Moskva, Moscow, Russian Federation
PORA expert center ( expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation is one of the most important priorities of its socio-economic development. It is directly related to the development of its infrastructure. Currently, the infrastructure of the Russian Arctic is quite poorly developed. But in the framework of the new edition of the State program "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation» the development of infrastructure (transport, engineering, energy, public, etc.) will be given great attention. To Finance such major infrastructure projects, the country is developing a new financing mechanism – infrastructure mortgage. Thanks to this mechanism, it is now possible to attract extra-budgetary investments in the implementation of such major projects as: development The Northern sea route, the construction of the Northern latitudinal, creation and development of regional ekotermoprom etc.
Arctic zone of the Russian Federation, infrastructure, sustainable development, infrastructure mortgage, public private partnership.
Цели устойчивого развития Арктики были обозначены Президентом России В.В. Путиным в его выступлении на Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в марте 2017 г., «Россия, на долю которой приходится почти треть Арктической зоны, осознаёт особую ответственность за эту территорию. Наша цель – обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера, сохранение их самобытной культуры, их традиций, бережное к этому отношение со стороны государства»[1].
Без развития современной инфраструктуры устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ)невозможно. Термин «инфраструктура» подразумевает комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур и объектов, которые обеспечивают функционирование какой-либо системы. Управление инфраструктурой является совокупностью механизмов, методов, технологий для создания обслуживающих структур и объектов. К её объектам можно отнести следующие: транспортная, социальная, технологическая, инженерная, производственная, инновационная инфраструктуры, а также инфраструктура обороны и безопасности [2]. И естественно, что проблеме развития ифраструктуры в АЗРФ посвящены все основные документы, определяющие развитие Арктики, в том числе и новая редакция государственной программы «Социально-экономического развития АЗРФ» (далее – ГП АЗРФ), которая теперь продлена до 2025 г. и изменена ее структура [3]. Она была введена в действие с 16 сентября 2017 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1064. Развитию различных видов инфраструктуры уделяется внимание во всех подпрограммах ГП АЗРФ:
Подпрограмма 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»;
Подпрограмма 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»;
Подпрограмма 3 «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации».
Основная цель ГП АЗРФ –это повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
И в том числе:
– повышение качества жизни и защищённости населения на территории Арктической зоны;
– создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали России в Арктике и развитие системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания в его акватории;
– развитие науки, технологий и повышение эффективности использования ресурсной базы Арктической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в Арктике;
– повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны.
Важность развития инфраструктуры в АЗРФ недавно, в очередной раз, была подчеркнута Президентом В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. (далее – Послание-2018) [4]. Ниже приведены основные поручения, данные в Послании-2018, которые напрямую связаны с развитием инфраструктуры АЗРФ:
– для развития городов и поселков, роста деловой активности, обеспечения «связанности» страны «прошить» всю территорию России современными коммуникациями;
– в предстоящие шесть лет удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 триллионов руб. из всех источников;
– к 2025 г. увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн;
– реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России;
– сделать Россию ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, а также одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных;
– в ближайшие шесть лет в обновление отечественной электроэнергетики привлечь около 1,5 триллиона руб. частных инвестиций. По всей стране на цифровой режим работы должны перейти системы электроэнергетики. С помощью так называемой распределенной генерации нужно решить вопрос энергоснабжения отдаленных территорий;
– к 2024 г. обеспечить повсеместный быстрый доступ в Интернет. Завершить строительство волоконно-оптических линий связи к населенным пунктам с численностью жителей более 250 чел., а в небольших населенных пунктах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока обеспечить устойчивый доступ через сеть российских спутников.
Новый подход к развитию Арктики, предложенный в ГП АЗРФ [3], предполагает создание в ней 8 опорных зон развития (ОЗР), развитие которых напрямую связано с развитием транспортно-логистической инфраструктуры (ТЛИ). Однако, транспортная система Арктической зоны характеризуется крайне неравномерным развитием и слабым уровнем транспортной освоенности. Огромные территории зоны Арктики практически не обустроены в транспортном отношении и не имеют полноценных связей с транспортными магистралями, а также налаженных внутрирайонных коммуникаций. Исключением являются, с некоторым допущением, западные районы АЗРФ. Ограниченная транспортная доступность значительно увеличивает затраты на перевозку грузов и пассажиров, а также долю транспортных издержек в стоимости конечного продукта, произведенного в Арктической зоне. Поэтому для развития АЗРФ важным является развитие ее ТЛИ. Основой ТЛИ АЗРФ является Северный морской путь (далее – СМП), ее составными частями являются ТЛИ самих ОЗР, а также ТЛИ остальной АЗРФ [5]. Крупнейшими проектами в сфере развития ТЛИ АЗРФ являются проекты: развитие СМП, Мурманского транспортного узла, Архангельского морского торгового порта, Северного широтного хода и др.
Одной из важнейших причин, сдерживающих развитие АЗРФ,является недостаточное и «островное» энергоснабжение. Не зря в своем Послании-2018 Президент прямо обратил внимание на развитие распределенной генерации. Будущее энергетики России за локальными интеллектуальными энергетическими системами, включающими:
– ВИЭ (ветер/ солнце/ гидро/тепловые насосы);
– накопители;
– генерацию на ископаемом топливе (дизели/ газопоршневые машины/ газотурбинные установки);
– генерацию на биотопливе;
– работающие во взаимодействии с ЕЭС России;
– обеспечивающими электроснабжение, теплоснабжение и хладоснабжение.
Такая локальная энергетическая система обычно позиционируется, как Микрогрид (Microgrid) и является новой структурой производства электроэнергии и обладает рядом важных преимуществ. С точки зрения клиента, помимо обеспечения потребности в электроэнергии и укрепления надежности локальной энергетики, технология Микрогрид направлена на сокращение выбросов и улучшение качества электроэнергии. Это достигается путем поддержания постоянного напряжения и сокращения резких перепадов. Микрогрид также предлагает более низкие затраты на энергоснабжение. Интеллектуальные системы Микрогрид используют распределенную генерацию и могут войти как часть будущих систем Смартгрид. В настоящее время, Микрогрид становится ключевой инновацией в области управления локальным производством и потребления энергии. Развитие Микрогрид становится особенно актуальной в контексте реализации современного подхода к развитию Арктической зоны Российской Федерации [6].
Не менее важным для устойчивого развития АЗРФ является создание и развитие инфраструктуры, связанной с обращением с отходами. Сегодня российская Арктика столкнулась с серьезными проблемами, связанными с ликвидацией и переработкой ТКО, которые накапливались здесь десятилетиями. Решение этих проблем затрудняется суровым климатом, труднодоступностью и низкой плотностью населения в большинстве регионов Крайнего Севера. Всё это не позволяет применять традиционные подходы к обращению с коммунальными отходами.
В настоящее время в России создаётся новая отрасль промышленности – по переработке отходов производства и потребления. Основную роль здесь должны сыграть экотехнопарки– это,объединенный энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями, комплекс объектов, включающий в себя здания и сооружения, технологическое и лабораторное оборудование, используемые в деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающий их непрерывную переработку и производство на их основе промышленной продукции, а также осуществление научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности [7]. Развитие региональной системы таких экотехнопарков в Арктической зоне, их финансирование, нацеленность на сохранение природы Севера – должно стать одним из важнейших направлений в деятельности органов власти и бизнеса в субъектах Федерации Арктической зоны. Первый такой экотехнопарк за Полярным кругом уже создан в Мурманской области компанией АО «Управление отходами». Развитие региональных систем таких экотехнопарков позволит решить также и проблему накопленного экологического ущерба в АРЗФ.
Также важным является для АЗРФ развитие инфраструктуры туризма. Туризм, как отрасль для России, не является определяющей развитие экономики, но, однако позволяет активно развивать МСП в регионе и создавать новые рабочие места. До настоящего времени туризм в регионах АЗРФ развит достаточно слабо. Однако в ближайшее время ситуация коренным образом изменится. В проекте ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019–2025 гг.» предполагается развитие дестинаций, две из которых связаны с АЗРФ:
1.Русская Арктика, в состав которой предполагается вхождение большинства регионов АЗРФ(Архангельская и Мурманская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).
2. Серебряное ожерелье, в которое войдут все регионы АЗРФ, входящие в состав СЗФО (Архангельская, Мурманская, Республика Карелия, Республика Коми и Ненецкий автономный округ).
Реализация этих проектов несомненно положительно скажется на развитии арктического туризма, обладающего огромным потенциалом.
Реализация таких масштабных проектов в различных видах инфраструктуры АЗРФ потребует и масштабного финансирования.Поэтому уже готовится к внедрению такой механизм, как инфраструктурная ипотека, который позволит финансировать крупные инфраструктурные проекты [7]. Использование механизма «инфраструктурной ипотеки» позволит эффективно решить многие инфраструктурные проблемы АЗРФ. Дорожная карта по развитию инфраструктурной ипотеки 12.03.2018 г. утверждена Правительством РФ.
В настоящее время Экспертным центром «ПОРА» (проектный офис развития Арктики) совместно с экономическим факультетом МГУ разрабатывается рейтинг устойчивого развития Арктики – Полярный индекс, который будет отражать всеобъемлющий подход к оценке усилий отдельных компаний и регионов по развитию Арктики в условиях изменяющегося климата, а изменения будут оценены по трем основным блокам критериев: социальным, экономическим и экологическим [8]. Использование Полярного индекса позволит оценить влияние реализации крупных инфраструктурных проектов, как на регионы, так и в целом на АЗРФ.
Ключевыми механизмами реализации государственной политики развития Арктической зоны РФ призваны стать опорные зоны развития, представляющие собой комплексные проекты социально-экономического развития, направленные на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности, предусматривающие синхронное скоординированное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития. Важно отметить значение для реализации этих проектов многоуровневого сотрудничества разных субъектов деятельности. Программу такого масштаба, как развитие Арктики невозможно реализовать за счет усилий одного субъекта, даже такого крупного как государство. Тут важна консолидация усилий разных субъектов, среди которых – бизнес, региональные и муниципальные власти, местные сообщества.
Важнейшиммеханизмом вовлечения бизнеса в крупные проекты является частно-государственное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничествопубличных и частных партнеров, направленное на совместную деятельность по реализации проектов.ГЧП в целях достижения юридических и экономических задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, за счет привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.Использование ГЧП в реализации проектов развития Арктической зоны поможет решить проблему недостатка финансовых ресурсов, повысить уровень конкуренции и, соответственно, снизить издержки реализации проектов развития. На принципах ГЧП могут быть реализованы межрегиональные и межзональные проекты.
В ходе реализации проектов, построенных на принципах ГЧП, возможно обращение к новым инструментам финансирования, таким как привлечение средств негосударственных пенсионных фондов, использование облигаций разных типов (инфраструктурных, концессионных, проектных, социальных, зеленых и др.), финансирование за счет прироста налогов, инфраструктурной ипотеки и т.п.
Помимо реализации инфраструктурных и производственных проектов, использование механизма ГЧП в Арктике будет актуально в таких важных для ее развития проектах, как обеспечение энергией производства и поселений (распределенная энергетика, микрогриды), создание инфраструктуры переработки коммунальных и производственных отходов, развитие инфраструктуры туризма, развитие сельскохозяйственного производства на территории Арктики, снижающего ее продовольственную зависимость от завоза и др.
1. Nasha cel' – obespechit' ustoychivoe razvitie Arktiki. Vystuplenie Prezidenta Rossii V.V. Putina na plenarnom zasedanii IV Mezhdunarodnom arkticheskom forume «Arktika – territoriya dialoga». http://szfo.gov.ru/press/events/1061/
2. Cyganova A.A. Infrastruktura Arkticheskoy zony RF [Elektronnyy resurs] // http://eee-region.ru.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 N 366 (red. ot 31.08.2017) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii"[Elektronnyy resurs] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/
4. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 // [Elektronnyy resurs] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/(data obrascheniya 10.03.2018)
5. Balobanov A. E., Vorotnikov A. M., Mayorov S. V. Rol' transportno-logisticheskoy infrastruktury v realizacii proektov opornyh zon razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . 2018. T. 4.№. 2. S. 17-27. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (data obrascheniya: 09.03.2018).
6. Vorotnikov A.M. Finansirovanie proektov sozdaniya i razvitiya lokal'noy energetiki// Regional'naya energetika i energosberezhenie. – №3. – 2017. – S. 46–49.
7. Strategiya razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda". http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf
8. Vorotnikov A.M. Vozmozhnosti mehanizma «infrastrukturnoy ipoteki» v finansirovanii proektov gorodskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . – 2017. – T. 3. – №. 11. – S. 46–54. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18773/view (data obrascheniya: 30.04.2018).
9. «Reyting ustoychivogo razvitiya Arktiki – Polyarnyy indeks». RELIZ http://porarctic.ru/2849-2/