UNIVERSITY PREPARATION AS THE STAGE OF FORMATION OF SOCIAL MATURITY OF STUDENTS WITH HEALTH LIMITATIONS AND WITHOUT HEALTH LIMITATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The pedagogical and psychological literature on the studied problem is analyzed, the conceptual fi eld of research, the structure and content of the social maturity of students is defi ned; The diff erences and peculiarities of the social maturity of students with and without health limitations, both in terms of the integral indicator, and for individual components related to the phenomenon of “socio-psychological maturity” were revealed experimentally.

Keywords:
college education, social maturity, students without health limitations, students with health limitations.
Text

Получение высшего образования любого направления подготовки предполагает формирование у обучающегося осознанной мотивации готовности к саморазвитию, формированию компетентностей. Это возможно при осознании студентом социальной значимости будущей профессии и профессиональной деятельности. Несмотря на многообразие подходов к рассмотрению заявленной проблемы, к настоящему времени недостаточно изученными остаются вопросы развития социальной зрелости будущих специалистов в социокультурной среде вуза. Понятие зрелости исследуется в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна. Авторы рассматривают зрелость личности как присвоение общественной сущности, степень овладения «социальным опытом действий, осознанием себя в обществе, видением себя в других людях, готовностью к ответственному действию в окружающем мире» [5]. Зрелой личности свойственно не только приспосабливаться к любой среде, но и активно формировать среду в соответствии со своей индивидуальностью. Б.Г. Ананьев назвал ее собственной средой развития. Понятие «зрелость» определяется как состояние, к которому приходит организм в конце определенного периода своего развития, а также достаточно продолжительный период в жизни человека, характеризующийся тенденцией к достижению высшего развития таких способностей личности, как духовные, интеллектуальные и физические. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны [8]. С.И. Змеев отмечает, что зрелость личности характеризует широкой системной особенностью связей в мире, высоким уровнем иерархизированности мотивов в различных сферах деятельности [2]. А.А. Бодалев считает, что вершиной зрелости является реализация сущностных человеческих сил — социальных, ментальных, нравственных, иногда характерологических и профессиональных проявлений [1].
Анализ теоретических исследований категории «зрелость» Г.С. Сухобская выделяет следующие характеристики зрелой личности:
 ответственность;
 умение применять приобретенный в течение жизни опыт построения конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми;
 способность к активной жизни в обществе, эффективному использованию своих знаний и способностей;
 заботу об окружающих людях [5, 7].
Феномен социальной зрелости личности проявляется в ее ценностях, целях, жизненных смыслах, в отношении к ценностям и целям развития общества и цивилизации. Социальная зрелость может трактоваться как достаточно высокий уровень освоения человеком норм и ценностей для эффективной реализации основных социальных ролей и функций. Существуют различные авторские подходы к определению понятия социальной зрелости.

References

1. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya [The peak in the development of an adult: characteristics and conditions of achievement]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 1998. 168 p.

2. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh [Andragogy: the fundamentals of theory, history and technology of adult learning]. Moscow, PER SE Publ., 2007. 272 p.

3. Kameneva E.G. Razvitie sotsial’noy zrelosti studentov pedagogicheskogo vuza. Kand. Diss [Development of social maturity of students of a pedagogical university. Cand. Diss]. Orenburg, 2004. 184 p.

4. Kameneva E.G. Razvitie sotsial’noy zrelosti studentov pedagogicheskogo vuza. Kand. Diss [Development of social maturity of students of a pedagogical university. Cand. Diss]. Orenburg, gos. un-t Publ., 2004. 184 p.

5. Orlova V.V. Sotsial’naya zrelost’ molodezhi: sotsial’no-psikhologicheskiy aspekt [Social maturity of youth: socio-psychological aspect]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2009, I. 5, pp. 124–125.

6. Rudneva I.A. Praktiko-orientirovannye situatsii kak sredstvo formirovaniya sotsial’noy zrelosti studentov. Kand. Diss [Practically-oriented situations as a means of forming the social maturity of students. Cand. Diss]. Volgograd, 2011. 205 p.

7. Sukhobskaya G.S. Ponyatie «zrelost’ sotsial’no-psikhologicheskogo razvitiya cheloveka» v kontekste andragogiki [The concept of “maturity of the socio-psychological development of man” in the context of andragogy]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of learning]. 2004, I. 4, pp. 17–20.

8. Shapar’ V.B. Slovar’ prakticheskogo psikhologa [Dictionary of practical psychologist]. Moscow, AST Publ., Khar’kov: Torsing Publ., 2005. 734 p.

9. Shramko N.V. Vuzovskaya podgotovka kak etap stanovleniya sotsial’noy zrelosti studentov. Kand. Diss [Higher education as a stage of the emergence of social maturity of students. Cand. Diss]. Ekaterinburg, 2009. 219 p.

Login or Create
* Forgot password?