PERSONNEL POTENTIAL OF PUBLIC AUTHORITIES (ON THE EXAMPLE OF THE PENZA REGION)
Abstract and keywords
Abstract (English):
Results of the analysis of personnel capacity of public authorities in the Penza region are presented in article, on the basis of data of official statistics. Special attention is paid to such factors as: sex, age, experience of public service, education level

Keywords:
personnel potential; public civil service; regional level.
Text

 

На современном этапе политического развития и социально-экономических преобразований общества важнейшим принципом формирования государственной службы должен стать меритократический подход, при котором во власть выдвигаются наиболее достойные, одаренные и энергичные представители всех слоев общества из разных территорий и сфер деятельности, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.

Только люди, которых отличает высокий профессионализм, компетентность, способность самостоятельно решать многообразные задачи в нестандартных условиях, могут обеспечить успешное достижение грандиозных целей модернизации современной России.

Каково же в настоящее время состояние кадрового потенциала органов государственной власти как в целом в Российской Федерации, так и в отдельно взятом ее регионе? Анализ данных Федеральной службы государственной статистики РФ позволил констатировать следующее.

Вначале проанализируем данные в целом по стране. Численность всех работников государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации за последнее десятилетие (2005–2015 гг.) менялась неоднозначно (табл. 1).

Таблица 1

Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления, чел. [5]

Регионы

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация

1 462 045

1 648 376

1 603 693

1 572 188

1 548 062

2 211 899

2 176 370

в том числе в органах:                                   

на федеральном уровне

41 127

47 475

46 035

48 308

48 593

49 599

49 137

на региональном уровне

1 420 918

1 600 901

1 557 658

1 523 880

1 499 469

2 162 300

2 127 233

Приволжский федеральный округ  

286 257

314 661

303 882

296 973

288 853

415 686

401 069

 Республика Мордовия            

10 010

10 788

10 616

10 326

10 173

14 122

13 656

 Пензенская область             

14 545

15 739

15 031

14 796

14 381

20 013

18 860

 Самарская область              

29 015

32 729

31 332

30 078

28 869

42 157

40 998

 Саратовская область            

24 126

26 219

25 427

24 369

23 085

33 835

32 279

  Ульяновская область            

14 208

15 394

15 140

14 261

13 576

17 424

16 869

 

Так, в период с 2005 г. по 2010 г. эта численность увеличилась на 11,3% (с 1 462 045 чел. до 1 648 376 чел). Высокие темпы роста численности кадров государственной гражданской службы подтверждали теоретические положения концепции бюрократии о внутреннем механизме самовоспроизводства чиновничьего аппарата.

В 2011 г. наблюдалось незначительное снижение численности данной категории работников на 2,7% (до 1 603 693 чел.). Такая тенденция сохранялась до 2013 г., в результате чего численность государственного чиновничьего аппарата составила 1 548 062 чел. (по сравнению с 2010 г. снизилась на 6,08%).

В 2014 г. в результате присоединения Крыма и Севастополя к России произошло резкое увеличение численности работников государственных органов и органов местного самоуправления (особенно на региональном уровне); в 2015 г. – определенное снижение. Таким образом, к концу 2015 г. численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в РФ составляла 2 176 370 чел. В Приволжском федеральном округе в 2015 г. численность данной категории работников составляла 401 069 чел., в том числе в Пензенской области – 18 860 чел.

Что касается численности работников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Пензенской области, то с 2011 г. наблюдается ее уменьшение (табл. 2).

Таблица 2

Численность работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, чел. [4, с. 213–214]

Регионы

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация

643 997

714 119

702 482

689 853

675 830

675 767

662 409

Приволжский федеральный округ  

136 323

143 999

140 521

137 169

130 482

129 995

 

127 218

    Республика Мордовия            

4963

5021

4983

4856

4657

4648

4578

    Пензенская область             

7347

7877

7527

6883

6739

6056

5735

    Самарская область              

13 396

14 840

14 241

13 479

12 803

12 501

12 078

    Саратовская область            

11 574

11 701

11 545

11 136

9669

9555

9262

    Ульяновская область            

6878

7259

7224

6594

5950

5148

5002

 

Так, если в 2010 г. таких категорий работников насчитывалось 7877 чел., то в 2015 г.  – 5735 чел. (уменьшение на 27,2%). Подобная тенденция характерна и для других регионов Приволжского федерального округа, и для Российской Федерации в целом.

Анализ состава существующего кадрового потенциала органов государственной власти в Пензенской области, проведенный по ряду параметров (по категориям должностей, по полу, по возрасту, по стажу государственной службы, по уровню образования), позволил сделать следующие выводы.

Как видно по данным табл. 3, должностной состав работников государственной гражданской службы Пензенской области характеризуется многочисленностью категории «Специалисты», при этом доля категории «Руководители» составляет 13,3%.

Таблица 3

Состав кадров государственной гражданской службы РФ в государственных органах Пензенской области по категориям должностей и ветвям власти

(на 1 октября 2016 г.) [6]

Ветви власти 

в Пензенской области

Категории должностей

 

государственные должности

должности гражданской службы

в том числе

 

руково-дители

помощ-ники (совет-ники)

специа-листы

обеспечивающие специа-листы

 
 

Все гос. должности и должности гос.  гражданской службы в регионе

 

 

 

 

 

 

 

чел.

342

5430

770

238

3639

783

 

в %

5,9

94,1

13,3

4,1

63

13,6

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

в органах законодательной власти

 

 

 

 

 

 

 

чел.

5

34

12

1

12

9

 

в %

12,8

87,2

30,8

2,6

30,8

23,1

 

в органах исполнительной власти

 

 

 

 

 

 

 

чел.

19

4332

666

19

2976

671

 

в %

0,4

99,6

15,3

0,4

68,4

15,4

 

в органах судебной власти и прокуратуры

 

 

 

 

 

 

 

чел.

306

1004

91

218

593

102

 

в %

23,4

76,6

6,9

16,6

45,3

7,8

 

в других государственных органах

 

 

 

 

 

 

 

чел.

12

60

1

-

58

1

 

в %

16,7

83,3

1,4

-

80,6

1,4

 

 

При этом необходимо заметить, что наиболее эффективный вариант нормы управляемости, по данным статистики, когда доля руководителей в общем составе работников составляет от 15 до 20%. Критический максимум составляет 25%, а критический минимум –15% [7, с. 20-21].

В случае, когда число руководителей менее 15% (что и наблюдается в Пензенской области) происходит нерациональное распределение полномочий и обязанностей, руководители перегружены, решения принимаются и реализуются медленнее, а специалисты, ожидающие принятия того или иного решения, простаивают.

В табл. 4 отражены данные по гендерному составу работников государственной гражданской службы Пензенской области.

Таблица 4

Состав кадров государственной гражданской службы РФ в государственных органах Пензенской области по полу и ветвям власти (на 1 октября 2016 г.) [6]

Ветви власти

в Пензенской области

Всего

в том числе

в % от общей численности

 

работников, чел.

мужчины

женщины

мужчины

женщины

 
 

Все гос. должности и должности гражданской службы в регионе

5772

1405

4367

24,3

75,7

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

в органах законодательной власти

39

18

21

46,2

53,8

 

в органах исполнительной власти

4351

1154

3197

26,5

73,5

 

в органах судебной власти и прокуратуры

1310

215

1095

16,4

83,6

 

других государственных органах

72

18

54

25,0

75,0

 

 

Как видно из табл. 4, в Пензенской области женщины занимают 75,7% государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, тогда как мужчины – 24,3%. Особенно высокий уровень феминизации наблюдается в органах судебной власти и прокуратуры (83,6%). Меньше всего женщин представлено в органах законодательной власти (53,8%).

Превалирование числа женщин среди государственных служащих над числом мужчин на государственной гражданской службе в нашей стране объясняется причинами более низкой оплаты труда, занижения престижа, имиджа и роли государственной гражданской службы [7, с. 20–21].

Женщины в государственных органах не управляют и не властвуют, они занимаются делом, «присущим им от рождения», – заботой о ближнем под руководством умных и сильных мужчин. Кроме того, женщины создают им условия для принятия важных государственных решений, взяв на себя скучную бумажную монотонную канцелярскую работу – женщины находятся «при власти».

Феминизация гражданской службы – процесс социально обусловленный, но в отличие от феминизации других сфер занятости (например, образования) здесь не происходит заметного роста числа женщин на уровне принятия решений. «Стеклянный потолок» на гражданской службе значительно крепче, потому что на высших и главных должностях гражданской службы речь идет не просто о престиже и доходах, но о государственной власти, о доступе к разработке и принятию политических решений, к реальному управлению государством [2, с. 28].

Среди руководителей высшего уровня Пензенской области – женщин незначительное количество. К примеру, в аппарате Губернатора Пензенской области из 20 чел., женщин – 3 чел. (15%). Представлены они на таких должностях, как: Первый заместитель Председателя Правительства – руководитель аппарата Губернатора и Правительства Пензенской области, начальник Управления экономического планирования и финансового обеспечения, пресс-секретарь Губернатора и Правительства.

Из 24 чел., возглавляющих Министерства и иные исполнительные органы государственной власти Пензенской области, женщин – 5 чел. (20,8%). Среди занимаемых ими должностей такие, как: Министр финансов Пензенской области, Министр культуры и туризма Пензенской области, начальник Управления ЗАГС Пензенской области [3].

Законодательное Собрание Пензенской области состоит из 36 депутатов. Женщин среди них только лишь 4 чел. (11,1%) [1], т.е. в высших органах исполнительной и законодательной власти в Пензенской области женщины представлены весьма слабо, и ключевые управленческие решения принимают мужчины.

Данные о возрастном составе работников государственной гражданской службы Пензенской области представлены в табл. 5.

Таблица 5

Состав кадров государственной гражданской службы РФ в государственных органах Пензенской области по возрастным группам и ветвям власти

(на 1 октября 2016 г.) [6]

Ветви власти

в Пензенской области

Лица в возрасте, лет

до 30

30–39

40–49

50–59

60–65

старше 65

Все гос. должности и должности  гражданской службы в регионе

 

 

 

 

 

 

чел.

1130

1931

1414

1184

110

3

в %

19,6

33,5

24,5

20,5

1,9

0,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

в органах законодательной власти

 

 

 

 

 

 

чел.

3

13

9

11

2

1

в %

7,7

33,3

23,1

28,2

5,1

2,6

в органах исполнительной власти

 

 

 

 

 

 

чел.

860

1409

1045

955

82

-

в %

19,8

32,4

24,0

21,9

1,9

-

в органах судебной власти и прокуратуры

 

 

 

 

 

 

чел.

258

486

336

206

23

1

в %

19,7

37,1

25,6

15,7

1,8

0,1

других государственных органах

 

 

 

 

 

 

чел.

9

23

24

12

3

1

в %

12,5

31,9

33,3

16,7

4,2

1,4

 

Из табл. 5 следует, что наибольшее количество работников попадает под категорию среднего возраста – от 30 до 49 лет (58%), при этом: от 30 до 39 лет – 33,5%, от 40 до 49 лет – 24,5%. Число работников до 30 лет составляет 19,6%, что является хорошим показателем для формирования резерва кадров, однако необходимо создавать привлекательность работы на государственной гражданской службе для молодых специалистов.

Информация о работниках государственной гражданской службы Пензенской области пенсионного возраста представлена отдельно в табл. 6, откуда видно, что 7,8% работников попадает по категорию лиц пенсионного возраста, из них мужчин – 1%, женщин – 6,8%.

Таблица 6

Состав кадров государственной гражданской службы РФ пенсионного возраста в государственных органах Пензенской области по полу и ветвям власти (на 1 октября 2016 г.) [6]

Ветви власти

в Пензенской области

Лица
пенсионного возраста, чел.

в том числе

в % от общей численности работников, замещавших

государственные должности и должности гражданской

службы, в органах соответ-ствующей ветви власти

мужчины

женщины

всего

в том числе

мужчины

женщины

Все гос. должности и должности гражданской службы в регионе

450

57

393

7,8

1,0

6,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

в органах законодательной власти

3

3

-

7,7

7,7

-

в органах исполнительной власти

359

41

318

8,3

0,9

7,3

в органах судебной власти и прокуратуры

82

11

71

6,3

0,8

5,4

других государственных органах

6

2

4

8,3

2,8

5,6

 

Наибольшее количество пенсионеров работают в органах исполнительной власти (359 чел. из 450 чел., представленных во всех ветвях государственной власти в Пензенской области).

Данные, характеризующие состав работников государственной гражданской службы Пензенской области по стажу, представлены в табл. 7.

 

Таблица 7

Состав кадров государственной гражданской службы РФ в государственных органах Пензенской области по стажу государственной службы и ветвям власти (на 1 октября 2016 г.) [6]

Ветви власти

в Пензенской области

Имели стаж работы в государственных органах

до 1 года

от 1 года до 5 лет

от 5

до 10 лет

от 10

до 15 лет

от 15

до 25 лет

 25 лет

и свыше

Все гос. должности и должности гражданской службы в регионе

 

 

 

 

 

 

чел.

345

1115

1239

1064

1284

725

в %

6,0

19,3

21,5

18,4

22,2

12,6

в органах законодательной власти

 

 

 

 

 

 

чел.

3

5

6

7

13

5

в %

7,7

12,8

15,4

17,9

33,3

12,8

в органах исполнительной власти

 

 

 

 

 

 

чел.

280

830

915

782

942

602

в %

6,4

19,1

21,0

18,0

21,7

13,8

в органах судебной власти и прокуратуры

 

 

 

 

 

 

чел.

60

272

307

264

294

113

в %

4,6

20,8

23,4

20,2

22,4

8,6

 других государственных органах

 

 

 

 

 

 

чел.

2

8

11

11

35

5

в %

2,8

11,1

15,3

15,3

48,6

6,9

 

Из табл. 7 видно, что распределение работников по группам стажа работы на государственной службе достаточно ровное, исключение составляют крайние категории: «до 1 года» и «свыше 25 лет». Так, в процентном отношении численность работников со стажем работы до 1 года – самая незначительная (6%). Этот факт говорит о необходимости более активного привлечения на государственную гражданскую службу новых специалистов с инновационными идеями и высоким кадровым потенциалом, а также молодых специалистов с перспективами дальнейшего зачисления в кадровый резерв и перспективами развития на государственной гражданской службе региона в целом.

В табл. 8 представлены данные, характеризующие уровень образования работников государственной гражданской службы  Пензенской области. Подавляющее большинство работников имеют высшее образование (95,3%). Из числа лиц с высшим образованием 13,4% работников имеют два и более высших образования; 1% работников имеют ученую степень кандидата наук; и один человек (в органах исполнительной власти) имеет ученую степень доктора наук.

Однако работники со средним профессиональным образованием и отсутствием профессионального образования составляют 4,8%, что говорит о необходимости точечного отбора сотрудников при направлении на обучение именно из этих категорий в соответствии с целями и задачами каждого государственного учреждения. При этом стоит отметить, что такая работа ведется (в 2013 г. анализируемый показатель составлял 7%).

Если анализировать данные о базовом высшем образовании (табл. 9), то 39,8% работников государственной гражданской службы  Пензенской области имеют образование в разрезе гуманитарных и социальных наук (из них 38,1% – с юридическим образованием). Экономическое и управленческое базовое образование имеют 35,3% работников (из них только 1,9% – по специальности «Государственное и муниципальное управление»). Физико-математические и естественные науки стали базовым образованием для 3,2% работников, образование и педагогика – для 4,9% работников.

 

Таблица 8

Состав кадров государственной гражданской службы РФ в государственных органах Пензенской области по уровню образования и ветвям власти (на 1 октября 2016 г.) [6]

Ветви власти

в Пензенской области

Имели образование

Не имели высшего и среднего профессио-нального образования

Из числа лиц с высшим образованием имели

 

высшее

среднее профессио-нальное

 

2 и более высших образования

высшее образование – подготовка кадров высшей квалифика-ции

ученую степень

 

кандидата наук

доктора
наук

 

Все гос. должности и должности гражданской службы в регионе

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

5499

240

33

735

20

53

1

 

в %

95,3

4,2

0,6

13,4

0,4

1,0

-

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

-

 

в органах законодательной власти

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

38

1

-

-

-

-

-

 

в %

97,4

2,6

-

-

-

-

-

 

 в органах исполнительной власти

 

 

 

 

 

 

-

 

чел.

4117

211

23

523

20

36

1

 

в %

94,6

4,8

0,5

12,7

0,5

0,9

-

 

 в органах судебной власти и прокуратуры

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

1272

28

10

195

-

16

-

 

в %

97,1

2,1

0,8

15,3

-

1,3

-

 

 других государственных органах

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

72

-

-

17

-

1

-

 

в %

100,0

-

-

23,6

-

1,4

-

 

 

Таблица 9

Состав кадров государственной гражданской службы РФ в государственных органах Пензенской области по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки базового высшего образования и ветвям власти (на 1 октября 2016 г.) [6]

 

Ветви власти

в Пензенской области

Имели базовое высшее образование по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки

гуманитарные и социальные науки

из них по направлению подготовки юриспруденция

экономика и управление

из нее по специальности государственное и муниципальное управление

физико-математические и естественные науки

образование и педагогика

здравоохранение

культура и искусство

информатика и вычислительная техника

сельское и рыбное хозяйство

другие

Все гос. должности и должности гражданской службы в регионе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

2190

2097

1939

104

175

269

95

10

160

133

528

в %

39,8

38,1

35,3

1,9

3,2

4,9

1,7

0,2

2,9

2,4

9,6

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в органах законодательной власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

11

8

10

2

-

5

1

1

2

-

8

в %

28,9

21,1

26,3

5,3

-

13,2

2,6

2,6

5,3

-

21,1

в органах исполнительной власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

1045

968

1842

88

163

236

94

8

128

125

476

в %

25,4

23,5

44,7

2,1

4,0

5,7

2,3

0,2

3,1

3,0

11,6

в органах судебной власти и прокуратуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

1116

1107

54

6

11

22

-

1

18

6

44

в %

87,7

87,0

4,2

0,5

0,9

1,7

-

0,1

1,4

0,5

3,5

других государственных органах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.

18

14

33

8

1

6

-

-

12

2

-

в %

25,0

19,4

45,8

11,1

1,4

8,3

-

-

16,7

2,8

-

 

 

Для позитивного изменения ситуации, связанной с развитием кадрового потенциала органов государственной власти, были внесены изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» [10], а также был принят Указ Президента «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы» [9].

В частности, первым документом устанавливаются квалификационные требования для государственных служащих в Российской Федерации. К госслужащим предъявляются базовые (к уровню образования, стажу гражданской службы, профессиональным качествам и т.д.) и функциональные (к конкретной специальности и направлению) требования, а также личные характеристики. Так, для замещения должностей госслужбы категорий «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты» соискатели должны иметь высшее образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по профильному направлению. Относительно категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп установлено требование о наличии образования не ниже уровня среднего профессионального.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставлено Федеральным законом тому гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность (направление подготовки), соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности  (направлению подготовки) и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности [10].

В заключение необходимо отметить, что сегодня чиновнику уже недостаточно иметь «волю к власти», он должен быть уже не только фиксатором социальной картины и генератором предложений по оптимизации ситуации, но и прежде всего, управленцем-менеджером, проводящим в жизнь собственные идеи и наработки, ответственным не столько за выдвинутые им предложения, сколько за их реализацию в повседневной жизни социума [8, с. 14].

Из этого следует, что профессиональная деятельность работников государственной гражданской службы имеет публичный характер и направлена на организацию и регулирование отношений между гражданами и обществом. Ввиду этого данная деятельность предполагает наличие разносторонних профессиональных знаний и интенсивное профессиональное развитие.

 

References

1. Zakonodatel'noe sobranie Penzenskoy oblasti. Oficial'nyy sayt. Deputaty [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.zspo.ru/about/deputy/ (data obrascheniya 01.07.2018).

2. Kashina M.A. Zhenschiny na rossiyskoy gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe: feminizaciya i vosproizvodstvo gendernoy piramidy [Tekst] / M.A. kashina // Zhenschina v rossiyskom obschestve. – 2009. – № 2. – S. 13-31.

3. Oficial'nyy portal Pravitel'stva Penzenskoy oblasti. Struktura Pravitel'stva Penzenskoy oblasti [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.pnzreg.ru/authority/structure-of-the-government-of-the-penza-region/ (data obrascheniya 01.07.2018).

4. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016 [Tekst]: Stat. sb. / Rosstat. – M., 2016. – 1326 s.

5. Rosstat. Gosudarstvo i obschestvennye organizacii. Chislennost' rabotnikov gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya po sub'ektam RF [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/ (data obrascheniya 28.06.2018).

6. Rosstat. Gosudarstvo i obschestvennye organizacii. Byulleten' «Sostav rabotnikov, zameschavshih gosudarstvennye (municipal'nye) dolzhnosti i dolzhnosti gosudarstvennoy grazhdanskoy (municipal'noy) sluzhby po polu, vozrastu, stazhu raboty, obrazovaniyu» [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1237818141625 (data obrascheniya 26.06.2018).

7. Soroko A.V. Upravlenie kadrovym potencialom gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby na osnove formirovaniya rezerva upravlencheskih kadrov [Tekst]: avtoreferat dis…d-ra ekon. nauk: 08.00.05 / A.V. Soroko. – M. GUU, 2011. – 55 s.

8. Sumarokov V.Z. Sostoyanie i perspektivy razvitiya kadrovogo potenciala municipal'noy sluzhby: sociologicheskiy analiz [Tekst]: avtoreferat dis…kand. soc. nauk: 22.00.08 / V.Z. Sumarokov. – Penza, 2007. – 22 s.

9. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 11.08.2016 № 403 «Ob Osnovnyh napravleniyah razvitiya gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossiyskoy Federacii na 2016 - 2018 gody» [Elektronnyy resurs] // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41183 (data obrascheniya 27.06.2018).

10. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federacii» i Federal'nyy zakon «O municipal'noy sluzhbe v Rossiyskoy Federacii» ot 30.06.2016 № 224-FZ [Elektronnyy resurs] // URL: https://gossluzhba.gov.ru/document (data obrascheniya 27.06.2018).

Login or Create
* Forgot password?