Abstract and keywords
Abstract (English):
This article draws attention to the problem of understanding the terminology of methods of teaching Russian language and the presentation of the term in methodical articles and dictionary entries terminology dictionary. The dictionary of methodical terms is usually referred to as an authoritative means of semantization of special words in the study of professionally-oriented disciplines in high school. However, the dictionary article of the term is not easy both in terms of language and in terms of structure. The situation is complicated by the fact that the same concept can have several different interpretations. In this regard, training in the use of terminology dictionaries for the teaching of the Russian language requires a system of action that meets user searches and verified in the stages of learning vocabulary.

Keywords:
terminological dictionary, dictionary entry, methodological term, methods of teaching Russian language, semantization of the term.
Text

О значении словарей в преподавании русского языка свидетельствует исторический факт: русский язык как учебный предмет появился в системе отечественного образования, когда создавались предпосылки для этого. Одна из них — наличие словарей [2, с. 7–8]. Историческая традиция преподавания русского языка параллельно с развитием лексико-графической деятельности ученых-лингвистов началась в конце XVIII в. Необходимость создания
словаря родного языка была обозначена еще в трудах В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в первой половине XVIII в., но сформулирована как практическое направление на заседании Академии наук в 1783 г. Шеститомный «Словарь Академии Российской» (1789–1794), в создании которого приняли участие 47 членов Академии, открывает эпоху становления общей лексикографии в России XIX в. Теоретический интерес к терминологическому
словарю методической науки, отличному от других типов словарей, появился в конце XX в. и связывается, в первую очередь, с такими учеными, как О.С. Ахманова, А.С. Герд, С.В. Грине в, З.И. Комарова, М.Р. Львов, Ф.П. Сороколетов, В.А. Татаринов, А.Я. Шайкевич. Впервые основная масса терминов в области преподавания русского языка была собрана и представлена в «Словаре-справочнике по методике русского языка» М.Р. Львова в 1988 г. [4], когда методика русского языка остро нуждалась в унификации и упорядочивании своего понятийного аппарата. В настоящее время методика преподавания русского языка как наука продолжает активно развиваться, появляются новые понятия, что требует пристального внимания уче ных к проблеме фиксации и презентации терминологии в словарях по специальности. В связи с этим в последние годы возросло число методических статей, направленных на осознание категориального аппарата методики преподавания русского языка, уяснение значения отдельных терминов и установление их места в терминосистеме методической науки [5; 6]. Следует отметить
ипоявление справочного пособия нового типа (см. [7]), в разработке которого приняли участие ученые-методисты современности: А.Д. Дейкина, О.Н. Левушкина. Н.Л. Мишатина, И.А. Сотова и др. Авторы «Глоссария…» ставят перед собой задачу не только систематизировать методическую терминологию, но и осмыслить тезаурус методики, выделить терминологическое поле, которое определяет научно-практический контекст современной науки о преподавании русского языка. Причины обращения к терминам, представленным в словарях, — разные. Это и выяснение значений незнакомых терминов, и уточнение представления о понятии, и ознакомление с особенностями функционирования термина в научном тексте, и др. Одна из основных — обучение терминологической грамоте, формирование универсальных учебных умений работать со справочной литературой, в том числе со словарями, в рамках изучения МПРЯ. Все указанные аспекты обращения к словарям терминов в специальных целях направлены на решение важной задачи совершенствования методической культуры педагога, а значит, и становления его профессиональной личности.

References

1. Azimov E.G. Novyy slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New vocabulary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow, IKAR Publ., 2009. 448 p.

2. Baranov M.T. Istoricheskoe znachenie «Ustava narodnym uchilishcham v Rossiyskoy imperii» ot 5/VIII 1786 goda dlya russkogo yazyka v shkole [The historical significance of the “Charter of National Colleges in the Russian Empire”]. Russkiy yazyk v shkole: k 210-letiyu v uchebnykh planakh Rossii: Tezisy dokladov uchastnikov konferentsii (oktyabr’ 1996 goda) [Russian language at school: for the 210th anniversary of Russia’s curriculum: Abstracts of conference participants (October 1996)]. Moscow, MPGU Publ., 1996, pp.7–10.

3. Ippolitova N.A. Samoprezentatsiya v uchebnoy deyatel’nosti shkol’nikov [Self-presentation in the educational activity of schoolchildren]. Russkiy yazyk v shkole [Russian language at school]. 2017, I. 12, pp. 3–8.

4. L’vov M.R. Slovar’-spravochnik po metodike russkogo yazyka [Dictionary-reference on the methodology of the Russian language]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988. 240 p.

5. Sadovskaya I.L. Metody obucheniya: novaya kontseptsiya [Methods of teaching: a new concept]. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf’eva [Bulletin of KSPU them. V.P. Astaf’eva]. 2007, I. 1, pp. 56–61.

6. Sokol’nitskaya T.N. K voprosu o metodicheskoy kompetentnosti uchitelya russkogo yazyka [To the question of the methodological competence of the teacher of the Russian language]. Chelovek i obrazovanie [Man and education]. 2012, I. 2, pp. 162–165.

7. Yadrovskaya E.R. Glossariy metodicheskikh terminov i ponyatiy (russkiy yazyk, literatura): Opyt postroeniya terminosistemy [Glossary of methodological terms and concepts (Russian language, literature): Experience in constructing a terminology system]. St. Petersburg, Svoe izdatel’stvo Publ., 2015. 306 p.

Login or Create
* Forgot password?