Moscow State University named after M.V. Lomonosov (Department of Sociocultural Design and Development of Territories, Professor)
Moscow Institute of Psychoanalysis (Department of Economy and Management, Professor)
Russian Federation
The current state is considered, tendencies are defined and the prospects of development of structure and content of disciplines for the direction of preparation of the higher education "Management" are described. Dynamics of development of management as sciences and the directions of preparation in higher education institution, beginning from the general management to applied the directions management of several generations is shown. On the basis of the analysis of developments of management as sciences "Management" in the system of the higher education in modern conditions is allocated basis of development of the direction of preparation.
development, direction of preparation, management, system, the higher education, modern conditions.
Сегодня «Менеджмент» является одним из ключевых направлений подготовки специалистов (бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов) в системе высшего образования по проблемам управления социально-экономическими системами.
Этому направлению науки и образования посвящено большое количество научных и научно-методических работ, учебных и учебно-методических разработок.
Вопросы менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования нашли отражение в трудах Андреева В.И. [1], Блэйка Р.Р., Моутон Д.С. [2], Балашова А.П. [3], Басовского Л.Е. [4], Вердиевой Ю.Н. [5], Веснина В.Р. [6], Виханского О.С., Наумова А.И. [7], Глухова В.В. [8], Гончарова В.И. [9], Дафта Р. [10], Данько Т.П., Голубева М.П. [11], Казначевской Г.Б. [12], Короткова Э.М. [13], Корговой М.А. [14], Минцберга Г. [15], Мескона М, Альберта М., Хедоури Ф. [16], Репиной Е.А. [17], Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. [18], Тебекина А.В. [21] и др.
Большинство авторов в качестве основы исследования и изучения менеджмента как науки, искусства и практики управления рассматривают научные школы менеджмента, основные характеристики которых представлены в табл. 1.
Таблица 1
Существующая классификация концепций (школ) менеджмента
№ |
Название школы |
Период |
Основные идеи |
Наиболее яркие представители школы |
1 |
Школа научного менеджмента |
1885–1920 гг. |
Изучение и совершенствование труда на основе использования научных методов |
М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Грант, О.А. Ерманский, Ф. Тейлор Г. Форд, Г. Эмерсон и др. |
2 |
Административная (классическая) школа научного менеджмента |
1920–1950 гг. |
Поиск систематизированных подходов по повышению эффективности управления предприятием в целом |
А. Гастев, А. Гинсбург, Д. Муни, А. Слоун, Л. Урвик, А. Файоль и др. |
3 |
Школа человеческих отношений |
1930–1950 гг. |
Базируется на использовании знаний о межличностных отношениях и утверждает, что поскольку менеджмент является обеспечением выполнения работы с помощью других людей, отношения в коллективе имеют не меньшее, а порой большее значение, чем материальное стимулирование труда |
М.П. Фоллетт, Э. Мэйо и др. |
4 |
Школа поведенческих наук |
1930–1950 гг. |
Базируются на исследованиях социального взаимодействия, мотивации, власти, лидерства и авторитета, организационных структурах, коммуникациях, качестве трудовой жизни и работы. Направлена на оказание помощи сотруднику для осознания им его собственных возможностей и достижение высокой эффективности предприятия за счет высокой эффективности используемых человеческих ресурсов |
К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, А. Маслоу и др. |
5 |
Школа количественного подхода |
С 1950 гг. |
Школа количественного подхода: а) базировалась на развитии кибернетики и исследования операций; б) основана на применении математических моделей в менеджменте и разнообразных количественных методов выработки управленческих решений; в) направлена на внедрение в управление методов и аппарата точных наук |
Р. Акофф, Л. Берталанфи, Р. Калман, Э. Райф, С. Саймон, С. Форрестр и др. |
6 |
Эмпирическая школа |
1940–1950-е годы |
Основной задачей исследований в области менеджмента является сбор практических материалов и создание рекомендаций для руководителей. Основные направления школы: – исследование проблем руководства предприятием и осуществление разработки современных управленческих концепций; – исследование трудовых обязанностей и функций менеджеров |
П. Друкер, Р. Дэвис, Д. Миллер, Л. Ньюмен и др. |
7 |
Школа социальных систем |
1950–1960-е годы |
Базируется на достижениях школы «человеческих отношений» и рассматривает работника как личность, имеющую социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде, которая в свою очередь также влияет на формирование потребностей у сотрудников |
Дж. Марч, Г. Саймон, А. Этциони |
8 |
Школа менеджмента человеческих ресурсов |
1960-е годы |
Рассматривает персонал как источник резервов. В отличие от школы научного менеджмента, где в качестве основной цели рассматривалось отлаженное управление, основной упор делается на удовлетворение потребностей как итога личной заинтересованности каждого работника. |
Р. Миллес и др. |
Представленная в табл.1 классификация научных школ менеджмента считается многими авторами на сегодняшний день наиболее полной.
Если исходить из такого подхода, то можно заключить, что после 1960-х годов менеджмент как наука остановился в своем развитии.
Но это не соответствует действительности.
По мере социально-экономического развития общества, перехода мирового хозяйства от индустриальной к постиндустриальной экономике, сопровождающегося объективными изменениями условий функционирования предприятий, компаний, организаций и других социально-экономических систем как объектов управления, меняются и концептуальные подходы к менеджменту.
Результаты исследований автора по систематизации концепций менеджмента, формировавшихся в мировой практике с периодичностью 10-ти летних деловых циклов К. Жугляра, начиная с 1900-х годов, выполненные с учетом ранее проведенных исследований [19, 21, 22, 23, 26, 27], представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты систематизации концептуальных подходов к менеджменту в период с 1900-х по 2020-е годы
Период |
Концепция менеджмента организации |
Основная идея концепции менеджмента организации |
Объект фокусировки концепции |
1900–1910 гг. |
Концепция научного управления |
Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей |
Цех предприятия |
1910–1920 гг. |
Развитие концепции научного управления |
Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей |
Производственная линия предприятия |
1920–1930 гг. |
Концепция административного управления |
Фирма рассматривалась как замкнутая система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией (административным ресурсом) без привлечения дополнительных ресурсов из внешней среды |
Предприятие в целом |
1930–1940 гг. |
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений |
Производительность труда рабочих может увеличиваться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе |
Персонал предприятия |
1940–1950 гг. |
Концепция эмпирического или прагматического управления |
Развитие внутрифирменного менеджмента, включая развитие управленческих структур, организацию линейных и функциональных служб, систем технического и информационного управления. Исследование и внедрение в практику управления новых, эффективных приемов обучения менеджеров (например, Слоуновская школа менеджеров). Развитие вопросов централизации и децентрализации управления, введение целевого управления, классификация функций управления, организация труда руководителей и т.д. Профессионализация менеджмента |
Управленческие структуры предприятия |
1950–1960 гг. |
Концепция системного подхода |
Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды |
Организация как система, функционирующая с учетом внешней среды |
1960–1970 гг. |
Концепция поведенческого подхода |
Процесс управления рассматривается как последовательность циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (планирование, организация, контроль, мотивация и т.д.), образующих линию поведения организации |
Организация как система, вырабатывающая линию поведения с учетом внешних и внутренних факторов |
1970–1980 гг. |
Концепция ситуационного подхода |
Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации |
Организация как система, адаптирующаяся к нестабильным и неблагоприятным внешним условиям |
1980–1990 гг. |
Концепция культуры управления |
Повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основная цель – оказать помощь работнику через создание своих собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и управлению организациями |
Культура управления организацией (включая корпоративную культуру) |
1990–2000 гг. |
Концепция инновационного подхода |
Целевая ориентация на постоянное обновление (инновационные признаки): – создание нового товара; – использование нового сырья (более дешевого или более качественного); – применение новых технологий; – формирование новых (более рациональных) организационных структур; – освоение новых рынков (сбыта продукции, капитала, более дешевой или более квалифицированной рабочей силы) |
Технологии инновационного развития предприятия |
2000–2010 гг. |
Концепция управления по целям |
Структуризация и развертывание глобальных целей организации до частных целей уровня компетенции конкретных исполнителей с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей |
Детализация целей управления организации в ее иерархии как источник повышения эффективности функционирования |
2010–2020 гг. |
Концепция информационных технологий |
Информатизация общества, базирующаяся на использовании информационных технологий, является необходимым условием успеха в деятельности любой организации |
Развитие системы управления организацией на базе информационных технологий |
2020–2030 |
Концепция комбинаторных технологий |
Использование при переходе от пятого к шестому технологическому укладу комбинаций наилучших методических подходов и передовых практик управления организацией. |
Система управления организацией на основе комбинаций подходов в интересах обеспечения стабильности и устойчивости развития. |
Развитие менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования происходит не только во временном, но и в отраслевом разрезе, где менеджмент организации дифференцируется применительно ко все новым и новым прикладным областям.
Результаты систематизации менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования, базирующиеся на исследованиях [19–24,26–38], представлены на рис.1.
Рис.1. Результаты систематизации менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования
Основу менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования составляет общий менеджмент, архитектура дисциплины которого [21] представлена в табл. 3.
Таблица 3
Архитектура дисциплины общего менеджмента
№ |
Разделы |
Темы |
1 |
История управленческой мысли |
1. Природа управления и исторические тенденции его развития |
2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента |
||
3. Основные этапы развития менеджмента как науки и профессии |
||
4. Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская, европейская и др. |
||
5. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента |
||
6. Развитие управления в России |
||
7. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное |
||
2 |
Теория организации |
8. Общая теория управления |
9. Закономерности управления различными системами |
||
10. Управление социально-экономическими системами (организациями) |
||
11. Методологические основы менеджмента |
||
12. Инфраструктура менеджмента |
||
13. Социофакторы и этика менеджмента |
||
14. Интеграционные процессы в менеджменте |
||
15. Моделирование ситуаций и разработка решений |
||
16. Природа и состав функций менеджмента |
||
17. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента |
||
18. Формы организации системы менеджмента |
||
19. Регулирование и контроль в системе менеджмента |
||
20. Факторы эффективности менеджмента |
||
3 |
Организационное поведение |
21. Мотивация деятельности людей в организации |
22. Динамика групп и лидерство в организации |
||
23. Основы управления человеком и управления группой |
||
24. Руководство: власть и партнерство |
||
25. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера |
||
26. Конфликтность в менеджменте |
||
27. Типы организационной культуры и методы ее формирования |
||
28. Основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений |
Дальнейшее развитие менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования получило в прикладном менеджменте 1-го поколения (рис. 1), основные дисциплины которого легли в основу федерального образовательного стандарта 2-го поколения.
Основными дисциплинами прикладного менеджмента 1-го поколения, развивающего положения общего менеджмента, являются:
– антикризисное управление;
– инновационный менеджмент;
– исследование систем управления;
– информационные технологии управления;
– логистика;
– методы принятия управленческих решений;
– стратегический менеджмент;
– финансовый менеджмент;
– управление персоналом;
– управление качеством.
Последующее развитие менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования получило в прикладном менеджменте 2-го поколения (рис. 1), развивающего положения общего менеджмента и прикладного менеджмента 1-го поколения.
К основным дисциплинам прикладного менеджмента 2-го поколения, которые легли в основу федеральных образовательных стандартов 3-го и 4-го поколений, относятся:
– государственное и муниципальное управление,
– информационный менеджмент,
– менеджмент в социальной сфере,
– производственный менеджмент,
– стратегическое управление персоналом,
– технологический менеджмент,
– управление проектами,
– управление человеческими ресурсами,
– управленческое консультирование.
Сегодняшнее развитие менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования связано с прикладным менеджментом 3-го поколения (рис.1).
Третье поколение прикладного менеджмента характеризуется такими дисциплинами, как:
– риск-менеджмент,
– экологический менеджмент,
– тайм-менеджмент,
– GR- менеджмент и др.
Необходимо отметить, что по мере того, как отдельные направления прикладного менеджмента развиваются как самостоятельные (например, государственное и муниципальное управление), трансформируются и основы современного менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования.
Исходя из проведенного ретроспективного анализа практического опыта [19–24,26–38], можно заключить, что основы современного менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования составляют такие дисциплины, как:
– менеджмент организации,
– антикризисное управление,
– инвестиционный менеджмент,
– инновационный менеджмент,
– информационные технологии управления,
– исследование систем управления,
– логистика,
– методы принятия управленческих решений,
– производственный менеджмент,
– риск-менеджмент,
– стратегический менеджмент,
– тайм-менеджмент.
– управление качеством,
– управление персоналом,
– управление проектами,
– финансовый менеджмент,
– экологический менеджмент.
Кратко охарактеризуем перечисленные направления прикладного менеджмента как составляющие направления подготовки в системе высшего образования «менеджмент».
Менеджмент организации как прикладное научное и образовательное направление предполагает исследование путей рациональной организации деятельности социально-экономической системы для достижения заданных целей в условиях ограниченности ресурсов [22].
Исследование систем управления – это прикладное научное направление менеджмента, предметом которого является изучение общих процессов развития управления, оказывающих конструктивное (продуктивное) воздействие на управляемую систему [23].
Стратегический менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой инструментарий управления, ориентированный на формирование долгосрочных целей и программ деятельности социально-экономической системы [24], и сочетающий в себе (по Г. Минцбергу [25]) пять элементов:
– стратегия как план (программа действий);
– стратегия как позиция (видение);
– стратегия как приём (технология);
– стратегия как паттерн (образец, шаблон, система) действий;
– стратегия как перспектива (формулировка желаемых результатов).
Методы принятия управленческих решений как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляют собой комплекс разноплановых способов принятия целесообразных решений при управлении социально-экономической системой. Они характеризуют совокупность логически взаимосвязанных, целенаправленных, последовательных управленческих действий компетентных и творческих субъектов управления, способных обеспечить рациональную реализацию поставленных перед социально-экономической системой управленческих задач, включая: выбор целей, программ и способов их достижения [26].
Антикризисное управление как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой набор подходов, методов, схем и процедур оздоровления финансово-хозяйственной деятельности социально-экономической системы, оказавшейся в кризисной ситуации, а также создания механизмов обеспечения безопасности, предвосхищающих развитие кризисного состояния в управляемой системе [27].
Логистика как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой комплекс инструментов по организации рационального продвижения ресурсных потоков (материальных, информационных, финансовых) в товарообразующих цепях перемещения и преобразования ресурсов от производителей и поставщиков к потребителям, включая создание инфраструктуры движения ресурсных потоков (схем перемещения, способов хранения и т.д.) [28].
Управление персоналом как прикладное научное и образовательное направление менеджмента (HRM – human resources management) представляет собой область научно-практической деятельности, направленную на обеспечение социально-экономических систем качественными трудовыми ресурсами, способными выполнять возложенные на них функциональные обязанности, и рациональное их использование.
Управление персоналом предприятия – целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления [36].
Объектом управления персоналом являются работники предприятия, на которых направлено воздействие функций управления персоналом, т.е. все работники предприятия, включая носителей функций управления.
Предметом управления персоналом является эффективность деятельности как отдельных сотрудников, так и их групп, подразделений и всего коллектива предприятия в целом, образующего человеческий капитал предприятия [29].
Инновационный менеджмент как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой комплекс приемов и способов эффективной реализации в социально-экономической системе инновационных процессов, предполагающих в общем случае последовательное превращение новых идей в инновационные результаты, которыми могут являться: технологические (процессные, продуктовые) инновации, маркетинговые инновации, организационные инновации, экологические инновации, стратегические инновации, управленческие инновации, эстетические инновации [30].
Информационные технологии управления как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, связанных с изучением и использованием методов эффективной организации труда людей в социально-экономической системе, связанных:
– с обработкой и хранением информации;
– с применением средств вычислительной техники;
– с применением методов организации информационного взаимодействия людей с производственным оборудованием (система «человек-машина»);
– с решением возникающих при этом социальных, экономических и культурных проблем.
Информационные технологии управления требуют сложной подготовки персонала, больших капитальных затрат в наукоемкие технологии и вычислительную технику. Информационные технологии управления сопряжены с созданием математического обеспечения, моделированием, формированием баз данных и банков данных для обработки информации и принятия решений [31].
Управление качеством как прикладное научное и образовательное направление менеджмента (QM – quality management) представляет собой деятельность персонала социально-экономической системы по управлению процессами создания продукции (товаров, работ, услуг) с целью достижения требуемого ее качества путем планирования качества, обеспечения качества и повышения качества.
На уровне социально-экономической системы в целом управление качеством предполагает общее руководство качеством предприятия, включая: обеспечение ресурсами для обеспечения качества, организацию работы по качеству, взаимодействие по вопросам обеспечения качества с внешней средой, формирование политики в области качества, стратегических и тактических планов по качеству, принятию решений в этой сфере [32].
Финансовый менеджмент как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой инструментарий, обеспечивающий управление финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями, возникающими как внутри управляемой социально-экономической системы, так и между хозяйствующими субъектами, а также между управляемой социально-экономической системой и государством. Таким образом, финансовый менеджмент представляет собой искусство рационального управления финансами социально-экономической системы для достижения поставленных целей и задач с помощью методов и рычагов финансового механизма в стратегическом и оперативном пространстве [21].
Инвестиционный менеджмент как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой совокупность методов, принципов управления:
– инвестициями в конкретную отрасль экономики, в развитие компании, предприятия и т.п.;
– инвестиционной деятельностью, как деятельностью по вложению инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в будущих периодах при оптимизации затрат и издержек, а также управления всеми иными аспектами инвестиционной деятельности;
– инвестиционными процессами как целенаправленной деятельностью, обоснованной с научной точки зрения и направленной на создание благоприятных и необходимых условий для привлечения и использования инвестиций.
Инвестиционная деятельность как предмет управления в инвестиционном менеджменте имеет все признаки системы, в которой всегда существуют: инвесторы, объекты инвестиций, конкретные связи между ними, среда инвестирования, в которой они существуют и функционируют, участвуя в ряде повторяющихся циклов инвестирования.
При этом управление инвестиционными процессами представляет собой специфическую форму управления в рамках конкретной инвестиционной среды, где с помощью управленческих инструментов инвестор ищет рациональные объекты инвестирования и способы приложения инвестиций для получения желаемого и управляемого инвестиционного дохода [19].
Управление проектами как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой область управленческой деятельности, в рамках которой четко определяются и рационально достигаются цели проекта при обеспечении баланса между объемом работ, используемыми ресурсами (включая ресурс времени) и качеством. При этом управление проектами сопряжено с априорным определением детальных планов, локализацией в процессе исполнения проекта суммарных рисков и эффективным управлением изменений процессов реализации проекта, обусловленных динамикой внешней среды, с одной стороны, и изменениями достигаемых результатов в рамках проекта, с другой.
Таким образом, управление проектами представляет собой сочетание достижений науки и искусства, используемых в профессиональных сферах проекта, чтобы создать продукт проекта, который бы удовлетворил миссию (предназначение) проекта. Реализация этого сочетания достигается путем организации профессионального и надежного коллектива проекта, эффективного сочетания технико-технологических и организационно-управленческих методов для создания в рамках проекта наибольшей ценности при эффективности осуществления работ в рамках проекта [33].
Риск-менеджмент как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой область управленческой деятельности, в рамках которой вырабатываются, принимаются и реализуются управленческие решения, направленные на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных суммарных потерь, вызванных их реализацией.
При этом под суммарными потерями понимаются суммарные потери, включающие риски прямых потерь от принятия управленческих решений (часто именуемые чистыми рисками), так и риски недополученной выгоды, связанные принятием недостаточно эффективных решений, либо непринятием необходимых решений вовсе.
Таким образом, цель риск-менеджмента заключается в обеспечении эффективности управляемых социально-экономических систем посредством выработки, принятия и реализации управленческих решений, связанных с вероятными рисками прямых потерь и потерь от недополученной выгоды [34].
Производственный менеджмент как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой направление профессиональной деятельности, связанное с эффективным и рациональным управлением производственными процессами социально-экономических систем, базирующееся на использовании комплексной системы теоретических, методических и научно-практических аспектов планирования, организации и реализации производственной деятельности. Производственный менеджмент связан с решением следующих основных задач:
– исследование и определение перспективного ассортимента продукции и рациональных способов производства;
– планирование производства, направленное на получение желаемого результата производственно-хозяйственной деятельности;
– организация производства, сопряженная с рациональным использованием всех имеющихся ресурсов;
– постоянное освоение и внедрение в производство новых видов продукции, обеспечивающее поддержание конкурентоспособности предприятия;
– системное управление производственными издержками и непроизводственными потерями;
– повышение качества, потребительских характеристик продукции при одновременном снижении ее удельной себестоимости;
– мотивация персонала к снижению издержек на всех этапах производственно-сбытового цикла к постоянному освоению новых видов продукции, расширению номенклатуры выпускаемой продукции, к обновлению ее ассортимента [19].
Экологический менеджмент как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой область управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется [27]:
– экологическое безопасное управление социально-экономической системой, при котором достигается оптимальное соотношение между требуемыми экологическими и желаемыми экономическими показателями;
– локализация и ликвидация последствий негативного влияния деятельности человека на окружающую среду.
Система экологического менеджмента включает совокупность взаимосвязанных структурных элементов, в том числе:
– экологическую политику социально-экономической системы;
– цели и задачи по охране окружающей среды;
– сформированную программу экологического менеджмента;
– персонал, ответственный за реализацию процессов экологического менеджмента, и его обучение;
– экологический мониторинг и аудит;
– контроль соблюдения нормативно заданных экологических требований;
– процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;
– документационное обеспечение системы экологического менеджмента;
– корректирующие и предупреждающие действия для обеспечения экологических норм.
Тайм-менеджмент как прикладное научное и образовательное направление менеджмента представляет собой методологию рационального управления временем, позволяющей человеку эффективно организовывать использование времени на любом уровне – личном, командном, корпоративном, а также способность согласовывать свои действия с действиями окружающих для выполнения поставленных задач [35].
То есть тайм-менеджмент призван научить специалиста:
– как рационально использовать ресурс времени;
– действовать эффективно и добиваться успеха;
– расставлять приоритеты, ставить перед собой цели и достигать их;
– правильно планировать свою деятельность, управлять своими задачами и делами (как долгосрочными, так и краткосрочными);
– распределять свою рабочую нагрузку, находя время и для работы, и для отдыха.
По мере развития менеджмента как науки будут формироваться и его новые прикладные направления.
Выводы
Проведенные исследования показали, что в отечественной практике менеджмент как направление подготовки в системе высшего образования прошел четыре этапа, включая:
– развитие общего менеджмента как базовую дисциплину направления подготовки, включающего такие направления, как: история управленческой мысли, теория организации и организационное поведение;
– прикладной менеджмент 1-го поколения, базирующийся на дисциплинах образовательных стандартов второго поколения, включая: антикризисное управление, инновационный менеджмент, исследование систем управления, информационные технологии управления, логистика, методы принятия управленческих решений, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, управление персоналом, управление качеством;
– прикладной менеджмент 2-го поколения, базирующийся на дисциплинах образовательных стандартов третьего и четвертого поколения, включая: государственное и муниципальное управление, информационный менеджмент, менеджмент в социальной сфере, производственный менеджмент, стратегическое управление персоналом, технологический менеджмент, управление проектами, управление человеческими ресурсами, управленческое консультирование;
– прикладной менеджмент 3-го поколения, формируемый в современных условиях с использованием таких дисциплин, как риск-менеджмент, экологический менеджмент, тайм-менеджмент, GR- менеджмент и др.
Показано, что в целом основу современного менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования составляют: менеджмент организации, антикризисное управление, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, информационные технологии управления, исследование систем управления, логистика, методы принятия управленческих решений, производственный менеджмент, риск-менеджмент, стратегический менеджмент, тайм-менеджмент, управление качеством, управление персоналом, управление проектами, финансовый менеджмент, экологический менеджмент.
В настоящее время в менеджменте как направлении подготовки в системе высшего образования продолжает формироваться прикладной менеджмент 3-го поколения.
1. Andreev V.I. Samorazvitie menedzhera / V.I. Andreev. - M.: Delo, 2014. – 275 s.
2. Bleyk R.R., Muton D.S. Nauchnye metody upravleniya / R.R., Bleyk, D.S. Muton. Per. s angl. I. Yuschenko. – Kiev: Vysheyshaya shkola, 2013. – 274 s.
3. Balashov A.P. Osnovy menedzhmenta: Uchebnoe posobie / A.P. Balashov. – M.: Vuzovskiy uchebnik, INFRA-M, 2012. – 288 c.
4. Basovskiy L.E. Menedzhment. - M.: INFRA-M, 2008. – 214 s.
5. Verdieva Yu.N. Menedzhment. - Vladivostok: DVFU, 2012. – 311 s.
6. Vesnin V.R. Osnovy menedzhmenta. – M.: Prospekt, 2013. – 320 s.
7. Vihanskiy O.S., Naumov A.I. Menedzhment. - M.: Ekonomist', 2008. - 669 s.
8. Gluhov V.V. Menedzhment: dlya ekonomicheskih special'nostey. – Sankt-Peterburg: Piter Press, 2009. – 600 s.
9. Goncharova V.I. Menedzhment. – Minsk: Sovremennaya shkola, 2010. – 635 s.
10. Daft Richard L. Menedzhment. – SPb.: Piter, 2012. – 863 s.
11. Dan'ko, T.P., Golubev, M.P. Menedzhment i marketing, orientirovannyy na stoimost': Uchebnik / T.P. Dan'ko, M.P. Golubev. - M.: INFRA-M, 2014. – 416 c.
12. Kaznachevskaya G.B. Menedzhment: uchebnik / G. B. Kaznachevskaya. – Rostov-n-Donu: Feniks, 2012. – 452 s.
13. Korotkov E. M. Menedzhment. – Moskva: Yurayt, 2012. – 640 s.
14. Korgova M.A. Menedzhment. - Rostov n/D: Feniks, 2008. – 378 c.
15. Mincberg G. Menedzhment: priroda i struktura organizaciy glazami guru. - M.: EKSMO, 2009. – 463 s.
16. Meskon M.H. Osnovy menedzhmenta / M.H. Meskon, M. Al'bert, F. Hedouri. - M.: Vil'yams, 2012. – 672 c.
17. Repina E.A. Osnovy menedzhmenta. - M.: Akademcentr, 2013. – 240 c.
18. Teoriya upravleniya. Pod obschey redakciey: A. L. Gaponenko, A. P. Pankruhina. – M.: Izdatel'stvo RAGS, 2010. – 557 s.
19. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta: uchebnik. – M.: Knorus, 2016. – 696s.
20. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Soderzhanie obschenauchnyh metodov prinyatiya upravlencheskih resheniy v menedzhmente. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. – 2017. – T. 3. – № 1. – S. 28–51.
21. Tebekin A.V. Menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2015. Ser. Bakalavriat.
22. Tebekin A.V., Kasaev B.S. Menedzhment organizacii. – M.: KnoRus, 2010.
23. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. Uchebnik – M.: Knorus, 2017. — 342 s.
24. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Strategicheskiy menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2016. Ser. 60 Bakalavr. Prikladnoy kurs (2-e izd., per. i dop.).
25. Genri Mincberg, Bryus Al'strand, Zhozef Lampel'. Strategicheskoe safari: Ekskursiya po debryam strategicheskogo menedzh¬menta. – M.: Al'pina Pablisher, 2013.
26. Tebekin A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy. Uchebnik / Moskva, 2016. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (1-e izd.).
27. Tebekin A.V., Mantusov V.B. Upravlenie organizaciey: teoretiko-metodologicheskie osnovy, funkcional'nye zadachi, tehnologii, prikladnye aspekty primeneniya. Monografiya. – Moskva, 2016.
28. Tebekin A.V. Logistika: uchebnik. Izdanie 2-e. – M.: Dashkov i K, 2014. – 356 s.
29. Tebekin A.V. Upravlenie kachestvom. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2016. Ser. 61 Bakalavr i magistr. Akademicheskiy kurs (1-e izd.).
30. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2016. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).
31. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Ispol'zovanie informacionno-tehnologicheskoy modeli upravleniya (ITMU) v prinyatii resheniy. // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. – 2016. – № 1 (16). – S. 128–135.
32. Tebekin A.V. Upravlenie kachestvom. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2016. Ser. 61 Bakalavr i magistr. Akademicheskiy kurs (1-e izd.).
33. Tebekin A.V. Proekt kak bazovaya forma razvitiya sovremennoy ekonomiki. // Marketing i logistika. – 2016. – № 4 (6). – S. 58–71.
34. Tebekin A.V., Anisimov V.G., Anisimov E.G., Arslanov R.F., Arslanova A.P., Bogoeva E.M., Goloskokov V.I., Lipatova N.G., Popov V.V., Saurenko T.N. Ekonomicheskiy i tamozhennyy risk-menedzhment. Monografiya / Gosudarstvennoe kazennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Rossiyskaya tamozhennaya akademiya". Moskva, 2015. – 180s.
35. Strategicheskoe upravlenie innovacionnoy deyatel'nost'yu: analiz, planirovanie, modelirovanie, prinyatiya resheniy, organizaciya, ocenka /Anisimov V.G., Anisimov E.G., Gapov M.R., Rodionova E.S., Saurenko T.N., Silkina G.Yu., Tebekin A.V. - Monografiya. Pod red. prof. A.V. Tebekina. Sankt-Peterburg, 2017.
36. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy na osnove determinirovannogo faktornogo analiza. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. – 2017. – T. 3. – №5. – S.8–25.
37. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Ispol'zovanie metodov stohasticheskogo faktornogo analiza pri prinyatii upravlencheskih resheniy. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. – 2017. – T. 3. – № 10. – S. 17–53.
38. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy na osnove tradicionnyh sposobov analiza i obrabotki informacii. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. – 2017. – T. 3. – № 2. – S. 1–25.