employee
employee
GRNTI 68.01 Общие вопросы сельского хозяйства
V stat'e obobscheny osnovnye vzglyady, slozhivshiesya v otechestvennoy nauke na pro-blemu suschnosti i struktury upravlencheskoy (a takzhe pedagogicheskoy) koncepcii. Na os-nove etih teoreticheskih polozheniy daetsya opredelenie koncepcii professional'noy adaptacii (na primere voennosluzhaschih) kak kompleksa osnovnyh polozheniy, raskry-vayuschih suschnost', soderzhanie, osnovnye etapy professional'noy adaptacii voenno-sluzhaschih. Razrabotana struktura professional'noy adaptacii voennosluzhaschih, vklyu-chayuschaya v sebya obschie polozheniya, teoretiko-metodologicheskie osnovaniya, yadro, soderzha-tel'no-smyslovoe napolnenie, usloviya effektivnogo funkcionirovaniya, kriterii ocenki rezul'tatov.
pedagogicheskaya koncepciya, pedagogicheskiy fenomen, voenno-sluzhaschie, professional'naya adaptaciya, normativno-pravovaya osnova.
недостаточно разработанной.
В начале нашего исследования дадим этимологию понятия «концепция». Концеп-ция (от латинского conceptio - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, руководящая идея для их освещения, основная точка зре-ния, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности [1, с. 222]. Рассматривая понятие «концепция» в педагогической науке, следует отметить, что до настоящего времени отсутствует единое мнение, единая точка зрения, единый подход к его определению. В. И. Загвязинский одним из первых в отечественной педагогической науке (1982 г.) под концепцией понимает цель, сущность, структуру, движущие силы, за-кономерности и способы функционирования учебного процесса [2].
Анализируя последовательность разработки категории «концепция» в педагогической науке, нужно отметить, что данная проблема не рассматривается как предмет специально-го исследования. К ней обращаются в контексте исследований того или иного феномена педагогической деятельности. Одними из первых, поставивших своей целью определить назначение, разработать структуру, содержание и процедуры построения педагогической концепции явились авторы весомой монографии «Педагогическая концепция: методоло-гические построения» Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева (2006 г.).
Учитывая специфику педагогики как науки, под педагогической концепцией они по-нимают «…сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных зна-ний о педагогическом феномене полно и всесторонне раскрывающих его сущность, со-держание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования» [3, с. 10].
Исходя из этого, мы будем придерживаться следующего определения: концепция про-фессиональной адаптации – это комплекс основных положений, всесторонне и полно рас-крывающих сущность, содержание, основные этапы профессиональной адаптации воен-нослужащих.
3
Педагогическая концепция, как результат научного исследования призвана обеспечить эффективное оперирование изучаемым педагогическим феноменом в условиях современ-ного образования [4, с. 13].
В то же время анализ представленных в научных работах педагогических концепций, опять же в хронологической последовательности, демонстрирует разночтение в вопросе их композиционного построения. (В. Р. Радионов, П. И. Третьяков, О. Б. Епищева, М. Н. Невзоров, Т. К. Смыковская, С. Л. Суворова, Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева, Н. В. Зеленская, Т. Л. Комоза, О. В. Евтихов [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]).
Для раскрытия динамики разработки композиционного построения педагогической концепции сведем представления по данной проблеме у разных авторов в таблицу 1.
Таблица 1
Динамика разработки композиционного построения концепции
№ п/п
Автор
Содержание концепции
1.
В. Р. Радионов
(1996 г.)
Раскрывает основные положения, характеризующие особенности исследуемого им феномена и условия ус-пешности его функционирования.
2.
П. И. Третьяков
(1997 г.)
Включает:
- аналитическое обоснование;
- актуальность;
-цели и задачи;
- сущность концепции;
- структуру учебно-воспитательного процесса;
- прогноз конечных результатов.
3.
О. Б. Епищева
(1999 г.)
- принципы;
- цели и содержание математического образования;
- структурная основа учебного процесса;
4.
М. Н. Невзоров
(1999 г.)
- принципы и стадии создания антропоориентированно-го педагогического процесса;
5.
Т. К. Смыковская
(2000 г.)
- принципы проектирования и организации мониторин-га формирования, становления, развития и функциони-рования методической системы учителя;
- дидактические требования к обучению проектирова-ния;
4
- системы моделей, обеспечивающих проектировочную деятельность.
6.
С. Л. Суворова
(2004 г.)
- преамбула;
- понятийно-категориальный аппарат;
- теоретико-методологические основания;
- ядро;
- содержательно-смысловое наполнение.
7.
Е. В. Яковлев
Н.О. Яковлева
(2006 г.)
- общие положения;
- понятийно-категориальный аппарат;
- теоретико-методологические основания;
- ядро;
- содержательно-смысловое наполнение;
- педагогические условия эффективного функциониро-вания и развития исследуемого феномена;
- верификация.
8.
Н. В. Зеленская
(2008 г.)
- актуальность концепции;
- цель;
- сущность системы высшего профессионального обра-зования;
- структура и содержание системы;
- развитие учебно-материальной базы;
- управление;
- основные этапы реализации.
9.
Т. Л. Комоза
(2011 г.)
- общие положения;
- цель;
- принципы;
- содержание;
- технология.
10.
О. В. Евтихов
(2015 г.)
- общие положения;
- теоретико-методологическая основа;
- ядро;
- содержательное наполнение;
- организационно-педагогические условия реализации;
- критерии оценки и результативности.
5
При всей значимости и научной ценности этих концепций, мы отмечаем, что в структурном плане наиболее полной логической целостностью, организованностью и систематичностью обладают концепции Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой, С. Л. Суворовой, Т. Л. Комозы.
Учет особенностей каждой из этих концепций позволил нам определить, что струк-тура нашей педагогической концепции как системы научных знаний и как формы представления результатов исследования должна включать следующие разделы:
- общи положения;
- теоретико-методологические основания;
- ядро;
- содержательно-смысловое наполнение;
- организационно-педагогические условия эффективного функционирования;
- критерии оценки результативности.
Данная структура концепции позволяет нам обеспечить логичность, последователь-ность, комплексность и завершенность авторских выводов.
Схематично группировка и взаимосвязь разделов педагогической концепции представлена нами на рис. 1.
Критерии оценки
эффективности
Ядро
Содержательно-смысловое напол-нение
(основные этапы реализации)
Организационно-педагогические ус-ловия эффективно-го функционирова-ния
Теоретико-методологические основания
Общие положе-ния
6
Рис. 1. Структура педагогической концепции.
Исходя из функционального назначения и содержательного наполнения педагогиче-ской концепции профессиональной адаптации военнослужащих, её целью выступает тео-ретико-методологическое и методико-технологическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих, как специфического процесса, направленного на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовленности всех категорий военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации.
Нормативно-правовой основой концепции выступают Законы и нормативные акты Российской Федерации:
- Об образовании в Российской Федерации [15];
- О воинской обязанности и военной службе [16];
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [17];
- Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г. [19];
- Федеральная программа «Реформирования системы военного образования в Рос-сийской Федерации» [19].
Основными источниками создания концепции профессиональной адаптации воен-нослужащих явились:
- Требования Министерства обороны Российской Федерации к военно-профессиональной подготовке и уровню профессиональной адаптированности военнослужащих, зафиксиро-ванный в нормативных документах;
- смещение акцентов на ускоренную профессиональную адаптацию военнослужащих в связи с внедрением в войска новых форм и способов боевой подготовки, связанных со скоротечным характером современных военных конфликтов;
- отечественный и зарубежный опыт процесса профессиональной адаптации военнослу-жащих, тенденции его развития.
Таким образом, в основу разработанной нами структуры профессиональной адап-тации военнослужащих легли теоретические положения по данной проблеме, исследован-ные в отечественной педагогической науке, а также анализ нормативно-правовых доку-
7
ментов, регламентирующих жизнь и деятельность Вооруженных сил Российской Федера-ции.
По своей структуре профессиональная адаптация военнослужащих включает в себя такие компоненты, как общие положения; теоретико-методологические основания; ядро; содержательно-смысловое наполнение; условия эффективного функционирования; крите-рии оценки результативности.
1. Filosofskiy enciklopedicheskiy slovar'. M.: INFRA-M, 2003. 576 s.
2. Zagvyazinskiy, V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya / V. I. Za-gvyazinskiy. M.: Prosveschenie, 1982. 160 s.
3. Yakovlev, E. V. Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspekty postroeniya / E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva. M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2006. 239 s.
4. Tam zhe.
5. Radionov, V. E. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya: Dis. …dokt. ped. Nauk / V. E. Radionov. SPb, 1996. 352 s.
6. Tret'yakov, P. I. Upravlenie shkoloy po rezul'tatam: Praktika pedagogicheskogo me-nedzhmenta / P. I. Tret'yakov. M.: Novaya shkola, 1997. 288 s.
7. Epischeva, O. B. Deyatel'nostnyy podhod kak teoreticheskaya osnova proektirovaniya me-todicheskoy sistemy obucheniya matematike: Dis. …dokt. ped. nauk / O. B. Epischeva. M.,1999. 460 s.
8. Nevzorov, M. N. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya antropoorientirovannogo pe-dagogicheskogo processa: Dis. …dokt. ped. nauk / M. N. Nevzorov. Habarovsk, 1999. 347 s.
9. Smykovskaya, T. K. Teoretiko-metodologcheskie osnovy proektirovaniya metodicheskoy sistemy uchitelya matematiki i informatiki: Dis. …dokt. ped. nauk / T. K. Smykovskaya. M.: 2000. 383 s.
10. Suvorova, S. L. Formirovanie kommunikativno-diskursivnoy kul'tury buduschih uchi-teley: Dis. …dokt. ped. nauk / S. L. Suvorova. Chelyabinsk, 2005. 380 s.
11. Yakovlev, E. V. Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspekty postroeniya / E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva. M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2006. 239 s.
12. Zelenskaya, N. V. Pedagogicheskaya koncepciya upravleniya kachestvom podgotovki ofi-cerskih kadrov: Dis. …dokt. ped. nauk / N. V. Zelenskaya. 2008. 424 s.
13. Komoza, T. L. Koncepci obscheprofessional'noy podgotovki bakalavra: avtoref. dis. …dokt. ped. nauk / T. L. Komoza. Chita, 2011. 42 s.
14. Evtihov, O. V. Formirovanie professional'noy kompetencii kursantov v obrazova-tel'noy srede vuza pravoohranitel'nyh organov: Dis. …dokt. ped. Nauk / O. V. Evtihov. Krasnoyarsk, 2015. 424 s.
15. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federa-cii».
16. Federal'nyy zakon ot 28. 03. 1998 g. N 53-FZ «O voinskoy obyazannosti i voennoy sluzhbe».
17. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12. 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii».
18. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 3 fevralya 2010 g. № 134–r «Koncepciya federal'noy sistemy podgotovki grazhdan RF k voennoy sluzhbe na period do 2020 g.».
19. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 27 maya 2010 g. № 352. Fede-ral'naya programma «Reformirovaniya sistemy voennogo obrazovaniya v Rossiyskoy Fede-racii».