Moskva, Moscow, Russian Federation
Groznyy, Russian Federation
In the article we assume to consider pedagogical aspects of critical thinking, and for this purpose fi rst of all to formulate briefl y what has to enter the stated consideration. Critical thinking as the quality of the identity of the school student shown for formation at the school student by the social order and also as the quality formed at school students by pedagogical means as educational result of the school student, as the pedagogical problem solved by the teacher by means of application known and designing of own training techniques is presented in article; criteria of critical saturation of educational information and levels of formation of critical thinking are discussed. We consider necessary also to note that the didactic aspect of critical thinking assumes his consideration in a competence-based format as the requirement of the new federal state educational standard of the general secondary education.
criteria of critical saturation of educational information, critically focused educational tasks, activity of the teacher forming critical thinking of school students, objects of critical judgment, levels of formation of critical thinking.
Авторы считают, что в соответствии с рассматриваемой темой весьма актуально утверждение о том, что критическое мышление есть качество личности субъекта обучения и когнитивная стратегия, которые возможно сформировать и развить у школьников педагогическими средствами. В связи с этим уместно употребление следующих терминов:
общие подходы к формированию критического мышления школьников;
концептуальная модель формирования критического мышления при обучении различным учебным дисциплинам;
методики формирования и развития критического мышления;
оценка уровня сформированности критического мышления (оценочные показатели, градуированная схема уровней сформированности обсуждаемого качества, совокупность диагностических задач и методов обработки результатов их решения).
Представим теперь все эти термины, определенные на основе анализа литературы, фиксируя их как уровень теоретической и практической разработки проблемы авторами-предшественниками. Так в работе И.В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке» [4], а также в обобщениях практического опыта внедрения данных методик в образовательный процесс О.Г. Грохольской [2] представлена и обоснована базовая трехстадийная модель организации учебного процесса, посредством которого среди прочих решается задача формирования критического мышления школьников. Эта модель выражается следующей триадой этапов: вызов осмысление новой информации (в ряде работ это именуется фазой реализации смысла) размышление (рефлексия), что проявляется в ряде других работ и практических руководств и дает основания для формулировки следующего обобщенного описания. На этапе вызова у учащихся актуализируются имеющиеся знания и представления по конкретному вопросу, эти знания выводятся на уровень осознания учащимися, у них формируется личный интерес к дальнейшему углубленному изучению определенной темы, намечаются общие и частные цели, проект изучения. Главным результатом этого этапа является формирование мотивации к работе по изучению новой темы, создание благоприятных условий для последующей учебной деятельности. В случае успешной реализации этапа вызова у обучающихся возникает мощный мотивационный стимул для работы на втором этапе — этапе осмысления новой информации.
1. Andronova O.V. Formirovanie kriticheskogo myshleniya uchashchikhsya pri obuchenii matematike v osnovnoy shkole. Kand. Diss [Formation of critical thinking of students in teaching mathematics in the main school. Cand. Diss]. Moscow, MPGU Publ., 2006. 145 p.
2. Grokhol’skaya O.G. Problemy teorii obucheniya [Problems of learning theory]. Irkutsk: Ottisk Publ., 2007. 339 p.
3. Dalinger V.A. Metodika obucheniya matematike. Poiskovo-issledovatel’skaya deyatel’nost’ uchashchikhsya [Methods of teaching mathematics. Search and research activities of students]. Moscow, Yurayt Publ., 2017. 234 p.
4. Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke [Development of critical thinking in the lesson]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2006. 176 p.
5. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Refl eksivnye strategii poznavatel’noy deyatel’nosti v vysshem professional’nom obrazovanii [Refl exive strategies of cognitive activity in higher professional education]. Moscow, Institut upravleniya obrazovaniem RAO Publ., 2004. 200 p.
6. Sarantsev G.I. Metodika obucheniya matematike v sredney shkole [The method of teaching mathematics in high school]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2002. 324 p.
7. Tarasova M.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kriticheskogo stilya myshleniya uchashchikhsya mnogoprofil’noy gimnazii. Kand. Diss [Pedagogical conditions for the formation of a critical thinking style for students in a multidisciplinary gymnasium. Cand. Diss]. Moscow: NIISiMO Publ., 2000. 154 p.
8. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary general education]. Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17052012-n-413/