CHINESE ECONOMY — LEADER’S WAY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Today the Chinese economy became the second economy of the world face value to GDP and one of the first on the importance from the point of view of growth and also the costs among world leaders in production of many types of industrial and technological output and is one of the major sales markets for a number of the countries. An important role in national economy is played by own payment service provider.

Keywords:
China; economy; innovative activity; strategy; finance; development.
Text

Основной темой саммита G20 стало строительство инновационной, здоровой мировой экономики. Он состоялся в Китае (Ханчжоу), и в этом мероприятии страна играла ключевую роль. На саммите был поставлен вопрос о расширении роли Китая в мировой экономике и международных организациях, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирный банк (ВБ). По словам заместителя директора по научной работе Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН и руководителя Центра социально-экономических исследований Китая Андрея Островского, на сегодняшний день доля Китая в этих организациях незначительна, а фактически он в числе лидеров по объёмам внешней торговли, по покупательской способности и по росту ВВП. Неудивительно, что, учитывая темпы роста китайской экономики и её качество, международные организации признали это[1].

В Китае верят: основа успеха – сильное государство, четкие цели и долгосрочное планирование. «По-китайски» для многих означает «быстро, качественно, технологично, с умом». Сегодня Китай – это экономическая сверхдержава, по многим показателям (объему торговли, производства, паритету покупательской способности) обогнавшая даже общепризнанного мирового лидера США [2]. Но так было далеко не всегда.

Страна переживала разные времена. Например, в начале XIX в.(в 1820 г.) экономика Китая составляла около трети мирового ВВП, потом Поднебесная утратила позиции, и уже с начала XX в. известные государственные деятели Китая прикладывали усилия, чтобы возродить былое величие и влиятельность страны.

Современная история развития Китая стартует с так называемого «нового курса», провозглашенного Дэном Сяопином в конце 1978 г. Речь идет о строительстве рыночной экономической системы с китайской спецификой и политике «реформ и открытости» [3]. Реформы в Китае происходили постепенно, по мере эволюции системы, технологий и мышления людей, при этом приоритет отдавался именно экономическим реформам (а не политическим), модернизации и развитию внешнеэкономических взаимоотношений.

Базой реформ, безусловно, была поддержка государства. При этом китайские лидеры и экономисты изучали и творчески переоценивали экономический опыт многих стран с поправкой на местную специфику, а также историю взлетов и падений зарубежных экономик [4]. В частности, в Китае произошла реформа платежной системы.

Концепция национальной карточной системы (проект «Золотая карта») стала разрабатываться еще в 1989 г. при поддержке председателя Китая Цзян Цзэминя. В 1991 г. проект вылился в создание национальной платёжной системы UnionPay. Работы велись по инициативе Госсовета и Центрального банка КНР в сотрудничестве c 14 крупнейшими китайскими банками. Ключевым элементом системы стал Национальный клиринговый центр в Пекине. В 2002 г. система была введена в эксплуатацию и начала функционировать в 7 крупнейших городах страны, а уже в 2003 г. система выпустила карту, которой можно было расплачиваться в 160 странах. За 14 лет своего существования UnionPay значительно ослабила позиции «мастодонтов» платёжного мира и стала их сильным конкурентом. По данным аналитического отчета компании RBR, UnionPay сегодня является одной из крупнейших платёжных систем по объёму платежей: на ее долю приходится 37% от мирового объёма расходов ($21,6 трлн) в 2015 г. (в 2014 г. – 32%), в то время как на Visa – 32% и на Mastercard – всего 20%. А по количеству карт UnionPay также является одной из крупнейших платёжных систем еще с 2010 г., к концу 2015 г. объем эмиссии карт UnionPay достиг 4,5 млрд карт.

Эти и другие трансформации экономики Поднебесной вызвали рост интереса к Китаю со стороны большинства развитых и развивающихся стран мира [5]. Последние годы интерес не только не спадал, но, можно сказать, Китай постепенно, по мере снижения темпов роста развитых европейских и американской экономик, становился драйвером развития глобального рынка [6].

Основная стратегия Китая заключается в творческом заимствовании положительного опыта развития других стран (Японии, России, азиатских технологически сильных стран:Сингапура, Южной Кореи). В результате в стране была построена так называемая экстенсивная модель экономики, основанная на недорогих трудовых ресурсах и активном использовании иностранного капитала (инвестиций) [7]. С первым в Китае всё понятно: благодаря многочисленности населения проблем с рабочей силой в стране нет. Что касается инвестиций, то именно реформами и изменениями власти стимулировали интерес зарубежных инвесторов к Китаю.

Сначала в стране были проведены аграрные реформы, сельское хозяйство модернизировали и активно развивали, а его продукция стала активно экспортироваться [8].В Китае отменены сельскохозяйственные налоги. Государство оказывает всяческую поддержку аграриям. Результат налицо: страна с 7% мировых пахотных угодий производит около 25% зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур и т.п.

Далее стало расти производство простых продуктов (одежда, обувь). А потом началась настоящая промышленная революция [9]. Китай начал производить неплохие велосипеды, часы, электронику, мебель, автомобили и комплектующие. Следующим логическим этапом стало освоение инновационных технологий и это КНР тоже удалось неплохо. Китайцы пошли по пути копирования лучшей мировой продукции и её воспроизводства на внутреннем рынке (благо масштабы позволяли). А потом, копируя опыт, Китай стал создавать и собственные

новинки, например DVD-плееры, LCD-телевизоры, ноутбуки.

В результате страна, которая недавно была не столь успешной, в последние годы занимает одни из ведущих позиций по производству высокотехнологичной продукции: мобильных телефонов и смартфонов, компьютеров, бытовой техники.

Также весомый вклад в развитие экономики в Китае внёс малый и средний бизнес [10], который сами китайцы называют своим национальным достоянием.В Китае доля малых и средних предприятий составляет более 60%. Для сравнения: доля малого бизнеса в ВВП России едва ли дотягивает до 15%.

Госсектор в Китае не стали превращать в рыночный искусственно. При этом за счет постепенного выхода государственных предприятий на рынок и их рационального реформирования деятельность многих из них удалось сделать гораздо более эффективной.

Региональная политика в Китае также характеризовалась относительной самостоятельностью регионов страны и стимулированием их к получению собственного дохода [11]. За счёт выпуска тех или иных товаров, технологий, продуктов в стране получают доход именно отдельные регионы. И они конкурируют друг с другом за инвестиционный капитал. Как говорят китайцы, открытость есть развитие. В Китае даже есть сайт, где каждый регион описывает возможные направления вложений капитала и инвестиционные льготы.

Большое значение играют так называемые особые экономические зоны, созданные в ряде городов, например в Шэньчжэне, Чжухае, Сямыне, Шаньтоу и ряде приморских городов. Бизнес, базирующийся в ОЭЗ, имеет значительные инвестиционные и налоговые льготы, что способствует привлечению иностранных инвестиций и технологий.

Чем ещё отличается Китай от многих развивающихся экономик, так это тем, что финансовая политика страны всегда, начиная с провозглашения «нового курса» и до сегодняшнего дня, была направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитного обращения, создающих условия для развития кредитования и поддержки реального сектора экономики [12]. Проще говоря, финансовая политика проводилась в жизнь в неразрывной связке с поддержкой бизнеса. При этом финансовая система базируется на доминировании национальной валюты, юаня, и национальной платежной системы UnionPay.

Финансовый рынок Китая не испытал те кризисы, которые происходили, например, в России в течение 1992–1998 гг. И такая эффективная политика и стабильность создали условия для нормального развития промышленности в стране и привлечения внешних инвестиций. Кроме того, грамотная политика препятствует оттоку капитала, накоплению у населения избыточного количества наличной валюты [13]. При этом в Китае довольно низкий уровень инфляции: Народный банк Китая установил индикатор в 3%, но по факту темпы роста потребительских цен в стране едва ли дотягивают до 1,5%.

Это предоставляет регулятору возможность сохранять мягкую кредитно-денежную политику на фоне продолжающегося ослабления глобального экономического роста [14]. Так, стараясь поддержать экономический рост, Банк Китая пять раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Китай осуществляет грамотное управление курсом юаня, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешние рынки. В разумных рамках стимулируется и внутренний спрос.

В банковской системе наиболее активно работают банки с государственным капиталом. При этом деятельность банков прозрачна, созданы все предпосылки для ее открытости иностранному капиталу. Китай активно использует технологии иностранных инвесторов, но сохраняет довольно жесткий контроль над финансовой системой в целом [15].

Национальная платежная система UnionPay – ключевой элемент рынка финансовых услуг Китая, который играет важнейшую роль в развитии экономики страны. Картами в Поднебесной можно расплачиваться в торговых сетях, оплачивать коммунальные услуги, бронировать авиабилеты и отели, погашать кредиты и совершать денежные переводы в интернет- и мобильном банке, а также терминалах. Карты системы UnionPay делятся на кредитные, дебетовые, предоплаченные, а также по статусу. Обладатели премиальных карт получают различные привилегии: экстренную поддержку в путешествиях и медицинскую помощь, доступ к консьерж-службе и программам лояльности [16]. Согласно данным международной исследовательской компании ACNielsen, узнаваемость бренда UnionPay в Китае составляет почти 100%, это один из самых известных и успешных брендов в стране.

Китай традиционно был нацелен на активное привлечение инвестиций, в том числе внешних капиталов, что сделало его важным мировым игроком и партнером для большинства стран мира [17].

Притоку инвестиций способствует не только общая дешевизна Китая (рабочей силы, недвижимости, транспорта и прочих факторов производства), но и инвестиционные и налоговые льготы для бизнеса в этой стране. Таким образом, европейские и американские предприниматели с удовольствием размещают свои производства в Китае. Практически все мировые бренды имеют производства в этой стране [18].

Кроме того, внутренний рынок Китая очень емкий с точки зрения роста внутреннего спроса по мере развития страны и роста доходов населения. Поэтому многие международные компании из США и Европы видят в Китае важный рынок сбыта для их продукции.

Китай также активно инвестирует в другие страны. Так, по данным агентства «Синьхуа», сумма слияний и поглощений, совершенных китайскими предприятиями за рубежом, за первое полугодие 2016 г. выросла почти в четыре раза и достигла $134 млрд. И этот тренд, по оценкам экспертов, будет прослеживаться и далее.

Немалое значение в успешном развитии Китая играет развитие технологий [19]. Ведь, как известно, темпы роста экономики страны напрямую зависят от того, насколько активно ведутся в стране разработки и внедрения. Так вот, в 2016 г. Китай вошел в топ-25 «Индекса глобальных инноваций», став первой развивающейся страной, догнавшей в этом плане высокоразвитые государства. Это достижение Китая отражает возросшие показатели страны в области инноваций.

Власти поощряют высокие заработки ученых-китайцев, возвращение китайских специалистов из-за рубежа, а также привлечение иностранных специалистов [20]. При этом в стране происходит создание международных исследовательских центров, в том числе корпоративных. Среди приоритетов – развитие информационных, био-, нанотехнологий[21]. Недавно Статистическое бюро Китая даже пересмотрело порядок расчета роста ВВП в соотношении с инвестициями в технологии. Согласно новым правилам, расходы на научные исследования и разработки, которые могут в экономическом плане приносить пользу компаниям, будут рассчитываться не как промежуточное потребление (производственное потребление за вычетом амортизации), а как вложения в основной капитал [22].

Сегодня Китай – своего рода всемирная мастерская, которая производит массу товаров, обеспечивает другие страны рабочей силой и технологиями. Также КНР является мощным рынком сбыта для многих государств, поэтому сюда перемещаются производства и иностранные капиталы [23]. Пока США и Европу сотрясают финансовые кризисы и «пузыри», экономика Китая демонстрирует высокую конкурентоспособность и динамику непрерывного развития. В связи с этим многие эксперты предрекают, что Китай станет, по крайней мере, одним из важных полюсов многополярного экономического мира [24].

References

1. Hohlova O.S. Razvitie vzaimodeystviya vysshih uchebnyh zavedeniy s promyshlennymi predpriyatiyami i gosudarstvom na osnove opyta SShA / A.A. Harin, O.S. Hohlova // Innovacii. – 2011. – № 8 (154). – S. 17–23.

2. Fedorov V.K. Povyshenie kachestva innovacionnyh razrabotok v special'nom mashinostroenii na osnove primeneniya metodov standartizacii i dizayna / V.K. Fedorov, A.A. Harin, A.N. Ganza // Tehnologiya mashinostroeniya. M.: Izd-vo Rossiya, – 2013. – № 12. – S.62–64.

3. Rozhdestvenskiy A.V. Razvitie innovacionnoy deyatel'nosti na osnove integracii vysshih uchebnyh zavedeniy i predpriyatiy / A.V. Rozhdestvenskiy, A.A. Harin, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, – 2013. – № 4-2 (183). – S.7–13.

4. Gurckoy D.A. Klastery kak instrument razvitiya setevogo vzaimodeystviya mezhdu predpriyatiyami i universitetami / D.A. Gurckoy, V.K. Fedorov, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, – 2013. – № 4-2 (183). – S.217–221.

5. Balashov V.V. Razvitie sistemy vzaimosvyazey vysshego obrazovaniya s proizvodstvennymi strukturami / V.V. Balashov, O.S. Harina, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, – 2013. – № 4-2 (183). – S.185–190.

6. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury obrazovaniya, nauki i biznesa: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, V.V. Balashov, A.A. Harin, O.S. Harina. M.: Al'fa-M, 2014. 160 s.

7. Kolenskiy I.L. Upravlenie razvitiem innovacionnoy deyatel'nosti v regionah Rossii: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, I.L. Kolenskiy, A.A. Harin. M.: NIC INFRA, 2015. 213 s.

8. Karpov A.S. Razvitie innovacionnyh predpriyatiy na osnove nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti molodezhi / A.S. Karpov, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU», – 2015. – № 6. – S.275–279.

9. HarinaO.S. Napravleniya vzaimodeystviya vuzov i predpriyatiy, sposobstvuyuschie razvitiyu chelovecheskogo kapitala / O.S. Harina, A.A. Harin, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU», – 2015. – № 6. – S. 293–297.

10. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury kak mehanizm upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki / A.A. Harin // Fakul'tet menedzhmenta: 70 let organizacionno-upravlencheskih innovaciy: sb. st. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. M.: Izd-vo Paleotip, 2015. S.297–302.

11. Harin A.A. Innovacionnaya infrastruktura kak osnovnoy element nacional'noy innovacionnoy sistemy / A.A. Harin / RAN. INION. Centr nauch.-inform. issled. po nauke, obrazovaniyu i tehnologiyam // Naukovedcheskie issledovaniya, 2015: sbornik nauchnyh trudov; pod red. Rakitova A.I. M., 2015. – S.12–18.

12. Ganeev A.R. Sertifikaciya professional'nyh kvalifikaciy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala dlya postroeniya innovacionnoy ekonomiki / A.R. Ganeev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. – 2015. – № 6 (200). – S.84–90.

13. Poduraev Yu.V. Vzaimodeystvie obrazovatel'nyh organizaciy vysshego obrazovaniya i mashinostroitel'nyh predpriyatiy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. – 2015. – № 8 (202). – S. 42–44.

14. Podkuyko A.I. Rol' inzhiniringovyh uslug v razvitii tehnologicheskih innovaciy (na primere sub'ekta Rossiyskoy Federacii) / Pastuhov V.V., Podkuyko A.I., Harin A.A., Harin A.A. // Innovacii. – 2016. – № 3 (209). – S. 42–46.

15. KharinAlexander. Educationalenvironmentformingonthebasisofthehumancapitaldevelopment / AlexanderKarpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).

16. Poduraev Yu.V. Razvitie chelovecheskogo potenciala predpriyatiy na baze sovmestnyh nauchno-obrazovatel'nyh kompleksov s obrazovatel'nymi organizaciyami vysshego obrazovaniya / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. – 2016. – № 8 (214). – S. 20–24.

17. Podkuyko A.I. Osnovnye instrumenty gosudarstvennoy podderzhki razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». – 2016. – №4(39). – S. 131–135.

18. Elbakiev A.M.Tendencii i problemy razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii. / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». – 2017. – №2(41). – S. 103–106.

19. KharinA.A. Innovativeinfrastructureasbasicelementofnationalinnovativesystem / KharinA.A., KharinaO.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. AdvancesinBusinessandFinancevol.7 p.3-7.

20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002

21. Harina O.S. Upravlenie funkcionirovaniem innovacionnoy obrazovatel'noy organizaciey s cel'yu razvitiya ee resursnogo obespecheniya. /O.S. Harina, A.A. Harin// Ustoychivoe razvitie regionov Rossii: ot strategii k taktike: Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii / Pod obsch.red. S.S. Chernova. – Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2018. – S. 124–130.

22. Solov'ev P.V. Celi makroekonomicheskoy politiki v Kitae. / Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt. – 2017. – №13 S.

23. Savinskiy S.P. Bankovskaya karta Kitaya ChinaUnionPay // FINANSY. – 2014. – №. 7. – S. 66–71.

24. CyaoIde, Li Zhuey: Kak razvivaetsya finansovaya sistema Kitaya. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2011/08/30/kitajskij

Login or Create
* Forgot password?