SYMBOLS, SYMBOLS AND TRADITIONS OF COLLECTIVISM IN THE SYSTEM OF A.S. MAKARENKO AND IN MODERN EDUCATIONAL PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article gives a brief description of the concepts of "collectivism" and "individualism"; attribute attributes, symbols and ritual traditions as carriers of a certain cultural code are analyzed; the role of the symbolism of collectivism in the pedagogical system of A.S. Makarenko and in modern educational practice.

Keywords:
collectivism and individualism, symbolism of collectivism, collective and personality, traditions, signs and symbols as socio-cultural phenomena.
Text

Одним из самых выдающихся достижений советской и мировой педагогики является система коллективного воспитания А.С. Макаренко. Ее принципы и, как бы сейчас сказали, технология, особенно отдельные приемы этой технологии, применяются до сих пор с большой эффективностью.

Однако в целом система А.С. Макаренко в наше время, к сожалению, подпала под клеймо «идеологизированности» и «ангажированности», как подавляющее большинство реалий советского времени. На деле же эта система имеет не столь жесткие связи с советским строем и с советской идеологией, ее ценность – в уникальных воспитательных методах, построенных на принципах коллективизма. При этом, как выясняется, принципы коллективизма, сформулированные А.С. Макаренко, существенно отличаются от принципов коллективизма, сформулированных советскими идеологами в качестве обобщающих идей, на которых строилась вся воспитательная система страны. Современный анализ проблемы показывает, что понимание коллективизма А.С. Макаренко ближе по типу и структуре современной американской модели, а советская идеологизированная модель – ближе современной российской ментальности, ориентированной на коллективизм.

Коллективизм в педагогической системе А.С. Макаренко понимается как чувство, которое, с одной стороны, объединяет всю группу в единое целое, а с другой – поощряет уникальность каждой личности, создавая для нее, говоря современным языком, пространство развития. При этом принятие каждым участником общих целей на личностном уровне приводит к формированию чувства ответственности за коллектив в целом, за каждого участника коллектива персонально, за себя и свой вклад в дело коллектива. Такое понимание коллективизма и воплощение его на практике воспитания способствует выработке у участника коллектива чувства собственного достоинства и чувства персональной ответственности не только за общее дело, но и за все, что происходит с ним и с каждым членом этого коллектива. Дисциплина в таком коллективе – это полная защищенность для каждой отдельной личности [12].

Современные исследования показывают, что специфика понимания коллективизма в русле традиций педагогической системы А.С. Макаренко приводит к появлению особого феномена, характерного, по всей видимости, только для коммуны, созданной педагогом или его точными последователями. В этом её отличие от понимания в более поздних советских традициях, когда возник девиз подчинения индивидуального общественному.

Для советского времени, с его идеологией подчинении личных интересов общественным, или об их единстве на основе примата общественных интересов, о чем говорили большинство советских этиков, характерно сопровождение коллективизма склонностью к конформизму.

Условия формирования коллективизма в традициях системы А.С. Макаренко отличаются от традиционной советской системы. К этим условиям относятся следующие концептуальные положения педагога:

– коллективизм формируется как позитивное личностное качество, если его цели имеют общественно-значимый характер;

– важнейшую роль в формировании коллективизма играет обратная связь, в которой отражена высокая субъективная оценка деятельности коллектива, оценка его направленности и социальной значимости;

– участие в коллективе должно способствовать повышению самооценки участников благодаря высокому социальному статусу самого коллектива;

– участие в делах коллектива должно способствовать решению проблем личностного и профессионального самоопределения;

– коллективные ценности, реализуемые в делах коллектива, должны иметь четко ориентированную социальную природу;

– коллектив будет иметь высокий социальный статус при условии, если его объединяют социально-значимые цели, направленные на реализацию современных идей, актуальных для участников коллектива (и по возрасту, и по принадлежности к той или иной социальной страте, и по способности решать проблемы личностного и профессионального самоопределения);

– символы коллектива будут выполнять воспитательную функцию при условии, если они будут хорошо отражать коллективные ценности, тем самым выполняя роль факторов повышения социального статуса и престижа участников коллектива, факторов чувства защищенности, ощущения востребованности и значимости, факторов формирования чувства ответственности.

Нет сомнения в том, что формирование любого личностного качества предполагает опору на ценностную основу и на социальную природу человека. То есть, человек будет стремиться развивать в себе определенные качества тогда, когда будет чувствовать удовлетворенность от своей востребованности, значимости для других, осознания актуальности результатов своей деятельности. Поэтому особое место в педагогике занимают те методы и технологии, которые позволяют управлять формированием системы ценностей. Одну из наиболее важных ролей здесь играет атрибутика. Это очень хорошо понимал А.С. Макаренко. Атрибутивные знаки и символы выполняли множество функций в его коллективе в целом. Они способствовали самоидентификации, самопрезентации, консервации ценностей и смыслов всех участников.

Известно, что знаки, символы и ритуалы в любом обществе играют роль определенного культурного кода. На уровне государства и общества они являются носителями идеологии; на уровне отдельных людей и частных сообществ они выполняют функцию распространения и закрепления конкретного знания. В эпоху развитого социализма в России проблема символики и ритуалов освещалась в нескольких аспектах: культурно-историческом, педагогическом и социально-психологическом. Советская психолого-педагогическая наука уделяла серьёзное внимание значению знаков и символов в воспитании детей и молодёжи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, С.В. Рубинштейн, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Л.И. Божович, Л.В. Занков). Содержание (значение) символики и ритуалов советского общества определялось необходимостью закрепления идеологических постулатов в виде культурных норм и ценностей, по сути приобретавших характер стереотипов. Знаки, символы, ритуалы использовались в работе с детьми и подростками как один из инструментов формирования у них определенной жизненной позиции, соответствующей советской идеологии, которая требовала от каждого понимания своей роли в коллективе и умения определить перспективы своего участия в его жизни. Эмоциональная сфера детей, подростков и юношества также испытывала на себе влияние идеологии и не последнюю роль в этом сыграли эмблемы и символы, несущие в себе содержание коллективизма.

В нашем случае ставится следующая воспитательная цель: «формирование коллектива в учебной группе», «развитие личностного качества "коллективизм"». Педагогические усилия направлены на старшеклассников – это подростковый и юношеский возраст. Таким образом, получаем сдвоенную задачу – найти или создать такие символы, которые бы включали ценности, актуальные для этого возраста, но в синтезе приобретали бы яркую коллективистскую направленность. Кроме того, создаваемый (подбираемый) символ, как атрибут коллективизма, должен соответствовать уровню компетентности подростков, или, по Л.С. Выготскому, находиться в зоне ближайшего развития [4]. То есть какие-то аспекты этих символов могут быть неизвестны и непонятны, но любое педагогическое использование символов включает процедуру конвенции или знакомства. При правильной организации этого знакомства (небольшая помощь педагога, а еще лучше – организация процесса самообучения, например, с помощью Интернета, социальных сетей) эти символы должны хорошо прочитываться, чтобы вызывать у подростка требуемый отклик. В этом процессе большую роль играет описанный А.Н. Леонтьевым сдвиг мотива на цель, но это тема для отдельного исследования.

Механизмы воздействия коллективистской атрибутики разнообразные. Визуальные знаки и символы могут быть яркими, внешне выразительными, эмоционально насыщенными, в них можно использовать различные приемы – интригующую загадку, внушение, логику и др. Приемы внешней эффектности – это первый шаг на пути интереса к символу, к его привлекательности и принятия, они открывают путь к постижению более обобщенного, не лежащего на поверхности смысла.

Знаки, символы и ритуалы в любом обществе играют роль определенного культурного кода на уровне государства и общества, а также школы. Они являются носителями идеологии на уровне отдельных людей и школьных коллективов, где эти символы выполняют функцию распространения и закрепления конкретного знания. Весь это спектр педагогических инструментов защищает личность, ее человеческое достоинство и определяет всю жизнь коллектива. Знаки и символы  помогают избежать хаоса и безответственности учащегося (иначе образовательный процесс стал бы невозможен). Все это, по словам А.С. Макаренко, способствует воспитанию дисциплины как признака организованного общества. Школа без дисциплины – это школа американской модели воспитания, где на уроках учащиеся могут нарушать дисциплину, иметь при себе оружие и наркотики. Целесообразность дисциплины, как важного звена жизни школы, А.С. Макаренко связывал с понятием свободы, которая, по его словам, невозможна в условиях анархии и вседозволенности.

Задача педагога, использующего атрибутику коллективизма, – управление выбором атрибутики или совместное создание новых символов, отражающих идеи коллективизма, с одной стороны, и актуальные для подростка и юноши смыслы – с другой. Этот выбор будет влиять на субъектную позицию развивающейся личности.

Следует сказать, что в современной московской школе № 656 имени А.С. Макаренко, которой многие десятилетия руководила талантливый педагог и организатор Валентина Сергеевна Николаева, применялся комплекс следующих воспитательных мер: а) внутренний трудовой распорядок школьников; б) кодекс ученика; в) программа «Кем быть?», «Каким быть?»; г) законы содружества; д) использование отличительных знаков, нагрудных значков; е) построения, линейки, вынос знамени под дробь барабанщиков; ж) заповеди членов педагогического коллектива и т.д. [13]. В перечисленном выше списке мы находим символы и знаки, которыми очень умело пользовался А.С. Макаренко. Эту сторону педагогического наследия А.С. Макаренко зарубежные и отечественные макаренковеды до сих пор не исследовали. Тем не мене, педагогика впитывает и разрабатывает разнообразные методы, средства, приемы и технологии для достижения поставленных учебно-воспитательных задач. И одним из самых действенных методов является обращение к атрибутивным средствам – символам, эмблемам, другим знакам, несущим воспитательное содержание и имеющим ярко выраженную способность развивать произвольную саморегуляцию личности.

Для нас особое значение имеют атрибуты коммунарства, коллективизма и коллективной творческой деятельности, которые играют важную роль в формировании коллективистических качеств личности.

Механизм работы этих атрибутов легче всего проследить в технологии, построенной на основе педагогической системы А.С. Макаренко, где наиболее распространенными атрибутами являются названия коллективных творческих дел (КТД), которые чаще всего носят образный характер и отражают суть самого дела, реализуемого в различных содержательных областях [8; 9; 10]. К ним мы относим: а) трудовые – «Город мастеров», «Радость малышам»; б) общественно-политические – «Салют ветеранам», «Вахта памяти»; в) познавательные – «Защита фантастических проектов», «Турнир звездочетов»; г) художественные – «Фестиваль народных талантов», «Золотая осень»; д) спортивные – «Снежная фантазия», «Веселая спартакиада».

Творческие дела и поручения обязательно должны иметь интересные названия, которые становятся атрибутами дела: «Я – Кемеровчанин», «Красные следопыты», «ПШКВИП» (приведём школу в идеальный порядок), «Живая газета», «Звездный турпоход», соревнование «Культура школу красит», «Неделя зеленого друга», «Боевой листок», «Живая газета» и др.

Название может отражать не только предметную составляющую, это может быть принцип отношения к делу и девизы: «Не "Труд-работа", а "Труд-забота", На пользу кому?», «На радость кому?», «Все творчески – иначе зачем?!», «радость по секрету», «один за всех и все – за одного» и др.

Названия структурных подразделений и организационных форм коллектива также являются атрибутикой и имеют воспитательное значение, поскольку выполняют смыслообразующую функцию: структурные подразделения: «Совет дела», «Совет мудрейших», «дежурное звено», «зеленый патруль», «Тимуровский отряд», «звездочки», «затейники», «летописцы», «репортеры», «Мичуринцы» и др. Организационные формы: «Сбор-Огонек», «Круг», «по солнышку», «стартовая беседа», «анкета желаний», «книга вожатого», «Книга решений совета и общего сбора», «разведка дел и друзей», «дружинная разведка», «разведка дел и друзей», «сбор-старт», «время на шум», «добрый сюрприз», «концерт-ромашка» и др.

Особое положение в методике КТД, как и в системе А.С. Макаренко, занимают визуальные знаки и символы. Почти каждое название, а иногда и девиз, находит свое воплощение в визуальной эмблеме. Принцип составления эмблемы похож на принцип формирования гербов и знаков рода (геральдика), в качестве составных элементов используются как какие-то известные и общепринятые символы, так и новые, придумываемые конкретно для определенного дела, для конкретного подразделения. Интересен процесс создания эмблемы: в методике КТД это должен быть обязательно коллективный процесс. Обычно он протекает стихийно, какие-то образы и символы предлагаются, обсуждаются и в процессе обсуждения либо отвергаются, либо принимаются. Но чаще процесс идет от содержания к изображению. Содержание и идея обычно всем известны, поэтому каждый участник предлагает какие-то объекты в качестве символа или атрибута этой идеи. Например, «Зеленый патруль» – идея патрулирования плюс идея защиты природы. Что можно использовать в качестве символического воплощения идеи защиты природы? Это может быть какой-то элемент самой природы, причем чаще флоры, чем фауны, так как конкретные представители фауны воспринимаются на эмблеме слишком буквально и чаще ассоциируются не с защитой природы вообще, а с защитой этого животного или даже просто с его характером. То есть животное чаще выбирают для того, чтобы показать общественный характер какого-то коллектива, отряда. А элементы флоры труднее опознаются, поэтому легче выполняют обобщающую функцию «всей природы»: зеленый листочек, веточка, силуэт дерева. А идея патруля может быть либо военизированной – какое-то оружие, либо воплощать какую-то более конкретную идею, например, о том, каким образом осуществляется этот патруль: это может быть ограждение, флажки, фонарик (прожектор), это может быть фигурка человечка (патрульный). На последней стадии создания эмблемы уточняется взаимное расположение элементов, общая композиция, цвет, материал.

Механизм влияния визуальной атрибутики давно изучен, он очень эффективен, поэтому процесс создания визуальных эмблем сейчас взят на вооружение PR-менеджмента, давно известные и новые креативные приемы широко используются в рекламе, в предвыборных компаниях, в формировании имиджа политиков, артистов, брендов целых компаний и фирм.

Для идеи коллективизма визуальная атрибутика ценна в первую очередь тем, что она позволяет быстро и эффективно идентифицировать участника того или иного коллектива (индивидуальные отличительные значки), всей группы в целом (эмблемы коллектива), визуальная эмблема становится воплощением коллективной идеи, не давая о ней забыть и формируя целостность всего коллектива, чувство единения каждого его участника и дифференциацию себя от представителей других коллективов.

Важно, чтобы общая идея, объединяющая группу или класс в коллектив, способствовала повышению их самооценки, благодаря увеличению социального статуса, престижа, чувства собственной значимости. Коллектив должен способствовать формированию общественно-значимых ценностей, и это в первую очередь достигается получением обратной связи от окружающих, в которой заключена высокая оценка.

Хороший коллектив способствует решению проблем личностного и профессионального самоопределения, как было показано выше, но символы, отражающие идею коллективизма, будут оказывать воспитательное воздействие не сами по себе, а как носители определенных идей. То есть, по сути, воспитательное воздействие оказывает сам коллектив, коллективистские ценности, а символ, как носитель и визуальное или текстовое воплощение этих идей, способствует их большей действенности, сохранности, появлению исторической перспективы. Символы и знаки коллективизма также являются инструментами усиления процесса самоидентификации, специализации, самопрезентации.

В работах Антона Семеновича, включая «Педагогическую поэму», подробно описывается использование педагогами колонии и коммуны символов и ритуалов в воспитании подростков и юношей. Например, педагог писал о том, как колонисты были увлечены военным строем, вынося из военных увлечений интерес к военной символике, а затем и сами внесли много предложений о внедрении символов в жизнь своего коллектива, используя свои естественные мальчишеские симпатии к морскому и боевому быту [8, с. 220]. Военная атрибутика повлияла на многие общественно-значимые движения, так как в системе военной организации, развивающейся многие столетия, исторически сформировалось множество эффективнейших педагогических воспитательных форм, которые, как оказалось, успешно могут быть перенесены в мирные практики, не имея «милитаристского хвоста». Особое значение имеет практика использования военной атрибутики для воспитательных целей, например, в скаутском движении. В трудах А.С. Макаренко прослеживается связь военных символов и знаков с атрибутами, используемыми в воспитании колонистов, символов скаутского, а также пионерского движения. Все эти знаки, символы, ритуалы близки по форме и содержанию. Они призваны оказывать социально-психологическое влияние на подрастающее поколение, развивать у них такие важные качества, как ответственность, взаимоподдержка, активное участие в жизни коллектива, доброжелательность и формировать способность работать в коллективе и на коллектив.

Субъекты воспитательного процесса являются носителями представлений о современных знаках и символах. Общепризнано, что от их отношения к социально значимым ценностям зависит эффективность социального воспитания. В связи с этим для осуществления целенаправленного воспитания школьников важно выявить как состав распространенных знаков и символов в современной молодежной среде, так и представления современных старшеклассников о таких социально значимых ценностях, как взаимоподдержка, коллективизм, поддерживающие и понимающие взаимоотношения, личная ответственность за себя и за близких, самостоятельность и др.

Воспитательное воздействие коллективистских ритуалов, знаков и символов обусловлено в первую очередь глубиной и точностью их понимания подростками, а также ценностью для них коллективистских идей (степенью сформированности коллективистских ценностей).

Как было отмечено выше, знаки, символы и ритуалы как носители определенного культурного кода эффективно использовал в своем педагогическом эксперименте Антон Семенович Макаренко.

Отметим, что символ как объект представляет собой систему взаимосвязанных образов, фрагментов смысла, идеи, которая основывается на определенной концептуальной программе, и выражает определенную позицию членов сообщества. В процессе формирования необходимого впечатления в атрибутах и символах используются разнообразные средства, которые формируют текстуальные значения требуемого послания. Объективация послания может содержаться в предмете – вещи, в символическом изображении, в сопровождающем тексте, в цвете, в композиции и т.д.

 Особым и очень важным случаем объективации образа является процесс осознания человеком его содержания, воплощенного в композиции символа (знака). В определенной степени сам знак является объективацией, а его общепринятые значения (сигнификации) становятся наиболее вероятными прочтениями, т.е. формируют систему представлений об атрибутируемых объектах, событиях и процессах.

Известно, что функция символов заключается в том, чтобы воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления и передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности [9]. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это лишь в том случае, если обретут некоторую «телесную оболочку»: соединятся со звуком, печатными литерами, графическими изображениями и через подобные «материальные проводники», служащие «перевозчиками смысла», достигнут сознания.

Атрибут-знак выполняет задачу фасилитации понимания социальных отношений, предстает формальной причиной оценочного (ценностного) социального отношения. Под социальной ценностью понимается культурное значение тех или иных качеств, фактов, событий или явлений, непосредственно влияющих на систему социальных отношений. Социальная ценность, воплощенная в предпочитаемом знаке, символе – внешнее проявление внутреннего регулятора поведения, который реально формирует ценностное ориентированное поведение, формулирует цели, смысл и стиль жизни его носителя, и тем самым выделяет среди остальных, для которых эти качества несущественны, определяя тем самым его позицию в системе социальных отношений.

Общество и отдельные социальные связи существуют лишь в той мере, в какой индивиды осознают его; индивидуальное сознание социально детерминировано [2, с.130–131].

Репутация, общественное мнение, которое разнообразным образом репрезентируется в различной атрибутике, может существенно различаться в зависимости от социальной страты. Для знаковой типизации (идентификации знака, как репрезентирующего те или иные ценности) в обозначении образа субъекта нужно, чтобы она имела объективный смысл, для чего зачастую бывает необходима лингвистическая объективация. Однако современные исследования показывают, что вербальная объективация не является единственно возможной. Воздействие символов, в первую очередь визуальных (герб, логотип), обусловлено необъективированными (неосознаваемыми) факторами едва ли не в большей степени, чем вербальными.

Визуальные символы представляют собой специфичные семиотические системы, элементы которых могут быть описаны и проанализированы на основе единой психосемиотической классификации.

Значение любого символа отражает определенное единство, координацию трех функциональных компонентов значения (репрезентации оценок, предметов, операций-действий).

Любой визуальный знак в конкретном акте коммуникации должен нести информацию о социальных, национальных, профессиональных характеристиках сообщества, которое он призван представлять, отношение авторов к обозначаемым явлениям и участниках сообщества, так или иначе, воздействует на общающихся. Только в контексте общения актуализируются все потенциальные функции визуального знака.

В связи с этим отметим, что в концепции Е.А. Петровой разработана трехфакторная модель восприятия имиджа человека: «статус», «оценка», «близость» (близкий, много общего со мной, похож на меня) [14].

Для создания символов используются разнообразные приемы.

Интересна история происхождения символов. Исторически общепринятые символы появлялись у каждого народа схожим образом. Символизм изображений животных, растений, птиц, неодушевлённых предметов зародился ещё в древние времена во времена появления первоначальных форм религии, таких как фетишизм, тотемизм, анимизм (вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу).

Свойственное человеку стремление к изобретению всякого рода символов берёт своё начало из этих же времен: необходимость выбора отличительного знака для своего рода, клана. Люди были уверены, что тотемы помогают им в жизни, оберегают от опасностей, злых духов, врагов.

Такие родовые символы назывались тотемами. Термин «тотем» происходит из Северной Америки. На языке индейцев оджибве слово «ототем» означает понятие «его род». Слово «Тамга» для азиатских народов тюркского и монгольского происхождения – знак родовой принадлежности, обычно изображение животного, птицы или оружия, оно изображается на знамёнах, эмблемах, выжигается на шкуре животных и даже наносится на тело.

В античные времена полководцы, цари, легендарные герои имели свои отличительные знаки, личные эмблемы, которые призваны были информировать окружающих о характере человека, реальном или желаемом, о его намерениях и идеалах. У римских легионеров для различия легионов и когорт сформировались особые знаки (signa) на знаменах (vexilla). Этими знаками обычно были изображения различных животных – вепрь, лев, конь, волчица, орёл. Также римские легионеры имели на щитах эмблемы, которые выполняли схожую функцию.

Одним из интересных примеров использования цвета в знаках и символах могут быть раскрашенные в разные цвета щиты древних германцев, которые также, в первую очередь, были предназначены для различения, однако им приписывались и какие-то психологические значения.

Без сомнения, что родовые тотемы, личные знаки, эмблемы стали прообразом для более поздней символики, которая сформировалась в средние века. Такой символикой были гербы рода, семьи. Считается, что первые гербы появились в X в. Герб, как отличительный знак, изображался на щитах, знамёнах, печатях. Гербы применялись для заверения различных документов, как печать для подтверждения подлинности. Родилась целая наука – геральдика, это наука о значении гербов, о правилах их составления, об особенности композиции символов в гербах.

В средние века появляются так называемые личные клейма мастера как одна из форм отличительных знаков. Эти знаки на изделия могли ставить только признанные мастера. В Германии звания «мастер» ремесленник удостаивался после трех лет обучения и многих лет работы. Личное клеймо – это своего рода «знак качества» товара. Неграмотному населению такое клеймо помогало выбрать нужный товар, а кроме того, запоминающийся образ позволял быстро различать хорошую продукцию, не вчитываясь в надписи. Можно сказать, что это клеймо было прообразом современной марки фирмы, бренда, логотипа.

Как показало исследование, педагогика впитывает разнообразные методы для достижения поставленных воспитательных задач, и одним из самых действенных методов является обращение к атрибутивным средствам – символам, эмблемам, другим знакам, несущим воспитательное содержание, имеющим ярко выраженную способность развивать произвольную саморегуляцию личности [15].

Использование символов и знаков в педагогике особенно актуально в контексте культурно-исторической концепции развития Л.С. Выготского [6]. Представления о социогенезе высших психических функций, об их знаково-символическом характере, об историчности социальной ситуации развития находят свое воплощение в содержании воспитательной символики.

Любые знаки и символы являются носителями актуальных социокультурных норм и ценностей [1]. Человеческое сознание порождает знаково-символическую атрибутику для всех явлений своей жизни. Одни символы создаются намеренно, другие появляются стихийно, как результат потребности обозначить объект, место, ситуацию, смысл и тем самым в широком смысле сделать его достоянием человеческой культуры (в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [3; 4; 5; 6]), а в более узком – придать обозначенному объекту виртуально-утилитарную функцию, дать возможность оперировать этим объектом в ментальном поле.

Любой символ или знак – это артефакт, обладающий «социогенными» функциями: экспозиция такого артефакта обладает свойством объединять людей по содержательному признаку, носителем которого является символ, в какие-то группы и даже коллективы, являющиеся для его членов абсолютной и безусловной ценностью. В определенный момент такой артефакт, принимая на себя проекции обозначаемых ценностей данной группы, может стать «фетишем». В таком качестве символ может приобрести даже некое самостоятельное существование, самоценность, такое необычное свойство, которое воспринимается людьми как отражение сакрального.

Символы опосредуют передачу накопленного в человеческой культуре опыта и ценностей – нравственных идеалов, достижений науки, искусства, техники – благодаря символам общечеловеческий опыт становится индивидуальным личностным опытом. Символы выполняют также функцию регулятора поведения и деятельности человека, они являются инструментами осознавания и своеобразным ориентиром, размечающим картину мира субъекта, благодаря чему могут служить эффективным средством воспитания подрастающего поколения.

Символы выделяются среди прочих педагогических воспитательных средств способностью емко, наглядно и образно фиксировать и выражать духовные и материальные ценности. При этом следует отметить, что роль атрибутивной символики для современных формальных групп в наше время резко снизилась, так как психологические механизмы воздействия символов в формальных группах не работают совсем или работают слабо. Причины: 1) в современных условиях, когда нет единой глобальной идеи идеологического плана, когда появилось огромное количество возможностей самореализации в совершенно различных направлениях, практически исчезла потребность в формировании слишком конкретной содержательной направленности коллектива, а значит, в объединяющей идее. Формальная идея-цель, заданная извне, уже существует и идентифицируется по официальным признакам (название и официальная эмблема учебного заведения, номер учебной группы, название подразделения фирмы или предприятия, марка и бренд фирмы и т.д.); 2) а с другой стороны, использование эмблем, знаков и символов разного рода усиленно используется в рекламе, поэтому и визуальная и вербальная символика ассоциируется с товаром, вызывая отторжение на личностном уровне; 3) атрибутика различного рода получила слишком широкое распространение в неформальных группировках, которые гораздо больше, чем формальные группы, нуждаются в усиленной самоидентификации и самопрезентации. Поэтому в группах, организованных по формальному признаку, возникает стремление в противовес использовать иные средства объединения и самопрезентации.

С одной стороны, эффективность педагогических инструментов определяется их соответствием поставленной цели. С другой стороны, содержание того или иного знака или символа будет иметь социальную значимость для определенной категории людей. Поэтому педагогическую задачу использования символьной атрибутики в качестве воспитательного средства можно разбить на две:

1) выявление актуальных для большинства членов (учебной) группы смыслов и содержаний и воплощение их в актуальной атрибутике;

2) создание (подбор) атрибутики с определенным содержанием (актуализируемые ценности и цели) и придание ей субъективной значимости для группы.

Второй пункт более сложен для реализации в повседневной педагогической практике, но он более действенный, так как только этот путь позволяет вывести воспитанников на путь целенаправленного формирования социально значимых ценностей, однако на практике чаще всего мы объединяем обе задачи.

Необходимо создавать позитивную символику, отражающую духовные ценности и интересы общества, профессионально и обоснованно использовать ее в педагогическом процессе. Педагогическая эффективность использования атрибутов будет определяться также способностью педагога воспроизводить определенную последовательность действий всей технологической цепочки, которая будет гарантировать достижение планируемого результата.

В заключение следует сказать, что в настоящее время в России отсутствуют государственные массовые детско-юношеские организации, имеющие общую идеологическую и символическую значимость. Молодежная субкультура имеет свою идеологию и символику, которые носят частный, узкоспециальный характер и не влияют на базовые личностные качества. Эта идеология может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на школьников всех возрастов. Возникает необходимость более осознанного обращения к таким эффективным инструментам воспитания, как знаково-символические средства, атрибутика. Особого внимания здесь заслуживают знаки и символы коллективизма, оказывающие влияние на глубинные процессы формирования личности.

Решение проблемы эффективности использования знаков и символов коллективизма в процессе воспитания требует реабилитации и актуализации взглядов А.С. Макаренко на коллективизм с помощью проведения параллелей между принципами и положениями его системы и современными взглядами на развитие личности в коллективе.

References

1. Afanas'eva A.P. Simvol kak sredstvo diagnostiki cennostno-smyslovoy sfery lichnosti. Avtoref. dis. …kand. psihol. n.: 19.00.01. [Tekst] / A. P. Afanas'eva. – M., 2002.

2. Berger P., Lukman T. Social'noe konstruirovanie real'nosti [Tekst]: Traktat po sociologii znaniya / P. Berger, T. Lukman. – M.: Medium, 1995. S. 130–131.

3. Vygotskiy L.S. Orudiya i znaki [Tekst] / L.S. Vygotskiy: Psihologiya razvitiya cheloveka. – M.: Smysl, 2005.

4. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psihologiya [Tekst] / L.S. Vygotskiy. - Pedagogika-Press, 2010.

5. Vygotskiy L.S. Pedagogiya podrostkov [Tekst] / L.S. Vygotskiy. – APN RSFSR,1960.

6. Vygotskiy L.S. Psihologiya [Tekst] / L.S. Vygotskiy. – EKSMO-Press, 2000.

7. De Kumis S. Deti Makarenko. Pedagogicheskaya Poema kak «roman dlya detstva» [Tekst] / S. De Kumis. – Piza: Izd-vo ETES, 2002.

8. Ivanov I.P. Kollektivnye tvorcheskie dela Kommuny imeni A. S. Makarenko [Tekst] / Ruk. avt. kollektiva I. P. Ivanov. – L.: LGPI im. A. I. Gercena, 1970.

9. Lipinskaya I.A. Simvoly i znaki v obschestvennoy roli - imidzhe sub'ekta [Tekst] // Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy mezhdisciplinarnoy internet-konferencii «Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy» 25-30 aprelya 2011 g. / Otv. red. – V.V. Hlynova. 2011. URL:http://s-vfu.ru/content/div/1125/INTERNET-KONF-2011.htm#_SODERZhANIE

10. Manasova G.N. Pedagogicheskiy potencial simvolov v istorii i sovremennoy otechestvennoy praktike obrazovatel'nogo processa. Dis. …kand. ped. nauk: 13.00.01 [Tekst] / G.N. Manasova. – Vladimir, 2007.

11. Mettini E. Duhovno-nravstvennye osnovy vospitatel'noy sistemy A.S. Makarenko. K 130-letiyu A.S. Makarenko (1888-1939) [Tekst] / E. Mettini // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . – 2017. – T. 2. – №. 6. – S. 60–67. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19899/view

12. Nevskaya S.S. Formirovanie social'no-pedagogicheskih vozzreniy A.S. Makarenko [Tekst] / S. S. Nevskaya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M», – 2017. – T. 2. – №. 3. – S. 27–45. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/17478/view

13. Nikolaeva V.S. Pedagogika A.S. Makarenko v reshenii problem sovremennogo detstva [Tekst] / V.S. Nikolaeva // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . – 2017. – T. 2. – №. 6. – S. 68–74. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19901/view

14. Petrova E.A. Znaki obscheniya [Tekst] / E. A. Petrova. – M.: Gnom i D, 2001.

15. Cvetkov A.V. Rol' simvola v razvitii proizvol'noy regulyacii povedeniya lichnosti v shkol'nom vozraste. Avtoref. dis. …kand. psihol. n.: 19.00.07. [Tekst] / A. V. Cvetkov. – M., 2006.

Login or Create
* Forgot password?