employee from 01.01.1994 until now
Novomoskovsk Institute (branch) of the Federal state budgetary educational institution of higher education “Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia” ( docent)
employee
novomoskovsk, Tula, Russian Federation
employee
Novomoskovskiy institut Rossiyskogo himiko-tehnologicheskogo universiteta (kafedra Ekonomiki, finansy i buhgalterskiy uchet )
Novomoskovsk Institute (branch) of the Federal state budgetary educational institution of higher education “Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia” ( docent)
employee
Novomoskovsk, Tula, Russian Federation
employee
Moscow, Russian Federation
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
BBK 65 Экономика. Экономические науки
TBK 700 Общие вопросы
The article deals with topical issues of socio-economic stability of Russian regions. The importance of ecological component of the problem of consumption and exploitation of natural resources of the country is determined. Program documents of legislative and Executive power of the Russian Federation in connection with ecological aspects of the concept of stability are analyzed. Modern priority directions of investment support and financing of subjects of the Federation as a part of Federal districts of the Russian Federation are defined.
sustainable development, legal framework, natural resources, Federal districts, environmental problems, subjects of the Federation, investment policy
В настоящее время для российского государства одними из приоритетных становятся задачи, связанные с решением вопросов, возникающих в связи с переходом страны к устойчивому социально-экономическому развитию [1].
Данная стратегия признана во всем мире [8], утверждена Президентом [3] и Правительством РФ [6] в программных документах, согласованных с основными направлениями современной международной и национальной политики России, и входящих в ее состав регионов разного ранга (федеральных округов, субъектов федерации и т.д.) [9]. Согласно основным положениям программных документов [2], наряду со стимулированием экономического роста в стране необходимо уделять большое внимание охране, восстановлению окружающей среды, развивать прогрессивные, ресурсосберегающие отрасли народного хозяйства, функционирующие на основе инновационных технологий и процессов воспроизводства. В соответствии с государственными региональными программами «Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия» [6].
Устойчивое развитие предполагает не только стабильный рост экономики, увеличение благосостояния общества без нанесения существенного невосполнимого ущерба окружающей среде, но и внимание к судьбе будущих поколений. Эти общие глобальные цели должны реализовываться всеми государствами мирового сообщества, а на территориях этих государств - региональными или территориальными субъектами.
Рассматривая динамику экономики России в целом и ее регионов, целесообразно отметить увеличение вклада каждого региона в прирост национального богатства, повышение качества жизни людей посредством совершенствования национальной и региональной политики. При этом особое внимание следует обратить на проблемы социально-экономического развития макро регионов (рисунок 1) - федеральных округов (крупнейших единиц территориального деления) с учетом возникающих экологических проблем [4].
Рисунок 1. Карта федеральных округов РФ
Современные условия свободного рынка, рост конкуренции, высокая обеспеченность ресурсами, в том числе, информационными, позволяют федеральным округам, и входящим в их состав субъектам федерации, получить большие возможности для развития, как в пределах страны, так и на мировых рынках. Наряду с этим, макро регионы активнее подвергаются влиянию мировых экономических кризисов, а современные мировые тенденции развития хозяйства провоцируют дальнейшее разрушительное воздействие на природу. Рыночный механизм не только способствует устойчивому социально-экономическому развитию, но и является источником ряда социальных, национальных, экологических проблем.
Все перечисленные выше проблемы значимы и оказывают непосредственное влияние на хозяйство страны и качество жизни населения, но проблемы охраны окружающей среды представляются наименее очевидными на фоне стремления к ускорению экономического роста, менее существенными, как показывает практика, при государственном планировании, но именно эти проблемы несут колоссальную скрытую угрозу будущим поколениям. Это обстоятельство обязывает государство и население приступить, наконец, к эффективной деятельности по их решению.
Российское государство в настоящее время представляет собой обширное социально-экономическое пространство с исключительно разнообразными климатическими и погодными условиями, этническими и демографическими проблемами, геополитическими интересами [5]. Ситуация с окружающей природой в большинстве регионов обостряется с каждым годом. Главными причинами неутешительной динамики являются:
- наличие разнообразного и активно эксплуатируемого в течение длительного времени природно-ресурсного потенциала на основе устаревших технологий;
- высокий уровень урбанизации, промышленного и сельскохозяйственного развития;
- значительная концентрация населения и производства в центральных и традиционно промышленных районах;
- нерациональная и недопустимо высокая степень использования почвенных, водных и лесных ресурсов, нередко с применением устаревших, «варварских» технологий;
- неэффективная деятельность энерго- и ресурсоемких отраслей, напрямую загрязняющих окружающую среду;
- безответственное отношение общества к серьезным экологическим проблемам, непонимание значительной частью населения страны остроты, актуальности и важности экологических проблем, в том числе, недооценка того обстоятельства, что негативные изменения происходят уже во всех компонентах природного комплекса страны.
Очевидно, что перед органами управления федерального и регионального уровня, деятелями науки, образования и культуры, организациями, охраняющим природу и здоровье людей, общественным объединениями стоят первоочередные задачи разъяснения гражданам нашего государства опасности и рисков недопустимых последствий разрушения биосферы.
Разрушаются экосистемы, причем, особенно уязвимыми становятся густонаселенные центральные регионы, перегруженные производствами, где в недостаточной степени разработаны технологии сбережения и воспроизводства природных ресурсов и биосферы в целом. В группу экологических рисков, также следует отнести регионы, удаленные от геополитического центра, не вносящие значимый вклад в национальное производство и валовой внутренний продукт. Эти регионы, как правило, не располагают достаточными трудовыми ресурсами, характеризуются слабо развитой инфраструктурой и транспортной обеспеченностью, и, в связи с этим, не привлекают внимание инвесторов и не имеют достаточно средств для проведения природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
На основе концептуальных программных положений, законных подзаконных актов, фактических и статистических социально-экономических данных следует выделить некоторые основные направления государственного финансирования и приоритетных назначений частных инвестиционных проектов, с учетом того, что в настоящее время в экономике выросла роль простых ресурсов - земли, воды, дикой природы и т.д. [7].
Очевидно, что формирование комфортной среды обитания людей и оптимизация системы расселения, предотвращение угрозы дальнейшего оттока населения в более успешные районы в значительной мере определяется благоприятной экологической ситуацией.
В структуре отраслей народного хозяйства предпочтительно развивать экологически чистые технологичные производства с минимизацией отходов, постепенно комплексно и системно сокращая антропогенную нагрузку на природу.
Посредством мер налоговой и инвестиционной политики следует способствовать внедрению новых технологий, «в соответствии с которыми при внедрении и использовании экологически чистых, энергосберегающих технологий будут предоставляться соответствующие льготы по налогу на прибыль организаций, земельному налогу, налогу на имущество, а также различные вычеты по налогу на доходы физических лиц. Таким образом, будут созданы экономические стимулы для модернизации производства и использования соответствующих технологий гражданами» [6].
Среди первоочередных мероприятий природоохранного и природовосстановительного характера на территории субъектов федерации, входящих в состав федеральных округов, необходимо выделить увеличение площадей ООПТ, рекреационных зон, защиту атмосферного воздуха, очистку и нейтрализацию сточных вод, охрану водных ресурсов и почвенных покровов, а также защиту лесных массивов, рекультивацию земель. Согласно государственным региональным программам «Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия» [6].
Существенная роль должна отводиться тем отраслям экономики, которые по своему содержанию способствуют устойчивому региональному развитию. Такой комплексной и перспективной отраслью в настоящее время является туризм, отличающийся своей постоянной актуальностью среди российских и иностранных потребителей, и, как следствие того, экспортоориентированностью, малой подверженностью экономическим кризисам и высокой гуманистической, культурной и социальной значимостью. Среди видов туризма, поддерживающих концепцию устойчивости, следует выделить экологический и рекреационный, познавательный и историко-культурный, образовательный и научный, спортивный и оздоровительный туризм.
Основу действий по переходу к региональному устойчивому развитию будут составлять «новые методы территориального планирования» [6], ведения народного хозяйства, «землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения.
Устойчивое развитие, по решению Конференции ООН [10], подразумевает изменяющиеся во времени процессы освоения природных ресурсов, прогресса производства, науки и техники, инвестирования в экономику, институциональные изменения, социальные преобразования. Согласно его содержанию процесс устойчивого развития определяется постоянно выраженным во времени ростом экономики страны. Чтобы получить возможность разрабатывать реальную стратегию на будущее и строить объективные прогнозы, необходимо анализировать состояние экономики и в настоящее время, и в прошедшие периоды, иными словами, осуществлять непрерывный мониторинг следующих основных экологических, социальных и экономических показателей страны, таких как [9]:
- объем валового внутреннего продукта (ВВП),
- объем валового регионального продукта (ВРП),
- объем ВРП на душу населения;
- объем инвестиций в основной капитал;
- объем инвестиций в основной капитал в пересчете на душу населения;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности «добыча полезных ископаемых»;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности «обрабатывающие производства»;
- объем строительных работ;
- объем услуг связи, оказанных населению, в расчете на одного жителя;
- объем продукции сельского хозяйства;
- инновационная активность организаций;
- число использованных передовых производственных технологий;
- густота железнодорожных путей общего пользования;
- густота автомобильных дорог с твердым покрытием;
- отправление грузов железнодорожным транспорта общего пользования;
- перевозки грузов автомобильным транспортом;
- внешнеторговые отношения:
- объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- объем сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.
Подводя итог вышеизложенному материалу, следует заключить, что дальнейшее совершенствование экологической и социальной составляющей производственного роста регионов, включая все региональные уровни государства, является одним из важнейших условий устойчивого развития.
Направленная законодательная, управленческая поддержка и детальная проработка мероприятий по решению сопровождающих экономический рост экологических проблем во взаимосвязи с научно обоснованным и введенным в ближайшее время механизмом мониторинга эколого-социально-экономических показателей государства создают необходимые условия сохранения и приумножения биологического, ресурсного и человеческого потенциала в настоящем и будущем. Эти мероприятия не только содействуют улучшению качества жизни российского населения и устраняют региональные проблемы и территориальную дифференцированность, но и способствуют дальнейшей интеграции России в международное сообщество стран, отличающихся высокотехнологичными и сберегающими биосферу производствами.
1. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii. Federal'nyy zakon ot 28.06.2014 g. № 172-FZ // Rossiyskaya gazeta.- 2014. - Federal'nyy vypusk № 6418.
2. Osnovnye polozheniya gosudarstvennoy strategii Rossiyskoy Federacii po ohrane okruzhayuschey sredy i obespecheniyu ustoychivogo razvitiya. Ukaz Prezidenta ot 04.02.94 g. № 236 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1994. - № 6. - St.436
3. Koncepciya perehoda Rossiyskoy Federacii k ustoychivomu razvitiyu Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 01.04.96 g. № 440 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1996. - № 15. - St. 1572
4. O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federacii v federal'nom okruge. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2000 g. № 849 // "Sobranie zakonodatel'stva RF". - 2000. - № 20. - St. 2112.
5. Klimaticheskaya doktrina Rossiyskoy Federacii. Rasporyazhenie Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 17.12.2009 g. № 861-rp. // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2009. - № 51. - St. 6305.
6. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2020 g. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. №1662-r. // Sobranie zakonodatel'stva RF. – 2008. - №47.- St.5489.
7. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2016. - M.: Rosstat, 2016. - 725 s.
8. Brutland G.H. Nashe obschee buduschee. Doklad komissii OON po okruzhayuschey srede i razvitiyu. 1987. - M.: Progress, 1988. - 150 s.
9. Galkina G.S. Mehanizm monitoringa ustoychivogo razvitiya federal'nyh okrugov // Prakticheskiy marketing. - 2015. - № 3. - S. 12-18.
10. Rio declaration on environment and development 1992, Report of the United Nations Conference on Environment and Development (Rio de Janeiro, 3-14 June 1992) A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I), p. 3–7.