PREVENTION OF XENOPHOBIA IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN TERMS OF GROWTH OF MIGRATION PROCESSES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents an analysis of the destructive influence of xenophobia. Prevention of xenophobia in the educational environment is considered as a special kind of targeted psychological and pedagogical activity aimed at creating conditions for the formation of experience of constructive intercultural communication of the subjects of education.

Keywords:
xenophobia, xenophobic attitudes, intercultural interaction, intercultural competence, prevention of xenophobia.
Text

 

Профилактика  ксенофобии в образовательной среде не может быть эффективной  без осознания проблемы новых вызовов, связанных с ростом доли детей в миграционных процессах.

В докладе Международной организации по миграции от 19.04. 2017 г. отмечается, что Российская Федерация занимает третье место в мире по количеству инокультурных мигрантов (http://www.newsru.com). В государственном докладе Министерства труда и социальной защиты РФ «О положении детей в Российской Федерации в 2015 году» отмечается, что значительная часть несовершеннолетних из семей мигрантов, которые состоят на миграционном учёте в России,  проживают в  столице РФ (http://www.rosmintrud.ru).

В 2014 г. Российский институт стратегических исследований  (РИСИ) – крупный научно-исследовательский и аналитический центр, учреждённый президентом РФ, подготовил аналитический доклад «Социальные риски иммиграции». В докладе эксперты отметили, что особую опасность представляет образование в российском обществе параллельного неконтролируемого социума мигрантов, которые предпочитают жить обособленно и не настроены на интеграцию в социум принимающей стороны. Эти факторы способствуют росту ксенофобии и напряжённости в современном российском обществе [11].  

Теракты последних лет в европейских странах показали, что среди террористов были выходцы из семей мигрантов, которые родились в Европе и выросли в так называемых «гетто», населённых только мигрантами с присущей им социальной апатией и отчуждением. Европейский опыт также показывает, что образование  анклавов мигрантов, отсутствие позитивных межкультурных коммуникаций с представителями коренного населения, проблемы  их адаптации и интеграции в социум принимающей стороны являются существенными рисками роста ксенофобии и экстремистских идей. Особую опасность представляет втягивание подростков и молодёжи из семей мигрантов в экстремистские и террористические группы [11].

Проявления ксенофобии, понимаемой как непринятие людей иной культуры, иной национальности являются питательной почвой идеологии экстремизма и совершаемых на этой основе экстремистских и террористических актов [9].

А.В. Кузьмин, канд. юрид. наук,  начальник Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Московской области в своих исследованиях показал, что превышение количества открытых проявлений ксенофобии в пределах 5–10% от общего числа населения достаточно для того чтобы «раскачать лодку»  экстремизма и терроризма [3].

Учёные психологи из Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.В.  Кроз и Н.А. Ратинова рассматривают ксенофобию как негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе отношение субъекта к определённым человеческим общностям и к их отдельным представителям – «чужакам», «иным», «не нашим» [5].  

Установлено, что сформированные ксенофобские установки к подростковому возрасту представляют так называемую «мину замедленного действия». Е.Г. Дозорцева, д-р психол. наук, профессор, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦССП имени В.П. Сербского в своих исследованиях по проблеме ксенофобии приходит к выводу, что выраженные ксенофобские установки у подростков связаны с ориентацией на нормы и правила референтной группы.  Подросток регулирует своё поведение преимущественно в рамках тех норм и правил, заданных его ближайшим окружением. Поэтому идеология, указывающая на чужого или врага, наложенная на кризис подросткового возраста, может быть востребована среди подростков [4].

Анализ проблемы показал, что проявления ксенофобии в образовательной среде, выполняя функцию изоляции, формируют устойчивый образ «врага»,  ограничивают сферу конструктивных межкультурных коммуникаций субъектов образования [9]. 

            Наши исследования, которые были проведены с 2015 по 2017 г. в г. Москве в рамках государственного задания  ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», в рамках которых были опрошены 120 семей мигрантов с детьми из стран Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья с явными этнокультурными различиями между страной исхода и принимающей стороны, показали, что значительная часть инокультурных мигрантов (70%) приезжают в Россию из сельских поселений стран Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья. Специфические социокультурные нормы, традиции, уклад жизни, которые характерны для сельских поселений родной страны инокультурных мигрантов, затрудняют их адаптацию и интеграцию в крупном мегаполисе с чужой культурой. В результате исследования мы выявили, что цель приезда семей мигрантов с детьми в Российскую Федерацию  – это повышение качества жизни, решение насущных материальных проблем. При этом 30%  мигрантов не в достаточной степени владеют русским языком, им неведомы российские законы и тем более реалии российского бытия.  В зоне социального риска находятся 65% семей мигрантов (ограниченный материальный ресурс, неудовлетворительные жилищные условия, наличие хронических заболеваний и вредных привычек – курения, злоупотребления алкоголем).  Существенный дисбаланс между социальными ожиданиями и реалиями бытия в чужой стране способствует внутрисемейным конфликтам, которые существенно снижают воспитательный потенциал семьи мигранта. Исследование проблемы показало, что значительная часть опрошенных нами несовершеннолетних из семей мигрантов признают главной задачей своего выживания в новом социальном пространстве умение защищаться, объединяться и противостоять угрозам насилия со стороны представителей коренного населения.

Безусловно, актуальной проблемой является профилактика ксенофобии не только у несовершеннолетних принимающей стороны, но и среди семей мигрантов.

На наш взгляд, одно из важнейших условий профилактики ксенофобии в образовательной среде – непрерывное социально-педагогическое сопровождение семей мигрантов. При этом под непрерывным социально-педагогическим сопровождением нами понимается оказание комплексной поддержки семьям мигрантов, содействие их позитивному взаимодействию с представителями принимающей стороны, осуществление индивидуальной и групповой превентивной деятельности. В целях искоренения иждивенческой позиции важно относиться к семьям мигрантов с детьми не как к объектам воздействия, а как активным субъектам взаимодействия.

Важнейшим направлением  превентивной деятельности специалистов является предупреждение школьной дезадаптации ребёнка из семьи мигранта.  Исследования А.Я. Макарова показали, что дети  из семей мигрантов имеют различные проблемы в освоении школьной образовательной  программы. Неразрешённые школьные проблемы снижают их самооценку, негативно сказываются на отношениях с окружающими, снижают социальный статус ребёнка среди одноклассников и сверстников [7].

В контексте нашего исследования представляет интерес австралийская модель работы с мигрантами, которая базируется на выявлении основных культурных отличий представителей различных этносов:  различные коммуникационные стили; разное отношение к конфликту; различные подходы к решению проблем (задач); различные стили принятия решений; разное отношение к открытости (откровенности); разные подходы к приобретению знаний и умений. Выявленные различия учитываются при разработке стратегий социально-педагогической поддержки и защиты детей из семей мигрантов, а также при выработке кодекса этики межкультурного коммуникатора для педагогической общественности Австралии.  Основа австралийской модели – преодоление культурных барьеров в межкультурном взаимодействии мигрантов и титульного населения Австралии.  Опыт Австралии ценен и тем, что может быть использован и в нашей стране [2].

Анализ международного опыта работы с детьми из семей мигрантов доказывает, что социально-педагогическое сопровождение данной категории в новом социуме успешно при условии применения комплекса мер, направленных, прежде всего, на языковую подготовку, знакомство с новой культурой, традициями и обычаями. При этом наиболее эффективной признается сочетание индивидуальной и групповой форм работы с ребёнком и его ближайшим окружением, так как  дети и семьи одной этнокультурной принадлежности склонны в новом социуме группироваться по национальному признаку [2].   

Важной частью социально-педагогического сопровождения является раннее выявление группы мигрантов социального риска и оперативное вмешательство специалистов с целью предупреждения проявлений ксенофобии в их среде. Формальный подход при реализации превентивной деятельности не допустим. Известно, что экстремистские ресурсы используют все возможности для втягивания подростков и молодых людей в террористическую деятельность. Как показывает практика, необходимо своевременно выявлять очаги ксенофобии. Деструктивное влияние ксенофобии на сферу межкультурного взаимодействия субъектов образования заключается в том, что в сознании человека формируется устойчивый образ «врага», а объединяющий идеологический фактор «свой – чужой», «мы – они» способствует созданию группы единомышленников с чёткими представлениями об образе врага – источника угрозы и опасности.

Огромный ресурс профилактики ксенофобии в образовательной среде – это развитие социальной активности детей, ответственного поведения,  формирование опыта межкультурных коммуникаций в процессе взаимодействия с субъектами иных культур. Сокращение культурной дистанции между детьми из семей мигрантов и детьми принимающей стороны невозможно без осознания того, что каждый народ имеет свои национально-культурные особенности. Известно, что каждая культура является уникальной и самобытной, нет абсолютно идентичных друг другу культур. Известный учёный, специалист в области социологии культуры и социальной антропологии Ф.И. Минюшев отмечает, любая культура возникла и развивалась в процессе накопления уникального жизненного и исторического опыта конкретного народа в пространстве, времени, геосреде, жизненных обстоятельств и является «родной», формирует у людей чувство «дома» и «своего» [8].

Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями и правилами. Известно, что другие культуры мы воспринимаем через призму своей культуры. Принимая базовое определение культуры (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), можно утверждать, что важнейшее значение в профилактике ксенофобии в образовательной среде имеет развитие у субъектов интереса к другим культурам,  изучение их традиций, обычаев, самобытности образа жизни, развитие межкультурных компетенций и культуры сотрудничества.

Профилактику ксенофобии необходимо начинать с самого раннего детства, когда ребёнок получает от взрослых первые стереотипные представления, характеризующие другие народы. В.Г. Крысько, известный российский психолог, специалист в области этнопсихологии, отмечает, что «стереотип однороден, он делит мир лишь на две категории: "знакомое" и "незнакомое". Знакомое становится синонимом "хорошего", а незнакомое синонимом  "плохого". Безусловно, негативно окрашенные этнокультурные стереотипы, заложенные в детстве, ограничивают сферу конструктивных межкультурных коммуникаций» [6].

При взаимодействии разных культур происходит процесс аккультурации (Р. Редфилд,  Р. Линтон,  М. Херсковиц). Необходимо отметить, что термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при которых представители одной культуры перенимают нормы, ценности, традиции другой культуры. Известны различные стратегии аккультурации: ассимиляции, сепарации, маргинализации, интеграции. При ассимиляции происходит погружение в иную культуру, принимаются ценности и нормы этой культуры, отказ от норм и ценностей своей культуры. Сепарация – это неприятие человеком чужой культуры признание только своей культуры. Марганилизация выражается в потере идентичности с родной культурой и отсутствии  интереса к идентификации с доминирующей культурой. Интеграция – это такой способ аккультурации, при которой сохраняется идентичность с родной культурой и принимается идентификация с новой культурой. Установлено, что наиболее благоприятной стратегией адаптации детей из семей инокультурных мигрантов является интеграционная модель,  которая предполагает  принятие норм новой социокультурной среды при сохранении собственной культуры и идентичности [12].

Анализ научных трудов (С.Н. Артановский, Н.В. Кокшаров, Г.А. Аванесова) показал, что  категория «взаимодействие» применительно к национальным культурам, является родовым по отношению к «взаимовлиянию», «взаимообогащению». Взаимодействие культур предполагает сопоставление национальных ценностей и осознания того, что этнокультурное сосуществование невозможно без бережного и уважительного отношения к ценностям других культур [1].

В контексте нашего исследования формирование опыта межкультурных коммуникаций происходит в процессе  взаимодействия субъектов разных культур и  представляет собой систему связей и отношений, которые способствуют освоению норм и ценностей разных культур, правил их совместной жизни на условиях равноправия, взаимопонимания и сотрудничества.

Профилактика ксенофобии в образовательной среде нами определяется как особый вид целенаправленной психолого-педагогической деятельности, направленной на создание условий для формирования опыта конструктивных межкультурных коммуникаций в процессе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, снижение негативных эмоциональных проявлений по отношению к другим субъектам иной культуры.

Важнейшее значение для определения содержания профилактики ксенофобии и экстремистского поведения субъектов образования имеет определение В.И. Слободчикова «образовательная среда», которое характеризуется категорией событийной общности, т.е. объединением людей, создающих условия для предметной деятельности и индивидуальных способностей человека [10].

Обобщение опыта профилактики ксенофобии в образовательной среде  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  г. Москвы «Школа № 1234», государственного казённого учреждения социального обслуживания Московской области «Химкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,  муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Кара-Якупово»  Чишминского района Республики Башкортостан показало, что важное значение имеет формирование конструктивного опыта межкультурных коммуникаций. В пространстве взаимодействия на основе сотрудничества проявляются интегрирующая и консолидирующая функции  межкультурных коммуникаций субъектов образования. Интеграционная функция способствует сохранению собственной культуры и принятию чужой культуры. Консолидирующая функция способствуют  объединению, взаимопониманию субъектов разных культур. Показателем успешной регуляции процесса межкультурных коммуникаций является межкультурная компетенция субъектов образования – способность правильно интерпретировать поведение другого человека с позиций норм и ценностей его культуры, знание традиций, обычаев различных этнических групп, способность к позитивному  восприятию  этнокультурного многообразия, способность к сознательной регуляции межкультурных отношений.

Профилактика ксенофобии в образовательной среде будет более успешной, если спроектировать гуманистически ориентированное со-бытийное пространство с целью объединения, развития, творческой реализации всех субъектов образования, своеобразного «выращивания» продуктивных форм со-творчества, со-трудничества в совместной деятельности, при которой у субъектов образования возникает чувство «мы», происходит преобразование человека в системе отношений с человеком иной культуры.

Состояние профилактики ксенофобии находится в зависимости от личностной и профессиональной позиции, этнокультурных компетенций педагогов. Нами определены этнокультурные компетенции педагога, которые включают: знание основ этнопедагогики и этнопсихологии; способность к взаимодействию со всеми субъектами образования с учётом их этнокультурных различий, потребностей и индивидуальных особенностей, умение обеспечить конструктивные межкультурные коммуникации в процессе взаимодействия субъектов образования.

Существенный барьер на пути формирования ксенофобии и экстремистского поведения – развитие механизмов восприятия и понимания человека иной культуры: рефлексии и идентификации, взаимопонимания, эмпатии. Рефлексия в межкультурных коммуникациях – это механизм самопознания в процессе взаимодействия с человеком иной культуры, знание того, как человек другой культуры понимает его, своеобразный процесс отражения зеркальных отношений. Идентификация в межкультурных коммуникациях – это способность человека поставить себя на место другого человека иной культуры, понять его. Взаимопонимание позволяет принять человека  иной культуры, построить  конструктивные стратегии взаимодействия с ним. Эмпатия в межкультурных коммуникациях – это эмоциональное понимание другого, эмоциональный отклик на проблемы человека  иной культуры.  

Развитие механизмов восприятия и понимания человека иной культуры помогает человеку сделать осознанный выбор между созиданием и разрушением, насилием и миром, враждой и согласием, добром и злом, помогает нести ответственность за свои деяния.

Перечислим психолого-педагогические условия, способствующие профилактике ксенофобии в  образовательной среде:

  • развитие социального партнерства различных субъектов превентивной деятельности, заинтересованных в решении задач обеспечения профилактики ксенофобии в  образовательной среде; привлечение управленческих структур, организаций и учреждений, молодёжных общественных ассоциаций, диаспор, землячеств, религиозных организаций, инициативных групп и др.;
  • разработка и реализация превентивных технологий, позволяющих оптимально использовать доступные и потенциальные ресурсы образовательной организации  в предупреждении и преодолении ксенофобии в образовательной среде и формировании эффективных механизмов межкультурного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности субъектов образования;
  • становление и развитие воспитательного пространства межкультурной коммуникации в процессе взаимодействия представителей разных культур на основе сотрудничества и взаимопонимания;
  • развитие межкультурных компетенций, позволяющих поддерживать бесконфликтное взаимодействие с представителями иных культур;
  • подготовка специалистов к реализации задач профилактики ксенофобии в образовательной среде. 

Профилактика ксенофобии в образовательной среде – это залог обеспечения социальной безопасности в современном российском обществе.

 

References

1. Avanesova G.A. Teoriya lokal'nyh civilizaciy i praktika global'nyh mezhkul'turnyh vzaimodeystviy [Tekst] /G.A. Avanesova// Social'no-gumanitarnye znaniya.– 2015 – №1. – S. 236 – 246.

2. Andrianova R.A. Usloviya profilaktiki social'nyh riskov deviantnogo povedeniya detey-migrantov [Tekst] / R.A. Andrianova.// Vestnik VEGU. – 2014. – № 3 (71). – S. 5–14.

3. Grigor'eva E.I., Kuz'min A.V. Profilaktika ekstremizma: ot kriminologicheskoy k social'no-kul'turnoy koncepcii [Tekst]: monografiya / E.I. Grigor'eva, A.V. Kuz'min // Tambovskiy gos. un-t im. G. R. Derzhavina. – Tambov: Biznes-Nauka-Obschestvo. – 2012. – 159 s.

4. Dozorceva E.G. Psihologicheskie osobennosti podrostkov, sklonnyh k ksenofobii [Tekst] /E.G. Dozorceva, O.D. Malanceva // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. – 2010. – S. 44–53.

5. Kroz M.V., Ratinova N.A. Social'no-psihologicheskie i pravovye aspekty ksenofobii [Tekst] / M.V. Kroz, N.A. Ratinova// – M.: Academia.– 2005. – 52 s.

6. Krys'ko V.G. Etnicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy [Tekst] / V. G. Krys'ko. – M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya». – 2002. – 320 s.

7. Makarov A.Ya. Sociokul'turnaya adaptaciya detey migrantov v sfere obrazovaniya: evropeyskiy opyt i Rossiya [Tekst] / A.Ya. Makarov// Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. – 2010. – № 3. – S. 243–256.

8. Minyushev F.I. Social'naya antropologiya [Elektrnnyy resurs]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy. https://chairoflogicphiloscult.files.wordpress.com/2013/02/ (data obrascheniya 20.02. 2018).

9. Profilaktika proyavleniy ekstremizma i terrorizma kak faktor obespecheniya social'noy bezopasnosti v sovremennoy Rossii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Moskva, 19 aprelya 2017 g. [Tekst] / Pod obsch. red. R.F. Idrisova, T.V. Volosovec, A.P. Andreeva, R. A. Andrianovoy, A.P. Vihryana. – Moskva: RUDN, 2017. – 400 s.

10. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub'ektivnoy real'nosti v ontogeneze [Tekst] / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. – M.: Izd-vo Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta, 2013. –2-e izd., ispravlennoe. – 540 s.

11. Social'nye riski immigracii [Elektronnyy resurs]: Doklad RISI 2014. URL http://www.instrategy.ru/projects/migration/article246.htm (data obrascheniya 28 marta 2017g.).

12. Ushakova S.S. Rol' sistemy obrazovaniya v sociokul'turnoy adaptacii i integracii migrantov i ih detey: na primere goroda Moskvy: avtoreferat diss… kand… sociologicheskih nauk [Tekst] / S. S. Ushakova. – M., 2013 – 26 s.

Login or Create
* Forgot password?