Pyatigorsk, Russian Federation
The research paper is based on the communicative and analytical approach making it possible to treat sports as a media system and to formulate its laws. The author does not only interpret the regulations of information perception and transmission, but also analyses the models of sports events comprehension on the semiotic level. The process of different level semiotic subsystems (visual and verbal) is considered. Sports media communication is regarded as structural and pragmatic system reflecting the specificity of its components and means of influencing the audience. The efficiency of the two-stage influence model in the sports field is emphasized. Sports is viewed on the communicative level with its specific implicit principles of functioning. The bases of tactics and strategy complex of sports events participants in the format of modern sporting mass media are researched. The reasons and forms of blurring the boundaries of sports journalism genre abroad at modern stage and transformation of its status — transition from the sports field to the game and politics sphere — are analyzed.
sports journalism genre, sports media system, sports media communication levels, visual and verbal semiotic subsystems, sports mass media influencing the audience, two-stage influence model, tactics and strategy complex, media culture.
Сотрудничество с представителями зарубежных СМИ, включая «Нью-Йорк таймс», «Рейтер», «Ассошиэйтед Пресс», в процессе работы Олимпийского оргкомитета России во время Олимпиады в Сочи (2014 г.) позволяет подвергнуть анализу и последующей теоретизации принципы современной спортивной журналистики и ее специфику, ощутить основные проблемы. Во-первых, спорт в странах Западной Европы и США воспринимается как игровая индустрия. Те законы и общая методология, которые используются при трансляции, ретрансляции и в освещении спортивных мероприятий, подчинены законам игровой индустрии и популярно-массового развлечения. Если спорт воспринимался бы в обычном смысле, то все должно было бы сводиться к качеству соревновательного процесса и подогревающей его напряженности. Но при освещении спортивных мероприятий на нынешнем этапе профессионализм – не самое главное. В силу вступают другие законы. Это законы презентабельности и самопродажи, с одной стороны, и политические мотивы и интересы, с другой стороны. Как, например, решение МОК от 5 декабря 2017 г. об отстранении олимпийской сборной России от участия в Олимпийских играх в Южной Корее в 2018 г. Разве это не носит политического характера? Сегодня СМИ играют важную роль в популяризации различных видов спорта, отражая положительные и отрицательные стороны спортивного поведения и формируя тем самым отношение общества к спорту. Именно поэтому масс-медиа способны не
только вырабатывать разнообразные концепции и модели печатных изданий и телерадиопрограмм (от общественно-политических до специализированных), удовлетворяющие потребительские запросы аудитории, но и содействовать социально-экономическому продвижению самой спортивной сферы. В настоящее время спорт как понятие и сфера деятельности понимается дифференцированно.
1. Voytik E.A. Sportivnaya mediakommunikatsiya v Rossii [Sport media communication in Russia]. St. Petersburg, 2014. 396 p.
2. Ten van Deyk. Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Moscow, Flinta Publ., 2015. 396 p.
3. Diegel G.S. Sportsandsociety. NewYork: Appleton, 2017. 389 p.
4. Goldhabeur G.K. Sports journalism. Boston: University Press, 2016. 289 p.
5. Hazing I.P. Gaming and people. London: UniPress, 2016. 269 p.
6. Lasersfield K.T. Media and personality. Cambridge: Cambridge Press, 1956 p.