития и финансирования. Важную роль в реализации этого направления, на наш взгляд, сыграют «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», утвержденной указом Президента от 20 июля 2017 г. N 327[4], которые предполагают:
– расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в районах базирования Военно-Морского Флота в Мировом океане;
– создание в удаленных районах Арктического и Дальневосточного регионов Российской Федерации объектов инфраструктуры двойного назначения в целях обеспечения базирования гражданских судов, кораблей и судов Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности.
Важно, что в Послании утверждается, что «развивая инфраструктуру, нужно обязательно учитывать глобальные технологические изменения, то есть уже сегодня закладывать в проекты конкретные решения, которые позволят совместить инфраструктуру с беспилотным транспортом, цифровой морской и воздушной навигацией, с помощью искусственного интеллекта организовать логистику» [5].
В Послании отмечено, что будут внедрены новые технологии генерации, хранения и передачи энергии. В ближайшие шесть лет в обновление отечественной электроэнергетики планируется привлечь около 1,5 триллиона руб. частных инвестиций. По всей стране на цифровой режим работы должны перейти системы электроэнергетики. С помощью так называемой распределённой генерации будет решен вопрос энергоснабжения отдалённых территорий, что актуально для АЗРФ [6].
В результате, как отмечается в Послании, Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надёжной защиты информационных массивов, так называемых больших данных. России необходимо использовать свои естественные климатические условия, создавать в Арктике инновационные охладительные системы, способные комбинировать естественные и искусственные способы охлаждения на промышленных объектах. Это могут иметь типовые хранилища, охлаждаемые подземным холодом, или морозильные установки с интеллектуальными системами управления, позволяющие рационально комбинировать естественные и искусственные способы охлаждения в зависимости от сезонных климатических условий. В том числе и дата-центры. Создание центров хранения данных или центров обработки данных перспективно в Арктической зоне РФ, т.к. они потребляют огромное количество энергии, во многом благодаря мощным системам охлаждения. Однако холодный арктический климат и постоянная мерзлота помогут уберечь серверы от перегрева. Да и всю потребляемую дата-центром энергию можно будет производить из возобновляемых источников. В настоящее время такие дата-центры активно создаются в циркумполярных странах.
Таким образом, реализация большинства поручений Президента, связанных с развитием АЗРФ, вытекающих из Послания, может быть эффективно выполнена в рамках Программы, при соответствующем финансировании и закреплении соответствующих мероприятий в законодательстве. Президент также предложил использовать для финансирования инфраструктурных проектов инфраструктурную ипотеку [7] и специальные инвестиционные контракты.
Хотя об этом не говорится прямо в Послании, однако одна из главных проблем в АЗРФ, как и во всей России – это проблема школьного и вузовского образования, тесно смыкающаяся с проблемами науки и отечественных научных кадров, и именно успехи в этой области являются основой для преодоления технологического отставания, добиться которого Президент считает одной из основных задач в Послании. Необходимо «Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень "прикладного бакалавриата" по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан». Реформы в организации обучения в институтах и университетах назрели давно. Но нужны люди, которые бы взяли на себя заботу не только о студентах, но и молодых ученых, и не только о россиянах. Тут надо возродить советский опыт и присмотреться, как это работает в Европе и в Америке.
И поэтому «в полную силу должны заработать мощные научно-образовательные центры. Они будут интегрировать возможности университетов, академических институтов, высокотехнологичных компаний». С учетом специфики АЗРФ, реализация задач в области образования и науки требует особого подхода. Несмотря на наличие признанных научных и образовательных центров в АЗРФ, они достаточно малочисленны, и не всегда обладают необходимыми компетенциями. Выходом в данном случае является сетевая организация как образования, так научных исследований в интересах развития Арктики. Примером может служить, Ассоциация «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» [8], целью деятельности которого является консолидация ресурсов в сфере кадрового и научного обеспечения устойчивого социально-экономического развития и освоения северных и арктических территорий Российской Федерации. Однако необходимо расширение числа его участников и привлечение новых структур для образовательной и научной деятельности в АЗРФ, которые привнесут и создадут новые компетенции для деятельности в Арктике. Только один пример, России также необходимо разработать программу по подготовке специалистов для «Цифровой экономики», а самое главное создать им условия для работы, с целью сократить или прекратить их эмиграцию. Герман Греф в своем выступлении на Гайдаровском форуме-2018 отметил, что через 10 лет российская экономика будет дополнительно нуждаться в двух миллионах IT-специалистов. Причем это касается не только разработчиков программного обеспечения, но и аналитиков, дизайнеров, системных администраторов, специалистов по базам данных, менеджеров продуктов. Как утолить кадровый голод? Для этого вузам и ссузам уже сейчас нужно дополнительно набирать по 40 тыс. студентов-айтишников ежегодно. Таковы результаты исследования, проведенного Фондом развития интернет-инициатив. Поэтому необходим анализ потребности необходимого количества специалистов и нужных специальностей для работы в АЗРФ.
Реализуя Послание, важно понимать, что полученные результаты не будут иметь большого значения, если при этом пострадает экология страны. И естественно, проблема экологии является очень актуальной для Арктики, с учетом ее ранимой экологии и экологической значимости для России, да и для всего мира. Поэтому предложения Президента: ликвидировать городские свалки, улучшить качество питьевой воды, внедрять экологичный транспорт, модернизировать ТЭЦ, развивать ответственное и бережное отношение к природе, несомненно актуальны для Арктики. Особенно актуальна для Арктики еще и проблема накопленного экологического ущерба, в связи с тем, что системы обращения с отходами в АЗРФ не было практически ни в XX в., ни в этом, и результаты реализации активной промышленной, хозяйственной и оборонной деятельности, отходы накапливались в Арктике. Решение проблемы отходов в Арктике возможно при реализации Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014–2025» и «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Для этого необходимо создание региональных программ «Развитие системы экотехнопарков», разработанных в соответствии с региональной составляющей Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. Ядром этой региональной программы должны стать экотехнопарки. Экотехнопарк представляет собой территорию, где осуществляется взаимодействие производственных и сервисных компаний, стремящихся к повышению экологической и экономической эффективности за счет сотрудничества в области управления окружающей средой и ресурсами, в том числе энергией, водой и материалами. Работая вместе, бизнес-сообщество ищет коллективную выгоду, которая больше, чем сумма отдельных выгод каждой из компаний, если они будут оптимизировать только свою индивидуальную производительность. Они осуществляют полный цикл обращения с отходами от сортировки до переработки и захоронения. Два таких проекта уже реализует ООО «Управление отходами» в Мурманской и Архангельской областях.
Таким образом, Послание Президента с точки зрения перспектив дальнейшего совершенствования законодательства определило широкий круг направлений деятельности по развитию АЗРФ. Конечно реализация всех этих задач, поставленных Президентом, требует и времени, и средств, и совершенствования юридических основ расходов бюджета. Однако, выполнение этих проектов возможно с привлечением внебюджетных средств, с использованием ГЧП и правильной координацией взаимодействия между органами власти, обществом и бизнесом.
1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 // [Elektronnyy resurs] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/(data obrascheniya 10.03.2018)
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 N 366 (red. ot 31.08.2017) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii"//[Elektronnyy resurs] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/ (data obrascheniya 10.03.2018)
3. Koncepciya Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda// [Elektronnyy resurs]-URL: http://kar'ery-evrazii.rf/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (data obrascheniya 10.03.2018)
4. Ukaz Prezidenta RF ot 20 iyulya 2017 g. № 327 “Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federacii v oblasti voenno-morskoy deyatel'nosti na period do 2030 goda” // [Elektronnyy resurs]- URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71625734/ (data obrascheniya 22.09.17)
5. Balobanov A. E., Vorotnikov A.M., Mayorov S.V. Rol' transportno-logisticheskoy infrastruktury v realizacii proektov opornyh zon razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . 2018. T. 4. №. 2. S. 17-27. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (data obrascheniya: 09.03.2018).
6. Vorotnikov A.M. Finansirovanie proektov sozdaniya i razvitiya lokal'noy energetiki// Regional'naya energetika i energosberezhenie. – №3. – 2017. – S. 46–49.
7. Vorotnikov A.M. Infrastrukturnaya ipoteka – novyy mehanizm finansirovaniya//Regional'naya energetika i energosberezhenie. – 2017. – №4. – S. 61–63.
8. Nacional'nyy arkticheskiy nauchno-obrazovatel'nyy konsorcium (sayt) // URL :http://arctic-union.ru/ (data obrascheniya 10.03. 2018)