Russian Federation
Stat'ya posvyaschena analizu klyuchevyh idey znaniya, processu formirovaniya i rasprostraneniya znaniy v industrial'nuyu i postindustrial'nuyu epohu. Rassmatrivaetsya stepen' vliyaniya znaniy na tendencii formirovaniya i razvitiya sistemy strategicheskogo upravleniya i ispol'zovanie instrumentov strategicheskoy sistemy na otechestvennyh predpriyatiyah v usloviyah perehoda na rynochnye otnosheniya [9, 10]. Cel' issledovaniya: proanalizirovat' rol' i znachenie znaniy, ih vliyanie na formirovanie strategicheskoy sistemy upravleniya. Opredelit', kakie faktory vliyayut na formirovanie i izmenenie znaniy, kakovy razlichiya v znanii industrial'noy i postindustrial'noy epohi, kakovy otnosheniya i vzaimozavisimost' dannyh, informacii i znaniy v sisteme strategicheskogo upravleniya. Materialy i metody: teoreticheskim materialom issledovaniya byli nauchnye stat'i, v kotoryh raskryvayutsya osobennosti znaniya, innovacii, strategiya i sistema strategicheskogo upravleniya, kak osnovnoy instrument dlya realizacii etih znaniy. Dlya dostizheniya etoy celi byl ispol'zovan nabor dopolnitel'nyh teoreticheskih metodov: analiz, sintez i obobschenie nauchnoy literatury, a takzhe i sobstvennyy prakticheskiy opyt izucheniya oboznachennyh kategoriy.
znaniya, strategicheskiy menedzhment, instrumenty strategicheskogo upravleniya, strategiya, model' razrabotki strategii, novaya filosofiya upravleniya.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе своей деятельности человек, создавая продукты потребления, всегда использовал знания. В аграрном обществе процесс создания потребительских благ и процесс получения знаний были неразделимы. Человек, для того чтобы получить более высокую отдачу наблюдал за природой, приспосабливался к ней и находил оптимальный, с его точки зрения, вариант. Это касалось не только самого процесса производства, но и изготовления необходимых орудий производства [12].
Полученные знания передавались из поколения в поколение («от отца к сыну»), новое поколение их совершенствовало и дополняло, и передавало последующему поколению. Полученные знания не распространялись за границы семьи (рода, племени), каждая семья их бережно охраняла и следила за тем, чтобы они не достались другим, это было этакое семейное know how. Поэтому процессы формирования и распространения знаний в этот период были долгими, они могли занимать несколько десятилетий, а то и столетий. Некоторые полученные знания могли быть не востребованы сразу и ждать своего времени.
В индустриальном обществе семейное know how заменяется на корпоративное. Работник в процессе выполнения работ приобретает навыки и опыт, которыми он делится со своими товарищами. Это связано с тем, что он заинтересован в том, чтобы его партнёры по выполнению работы выполняли её также качественно, как и он. Корпорация, в свою очередь, заинтересована в сохранении своего know how, так как это может ей обеспечить преимущества на рынке перед конкурентами.
Как отмечает В.В. Кукушкина, в статье «Тенденции развития стратегического управления в России»: «Философия и концепция управления в традиционных и новых организациях сильно отличаются друг от друга. Отличается и подход к самим знаниям. Так, традиционная организация является ответом на стандартную технологию и неменяющуюся среду, то есть знания более едины, изменение технологии происходит редко. В свою очередь, новая организация быстро реагирует на перемены, быстро изменяет, дополняет уже полученные ранее знания, технологии» [9, 16].
Другим важным отличием использования знаний в индустриальном обществе от аграрного, является то, что выделяется специальная группа людей, задачей которой является формирование и распространение знаний – специалисты в разных областях науки и образования. Специалисты в области науки создавали, изучая процессы социальной и естественной природы, новые знания, которые в дальнейшем использовались в экономической практике. Путь новых знаний от стола учёного или научной лаборатории до коммерческого использования был долгим и тернистым. Многие из них создавали знания, которые получали своё признание после смерти учёных[1]. Специалисты в области образования доносили имеющиеся и новые знания до массового потребителя. Необходимо отметить, что процесс формирования и распространения знаний, как и сами интеллектуальные продукты требовал определённых затрат, но знания в этот период больше являлись общественным благом, чем экономическим.
Армия учёных и педагогов в индустриальном обществе не многочисленна и не имеет социального веса. Её роль и значение изменяются в постиндустриальном обществе. Корпорации и другие организации становятся заинтересованными в получении новых знаний и их использовании. Об этом можно судить по следующим фактам: сокращение времени перехода знаний из научной лаборатории до сборочного конвейера и то, что многие корпорации в том или ином виде стали участвовать в процессе формирования новых научных знаний.
Продукты, полученные из новых знаний, будь это технологические процессы или новые модели товаров, требуют и соответствующей квалификации работника. А первоначальную соответствующую квалификацию человек может получить только в образовательном учреждении, в дальнейшем многое зависит от него самого.
Роль образования и науки в индустриальном и постиндустриальном обществе исследовал в своей работе Дж. Гэлбрейт [1, 12]. А о том, какую роль образование сыграло в Европе после Второй мировой войны, и как оно обеспечило многим «социальный лифт», да и «экономический», пишет в своей работе французский экономист Т. Пикетти [7].
Знания в постиндустриальном производстве становятся основой для формирования инноваций, которые, в свою очередь, выступают как инструмент экономического развития и достижения целей организации.
В.В Кукушкина в статье и пишет именно о том, что проведение научно-технической, инновационной и рыночной политики, стремление к нововведениям стали сейчас главными идеями новой философии менеджмента [9]. В постиндустриальном обществе инновационные процессы носят больше импульсивный характер – резкий «всплеск», период равномерного распространения (роста) и затем «затухание». На начальных этапах «всплески» относительно редки, но постепенно они становятся более частыми. Инновационные процессы протекают не только в самом «эпицентре» – бизнес-организации, отрасли, они имеют волнообразный характер, охватывая первоначально «родственные» и смежные виды деятельности, постепенно распространяясь всё дальше и дальше, «возбуждая» виды деятельности, не относящиеся непосредственно к товарному производству.
В постиндустриальной экономике новые знания необходимы не только для создания и проектирования новых продуктов и процессов. Они становятся необходимы для распределения (сбыта) этих товаров, управления процессами и для много другого. Это одно из важных отличий постиндустриальной экономики от индустриальной [15].
Новые знания помогают развитию не только организации в целом, но и становятся необходимы для развития региона, в котором данная организация работает. Так, В.В. Кукушкина в статье «Модель инновационного развития региона: Московская область» на примере Московской области анализирует динамику инновационной деятельности региона, отмечая всю важность новых знаний в развитии региона. В своей работе автор даёт динамику развития передовых технологий, начиная с 2000 г. Исходя из которой, говорит об увеличении их в целом за 10 лет на 60%, число же используемых передовых технологий с 2000–2010 гг. увеличилось на 124% [8, 10].
Если в постиндустриальном обществе знания являются необходимым средством развития, то в информационном обществе их роль меняется. В экономике информационного общества знания становятся фактором деятельности, а традиционные факторы производства – труд и капитал – становятся условием. Как писала В.В. Кукушкина в своей статье: «Труд и капитал являются основными источниками роста, как и уровень развития технологий». Но в, исследуемом автором, регионе (Московская область) происходит истощение ресурсов, поэтому рост области возможен лишь при наличии подавляющей инновационной составляющей [8, 11]. Собственно, физический капитал всегда выступал как некая совокупность знаний, в него заложенная. И классики, рассматривая физический капитал, отождествляя его с прошлым, овеществлённым трудом, то можно утверждать, что физический капитал представляет собой и овеществлённое прошлое знание, на этот аспект и капитала, и знаний указывают в своей работе В.Л. Макаров и Г. Б. Клейнер [4].
С трудом же в экономике знаний происходит трансформация, он выступает как творчество. Уже цитируемые В.Л. Макаров и Г.Б. Клейнер в указанной работе пишут: «… от "рынка рабочих рук", свойственного доиндустриальной эпохе, и "рынка рабочих голов", присущего индустриальной эре, в экономике знаний будет осуществлён переход к "рынку динамических способностей", где основным объектом трансакций станет способность человека или сложившейся группы людей стать продуцентом нового знания. Изменится и содержание знания: знания об индивидуальном (единичном) станут более важными, чем знания об общем» [4].
Так что же такое знания? Какова их роль в экономике будущего и собственно в организации? Если уже сегодня «в современных компаниях от 70 до 80% всего, что делается людьми, делается при помощи их интеллекта. Основное средство производства – это скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг. Это человеческий мозг» [6].
В.В. Кукушкина тоже убеждена, что интеллект и сама интеллектуальная деятельность людей очень важна, как в экономике будущего, так и в отдельной организации. Она отмечает на примере статистических данных актуальность инновационной деятельности людей, связанной, прежде всего, с обновлением производственного оборудования [8].
Развитие инновационной деятельности в Московской области по большей степени связывают с проектом «Сколково» [8, 18].
В теории и практике используются три взаимосвязанные понятия: данные, информация, знания. Взаимосвязь между этими понятиями трактуется каждым автором по-своему. Поэтому, наверное, и не сформулированы определения каждого из этих понятий.
В большинстве случаев под данными понимаются чёткие измеримые факты, которые могут быть представлены на каком-то материальном носителе. Очень близким, по смысловому содержанию, понятию данные выступает понятие событие и сообщение. Разница состоит в том, что событием выступает какой-то свершившийся факт, не имеющий чёткого количественного измерения. Информация представляет собой специальным образом систематизированные данные и сообщения. В свою очередь, анализ и обработка информации позволяют сформировать необходимые знания.
Примером различия и единства между данными и информацией может служить следующий. Каждая бизнес-организация в конце календарного периода готовит свою отчётность. В неё включаются данные о деятельности предприятия по конкретным показателям. Эта отчетность предоставляется в государственные органы управления и учредителям / акционерам. Каждый из них, изучая представленные данные, получает необходимую ему информацию. Государство о правильности налоговых отчислений бизнес-организацией, а учредитель (акционер) об эффективности использования инвестированных ими средств. В то же время менеджмент фирмы, анализируя данные, получает информацию о деятельности организации и формирует знания о её возможностях.
Необходимо отметить, что если знания формируются на основании информации и данных, то они [знания] же часто определяют их характер и методы сбора, классификации и обработки. То есть знания могут иметь прямое и / или опосредованное обратное воздействие на данные и информацию, а последние такого влияния на знания не имеют. Процесс взаимосвязи знаний, информации и данных представлен на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь данных, информации и знаний
Для того чтобы данные преобразовались в информацию, необходимы специальные методы группировки, обработки, представления и т.д. Трансформация информации в знания происходит в результате когнитивного превращения, методологией и методами которого владеют специально подготовленные люди, имеющие склонность к такому виду деятельности – когнитивные специалисты.
К основным признакам знаний относят: обобщённость, обоснованность или доказанность, полезность, убеждённость [4].
По своему составу знания не однородны, очень часто их структура зависит от предметной области, к которой они принадлежат. В общем виде структуру знаний можно представить (рис. 2):
– фундаментальные знания – методология и теория предметной области, определяют характер и направленность применения знаний;
Рис. 2. Принципиальная структура знаний
–эмпирические знания – различные наблюдаемые факты, которые получили теоретические обоснования и являющиеся практическим подтверждением теории;
– общие знания – стандартное представление о предметной области и подходах к её изучению;
– инструментально-технологические знания имеют прикладной характер и включают в себя опыт и навыки получения знаний или трансформации информации и данных в знания.
По своему экономическому содержанию знания отличаются от других экономических благ. Для того, чтобы получить те или иные знания, необходимо понести затраты и предпринять определённые усилия, это объединяет знания с другими видами экономических благ. Но на этом сходство практически и заканчивается.
Одним из первых различий является то, что знания могут выступать одновременно и как экономическое благо, и как общественное. Это может произойти сразу (в момент получения знаний), а может иметь какой-то временной лаг. Второе различие состоит в том, что знания не конечны, получив какие-то знания, человек не обделил другого (тот, кто с ним поделился или у кого он приобрёл), знаниями теперь обладают оба, и носитель, и получатель[2]. Таким образом, характер обмена изменяется, это не просто сделка между продавцом и покупателем, в которой выигрывают оба, так как каждый получил то, что хотел. Процесс предоставления знаний или их продуктов носит иной характер. Более того, если в процессе сделки продавца не интересует, как покупатель будет использовать приобретённый товар и / или как он им распорядится, то при предоставлении знаний и / или продуктов (в особенности) носитель знаний не утрачивает возможности управления и контроля за ними[3].
Третье различие заключается в определении стоимости знаний. В отличие от традиционных благ, основой цены которых являются понесённые затраты, для знаний и их продуктов затраты больше имеют косвенное значение. На стоимость знаний, на наш взгляд, больше будет влиять:
– ценность – получатель будет сам оценивать, какую пользу ему принесут знания;
– время – когда сформированы знания? Когда они могут быть получены? и т.д.
– необходимость;
– способ доставки.
Рассматривая функции знаний, Макаров и Клейнер указывают, что они выполняют следующие функции [4]:
– непосредственный предмет деятельности;
– предмет непосредственного конечного потребления;
– производственный ресурс, используемый в процессе производства продукции;
– предмет и средство распределения и / или рыночных трансакций;
– орудие или инструмент управления;
– средство консолидации общества и воспроизводства общественных институтов.
Непосредственно в бизнес-организации, по мнению О.Е. Каленова [2; 3], знания выполняют следующие функции:
– рычаг эффективности;
– ресурс производства;
– инструмент конкуренции;
– предмет производства / продукт системы;
– предмет коммерциализации / знания – товар;
– компонент корпоративной культуры;
– средство накопления и сохранения ценностей;
– предмет и продукт управления;
– инструмент взаимодействия предприятия с рынком.
На наш взгляд, вышеупомянутые авторы раскрыли не функционал знаний, а их результат и средство. Функция в буквальном смысле означает задачу, а вышеприведённые функции знаний не раскрывают, какие задачи ими выполняются. На наш взгляд, знания в организации выполняют следующие функции (рис. 3).
- Когнитивная. Знания в любой системе являются носителем памяти, это даёт возможность ей адаптироваться к изменяющейся среде и обстоятельствам, перенося модели поведения в прошлом на действительность. Знания способствуют формированию языка и поведения – в каждой организации, профессии есть свой язык – сленг, который повышает эффективность коммуникаций и распознавания. Знания – это способности по выполнению каких-то действий.
Рис. 3. Функции знаний
- Креативная. Знания являются продуктом творческой деятельности и одновременно с этим они являются основой – «сырьём» – для творческой деятельности.
3. Организационная. Знания имеют определённую структуру – делятся по видам, способу применения и использования. Одновременно с этим они позволяют формировать структуру системы, дифференцируя её на подразделения и определяя цели и задачи. В то же время знания способствуют координации действий между уровнями системы и её элементами. Знания определяют содержание процессов в системе.
4. Производственная. В основе многих экономических благ лежат знания. Они необходимы как для проектирования самого блага, так и для способа его изготовления, а также способа доставки его до потребителя. В то же время сами знания формируются в результате креативного или инновационного процесса, который представлен на рис.3.13. В этом процессе имеющиеся уже знания выступают как инструмент для переработки какой-то информации – события, в результате формируется новое знание. В статье «Модель разработки стратегии и определения прибыли» В.В. Кукушкина пишет о важности проведения НИОКР. Также поднимается вопрос определения суммы инвестиций для развития и совершенствования производительной базы. По мнению автора, сложно становится определить необходимые средства для проведения НИОКР. Зачастую продукция, выпускаемая этими подразделениями, оказывается невостребованной, или может быть востребована в будущем, а предприятию необходим результат в данный момент времени. Эффект от НИОКР, таким образом, просчитать сложно, но важность инновационной деятельности от этого не становится ниже [11, 12].
Рис. 4. Упрощённый процесс получения нового знания
5. Потребительская. Знания являются потребительским благом. Как благо они делятся на три вида. Первый вид – общественные блага, например, знания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности по истечению какого-то времени, публикуются в учебнике, который используется для обучения человека – процесс потребления знания. С другой стороны, знание является производственным благом / ресурсом – необходимы для создания экономических благ и способов их изготовления. И наконец, уже сегодня, продукты, полученные на основе знаний – интеллектуальные продукты (товары) выступают как предмет купли-продажи, чаще всего, это реализовывается в виде патентов, промышленных образцов, объектов авторских прав. В экономике знаний этот третий вид знаний – блага будет расширяться и совершенствоваться. Так, технологический обмен в организациях в Московской области, осуществляющих технологические инновации на 2010 г., имеет следующий показатель – 37%. Наиболее распространёнными же формами приобретения и передачи новых технологий, характерными для организаций большинства видов экономической деятельности, являются покупка оборудования и объектов интеллектуальной собственности (права на патенты, лицензии на использование изобретений) [8, 10].
Какую же структуру знания имеют в организации? В своей деятельности организация использует два вида знаний – это организационные и научные знания. Структура и источники, и целевое использование знаний, а также их содержание различно.
Организационные знания формируются в ходе деятельности организации, постоянно пополняются и изменяются, они используются как для текущей, так и для стратегической деятельности. В.В. Кукушкина также отмечает в своей работе, что в ближайшем будущем уровень образования и квалификация работников окажутся главными стратегическими ресурсами [9, 12].
Организационные знания включают:
– потребителей – возраст, пол, социальное положение, уровень дохода, вкусы и предпочтения и др.;
– продукты – номенклатура и ассортимент, объёмы производства и продаж; конструкционные и технологические особенности; жизненный цикл и т.д.;
– конкуренты – наименование; размер; производимые ими продукты и их технологические особенности; сильные и слабые стороны; расположение и география деятельности; финансово-экономическое положение и т.д.;
– сотрудники организации – численность; структура; личностные данные; семейное и социальное положение; возраст; образование, квалификация, способности и др.;
– поставщики и партнёры – наименование; размер; расположение; производимые продукты; история взаимодействия и т.д.;
– акционеры, инвесторы, собственники – личностные данные; доля в капитале организации и т.д.
В своей статье «Тенденции развития стратегического управления России» В.В. Кукушкина рассматривает организационные поиски менеджмента, которые предполагают многообразные структурные решения – от сетевых организационных форм и групповой работы до максимальной самостоятельности отделений и рисковых новаторских команд, полностью отвечающих за прибыль и убытки. В небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение стратегических вопросов, связанных с крупными инвестициями, сосредотачиваются функции интеграции деятельности фирмы [9, 11, 12].
К числу стратегических решений, по мнению В.В. Кукушкиной, можно отнести:
- реконструкцию предприятий;
- внедрение новшеств (изменение организационно-правовой формы, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействие с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий [14].
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в её деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешне среды [10, 12].
Конечно и в индустриальной экономике, и в особенности в постиндустриальной организации имели самые различные базы данных и информации. Отличие состоит в том, что знания позволяют дать точный ответ на вопросы Что? Где? и Когда?, т.е. знания позволяют организации найти единственный эффективный вариант решения. Сущность же стратегического управления заключается в ответе на следующие 3 вопроса, по мнению
В.В. Кукушкиной:
- В каком положении предприятие находится в настоящее время?
- В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 мес.?
- Каким способом достичь желаемого результата? [10, 12].
Ещё одно отличие состоит в том, что если информация и данные могут поступать из внутренних и внешних по отношению к организации источников, то знания формируются ей самой.
Но это одна структура знаний. Другая структура или точнее система представляет собой следующее (рис. 5):
– знания самого сотрудника. Эти знания формируются постепенно и относятся не только к выполняемым им работам, но и к другим областям. Они не всегда имеют прямое отношение к деятельности человека, но они повышают его социализацию и позволяют формировать отношения с другими. Знания человека первоначально формируются в семье, в процессе обучения и только поступив в организацию, человек начинает приобретать навыки и опыт, которые затем формируются в знания. Поэтому личностные знания во многом зависят от среды, где он формировался и его способностей. Также необходимо отметить, что, покинув организацию, часть личностных знаний человека остаётся в организации в виде выполненных работ (особенно проектов), методов и подходов выполнения работ и другого, то есть, не работая в организации, человек продолжает на неё работать;
– групповые знания. Эти знания формируются группой в процессе выполнения работы / проекта. Они формируются из личностных знаний каждого члена группы / команды. Эти знания имеют большое значение для эффективности выполнения работ / проекта[4];
– организационные знания. В состав этих знаний входят не только личностные знания действующего сотрудника, но и сотрудника, который уже не работает в организации. Сюда же включаются и групповые знания, знания уже по выполненным работам и проектам. В состав организационных знаний включаются и специально сформированные знания организации, которые были описаны выше. Организационные знания могут также пополняться или совершенствоваться за счёт знаний, поступающих из внешней среды.
Научные знания, необходимые организации, имеют чаще всего стратегическое значение. Она их использует для разработки своих продуктов и процессов, а также для решения других стратегических задач, стратегического планирования. Стратегическое планирование – выработка специфических стратегий, которые действительно могут дать эффект и результат организации [9, 10]. В свою очередь, стратегическое управление – это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения. Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий [10, 13].
Научные знания организация получает из внешних и внутренних источников. Из внешних источников организация получает фундаментальные и фундаментально-прикладные знания, они приходят вместе с сотрудниками, которых приглашают на работу. Также организация может оплатить получение фундаментальных знаний. Это выражается в самых разных формах: 1) спонсирование исследований в научных центрах и университетах; 2) создание совместных с университетами научно-учебных центров, такие центры выполняют не только чисто научные задачи, но и осуществляют подготовку / переподготовку сотрудников для организации; 3) создание собственных научных центров по проведению фундаментальных и фундаментально-прикладных исследований[5]. На примере Московской области можно продемонстрировать вышепредставленные принципы: для координации научно-технической и инновационной деятельности образованы Московский областной Совет по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Основной целью сотрудничества является формирование и развитие регионального сегмента национальной инновационной системы на базе научно-технического и инновационного потенциалов РАН и Московской области [8, 17, 18].
В любом случае, фундаментальные знания чаще всего являются общественным благом, или как их назвал академик Макаров В.Л. – публичным благом [5].
Рис. 5. Структура знаний в организации
Выводы
В фундаментальных знаниях содержатся теоретические знания о законах природы и основополагающих закономерностях. Они выступают основой для формирования прикладных знаний, которые имеют практическое значение. Эти знания организация может также получать из внешней среды и формировать сама. Как правило, прикладные знания защищаются патентами и другими способами, поэтому организации чаще всего приходится их приобретать или оплачивать. Прикладные знания являются экономическим благом и могут приносить доход как их носителю (например, владельцу патента), так и пользователю [13].
На основе прикладных знаний выполняются различные опытно-конструкторские и проектные работы, в результате которых организация получает новые продукты и новые процессы. Продукты, полученные в ходе выполнения опытно-конструкторских и проектных работ, являются собственностью организации, и она ими распоряжается по своему усмотрению. Они также являются экономическим благом и служат предметом купли-продажи, и способны приносить их владельцу доход.
Можно сделать вывод также и о том, что современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, знаний, организационных изменений и непрерывной адаптации к изменениям внешней среды. Именно последнее обстоятельство, по мнению В.В. Кукушкиной, дало импульс для возникновения, применительно к сфере бизнеса, концепции стратегического управления [9, 11].
Модели управления организацией претерпевали изменения на каждом этапе развития общества. Каждый этап развития отличался своей направленностью, своими задачами в бизнесе. На современном же этапе становятся важными такие аспекты, как инновационная деятельность людей, проведение НИОКР, разработка новых более эффективных моделей управления организацией. В регионах России, в том числе именно в Московской области, уже проводятся и применяются инновационные разработки на практике. Становится более важной именно стратегическая модель управления, которая гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [9, 10, 13].
[1] История науки знает немало примеров, когда учёные опережали своё время на десятки лет.
[2] Бернард Шоу как-то заметил, если Вы имеете яблоко и хотите его продать, то Вы получите деньги, но не будете иметь яблоки. Продавая информацию, вы получаете деньги, и у Вас остаётся информация.
[3] Например, патентовладелец имеет возможность отозвать патент, или лишить возможности права его использования лицу, которому он был предоставлен.
[4] Очень часто организации предпочитают принимать сотрудников, которые проживают там же, где расположена сама организация. Как правило, эти сотрудники окончили местный ВУЗ или другое образовательное учреждение. ВУЗ, кафедра, где подготавливались и выпускались сотрудники, специализировалась в какой-то одной научной области. Таким образом, организация получала «избыточные знания» в одной сфере, а в других они были неполными, отрывочными и т.д.. Решая социальные проблемы сотрудников и свои, которые безусловно важны, организация упускает что-то большое, что порой невозможно восстановить другими средствами.
[5] Многие зарубежные компании имеют такие центры и совсем не обязательно в своей стране.
1. Gelbreyt D. Novoe industrial'noe obschestvo: Per. s angl. / Dzh. Gelbreyt. – M.: OOO «Izdatel'stvo AST»: OOO «Tranzitkniga»; SPb.: Terra Fantastica, 2004. – s. 424.
2. Kalenov O.E. Funkcii znaniy na predpriyatii // Kreativnaya ekonomika. -2012. -№ 8 (68). – S. 3-9
3. Kalenov O.E. Rol' znaniy na predpriyatii: opredelenie, soderzhanie, znachenie//Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plehanova. -2012. -№ 2 (44). -S. 27-32.
4. Makarov V.L. Mikroekonomika znaniy / V.L. Makarov, G. B. Kleyner; Otd. Obschestvennyh nauk Ran, Centr. ekon.-mat. in-t. – M.: ZAO «Izdatel'stvo Ekonomika», 2007. – 204 s.
5. Makarov V.L. Social'nyy klasterizm. Rossiyskiy vyzov. – M.: Biznes Atlas, 2010. – 272 s.
6. Nordstrem K.A., Ridderstrale Y. Biznes v stile fank. Kapital plyashet pod dudku talanta / per. s angl. P.Pavlovskogo. – SPb.: Stokgol'mskaya shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge, 2003. – 280 s.
7. Piketti T. Kapital v XX I veke / Tomas Piketti. – M.: AD Marginem Press, 2016. – 592 s.
8. Kukushkina V.V. Model' innovacionnogo razvitiya regiona: Moskovskaya oblast' [Elektronnyy resurs] / V.V. Kukushkina // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Koncept. 2012. № 7. S. 62-73. - URL:https://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm/ - Gos.reg.El №FS 77-49965.-ISSN 2304-120X.
9. Kukushkina V.V. Tendencii razvitiya strategicheskogo upravleniya v Rossii [Tekst] / V.V. Kukushkina // Vestnik Rossiyskogo Gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta: nauchnyy zhurnal/ pod red. S.N. Baburina.2007. №1. S. 109-117.
10. Kukushkina V.V. Ispol'zovanie instrumentov strategicheskogo upravleniya v Rossii [Tekst] / V.V. Kukushkina // Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta (RGTEU). 2006. № 4. S. 144-151.
11. Kukushkina V.V. Model' razrabotki strategii i opredeleniya pribyli [Tekst] / V.V.Kukushkina// Nauka i ustoychivoe razvitie obschestva. Nasledie V.I. Vernadskogo. 2009. № 9. S. 90-94.
12. Kukushkina V.V. Vvedenie v special'nost'. Menedzhment [Tekst]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy, obuchayuschihsya po napravleniyu 080200 «Menedzhment» i po special'nosti 080507 «Menedzhment organizacii» / V.V. Kukushkina. – M.: INFRA-M, 2012.
13. Kukushkina V.V. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoy raboty studentov( magistrov).[Tekst]:uchebnoe posobie/ Kukushkina V.V. – M.: INFRA-M, 2014.
14. Kukushkina V.V. Antikrizisnyy menedzhment. [Tekst]:monografiya/ Kukushkina V.V. – M.: INFRA-M, 2013.
15. Kukushkina V.V. Marketing v shemah dlya ekonomistov[Tekst]: uchebnoe posobie/ Kukushkina V.V. - M.:Social'nye otnosheniya,2006.
16. Kukushkina V.V. Obschaya ekonomicheskaya strategiya predpriyatiya[Tekst]/Kukushkina V.V.// Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta./ 1999. № 4 (8). S. 91-96.
17. Kukushkina V.V. Formirovanie konkurentosposobnoy sistemy upravleniya [Tekst] / Kukushkina V.V.// V knige: Social'naya sinergetika i aktul'naya nauka. Globalizaciya. Globalistika. Potencialy i perspektivy Rossii v global'nom mire sbornik nauchnyh trudov. 2010. S. 334-335.
18. Yankovskaya V.V. Vliyanie innovacionnoy modeli upravleniya na razvitie regionov RF [Tekst]: monografiya / Yankovskaya V.V.- Germaniya, 2015.S.355.