RELIGION IN MODERN EUROPE: TRENDS AND PROSPECTS OF SHAPING RELIGIOUS IDENTITY OF THE EUROPEAN POPULATION (ON THE MATERIALS OF THE BERTELSMANN FOUNDATION STUDIES IN 2007-2017)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper analyzes the dynamics of the European countries’ inhabitants’ religiousness in the basis of the empirical evidence, presented by the three large-scale studies of the Bertelsmann foundation. The authors trace the development of the European countries’ inhabitants’ religious worldview under the influence of migratory and secularization processes. Special attention is paid to the issues of linguistic, educational and labour integration of the Muslim population into the European culture.

Keywords:
sociological study, religiousness, religious identity, secularization, labour integration, religious pluralism.
Text

Исследование религиозной ситуации в странах Европы давно уже носит системный научный характер [1; 2]. Практически в каждой стране существуют организации, аффилированные либо с Международной ассоциацией истории религии (International Association for the History of Religions – IAHR) либо с Европейской ассоциацией по изучению религии (The European Association for the Study of Religions – EASR).

Предметом исследовательского интереса выступает, как историко-философское осмысление вопросов религии, так и проблема религиозной идентичности современного человека. Религиозная идентичность в современном мире формируется под влиянием таких значительных факторов, как глобализация, индивидуализация, либерализация [3; 4], плюрализация и деинституциализация религиозных процессов [6, с. 16].

Религиозную ситуацию в современной Европе долгое время характеризовали с позиции теории классической секуляризации, предполагающей, что модернизация и последующее социально-экономическое благополучие неизбежно приводит к упадку религии, как в обществе, так и в жизни отдельного человека. Однако, как полагает ряд исследователей, общемировые тенденции развития религии довольно противоречивы [6, с. 14–20] и включают в себя разнонаправленные процессы (секуляризации и десекуляризации), проявляющиеся на разных социальных уровнях.

Для того чтобы понять динамику религиозной ситуации в Европе обратимся к данным социологических исследований, проведенных Фондом Bertelsmann (Bertelsmann Stiftung).

Bertelsmann Stiftung является одним крупнейших фондов Европы (позиционирующий себя как независимый), обращающийся к анализу насущных социальных проблем в европейских странах (в сферах образования, здравоохранения, политики, экономики и т.д.). С 2007 по 2017 г. Фонд Bertelsmann провел три крупномасштабных исследования, которые наглядно демонстрируют, как меняется религиозность европейцев.

В первом исследовании – «Religion Monitor 2008» – приняло участие 21 000 чел. из 21 страны мира. На протяжении всего 2007 г. специалисты Фонда (психологи, социологи, религиоведы) с помощью инновационных методов сбора и анализа информации изучали различные аспекты религиозности и религиозной идентичности населения разных стран. Данное исследование, на наш взгляд, подтвердило теорию множественности современных обществ, в которых не может быть «глобального правила трансформации религии» (Х. Казанова, Ю. Синелина). Так, наиболее религиозным в 2008 г. признано население Италии и Польши, а наименее – население Франции.

При этом в исследовании 2008 всячески подчеркивается мысль, что «Западная Европа по-прежнему сильно зависит от христианской веры» [7]. Три четверти всех европейцев (74%) в странах Европы показали высокую степень религиозности, а 25% – очень высокую. И только 23% – нерелигиозны. 68% верят в Бога и загробную жизнь. В исследовании также отмечается относительно высокий уровень религиозной активности европейцев в 2008 г.: более половины (57%) посещают регулярно религиозные службы, а 61% молятся дома; католики более религиозны, чем протестанты (33% респондентов, определивших свою конфессиональную принадлежность как католицизм, показали очень высокий уровень религиозности и религиозной активности; у протестантов только 18%) [7].

Таким образом, исследование Фонда Bertelsmann, на первый взгляд, показывает несостоятельность теории секуляризации применительно к странам Европы в первом десятилетии XXI в. Однако, здесь необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, если рассматривать Европу не изолированно, а в общемировом контексте, то по сравнению со странами Латинской Америки, Азии и США, европейское население демонстрирует меньшую религиозность. Во-вторых, хотя исследователи Фонда и делают вывод о важности роли религии в процессе интеграции европейских стран и формировании ценностного сознания их жителей, все-таки ряд социальных сфер и отношений оказываются максимально дистанцированными от религиозных взглядов. Прежде всего, это касается сексуальных отношений и политической сферы, которые абсолютно не детерминированы религиозностью. В-третьих, понятие религиозности в исследовании Фонда было трактовано максимально широко, включая в себя и нетрадиционную религиозность, и внецерковную религиозность. Так, глубоко верующими считались те, которые верили не просто в Бога, а в «некую Божественную сущность» и те, кто исповедовал пантеизм. Наиболее развиты внецерковная религиозность и пантеистические убеждения в Италии (6%) и Швейцарии (9%). Кроме того, исследование 2008 г. выявило такую черту мировоззренческих установок европейского населения, как религиозную толерантность. Девять из десяти опрошенных (90%) согласны с утверждением о том, что каждая религия может содержать ядро истины. И только 6% критикуют такую открытость к различным взглядам [7].

Необходимость конкретизировать ряд положений, связанных с религиозной идентичностью европейцев, обусловила проведение Фондом Bertelsmann ещё одного исследования в 2013 г. «Religion Monitor: понимание общих основ. Международное сравнение религиозных убеждений». Во втором этапе исследования приняли участие 14 000 чел. из 13 стран [9]. Его главной задачей стала попытка ответить на вопрос о тенденциях и характере трансформации религии в Европе, или какая теория наиболее точно характеризует динамику религиозных ориентаций европейского населения: теория секуляризации или теория индивидуализации. Сторонники теории секуляризации указывают на то, что значение религии в сознании людей снижается, в то время как сторонники теории индивидуализации утверждают, что религия все еще процветает и просто принимает различные формы, становясь все более «индивидуальной» и тем самым «невидимой» (по Т. Лукману) [9].

Приверженность религии и личная религиозность значительно варьируются от страны к стране. Это явление объясняется как национальными традициями, так и глобальными событиями. Самые высокие уровни религиозности представлены за пределами Европы (Бразилия, Индия, Турция и США).

Таким образом, второй этап исследования показал, что Европа более секуляризированный регион. Но и внутри Европы есть большие различия: по материалам 2013 г., Швеция, Франция и бывшая Восточная Германия – это страны с самым низким уровнем религиозности населения, в то время как Швейцария, бывшая Западная Германия и Испания – страны с самым высоким.

Для объяснения этого различия исследователи Фонда обратились к теории секуляризации. По их мнению, именно «социально-экономическое благополучие в целом приводит к снижению социальной значимости религии в обществе и уменьшению числа людей, которые основывают свою жизнь на религиозных нормах и правилах» [9].

Исследование 2013 г. также показывает снижение (по сравнению с исследованием 2008 г.) и общего числа религиозных людей (в разных странах этот процент колеблется от 30 до 50% против, обозначенных в 2008 г., 74%), и снижение числа верующей молодёжи. Если в 2008 г. количество верующей молодежи было незначительно меньше, чем верующих старшего возраста, то в 2013 г. наблюдается резкое «уменьшение значимости религии в повседневной жизни из поколения в поколение» (за исключением Израиля) [9]. В принципе, трансформация молодежного религиозного сознания наблюдается по всему миру [5, с. 34].

Наибольшую религиозную активность проявляют мусульмане, затем следуют католики. Наименьший уровень воцерковленности демонстрируют реформированные протестанты.

Результаты мониторинга религии 2013 г. также показали, что религиозная толерантность постепенно уступает место страху перед рядом религий и мировоззренческих идей. В частности, проявляется определенный страх перед исламом. Ислам как угроза воспринимается, прежде всего, в Израиле, Испании, Швейцарии и США. Что объясняется рядом событий, приведших к формированию стереотипной связи между исламом и терроризмом. Так, только 20% опрошенных в Испании и около 50% в Германии согласились с утверждением, что «ислам совместим с западным миром».

Справедливости ради стоит сказать, что в ряде стран, где также проводилось исследование, в качестве угрозы воспринимается христианство (в Турции 32%, в Израиле 27%) и атеистические убеждения (прежде всего, в очень религиозных странах – США, Индии, Бразилии).

На втором этапе исследования также было уточнено представление о тенденции индивидуализации религии. Практически во всех странах Европы респонденты отмечали приоритет индивидуальных религиозных переживаний (называемых в исследовании Фонда «духовностью», «диффузным чувством религиозности») над институциализированными формами религиозности. Однако, по мнению исследователей Фонда, процессы секуляризации религии оказываются доминирующими над процессами религиозной индивидуализации.

Радикальные изменения в религиозной картине стран Европы стали происходить с ростом мигрантов и беженцев из стран Ближнего Востока, начиная со второго десятилетия XXI в.

Фонд Bertelsmann в 2017 г. в третий раз опубликовал Religion Monitor, названный «Мусульмане в Европе интегрированы, но не приняты?». Цель третьего этапа исследования более конкретна: исследовать взаимосвязь между аспектами социальной интеграции и религиозности мусульман в общеевропейском сравнении. Итоговый доклад основан на репрезентативном опросе более 10 000 чел. в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Великобритании и Турции по состоянию на конец 2016 г. [8].

Исследователи Фонда, подготовившие доклад, рассмотрели четыре уровня социальной интеграции мигрантов: языковую компетентность и результаты обучения, оплачиваемую работу, социальные отношения в обществе и эмоциональную связь с принимающей страной [8].

В целом, результаты исследования позволяют констатировать, что языковая интеграция протекает успешно. Так, для 75% мусульман, родившихся в Германии, немецкий язык является их основным (первым) языком, иногда «вместе с языком страны их происхождения». Тенденция к улучшению языковых навыков с каждым последующим поколением в равной степени проявляется во Франции, Великобритании, Австрии и Швейцарии. Различия определяются спецификой иммиграционной истории. Во Франции, например, примерно 73% мусульман выучили французский язык в детстве, в странах их происхождения, которые были бывшими французскими колониями и, соответственно, франкоязычными. В Великобритании примерно 60% мусульманских иммигрантов выросли, говоря по-английски. В странах с относительно недавней историей иммиграции мусульман меньшая доля респондентов сообщает, что национальный язык является их первым языком (в Германии 46%; в Австрии 37%; в Швейцарии 34%).

Мусульманское население Европы демонстрирует тесную связь со страной своего проживания. Так, 96% мусульман Франции, 86% мусульман Германии и 98% мусульман Швейцарии воспринимают эти страны как свою родину. В Великобритании и Австрии этот процент меньше (89% и 88% соответственно). В то же время значительное большинство мусульман в Европе также чувствуют связь со странами, из которых они или их предки когда-то иммигрировали. Это показывает, что смешанная идентичность (двойная национальная идентичность) стала нормой для большинства европейских мусульман. Смешанная идентичность особенно широко распространена среди мусульман Франции (84 %). В Германии и Швейцарии эта доля составляет примерно 65%, в Австрии 70% и Великобритании 68%.

Религия по-прежнему важна в повседневной жизни европейских мусульман. Исследователи Фонда отмечают сохранение сильной религиозной приверженности на протяжении поколений. Особенно высок процент религиозной активности мусульман в Великобритании 64%. В Австрии – это 42%, в Германии – 39%, во Франции 33%. Особенно низкий уровень воцерковленности приходится на Швейцарию – 26%, что почти равно числу религиозных христиан в этой стране (23%).

Большинство мусульман, проживающих в Европе, как показало исследование Фонда Bertelsmann, положительно относится к межрелигиозной коммуникации. Активные межрелигиозные отношения мусульман в особенности распространены в Швейцарии (87% опрошенных сообщают о частых контактах с представителями других конфессий в свободное время). Этот процент также высок в Германии и Франции (78%). В Великобритании он составляет 68% и в Австрии – 62%.

По мнению представителей Фонда, проведенное ими исследование дает понять, что ислам является миролюбивой религией, открытой для разного рода социальных контактов, и это при том, что мусульмане в Европе испытывают определённые трудности с поиском своего места в европейских обществах.

Эти сложности возникают на уровнях образовательной и трудовой интеграции мусульманского населения в европейскую экономическую систему.

Определённая национальная специфика школьной системы образования (ранняя дифференциация, например) приводит к тому, что в Германии и Австрии (36% и 39% соответственно) дети из мусульманских семей заканчивают свое образование до 17 лет. Во Франции, стране с открытой системой школьного образования, только 10% мусульман прерывают обучение по достижению 17-летнего возраста.

Огромное значение для успешной интеграции мусульман имеют условия трудовой деятельности. Пример Германии наглядно демонстрирует всю важность условий рынка труда: открытие рынка труда для иммигрантов и активное содействие оплачиваемой занятости положительно влияет на участие мусульман в трудовой жизни. В этой области Германия намного опережает другие европейские страны [8].

Успешная интеграция в области образовательных квалификаций не всегда гарантирует оплачиваемую работу, как это показывает пример Франции. На ограниченном рынке труда, который также характеризуется низкой мобильностью, мусульмане сталкиваются с особыми проблемами. Уровень безработицы мусульман во Франции составляет 14%, что намного выше уровня безработицы среди немусульманского населения (8%). В Австрии так же, мусульмане чаще остаются невостребованными на рынке труда, чем немусульмане [8].

Независимо от уровня оплачиваемой занятости, во всех странах, где проводилось исследование, по-прежнему наблюдаются относительно большие различия в доходах между мусульманами и немусульманами. Степень, в которой дифференциация доходов выравнивается с повышением уровня образования, пока еще Фондом Bertelsmann не изучалась.

В исследовании 2017 г. отмечается, что религиозные мусульмане, даже получившие хорошее образование, имеют меньший доход и с меньшей вероятностью будут трудоустроены по сравнению с немусульманским населением, а те, кто работает, зарабатывают меньше, чем немусульмане. С одной стороны, это можно рассматривать как показатель дискриминации, поскольку набожные мусульмане часто носят видимые религиозные символы и поэтому сталкиваются с предвзятым отношением, которое снижает их шансы на успех на рынке труда. С другой стороны, строгое соблюдение религиозных обязанностей может затруднить получение или сохранение работы: например, требование соблюдать пятикратную молитву и носить религиозные символы и предметы одежды также могут оказаться несовместимыми с условиями работы. Косвенно, это положение подтверждают данные по Великобритании, в которой не зафиксировано какой-либо связи между религиозностью и профессиональной деятельностью. И именно в Великобритании нет ограничения на ношение традиционной одежды и религиозных символов (например, женщины-мусульманки на полицейской службе в Лондоне могут носить хиджаб).

Вывод, который был сделан Фондом Bertelsmann по итогам третьего этапа исследования, заключался в том, что необходимо предоставлять мусульманскому населению в странах Европы широкие и равные права на всех социальных уровнях. При этом основная задача социальной интеграции мусульман заключается в сохранении их религиозной идентичности, что позволит построить единое мультирелигиозное и мультикультурное сообщество европейцев.

Таким образом, как видно, за прошедшее десятилетие религиозная картина в европейских странах резко меняется. Европа считается самым секуляризированным регионом, в котором роль религии минимальна. Тенденция сокращения количества верующих (особенно верующей молодежи) отчетливо прослеживается даже в короткий пятилетний период (с 2008 по 2013 г.). Параллельно с секулярной тенденцией наблюдается индивидуализация религии, распространяются формы нетрадиционной религиозности и внецерковной религиозности. Однако Европа вовсе не становится светским континентом, свободным от религии – христианство уступает место исламу, чьи приверженцы демонстрируют самый высокий уровень религиозной активности. В целом, в странах Европы присутствует определённая дискриминация по религиозному признаку (в отношении мусульман), которая наиболее отчетливо проявляется на рынке труда. Поэтому ряд агентов, формирующих общественное мнение (Фонд Bertelsmann является одним из таких агентов, определяющих внутреннюю политику ряда стран) начинает предлагать разного вида стратегии, направленные на полную социальную интеграцию исламского населения при сохранении многообразия религиозных идентичностей.

References

1. Antiseri D., Reale Dzh. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashih dney / V perevode i pod redakciey S.A. Mal'cevoy. – SPb.: Pnevma, 2002. – 880 s. ISBN 5-901151-05-4

2. Antologiya mirovoy filosofii. V 4-h tomah. (AN SSSR. In-t filosofii. Filosof. nasledie). Red. kollegiya: V.V. Sokolov i dr. – M.: Mysl', 1969–1973.

3. Gladkov I.S., Piloyan M.G. 2016. Istoriya mirovoy ekonomiki: Nauchnoe izdanie. 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. – M.: IE RAN; Prospekt. – 384 s. ISBN: 978-5-98163-055-2; ISBN: 978-5-392-23706-7

4. Gladkov I.S., Piloyan M.G. 2007. Istoriya mirovoy ekonomiki. – M.: Binom. Lab. znaniy. – 215 s. ISBN: 978-5-94774-663-1

5. Savchenko I.A., Snegareva L.A., Ustinkin S.V. Transformaciya molodezhnogo religioznogo soznaniya: tendencii i protivorechiya // Vlast'. –2017. – T. 25. – № 5. – S. 29–35.

6. Sinelina Yu. Religiya v sovremennom mire // Ekspert. – 2013. – № 1. – S. 14–20.

7. Religion Monitor 2008. EUROPE Overview of religious attitudes and practices. (Elektronnyy resurs). URL: www.bertelsmann-stiftung.de/en /publications/publication/did/religion-monitor-2008-europe/ (data obrascheniya 7 marta 2018)

8. Religion Monitor. Muslims in Europe Integrated but not accepted? (Elektronnyy resurs). URL: http://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Publikationen/GrauePublikationen/Study_LW_Religion-Monitor-2017_Muslims-in-Europe_Results-and-Country-Profiles.pdf (data obrascheniya 7 marta 2018)

9. Religion Monitor. Understanding Common Ground An International Comparison of Religious Belief (Elektronnyy resurs). URL: http://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Presse/imported/ downloads/xcms_bst_dms_38081_38143_2.pdf (data obrascheniya 7 marta 2018).

Login or Create
* Forgot password?