Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents an analysis of the destructive influence of xenophobia. Prevention of xenophobia in the educational environment is considered as a special kind of targeted psychological and pedagogical activity aimed at creating conditions for the formation of experience of constructive intercultural communication of the subjects of education.
xenophobia, xenophobic attitudes, intercultural interaction, intercultural competence, prevention of xenophobia.
Профилактика ксенофобии в образовательной среде не может быть эффективной без осознания проблемы новых вызовов, связанных с ростом доли детей в миграционных процессах.
В докладе Международной организации по миграции от 19.04. 2017 г. отмечается, что Российская Федерация занимает третье место в мире по количеству инокультурных мигрантов (http://www.newsru.com). В государственном докладе Министерства труда и социальной защиты РФ «О положении детей в Российской Федерации в 2015 году» отмечается, что значительная часть несовершеннолетних из семей мигрантов, которые состоят на миграционном учёте в России, проживают в столице РФ (http://www.rosmintrud.ru).
В
Теракты последних лет в европейских странах показали, что среди террористов были выходцы из семей мигрантов, которые родились в Европе и выросли в так называемых «гетто», населённых только мигрантами с присущей им социальной апатией и отчуждением. Европейский опыт также показывает, что образование анклавов мигрантов, отсутствие позитивных межкультурных коммуникаций с представителями коренного населения, проблемы их адаптации и интеграции в социум принимающей стороны являются существенными рисками роста ксенофобии и экстремистских идей. Особую опасность представляет втягивание подростков и молодёжи из семей мигрантов в экстремистские и террористические группы [11].
Проявления ксенофобии, понимаемой как непринятие людей иной культуры, иной национальности являются питательной почвой идеологии экстремизма и совершаемых на этой основе экстремистских и террористических актов [9].
А.В. Кузьмин, канд. юрид. наук, начальник Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Московской области в своих исследованиях показал, что превышение количества открытых проявлений ксенофобии в пределах 5–10% от общего числа населения достаточно для того чтобы «раскачать лодку» экстремизма и терроризма [3].
Учёные психологи из Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.В. Кроз и Н.А. Ратинова рассматривают ксенофобию как негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе отношение субъекта к определённым человеческим общностям и к их отдельным представителям – «чужакам», «иным», «не нашим» [5].
Установлено, что сформированные ксенофобские установки к подростковому возрасту представляют так называемую «мину замедленного действия». Е.Г. Дозорцева, д-р психол. наук, профессор, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦССП имени В.П. Сербского в своих исследованиях по проблеме ксенофобии приходит к выводу, что выраженные ксенофобские установки у подростков связаны с ориентацией на нормы и правила референтной группы. Подросток регулирует своё поведение преимущественно в рамках тех норм и правил, заданных его ближайшим окружением. Поэтому идеология, указывающая на чужого или врага, наложенная на кризис подросткового возраста, может быть востребована среди подростков [4].
Анализ проблемы показал, что проявления ксенофобии в образовательной среде, выполняя функцию изоляции, формируют устойчивый образ «врага», ограничивают сферу конструктивных межкультурных коммуникаций субъектов образования [9].
Наши исследования, которые были проведены с 2015 по 2017 г. в г. Москве в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», в рамках которых были опрошены 120 семей мигрантов с детьми из стран Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья с явными этнокультурными различиями между страной исхода и принимающей стороны, показали, что значительная часть инокультурных мигрантов (70%) приезжают в Россию из сельских поселений стран Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья. Специфические социокультурные нормы, традиции, уклад жизни, которые характерны для сельских поселений родной страны инокультурных мигрантов, затрудняют их адаптацию и интеграцию в крупном мегаполисе с чужой культурой. В результате исследования мы выявили, что цель приезда семей мигрантов с детьми в Российскую Федерацию – это повышение качества жизни, решение насущных материальных проблем. При этом 30% мигрантов не в достаточной степени владеют русским языком, им неведомы российские законы и тем более реалии российского бытия. В зоне социального риска находятся 65% семей мигрантов (ограниченный материальный ресурс, неудовлетворительные жилищные условия, наличие хронических заболеваний и вредных привычек – курения, злоупотребления алкоголем). Существенный дисбаланс между социальными ожиданиями и реалиями бытия в чужой стране способствует внутрисемейным конфликтам, которые существенно снижают воспитательный потенциал семьи мигранта. Исследование проблемы показало, что значительная часть опрошенных нами несовершеннолетних из семей мигрантов признают главной задачей своего выживания в новом социальном пространстве умение защищаться, объединяться и противостоять угрозам насилия со стороны представителей коренного населения.
Безусловно, актуальной проблемой является профилактика ксенофобии не только у несовершеннолетних принимающей стороны, но и среди семей мигрантов.
На наш взгляд, одно из важнейших условий профилактики ксенофобии в образовательной среде – непрерывное социально-педагогическое сопровождение семей мигрантов. При этом под непрерывным социально-педагогическим сопровождением нами понимается оказание комплексной поддержки семьям мигрантов, содействие их позитивному взаимодействию с представителями принимающей стороны, осуществление индивидуальной и групповой превентивной деятельности. В целях искоренения иждивенческой позиции важно относиться к семьям мигрантов с детьми не как к объектам воздействия, а как активным субъектам взаимодействия.
Важнейшим направлением превентивной деятельности специалистов является предупреждение школьной дезадаптации ребёнка из семьи мигранта. Исследования А.Я. Макарова показали, что дети из семей мигрантов имеют различные проблемы в освоении школьной образовательной программы. Неразрешённые школьные проблемы снижают их самооценку, негативно сказываются на отношениях с окружающими, снижают социальный статус ребёнка среди одноклассников и сверстников [7].
В контексте нашего исследования представляет интерес австралийская модель работы с мигрантами, которая базируется на выявлении основных культурных отличий представителей различных этносов: различные коммуникационные стили; разное отношение к конфликту; различные подходы к решению проблем (задач); различные стили принятия решений; разное отношение к открытости (откровенности); разные подходы к приобретению знаний и умений. Выявленные различия учитываются при разработке стратегий социально-педагогической поддержки и защиты детей из семей мигрантов, а также при выработке кодекса этики межкультурного коммуникатора для педагогической общественности Австралии. Основа австралийской модели – преодоление культурных барьеров в межкультурном взаимодействии мигрантов и титульного населения Австралии. Опыт Австралии ценен и тем, что может быть использован и в нашей стране [2].
Анализ международного опыта работы с детьми из семей мигрантов доказывает, что социально-педагогическое сопровождение данной категории в новом социуме успешно при условии применения комплекса мер, направленных, прежде всего, на языковую подготовку, знакомство с новой культурой, традициями и обычаями. При этом наиболее эффективной признается сочетание индивидуальной и групповой форм работы с ребёнком и его ближайшим окружением, так как дети и семьи одной этнокультурной принадлежности склонны в новом социуме группироваться по национальному признаку [2].
Важной частью социально-педагогического сопровождения является раннее выявление группы мигрантов социального риска и оперативное вмешательство специалистов с целью предупреждения проявлений ксенофобии в их среде. Формальный подход при реализации превентивной деятельности не допустим. Известно, что экстремистские ресурсы используют все возможности для втягивания подростков и молодых людей в террористическую деятельность. Как показывает практика, необходимо своевременно выявлять очаги ксенофобии. Деструктивное влияние ксенофобии на сферу межкультурного взаимодействия субъектов образования заключается в том, что в сознании человека формируется устойчивый образ «врага», а объединяющий идеологический фактор «свой – чужой», «мы – они» способствует созданию группы единомышленников с чёткими представлениями об образе врага – источника угрозы и опасности.
Огромный ресурс профилактики ксенофобии в образовательной среде – это развитие социальной активности детей, ответственного поведения, формирование опыта межкультурных коммуникаций в процессе взаимодействия с субъектами иных культур. Сокращение культурной дистанции между детьми из семей мигрантов и детьми принимающей стороны невозможно без осознания того, что каждый народ имеет свои национально-культурные особенности. Известно, что каждая культура является уникальной и самобытной, нет абсолютно идентичных друг другу культур. Известный учёный, специалист в области социологии культуры и социальной антропологии Ф.И. Минюшев отмечает, любая культура возникла и развивалась в процессе накопления уникального жизненного и исторического опыта конкретного народа в пространстве, времени, геосреде, жизненных обстоятельств и является «родной», формирует у людей чувство «дома» и «своего» [8].
Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями и правилами. Известно, что другие культуры мы воспринимаем через призму своей культуры. Принимая базовое определение культуры (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), можно утверждать, что важнейшее значение в профилактике ксенофобии в образовательной среде имеет развитие у субъектов интереса к другим культурам, изучение их традиций, обычаев, самобытности образа жизни, развитие межкультурных компетенций и культуры сотрудничества.
Профилактику ксенофобии необходимо начинать с самого раннего детства, когда ребёнок получает от взрослых первые стереотипные представления, характеризующие другие народы. В.Г. Крысько, известный российский психолог, специалист в области этнопсихологии, отмечает, что «стереотип однороден, он делит мир лишь на две категории: "знакомое" и "незнакомое". Знакомое становится синонимом "хорошего", а незнакомое синонимом "плохого". Безусловно, негативно окрашенные этнокультурные стереотипы, заложенные в детстве, ограничивают сферу конструктивных межкультурных коммуникаций» [6].
При взаимодействии разных культур происходит процесс аккультурации (Р. Редфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц). Необходимо отметить, что термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при которых представители одной культуры перенимают нормы, ценности, традиции другой культуры. Известны различные стратегии аккультурации: ассимиляции, сепарации, маргинализации, интеграции. При ассимиляции происходит погружение в иную культуру, принимаются ценности и нормы этой культуры, отказ от норм и ценностей своей культуры. Сепарация – это неприятие человеком чужой культуры признание только своей культуры. Марганилизация выражается в потере идентичности с родной культурой и отсутствии интереса к идентификации с доминирующей культурой. Интеграция – это такой способ аккультурации, при которой сохраняется идентичность с родной культурой и принимается идентификация с новой культурой. Установлено, что наиболее благоприятной стратегией адаптации детей из семей инокультурных мигрантов является интеграционная модель, которая предполагает принятие норм новой социокультурной среды при сохранении собственной культуры и идентичности [12].
Анализ научных трудов (С.Н. Артановский, Н.В. Кокшаров, Г.А. Аванесова) показал, что категория «взаимодействие» применительно к национальным культурам, является родовым по отношению к «взаимовлиянию», «взаимообогащению». Взаимодействие культур предполагает сопоставление национальных ценностей и осознания того, что этнокультурное сосуществование невозможно без бережного и уважительного отношения к ценностям других культур [1].
В контексте нашего исследования формирование опыта межкультурных коммуникаций происходит в процессе взаимодействия субъектов разных культур и представляет собой систему связей и отношений, которые способствуют освоению норм и ценностей разных культур, правил их совместной жизни на условиях равноправия, взаимопонимания и сотрудничества.
Профилактика ксенофобии в образовательной среде нами определяется как особый вид целенаправленной психолого-педагогической деятельности, направленной на создание условий для формирования опыта конструктивных межкультурных коммуникаций в процессе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, снижение негативных эмоциональных проявлений по отношению к другим субъектам иной культуры.
Важнейшее значение для определения содержания профилактики ксенофобии и экстремистского поведения субъектов образования имеет определение В.И. Слободчикова «образовательная среда», которое характеризуется категорией событийной общности, т.е. объединением людей, создающих условия для предметной деятельности и индивидуальных способностей человека [10].
Обобщение опыта профилактики ксенофобии в образовательной среде государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 1234», государственного казённого учреждения социального обслуживания Московской области «Химкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Кара-Якупово» Чишминского района Республики Башкортостан показало, что важное значение имеет формирование конструктивного опыта межкультурных коммуникаций. В пространстве взаимодействия на основе сотрудничества проявляются интегрирующая и консолидирующая функции межкультурных коммуникаций субъектов образования. Интеграционная функция способствует сохранению собственной культуры и принятию чужой культуры. Консолидирующая функция способствуют объединению, взаимопониманию субъектов разных культур. Показателем успешной регуляции процесса межкультурных коммуникаций является межкультурная компетенция субъектов образования – способность правильно интерпретировать поведение другого человека с позиций норм и ценностей его культуры, знание традиций, обычаев различных этнических групп, способность к позитивному восприятию этнокультурного многообразия, способность к сознательной регуляции межкультурных отношений.
Профилактика ксенофобии в образовательной среде будет более успешной, если спроектировать гуманистически ориентированное со-бытийное пространство с целью объединения, развития, творческой реализации всех субъектов образования, своеобразного «выращивания» продуктивных форм со-творчества, со-трудничества в совместной деятельности, при которой у субъектов образования возникает чувство «мы», происходит преобразование человека в системе отношений с человеком иной культуры.
Состояние профилактики ксенофобии находится в зависимости от личностной и профессиональной позиции, этнокультурных компетенций педагогов. Нами определены этнокультурные компетенции педагога, которые включают: знание основ этнопедагогики и этнопсихологии; способность к взаимодействию со всеми субъектами образования с учётом их этнокультурных различий, потребностей и индивидуальных особенностей, умение обеспечить конструктивные межкультурные коммуникации в процессе взаимодействия субъектов образования.
Существенный барьер на пути формирования ксенофобии и экстремистского поведения – развитие механизмов восприятия и понимания человека иной культуры: рефлексии и идентификации, взаимопонимания, эмпатии. Рефлексия в межкультурных коммуникациях – это механизм самопознания в процессе взаимодействия с человеком иной культуры, знание того, как человек другой культуры понимает его, своеобразный процесс отражения зеркальных отношений. Идентификация в межкультурных коммуникациях – это способность человека поставить себя на место другого человека иной культуры, понять его. Взаимопонимание позволяет принять человека иной культуры, построить конструктивные стратегии взаимодействия с ним. Эмпатия в межкультурных коммуникациях – это эмоциональное понимание другого, эмоциональный отклик на проблемы человека иной культуры.
Развитие механизмов восприятия и понимания человека иной культуры помогает человеку сделать осознанный выбор между созиданием и разрушением, насилием и миром, враждой и согласием, добром и злом, помогает нести ответственность за свои деяния.
Перечислим психолого-педагогические условия, способствующие профилактике ксенофобии в образовательной среде:
- развитие социального партнерства различных субъектов превентивной деятельности, заинтересованных в решении задач обеспечения профилактики ксенофобии в образовательной среде; привлечение управленческих структур, организаций и учреждений, молодёжных общественных ассоциаций, диаспор, землячеств, религиозных организаций, инициативных групп и др.;
- разработка и реализация превентивных технологий, позволяющих оптимально использовать доступные и потенциальные ресурсы образовательной организации в предупреждении и преодолении ксенофобии в образовательной среде и формировании эффективных механизмов межкультурного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности субъектов образования;
- становление и развитие воспитательного пространства межкультурной коммуникации в процессе взаимодействия представителей разных культур на основе сотрудничества и взаимопонимания;
- развитие межкультурных компетенций, позволяющих поддерживать бесконфликтное взаимодействие с представителями иных культур;
- подготовка специалистов к реализации задач профилактики ксенофобии в образовательной среде.
Профилактика ксенофобии в образовательной среде – это залог обеспечения социальной безопасности в современном российском обществе.
1. Avanesova G.A. Teoriya lokal'nyh civilizaciy i praktika global'nyh mezhkul'turnyh vzaimodeystviy [Tekst] /G.A. Avanesova// Social'no-gumanitarnye znaniya.– 2015 – №1. – S. 236 – 246.
2. Andrianova R.A. Usloviya profilaktiki social'nyh riskov deviantnogo povedeniya detey-migrantov [Tekst] / R.A. Andrianova.// Vestnik VEGU. – 2014. – № 3 (71). – S. 5–14.
3. Grigor'eva E.I., Kuz'min A.V. Profilaktika ekstremizma: ot kriminologicheskoy k social'no-kul'turnoy koncepcii [Tekst]: monografiya / E.I. Grigor'eva, A.V. Kuz'min // Tambovskiy gos. un-t im. G. R. Derzhavina. – Tambov: Biznes-Nauka-Obschestvo. – 2012. – 159 s.
4. Dozorceva E.G. Psihologicheskie osobennosti podrostkov, sklonnyh k ksenofobii [Tekst] /E.G. Dozorceva, O.D. Malanceva // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. – 2010. – S. 44–53.
5. Kroz M.V., Ratinova N.A. Social'no-psihologicheskie i pravovye aspekty ksenofobii [Tekst] / M.V. Kroz, N.A. Ratinova// – M.: Academia.– 2005. – 52 s.
6. Krys'ko V.G. Etnicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy [Tekst] / V. G. Krys'ko. – M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya». – 2002. – 320 s.
7. Makarov A.Ya. Sociokul'turnaya adaptaciya detey migrantov v sfere obrazovaniya: evropeyskiy opyt i Rossiya [Tekst] / A.Ya. Makarov// Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. – 2010. – № 3. – S. 243–256.
8. Minyushev F.I. Social'naya antropologiya [Elektrnnyy resurs]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy. https://chairoflogicphiloscult.files.wordpress.com/2013/02/ (data obrascheniya 20.02. 2018).
9. Profilaktika proyavleniy ekstremizma i terrorizma kak faktor obespecheniya social'noy bezopasnosti v sovremennoy Rossii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Moskva, 19 aprelya 2017 g. [Tekst] / Pod obsch. red. R.F. Idrisova, T.V. Volosovec, A.P. Andreeva, R. A. Andrianovoy, A.P. Vihryana. – Moskva: RUDN, 2017. – 400 s.
10. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub'ektivnoy real'nosti v ontogeneze [Tekst] / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. – M.: Izd-vo Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta, 2013. –2-e izd., ispravlennoe. – 540 s.
11. Social'nye riski immigracii [Elektronnyy resurs]: Doklad RISI 2014. URL http://www.instrategy.ru/projects/migration/article246.htm (data obrascheniya 28 marta 2017g.).
12. Ushakova S.S. Rol' sistemy obrazovaniya v sociokul'turnoy adaptacii i integracii migrantov i ih detey: na primere goroda Moskvy: avtoreferat diss… kand… sociologicheskih nauk [Tekst] / S. S. Ushakova. – M., 2013 – 26 s.