THE SITUATION OF OVERCOMINGA MEANS OF FORMING SOCIAL RESPONSIBILITY OF SCHOOLCHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The social responsibility of a person is characterized in three mental categories "mental process", "mental state" and "mental property". The situation of overcoming sare one of the effective means of forming social responsibility. A situation of overcoming is a set of successive actions connected with the performance of a specially organized social activity based on the choice of the mode of behavior in this activity, which is a means of correlating self-knowledge and analyzing one's abilities in the spectrum of social functions that are being realized. Overcoming situationsare an important factor stimulating the child's self-development. Our studies have revealed significant links between these phenomena.

Keywords:
social responsibility, situation of overcoming, existential approach, self-development.
Text

Воспитание социальной ответственности школьников нами рассматривается в ключе экзистенциальной педагогики, провозглашающей в качестве цели – воспитание свободного человека, обладающего  внутренней свободой, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с добровольно принятыми морально-нравственными ценностями общества.

Свободные люди самостоятельны в принятии жизненно важных решений, но их выбор – это всегда ответственный акт, поскольку соответствующие ему действия и поступки могут иметь необратимые и судьбоносные последствия как для них самих, так и для других граждан, общества в целом. Без формирования чувства долга, обязательности, внутренней дисциплинированности невозможно воспитать свободного человека, умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности.

Перечисленные качества являются ценностно-смысловым регулятором взаимоотношений личности и общества, их нравственной основой. Вот почему на современном этапе в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выдвигается воспитание социальной ответственности обучающихся.

Социальная ответственность человека характеризуется нами в трех психических категориях «психический процесс», «психическое состояние» и «психическое свойство»:

  • как психический процесс: выполнение человеком своих обязанностей, основанное на интериоризации нравственно-правовых норм;
  • как психическое состояние: осознание человеком ситуации выбора, в котором необходимо брать какие-либо обязательства, а также мобилизация внутренних ресурсов для исполнения принятого решения;
  • как психическое свойство: личностное образование, проявляющееся в реализуемой готовности человека к выполнению своих обязательств перед обществом и самим собой.

Социальная ответственность включает личную ответственность и способность к сопереживанию; имеет временные форматы (ответственность за прошлое, настоящее и будущее), количественные характеристики (ответственность за себя, группу людей, за все человечество).

Экзистенциальный подход к воспитанию социальной ответственности в совокупности его компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

Одним из эффективных средств формирования социальной ответственности являются социальные пробы.

Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора способа поведения в этой деятельности, являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей детьми  в спектре реализуемых социальных функций.

Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у школьников формируется определенная социальная позиция, самостоятельность  и социальная ответственность, которые являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Социальная проба – это всегда преодоление, и поэтому ее основу составляет волевой компонент, при этом эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от успеха или неуспеха ребенка в решении социальной  проблемы. Она предполагает самооценку детей  своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей во внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение социальных проб предполагает погружение детей в ситуацию социального выбора, которое предполагает  стимулирование осмысления ситуации, определения своего отношения и участия в ней.

Это реализуется через решение следующих задач:

  • осознание объективных условий ситуации;
  • выявление наличия альтернативы;
  • осмысление цели социального выбора в данной ситуации;
  • поиск возможных вариантов решения ситуации социального выбора.

Благодаря осознанию имеющейся совокупности альтернатив у ребенка непроизвольно происходит их переработка и сопоставление с имеющейся системой ценностных ориентаций и норм, что стимулирует выбор одного из вариантов решения. Этому способствует реализация другой  системы задач:

  • осознание собственных ценностей относительно предлагаемой ситуации;
  • соотнесение  ребенком вариантов решения ситуации с личной системой норм и ценностей;
  • определение варианта, максимально соответствующего субъективным и объективным особенностям ситуации социального выбора;
  • реальные действия по совершению выбора одной из имеющихся альтернатив.

При решении перечисленных задач возможно возникновение трудностей, в преодолении которых должен помочь педагог. Эти трудности могут быть связаны с осознанием личностных особенностей и соотнесением с ними вариантов выбора.

Социальные пробы отличает такая характерная черта, как целенаправленность их создания. Они не являются случайным обстоятельством жизни, а представляют собой продуманные ситуации. Даже если социальная проба имеет компонент стихийности, то он тоже является предусмотренным и обдуманным педагогическим элементом. Следовательно, необходимым в структуре создания системы социальных проб является взрослый, как её создатель и источник педагогического влияния на социальное самоопределение подростков. Вступая во взаимодействие с молодым человеком, педагог организует ситуацию социальной пробы, которая для воспитанника может казаться случайным стечением обстоятельств.

В процессе социально-педагогического сопровождения социальных проб реализуются три группы задач: 

  • группа задач, связанных с формированием эмоционального компонента: стимулирование потребности в самопознании и самопонимании, проявления чувства долга, сопереживания, отношение к себе как к законопослушному гражданину, способному выполнять свои обязательства перед государством и обществом; проявление чувства собственного достоинства, не позволяющему идти на компромисс совестью в ситуации морально-нравственного разногласия;
  • группа задач, связанных с формированием мотивационного компонента: формирование стимулирующих факторов, направленных на ответственное поведение личности и группы;
  • группа задач, связанных с формированием когнитивного компонента: обеспечение получения знаний об особенностях своей личности, об отношениях к себе со стороны социального окружения; ознакомление человека с морально-правовыми нормами поведения в обществе, нравственными ценностями и традициями; формирование социальных компетенций;
  • группа задач, связанных с формированием поведенческого компонента: включение в процесс социальной идентификации, в деятельность, имеющую социальную значимость; выполнение взятых на себя обязательств, формирование внутреннего локуса контроля и саморегуляционных способностей.

Социально-педагогическое сопровождение  социальных проб предполагает:

  • отказ от жесткой регламентации жизнедеятельности воспитанников, обучение их способам самоорганизации и саморегуляции, необходимым для поэтапного движения к достижению задуманного рациональными способами с проявлением при этом определенной настойчивости;
  • направленность педагогов во внутренний мир – мир переживаний детей, без чего невозможно установление доверительных контактов и глубинного общения;
  • признание педагогом автономности внутреннего мира ребенка в практическом утверждении его права на свободное проявление индивидуального «Я»;
  •  отказ наставников от прямых ответов на актуальные вопросы взрослеющего человека, от решения за него и даже вместе с ним какой-либо проблемы;
  • включение воспитанников в различные ситуации, способные стать для них событиями, приобрести личностную значимость и стимулировать социальный выбор.

Социальные пробы являются значимым фактором, стимулирующим саморазвитие ребенка. Наши исследования выявили существенные связи между этими явлениями. Социальная проба воспринимается детьми как ситуация, требующая преодоления.

58%  опрошенных нами детей  (всего опрашивалось 324 чел.) указали на то, что желание изменить себя приходит тогда, когда они сталкиваются  с трудностями.  81% указали на то, что после ситуаций, связанных с преодолением, у них появляется желание изменить себя.

Процесс формирования социальной ответственности школьников носит цикличный характер, каждый цикл которого предполагает переход от осмысления человеком социальных требований к реализуемой готовности к их реализации в практической деятельности. Основой каждого цикла является событие, то есть то обстоятельство или совокупность обстоятельств, к которому или к которым у ребенка возникает эмоциональное отношение. Таким событием для детей является социальная проба.

Первым этапом педагогического сопровождения формирования социальной ответственности школьников в процессе включения их в ситуации, требующие преодоления, является  актуализация социальной пробы. Она предполагает обеспечение включенности ребенка в сложную для него, но преодолимую ситуацию на основе осознания им своей причастности к происходящему.

Второй этап сопровождения – оценка ребенком  своих возможностей влияния на ситуацию и обязанностей, связанных с реализацией этого влияния. Любая ответственность всегда появляется тогда, когда человек осознает свои обязанности перед конкретными людьми или объединениями людей.

Третий этап  предполагает практическую реализацию обязанностей в конкретной ситуации.

Четвертый этап – рефлексивно-прогностический, стимулирующий осознание воспитанником своих действий по преодолению трудностей в конкретной ситуации и оценку своей ответственности за последействия данного события. Этот этап переходит в актуализацию новой ситуации, которая требует ответственного ребенка к происходящему.

Социальные пробы, как ситуации преодоления, могут   быть частью его реальной жизни, связанных, прежде всего,  с трудностями реализации тех или иных задач в процессе разнообразной деятельности.

Большой потенциал для формирования социальной ответственности содержат социально-ориентирующие игры. В этих играх создаются ситуации, в которых ребенок осмысленно  выбирает вариант своей жизни в игровом пространстве.

Конечно, социальные пробы в игре могут  проявляться как эпизодически, ситуативно, так и постоянно, иметь различную степень выраженности – от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов деятельности в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения выхода из возникающего затруднения. В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.

В социально-ориентирующих играх  могут возникать разнообразные ситуации, формирующие социальную ответственность.

  1. Ситуации выбора: игровой роли; способа участия в игре (один, в составе группы);  выбора позиции в отношениях с другими участниками.
  2. Ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха.
  3. Ситуации успеха и неуспеха.
  4. Другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения  участниками игры.
References

1. Lengle A. Znachenie samopoznaniya v ekzistencial'nom analize i logoterapii: sravnenie podhodov [Tekst] // Moskovskiy psihoterapevticheskiy zhurnal. –2002. – №4. – S. 150–169.

2. Maslou, A. Samoaktualizaciya [Tekst] // Psihologiya lichnosti. Teksty / pod red. Yu.B. Gippenreyter, A.A. Puzyreya. – M.: Izd-vo MGU, 1982. – S. 108–118.

3. Rozhkov, M.I. Social'naya pedagogika : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / M. I. Rozhkov, T. V. Makeeva. — 2-e izd., pererab. i dop. — M. : Izdatel'stvo Yurayt, 2017. —247 s. — (Seriya : Universitety Rossii).

4. Rozhkov M.I., Bayborodova L.V. Organizaciya vospitatel'nogo processa v shkole.– [Tekst] / M.: Vlados, 2000.– 256s.

5. Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Osnovy pedagogiki individual'nosti [Tekst]: uchebnoe posobie. – Kaliningrad, 2000. – 572 s.

Login or Create
* Forgot password?