Kazan', Russian Federation
Kazan', Russian Federation
The article examines the Canadian experience in the fi eld of education quality management, where the eff ectiveness of the whole system is provided by active cooperation of multiple actors of educational policy at all levels: international, national, regional and institutional. Of particular interest is the analysis of specifi c initiatives implemented at each level and ways to ensuring their coherence. A brief overview of quality assurance agencies monitoring and controlling the higher education sector in whole, the universities and the educational programs, is off ered. Despite the signifi cant heterogeneity of the university sector of Canada due to the administrative, territorial and cultural diff erences, the coordinated actions of all participants of the educational process contribute to cooperation between universities, ensure mutual recognition of diplomas both in Canada and internationally, and create conditions for students’ and graduates’ mobility.
education, quality, assurance, Canada, university, evaluation, accreditation.
Особенности системы управления качеством высшего образования Канады отображают ее историческую, культурную и демографическую специфику. Канада является федеративным государством, разделенным на 10 провинций и 3 территории (административно- территориальные единицы). Согласно Конституции провинции не зависят от федерального правительства, они автономны в основных социально значимых вопросах, включая систему образования. В Канаде нет единого федерального органа, регулирующего деятельность высших учебных заведений. Каждая провинция имеет свое министерство или департамент, ответственные за сферу образования, финансирование и обеспечение качества образования. Несмотря на то что образовательные системы провинций имеют схожие черты, фактически можно говорить о 13 самостоятельно действующих системах. Децентрализация в такой важной сфере, как образование, является уникальной особенностью канадской конституционной системы [6, с. 93]. Официальными языками Канады являются английский и французский. В большинстве университетов и колледжей обучение происходит на одном из этих языков. Провинция с преобладающим франкоговорящим населением — Квебек, остальные — преимущественно англоязычные провинции. Франкоязычные университеты, помимо Квебека, имеются в Новой Шотландии, Нью-Брансуике и Онтарио. Образование англоязычных провинций и территорий строится по англо-американской системе, франкоговорящие территории и провинции в большей степени тяготеют к французской системе образования. Отличительной особенностью канадской системы управления качеством образования является главенствующая роль университетов в вопросе обеспечения качества. В 2007 г. министры образования канадских провинций подписали Декларацию о гарантии качества образовательных программ в Канаде, в преамбуле которой они «признают, что ответственность за обеспечение качества образования в учреждениях высшего образования несут сами учреждения. Они также признают необходимость защиты и сохранения целостности образования и административной автономии каждого учреждения и каждой программы» [4].
1. Assurance quality: l’expyrience du systime universitaire quybycois et ses perspectives d’avenir [Elektronnyyresurs] // Mymoire de la Confyrence des recteurs et des principaux des universitys du Quybec. Montryal. 2011. P.61. Available at: http://docplayer.fr/5317661-Assurance-qualite-l-experience-du-systeme-universitaire-quebecois-et-ses-perspectives-d-avenir.html (accessed 19 May 2018).
2. Borisenkova A.V., Perfi l’eva O.V. Sistema vysshego obrazovaniya stran «Gruppy Vos’mi»: Kanada [Higher education system of the G-8 countries: Canada]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika [Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy]. 2006, I. 1, pp. 1–9.
3. Vakhshtayn V.S. Obespechenie kachestva obrazovaniya — opyt stran OESR [Ensuring the quality of education — the experience of OECD countries]. Tsentr OESR — VShE [Center OECD — Higher School of Economics]. 2005, pp. 8–12.
4. Dyclaration ministyrielle sur l’assurance de la quality des programmes d’enseignement menant a des grades au Canada [Elektronnyy resurs]. 2007. P. 13. Available at: https://www.univcan.ca/wp-content/uploads/2015/07/qa-cmec-declaration-ministerielle-sur-lassurance-de-qualite-2007.pdf (accessed 19 May 2018).
5. Indicateurs de l’yducation au Canada : une perspective internationale — 2014 [Elektronnyy resurs]. Statistique Canada. — 2015. — P. 158. Available at: http://www.statcan.gc.ca/pub/81-604-x/81-604-x2014001-fra.pdf (accessed 19 May 2018).
6. Kelli Dzh., Danko R., Korzinskiy E. Obrazovanie v Kanade: sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya [Education in Canada: the current state and development trends]. Pedagogika [Pedagogy]. 2000, I. 1, pp. 93–100.